Введение 2
Глава I. История отношений Венесуэлы и Колумбии в 2000-2011 гг 11
1.1 Венесуэльско-колумбийские отношения до разрыва 11
1.2 Разрыв отношений между Колумбией и Венесуэлой (2008-2010 гг.) 16
1.3 Восстановление отношений между Колумбией и Венесуэлой (2010 - 25
2011 гг.) 25
Глава И. Новый дипломатический кризис между Венесуэлой и Колумбией (2013-2016 гг.) 33
1. Разрыв отношений между Колумбией и Венесуэлой в 2013 г 33
2.2 Пограничный спор между Венесуэлой и Колумбией в 2015г 40
2.3 Роль Венесуэлы в колумбийских мирных переговорах (2012-2016 гг.) 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Источники 58
Глобальные международные отношения стали более сложными после окончания холодной войны. По мере того, как международная система движется к многополярности, усиливающееся взаимодействие экономической, политической, социальной и военной сфер создает сложную сеть взаимозависимостей. В Латинской Америке, похоже, наблюдается тенденция, при которой движение к интеграции почти необратимо.
Колумбию и Венесуэлу объединяет не только граница протяженностью 1375 миль, но и общая и нестабильная история. История двух соседних стран важна, потому что она показывает, что страны, несмотря на свою историю споров, взаимозависимы. Поэтому сотрудничество между двумя странами чрезвычайно важно. Это также показывает тенденцию к «сильной централизованной власти» в регионе, как это можно видеть в случае с президентом Венесуэлы Чавесом, риторику которого можно связать с эскалацией напряженности конфликта.
Два столетия назад Колумбия и Венесуэла были территорией большого и единого государства. В начале XXI в. Их разделяла не только граница, но и множество противоречий, среди которых наиболее остро стоял вопрос о наркотрафике. Возникновение данной специфической проблемы, несомненно, связано с низким уровнем социально-экономического развития этих стран, а также усилением активности наркомафий и тесно связанных с ними партизанских формирований в Андском регионе Южной Америки. В результате Колумбия, Перу и Боливия стали основными производителями кокаина, а территории соседних стран — Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Панамы и даже Мексики — стали зоной наркотрафика.
Однако в начале XXI века правительства обеих стран сделали радикально разные идеологические повороты, что привело к тому, что их соответствующие лидеры выдвинули обвинения, закрыли границы и прекратили дипломатические отношения в течение последних двадцати лет. В этой работе рассматриваются последствия разрыва отношений между Колумбией и Венесуэлой с начала 2008 года. В ней также оцениваются возможности и проблемы, которые могут сопровождать размораживание отношений в сфере приграничной торговли, миграции и сотрудничества в области безопасности; мирные переговоры между Боготой и FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии), Армией национального освобождения (ELN); и усилия по разрешению затянувшегося политического кризиса в Венесуэле путем переговоров.
Изучение и анализ отношений между двумя странами имеет важное значение, поскольку они имеют исторические, социальные и торговые связи, которые развиваются на границе. В работе обосновано определение стратегического положения между политическими и экономическими колебаниями, на которые влияют различные двусторонние дипломатические отношения.
Венесуэльско-колумбийский конфликт стал предметом многочисленных зарубежных исследований. Историки, политологи не могли обойти вниманием проблемы Иберо-американского региона. Среди многочисленных публикаций, посвященных иберо-американскому урегулированию и политике стран, можно выделить те, которые раскрывают отдельные аспекты венесуэльско-колумбийского конфликта.
Автор данного исследования видит его важность в том, что Колумбия и Венесуэла - две страны, объединенные географией, историей и культурой, наступившее. улучшение отношений, после урегулирования нескольких конфликтов между правительствами двух стран, подошли к необходимости пересмотра процесса двусторонней интеграции, переоценки достигнутых достижений.
Профессор международных отношений Центрального университета Венесуэлы Мария Тереза Ромеро в 2008 г 1. проанализировала отношения между Венесуэлой и Колумбией, которые претерпели существенные изменения в 1990-е годы. С тех пор, как страны обрели независимость в XIX в. и вплоть до конца 1980-х годов, пограничные проблемы вызывали серьезные дипломатические конфликты и затмевали важную двустороннюю торговлю, а с 1999 г - политическое и военное сотрудничество и хорошие отношения между двумя странами достигли беспрецедентного уровня.
