Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ СЕЛФХАРМЕРА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Работа №190808

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Речевой портрет как форма репрезентации языковой личности селфхармера
1.1. Проблема содержания понятия «речевой портрет» 9
1.2. Модели описания речевого портрета 12
1.3. Селфхарм как психологическая проблема, определяющая специфику речевого 15
портрета участника группы «Типичный селфхармер»
Вывод по главе 1 17
Глава 2. Речевой портрет селфхармера, реализуемый в группе «Типичный селфхармер»
2.1. Дискурс социальной сети как одна из сфер реализации языковой личности 18
2.2. Дискурс группы «Типичный селфхармер» как сфера реализации языковой 22
личности селфхармера
2.3. Речевые портреты селфхармеров - участников дискурса группы «Типичный 31
селфхармер»
2.3.1. Речевой портрет дискурсивной личности первого типа (отсутствие способа 31
контроля эмоций)
2.3.2. Речевой портрет дискурсивной личности второго типа (аутоагрессия) 38
2.3.3. Речевой портрет дискурсивной личности третьего типа (другие причины 41
селфхарма)
2.3.4. Речевой портрет дискурсивной личности четвертого типа (без возможности определить причину)
Вывод по главе 2 44
Заключение 47
Список литературы 50


Актуальность данного исследования обусловлена социокультурной необходимостью изучения эффективности речевой деятельности действующего политика, а также целесообразностью совершенствования технологий речевого портретирования.
Изучение языкового облика участника общения в соцсетях находится в русле актуальных исследований лингвистической персонологии как дисциплины, в фокусе внимания которой оказывается человек как субъект речевого общения. Базовым для лингвоперсонологии является понятие «языковая личность». У его истоков в отечественной лингвистике - В.В. Виноградов, [Виноградов 1927, 1930, 1980], Г.И. Богин, [Богин 1984] и Ю.Н. Караулов [Караулов 1987]. В работах Ю.Н. Караулова языковая личность определяется как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью» [Караулов 1989: 3], а сам человек «предстает как специфически систематизированный продукт языковой деятельности» [Караулов 2007: 286].
Параллельно с понятием «языковая личность» в отечественной лингвистике формируется понятие «речевой портрет», направленный на обнаружение взаимосвязи «между менталитетом как образом мышления, языком и формами поведения человека» [Базылев 1999: 10].
Актуальность исследования определяется еще и тем, что языковая личность рассматривается в ее дискурсивной обусловленности, и ее изучение расширяет перечень описанных с позиций дискурс-анализа коммуникативных сфер.
В настоящее время стоит проблема идентификации психологических состояний человека на основании отражающих его вербальных форм. Разработка материала для дальнейшего использования в психологических исследованиях определяет еще один аспект актуальности данной работы.
Наконец, актуальность работы определяется высоким процентом распространенности селфхарма среди населения. В настоящее время отмечается рост явления селфхарма: среди подростков процент увеличения актов селфхарма достигает 45%, для взрослого населения показатель варьируется от 1 до 25% в зависимости от исследований . При этом практически не изученным является речевое поведение людей, страдающих несуицидальными самоповреждениями (НСП), как в целом, так реализованное в определённых дискурсивных условиях.
Объектом исследования являются тексты, написанные селфхармерами и реализуемые в специализированном интернет- сообществе - группе «Типичный селфхармер» в социальной сети VK (vk.com).
Предмет исследования - особенности речевого поведения селфхармера, осуществляющих общение в специализированном интернет-сообществе.
Перед собой мы поставили цель - составить речевой портрет селфхармера, реализующийся в дискурсе интернет-сообщества «Типичный селфхармер».
Гипотеза исследования заключается в предположении, что тип дискурсивной языковой личности селфхармера, реализованной в специализированном интернет - сообществе, определяется обоснованными в психологии типами селфхармеров, дифференцированными на основании характера мотивации НСП.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. проанализировать существующие в современной лингвистике понимания речевого портрета и языковой личности и сформулировать на их базе дефиницию понятия “речевой портрет” применительно к данному исследованию;
2. проанализировать результаты психологических исследований природы селфхарма, выявить типы селфхаремеров, идетифицируемые на основании текста;
3. проанализировать дискурс интернет-сообщества “Типичный селфхаремер”, выделить его особенности;
4. дифференцировать тексты исследуемого сообщества на основании типов селфхармеров, проанализировать и провести анализ текстов постов селфхармеров каждого типа, выделить в них языковые средства, с помощью которых репрезентируются дискурсивные черты селфхармера;
5. сопоставить речевые портреты селфхармеров разного типа.