Александра Герике в своей книге «Трудно, но необходимо: венесуэльско-колумбийские отношения на протяжении времени — историческое описание двух особо связанных соседей » . делает попытку проанализировать, почему в последние три десятилетия двусторонние отношения были скорее конфликтными, чем кооперативными, и какие факторы были решающими, принимая во внимание основных действующих лиц, а именно президентов Колумбии и Венесуэлы.
Мигнль анхель Морффе Пераса, «Насилие и завершение колумбийского конфликта на колумбийско - венесуэльской границе. Возможности и вызовы для развития границы», 2016 г. - исследование основано на пересмотре и анализе литературы, связанной с мотивами, факторы риска насилия, а также предусмотрительность обеих стран для решения пограничных проблем. В работе делался вывод о том, что обозримый сценарий мира может представлять возможности и проблемы, когда правительства решат множество сложных проблем на границе, несмотря на несовпадающие взгляды обоих правительств .
Профессор кафедры геополитики факультета глобальных процессов МГУ Ивановский Збигнев Владиславович в работе «Колумбия: мирный процесс и и вызовы постконфликтного периода» 2020 г. проанализировал основные тенденции общественно-политического развития Колумбии в начале XXI в , показав роль компромиссу между борющимися сторонами и эффективного посредничества международного сообщества.
Хуан Давид Карденас в своей книге, 2017 г. «Коломбо-венесоланский кризис на фронте в Панталласе: анализ политической коммуникации». попытался выявить повестку дня, фреймы и преобладающие информационные элементы в медийной конструкции кризиса 5. Автору удалось выявить очень сильный дисбаланс в медийном конструировании конфликта, сильное участие источников-граждан и тенденцию к преобладанию драматических подходов в новостных рамках, без отказа от политической составляющей кризиса.
Анджела Бустос Морено в работе 2016 г. « Экономические и социальные последствия закрытия границы между Венесуэлой и Колумбией для трех пограничных департаментов: Ла- Гуахира, Норте-де-Сантандер и Араука» выявил экономические и социальные последствия закрытия границы с 19 августа 2015 г. по 13 августа 2016 г. на колумбийско-венесуэльской границе; провел сравнительное исследование пограничных переходов международного моста Симона Боливара (Норте-де-Сантандер Тачира) Международного моста Франсиско де Паула (Норте- де-Сантандер-Тачира),Международного моста Хосе Антонио Паеса (Араука-Апуре), и пограничного перехода Парагуашон (Гуахира-Сулия) .
Хорхе Бичара Битар Рамирес в работе 2021 г. «Аналогия нормативно-правовой структуры пограничного закона и контекста отношений Колумбия-Венесуэла, от второй половины XX в. До второго десятилетия XXI в» исследовал тенденцию развития колумбийско-венесуэльских отношений, основанных на Законе о границе каждой страны, и проанализировал юридические действия администраций центральных правительств с 1967 по 2021 гг. выделяя аспекты дипломатических, политических, социальных и экономических отношений .
Эдуардо Пастрана Буэльвас, Отношения Колумбии с Венесуэлой и Эквадором в сценарии региональной безопасности: недавние дилеммы и новые тенденции . проанализировал конфликты возникшие в эпоху Урибе (2002-2010 гг.) между Колумбией и ее соседями: Эквадором и Венесуэлой. В этом контексте выделялись острые вопросы, такие как неприятие последней военной стратегии администрации Урибе и плана Колумбии, сравнивались различные милитаристские подходы к дилеммам внутренней и двусторонней безопасности, обрисованные в общих чертах различными представлениями об угрозах и стремлением к региональному престижу и внутренней лояльности. Впоследствии представлен анализ того, как двусмысленный характер ее внешнеполитических стратегий систематически приводил к подрыву мирного соседства.
«ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 14 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА». общественное мнение отчет о деятельности по наблюдению за президентскими выборами, состоявшимися 14 апреля 2013 г., после смерти президента Уго Чавеса, переизбранного на выборах, состоявшихся 7 октября 2012 г .
Специалист по делам Латинской Америки исследовательской службы Конгресса Марк П. Салливан подготовил доклад «Венесуэла: предыстория и отношения с США» от 16 мая 2014 г . в котором показал, что исторически у Соединенных Штатов были тесные отношения с Венесуэлой, проанализировал президентские выборы в Венесуэле в апреле 2013 года, на которых исполняющий обязанности президента Николас Мадуро, который был вице-президентом Чавеса, победил Каприлеса с перевесом всего в 1,49%.
Хуан Мануэль Сантос в своей книге «Битва за мир» показал историю о долгом и трудном пути, пройденном для прекращения конфликта с ФАРК, старейшим партизанским отрядом в мире. Это история не только мирного процесса, который изменил страну, но и ее тайных контактах, их международных последствиях, трудностях и достижениях, а также о предыдущих двух десятилетиях, в течение которых Колумбия колебалась между военной конфронтацией и решением путем переговоров .
Важным источником стал восьмой том Библиотеки Мирного процесса с Революционными вооружёнными силами Колумбии - Армией народа (FARC-EP), который содержит подборку наиболее важных выступлений и документов: заявлений президента Республики, совместных заявлениях делегаций национального правительства и FARC-EP, заявлений и документов Делегации национального правительства, заявлений FARC-EP и основных действующих лиц, о событиях, произошедших вокруг Мирного процесса с момента объявления Всеобъемлющего соглашения в Гаване, достигнутого 24 августа 2016 г., до подписания Соглашения о мире, которое состоялось в театре Колон в городе Богота 24 ноября 2016 г .
Объект — исследования данной работы являются взаимоотношения между Венесуэлой и Колумбией
Предмет исследования - исторические этапы развития взаимоотношений между Венесуэлой и Колумбией (2008-2016).
Целью работы является выявление причин конфликта между Венесуэлой и Колумбией в 2008-2016 гг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
- проследить историю взаимоотношений Венесуэлы и Колумбии до разрыва отношений;
- рассмотреть процесс урегулирования конфликта между Венесуэлой и Колумбией в 2008-2016 гг.
- определить проблемы на пути разрешения конфликта между сторонами.
Методы исследования: Сравнительно-Исторический и проблемно-хронологический.
Источниковедческая база - представлена тремя основными группами источников: документы МИДа Колумбии и Венесуэлы, документы ООН, сообщения информационных агентств и других средств массовой информации.
исследований составлено Барселонским центром международных отношений, Институт международных и стратегических исследований Элькано, JSTOR цифровая библиотека и другие международные институты о ситуации в отношениях между Венесуэлой и Колумбией, правилах, а также заявлениях, сообщениях СМИ и стенограммах выступлений ежедневной газеты и министерства иностранных дел Колумбии и Венесуэлы.
Заключительное соглашение о прекращении конфликта и построении стабильного и прочного мира, переговоры в Гаване между делегатами Национального правительства под председательством президента Хуана Мануэля Сантоса и делегатами Революционных вооруженных сил Колумбии - Народной армии, с взаимным решением положить конец национальному вооруженному конфликту, возникшему в результате Исследовательской встречи, состоявшейся в столице Республики Куба с 23 февраля по 26 августа 2012 года .
Колумбия и Венесуэла, хронология восстановления двусторонних отношений. Рассмотрен прогресс, достигнутый в рамках тематических комиссий по торговле, инфраструктуре, безопасности и энергетике, созданных президентами Хуаном Мануэлем Сантосом и Уго Чавесом, с момента восстановления двусторонних отношений .
В послании министра иностранных дел Венесуэлы от 29.05.2015. Хауа сожалеет, что президент Колумбии принял Каприлеса. Встреча президента Новой Гранады Хуана Мануэля Сантоса и губернатора Миранды Энрике Каприлеса была названа плохим знаком для отношений между Венесуэлой и Колумбией .
Колумбия и Венесуэла укрепляют свои двусторонние отношения, подписав 11 важных соглашений о сотрудничестве. Президенты Колумбии Хуан Мануэль Сантос и Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес в сопровождении министров иностранных дел Марии Анхелы Ольгин и Николаса Мадуро дали импульс новому этапу отношений между двумя странами подписанием важных соглашений в области торговли, науки и техники, промежуточных отраслей, сельского хозяйства, нефти, энергетики и культуры .