Теоретической основой исследования послужили работы авторов, занимавшихся анализа речевых портретов: М.В. Панов (2002), Ю.Н. Караулов (1987), Т.М. Николаевой (1991), Б.Л. Бойко (2008), Л.П. Крысина (2001), Н.В. Юдина и Е.А. Кузнецова (2016), Н.Д. Голева (2005). В описании дискурса мы опирались на работы Т ван Дейка, Н.Д. Арутюновой (1990), М.С. Рыжкова (2009), Е.И. Горошко и Е.А. Жигалиной (2010), А.Е. Войскунского (2001).
В качестве материала были использованы 51 текст, взятые из постов в группе «Типичный селфхармер» социальной сети VK (vk.com/typical_selfharmer).
Для сбора материала был использован метод сплошной выборки текстов исследуемой группы за период с 12 октября 2018 года по 3 ноября 2018. Для анализа материала была использована методология дискурс-анализа реализованная в методах контекстуального анализа, компонентного анализа, контент-анализ (В качестве инструмента был использован онлайн-ресурсistio.com), психолингвистического анализа, социолингвистического анализа. В качестве обобщения используется метод речевого портретирования, направленный на моделирование дискурсивной деятельности языковой личности.
Новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной лингвистике представлено описание дискурсивной языковой личности селфхармера, составлены его типовые речевые портреты.
Исследование вносит вклад в теорию дискурса и в лингвоперсонологию.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке психодиагностических технологий на вербальном материале.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы. Исследование состоит из двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, описана его новизна, сформулированы цели и задачи исследования, его объект и предмет. В первой главе «Речевой портрет как форма репрезентации языковой личности селфхармера» рассматривается понятие «речевого портрета», его соотношение с понятием «языковой личности», приводятся модели составления речевого портрета, формулируется собственная модель; описывается явление селфхарма как психологической проблемы и его определяющие специфику речевого портрета черты. Во второй главе «Речевой портрет селфхармера, реализуемый в группе «Типичный селфхармер» описывается дискурс сообщества «Типичный селфхармер», его отличительные характеристики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование отражает результаты моделирования речевых портретов селфхармеров, являющихся участниками группы «Типичный селфхармер» в соцсети.
Работа опирается на психологические исследования в области психологии и представляет аналитические данные для дальнейшего их использования в психологических исследованиях.
Речевой портрет моделируется в данной работе на основании выявления специфики языковой личности, осуществляющей вербальную коммуникацию в дискурсе определенного типа.
Понятие языковой личности не является однозначным - в связи с разными уровнями обобщения исследуемого объекта. В данной работе мы обращаемся к тому содержанию данного понятия, которое рассматривает данную языковую личность как определенный тип (типовая языковая личность).
На основании понятия типовой языковой личности строится понятие дискурсивной личности, которое определяется как совокупность речевых характеристик участников дискурса, заданных его типовыми свойствами.
Цель дискурса исследуемой группы - дать возможность участникам высказаться по поводу собственной селфхарм-зависимости и получить поддержку или поделиться позитивным опытом. В этот дискурс входят участники, желающие избавиться от НСП.
Дискурсивная личность селфхармера характеризуется рядом специфических свойств, из которых наиболее активно проявленными являются следующие.
1) Посты страдающих НСП характеризуются редуцированность описания собственных эмоций - при наличии дискурсивной направленности на их экспликацию. Описания эмоций они заменяют описанием физиологических ощущений, процессов осуществления актов НСП, внешних реакций окружающих на их проблему, а также условий, вызвавших эти эмоции. Это можно объяснить низким уровнем сформированное™ эмоционального интеллекта, который, что, по мнению психологов, является одним из обоснований ориентации личности на НСП.
2) В постах исследуемой группы частотно используются речевые маркеры НСП - глаголы нанесения увечий и наименования частей тела, подверженных повреждению.
3) Наиболее активно выраженными дискурсными топиками являются «семья» и «учеба».
В результате обращения к анализу работ по психологии, были выделены 3 типа селфхармеров, дифференцированных выраженными различиями в мотивации НСП. На этом основании были выделены следующие типы дискурсивных личностей.
1) Селфхамеры, которые не могут иным способом справиться с сильными негативными эмоциями.
2) Селфхармеры, которые испытывают желание наказать себя.
3) Те, кто мотивирует свои действия другими причинами, такими как желание привлечь внимание окружающих или оставить физический след эмоциональных переживаний.
Кроме того, несколько постов не обнаружили возможности квалифицировать их авторов по заданному параметру, поэтому рассматривались отдельно (посты, в которых не представляется возможным определить причину НСП).
Для каждого типа дискурсивной личности был составлен речевой портрет.
Результаты анализа постов селфхармеров разного типа подтвердили гипотезу о том, что их речевые портреты различаются.
Речевой портрет языковой личности 1 типа характеризуется следующими наиболее значимыми свойствами.
A) установкой на активную экспликацию процессов говорения, мотивированных значимостью говорения как формы сублимации негативных эмоций, плохо осознаваемых ими;
Б) регулярным маркированием временных точек и промежутков, которые фиксируют либо момент акта НСП, либо период селфхарма, обычно чередующийся с ремиссией;
B) описание НСП как формы физического замещения вербальной сублимации;
Г) при реализации наиболее активного для всех страдающих НСП топика «семья» обнаруживается высокий уровень негативной оценочности.
Речевой портрет языковой личности 2 типа отличается от 1 типа, в первую очередь, активным и развернутым описанием собственной внешности, в основном, негативно оцениваемым. В постах языковых личностей этого типа максимальное количество слов с негативной семантикой. Лексические маркеры НСП в текстах такого типа используются наиболее частотно. При этом топик «семья» реализуется практически вне негативной семантики.
Речевой портрет языковой личности 3 типа идентифицируется менее выраженно. Образ семьи в данном посте формируется в негативном ключе. Как и в текстах первого типа, родители обозначаются как «зло».
Проведенное исследование показало, что психологически значимые проявления имеют вербальные выражения. В этом - значительные перспективы исследований такого типа.
Кроме того, данные контент-анализа свидетельствует о том, что в постах дискурсивной личности такого типа активно используются маркеры процессов НСП.



Briere J, Gil E. Self-mutilation in clinical and general population samples: prevalence, correlates, and functions. Am J Orthopsychiatry. 1998;68(4):609-620.
E David Klonsky, Sarah E Victor, Boaz Y Safer. Nonsuicidal Self-Injury: What We Know, and What We Need to Know. Can J Psychiatry. 2014 Nov; 59(11): 565-568
Glassman LH, Weierich MR, Hooley JM, et al. Child maltreatment, non-suicidal self-injury, and the mediating role of self-criticism. Behav Res Ther. 2007;45(10):2483-2490
Klonsky ED, Muehlenkamp JJ. Self-injury: a research review for the practitioner. J Clin Psychol. 2007;63(11):1045-1056.
Klonsky ED, Oltmanns TF, Turkheimer E. Deliberate self-harm in a nonclinical
population: prevalence and psychological correlates. Am J Psychiatry. 2003;160(8):1501-1508.
Klonsky ED. Non-suicidal self-injury in United States adults: prevalence,
sociodemographics, topography and functions. Psychol Med. 2011;41(9):1981-1986.
Muehlenkamp JJ, Claes L, Havertape L, et al. International prevalence of adolescent non- suicidal self-injury and deliberate self-harm. Child Adolesc Psychiatry Ment Health. 2012;6(1):10.
Nock MK, Joiner TE, Gordon KH, et al. Non-suicidal self-injury among adolescents: diagnostic correlates and relation to suicide attempts. Psychiatry Res. 2006;144(1):65-72.
Ross S, Heath N. A study of the frequency of self-mutilation in a community sample of adolescents. J Youth Adolesc. 2002;31(1):67-77.
Sornberger MJ, Smith NG, Toste JR, et al. Nonsuicidal self-injury, coping strategies, and sexual orientation. J Clin Psychol. 2013;69(6):571-583.
Van Dijk Teun A. (Editor). Discourse as Structure and Process. Sage, 1997. 356 p.
Walsh B. Treating self-injury. 2ns ed. New York: Guilford Press; 2012.
Whitlock J, Eckenrode J, Silverman D. Self-injurious behaviors in a college population.
Pediatrics. 2006;117(6):1939-1948.