документ МИД Колумбии об управлении правительства Колумбии на колумбийско- венесуэльской границе . Открытие колумбийско-венесуэльской границы Президенты Колумбии Хуан Мануэль Сантос и Венесуэлы Николас Мадуро на встрече в Пуэрто-Ордасе 11 августа 2016 г. в сопровождении рабочих групп во главе с министрами иностранных дел Марией Анхелой Ольгин и Делси Родригес в присутствии губернаторов Норте-де-Сантандер и Араука договорились и объявили о начале первого этапа открытия границы 13 августа 2016 г.
Представители, назначенные национальным правительством и Революционными вооруженными силами Колумбии - Народной армией (FARC-EP) для переговоров, присутствовавшие в муниципалитете Сан-Висенте-дель-Кагуан 5 ноября 1999 г., достигнута следующая договоренность относительно проведения публичных аудиенций и деятельности Национального тематического комитета .
Стороны Окончательного соглашения согласны с тем, что конфликт в Колумбии может быть разрешен путем решения вопросов о распределении земель и развитии сельских районов, заявил Совету Безопасности бывший командующий. Соглашение с бывшими Революционными вооруженными силами Колумбии - Народной армией (FARC-EP), несмотря на многочисленные вызовы, заявил сегодня в Совете Безопасности специальный представитель по стране .
Отчет о встречах Генерального секретаря с Е.П. г-жа Делси Родригес, министр иностранных дел Боливарианской Республики Венесуэла, и Е.П. Г-жа Мария Анхела Ольгин, министр иностранных дел Колумбии. В ходе двух встреч Генеральный секретарь принял к сведению мнения министров иностранных дел относительно ситуации на колумбийско-венесуэльской границе, подтвердив при этом, что он с обеспокоенностью следит за развитием ситуации .
Записка Генерального секретаря ООН. О ситуации на венесуэльско-колумбийской границе. ЮНИСЕФ продолжает работать в Колумбии и Венесуэле вместе с другими учреждениями Организации Объединенных Наций, местными и национальными властями и другими партнерами, чтобы определить точное положение уязвимых, депортированных и возвращающихся лиц и принять соответствующие меры. Важно помнить о необходимости защиты детей и подростков в любой ситуации .
Пресс-релиз Совета по правам человека. Совет по правам человека завершил свой сегмент высокого уровня, заслушав заявления 29 высокопоставленных лиц. который содержит подборку наиболее важных речей: Эральдо Муньос, министр иностранных дел Чили, сказал, что приоритетами его страны во время ее членства в Совете будет защита прав дискриминируемых лиц. Алексис Тамбве-Мвамба, министр юстиции и прав человека Демократической Республики Конго, заявил, что в его стране недавно началась кампания по ознакомлению всех людей с их правами, добавив, что борьба с безнаказанностью вышла за рамки пустых слов; никто не был выше закона. Мария Анджела Ольгин, министр иностранных дел Колумбии, подчеркнула, что важным мандатом Совета является роль катализатора законодательных изменений на национальном уровне. Делси Родригес Гомес, министр иностранных дел Венесуэлы, заявила, что «арабская весна» стала парадигмой для транснациональных нефтяных компаний по укреплению своего влияния, и объяснила, что ее страна добилась большого прогресса, несмотря на атаки на национальную экономику, финансовый кризис и сокращение цен на нефть .
Освещение заседаний совета безопасности. Венесуэльцы должны сами урегулировать кризис, соглашаются делегаты Совета Безопасности, но расходятся во мнениях относительно легитимности противоборствующих сторон .
Конституция Боливарианской Республики Венесуэла . Национальное учредительное собрание. гарантирует право на жизнь, работу, обучение, образование, социальную справедливость и равенство без какой-либо дискриминации или подчинения; способствует мирному сотрудничеству между нациями, способствует и укрепляет латиноамериканскую интеграцию в соответствии с принципом невмешательства и национального самоопределения народа, универсальной и неделимой гарантией прав человека, демократизацией имитационного общества, ядерным разоружением, экологическим балансом и экологическим ресурсы как общее и неотъемлемое наследие человечества.