Whitlock J, Muehlenkamp J, Purington A, et al. Nonsuicidal self-injury in a college population: general trends and sex differences. J Am Coll Health. 2011;59(8):691-698.
Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 360 с
Асташова О. И. Речевой портрет политика как динамический феномен: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2012. 245 с.
Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуника -
Бойко Б.Л. Принципы моделирования речевого портрета носителя социально - группового диалекта (к проблеме создания речевого портрета человека на войне) // Вестник Военного университета. - 2008. - № 2. - С. 114-121.
Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. 2001.No11. С.64-79.
Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001. - 22 с.
Голев Н.Д. Лингвоперсонология, антропотекст, типы языковой личности (лингвоперсонемы) // Университетская филология - образованию: человек в мире коммуникаций. Барнаул, 2005. С. 84-86; Татаринцева Е.Н. Индивидуальный аспект описания языковой личности (портретирование) // Сибирский филологический журнал. 2010. № 3. С. 218-222 и др.
Гордеева, М. Н. Речевой портрет и способы его описания / М. Н. Гордеева // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. - 2008. - № 6. - С. 89-101
Горина Е.В. Воздействующий потенциал теории дискурсивных защит в Интернет - СМИ // Вестник Гуманитарного университета. 2013. № 2 (2) / Редкол. : Л. А. Закс, Л. А. Мясникова и др. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013 - С. 155-161.
Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. — 2010. — № 12. 22.
Данилова С.А. Типология дискурса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки .2015. №1 .— С. 345-349
Иванцова Е.В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 4 (12). С. 24-32 и др.
Карасик В.И. К 21. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. - 363 с.
Кашкин В.Б. Дискурс: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 76 с.
Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - М., 2001. - С. 90.
Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: URSS, 2008.
Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. - Москва : Флинта, 2011. - 840 с.
Левковская О.Б., Шевченко Ю.С., Данилова Л.Ю., Грачев В.В. Феноменологический анализ несуицидальных самоповреждений у подростков //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(7):10-15.
Лейко И. М., Маслова В. А. Параметры описания речевого портрета языковой личности / И. М. Лейко, В. А. Маслова // Язык и социальная динамика. - 2012. - № 12-1. - С. 414-420
Леорда, С.В. Речевой портрет современного студента: автореф. Дис. канд. филол. наук; 10.02.01 / Леорда Светлана Владимировна. - Саратов, 2006. - 19 с.
Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 477 с.
Малышева Е.Г. Дискурсивная языковая личность и идиостиль журналиста: методология и методы исследования (на примере анализа текстов омского журналиста Сергея Шкаева) // Политическая лингвистика. 2007. № 6. С. 39-44.
Матвеева Г.Г. Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речи. Пятигорск, 1998 14 с.
Медведева Г.И. Психологические особенности межличностного общения в интернете // Перспективы психологической науки и практики (сборник). Москва. 2017. - С. 300-309
Мухортов Д.С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 26-28 августа 2014 г. Екатеринбург, 2014. С. 167-173.
Нгуен Т.А.Н. Жанры виртуального дискурса сферы природопользования (на материале русского и английского языков) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5
Николаева, Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2 М. 1991 С. 73-75.
Панов М. В. История русского литературного произношения VIII-XIX вв. / М. В. Панов. М.: Наука, 1990. 453 с.
Резанова З.И., Скрипко Ю.К. Дискурсивная языковая личность участника виртуального фан-сообщества // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 191.
Рыжков М. С. Речевые стратегии участников синхронного интернет -дискурса: (на материале русско- и англоязычных чатов): автореф. дис. ...канд. филол. наук. Воронеж, 2009. 24 с.
Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. П. Тарасенко ; Кубан. ун.-т. - Краснодар, 2007. - 280 с
Тубалова И.В. Полифонический текст в устных личностно - ориентированных дискурсах. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016.
Ушаков Александр Александрович Интернет-дискурс как особый тип речи (Рецензирована) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №4.
ции: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
Цыкина, Анастасия Олеговна. Коллективный речевой портрет американских ученых-антропологов: магистерская диссертация : 45.04.02 / А. О. Цыкина. — Красноярск : СФУ, 2017.
Шабшин И.И. Психологические особенности и феномены коммуникации в Интернете// Моск. психотерапевтич. журн. 2005. №1.
Юдина Н. В., Кузнецова Е. А. Языковой портрет современного финансиста: учебник для бакалавров. - М.: Финансовый университет, 2016 - 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