Пресса из ООН. Управление ООН по правам человека призывает Колумбию и Венесуэлу урегулировать ситуацию на границе путем диалога . Обеспокоенное ситуацией на границе между Колумбией и Венесуэлой, в частности сообщениями о нарушениях прав человека, происходящих в контексте депортации колумбийцев, Управление ООН по правам человека призвало сегодня власти обеих стран обеспечить урегулирование ситуации путем «спокойного обсуждение и диалог, прочно основанные на их обязательствах по международному праву прав человека и праву беженцев».
Отношения между Колумбией и Венесуэлой всегда колебались между краткосрочными подходами и довольно частыми трениями, которые не позволяли стабильной основе соглашений решать пограничные и двусторонние проблемы. Постоянная смена конфликта и сотрудничества привела к накоплению большого комплекса проблем, которым до сих пор не уделялось должного внимания.
Гражданская война в Колумбии — одна из самых продолжительных гражданских войн современности и единственный оставшийся вооруженный конфликт в Америке и частью проблемы стали военизированные отряды. Выращивание и торговля наркотиками — неотъемлемая часть процесса, порождающего насилие. Дипломатический кризис между Колумбией и Венесуэлой в 2010 г. был дипломатическим противостоянием между Колумбией и Венесуэлой из-за обвинений в июле 2010 г. президента Колумбии Альваро Урибе о том, что правительство Венесуэлы активно разрешает партизанам FARC и ELN искать убежища на своей территории.
Двусторонние отношения между Колумбией и Венесуэлой пережили один из самых сложных моментов. В дополнение к традиционным проблемам между двумя странами, связанными со спорной границей в Венесуэльском заливе - или Кокивакоа - влиянием, в связи с правами на бурение нефтяных скважин, ситуация усугублялась позицией правительства Уго Чавеса к FARC и ELN, а также их оппозицией Плану Колумбия. Чавес не только отказался признать эти группы террористами, но, придя к власти, даже попытался предоставить им статус воюющих сторон в колумбийском конфликте. Политика «демократической безопасности» президента Урибе увеличила пропасть между двумя странами.
После смерти президента Чавеса вице-президент Мадуро стал временным или исполняющим обязанности президента и принес присягу 8 марта 2013 года.
Нынешний режим Венесуэлы, возглавляемый Николасом Мадуро, является продуктом политического проекта под руководством Уго Чавеса Фриаса, известного как «социализм 21 века». Этот проект был консолидирован с помощью ряда стратегий и действий, таких как национализация экономики, укрепление вооруженных сил, милитаризация некоторых гражданских секторов, а также региональные и глобальные геополитические союзы, которые позволили ему создать и поддерживать власть в течение более двух десятков лет. Наследие сети этих геополитических и военных союзов осталось в руках Николаса Мадуро, который в настоящее время привел страну к серьезному политическому, социальному и экономическому кризису, который имеет не только внутренние последствия, но и породил глубокую нестабильность во всех регионах.
Новый дипломатический кризис разразился из-за дискомфорта, выраженного венесуэльским правительством Николаса Мадуро в связи с приемом лидера оппозиции Энрике Каприлеса его колумбийским коллегой Хуаном Мануэлем Сантосом в Президентском дворце в мае 2013 года, Каприлес был в региональном турне, высказывая осуждения о предполагаемом мошенничестве на президентских выборах 2013 года, на которых с небольшим отрывом победил «преемник» Уго Чавеса.
Новый дипломатический кризис, по сообщениям правительства Венесуэлы, «Колумбийскую милицию обвиняли в причастности к нападениям на венесуэльских солдат в этом районе. Это включал незаконную деятельность, такую как контрабанда бензина и других предметов первой необходимости. Эта мера вызвала немедленную реакцию в различных сферах. обеих стран страны и начался процесс политической и даже военной напряженности, в котором средства массовой информации играли фундаментальную роль. появиться в пострадавшем районе, создать атмосферу мнений, движимую элементами национализма. гуманитарная драма и требует официальных обязательств обеих стран
В настоящее время нет более важных двусторонних отношений в Латинской Америке, чем отношения между Венесуэлой и Колумбией. Для венесуэльского правительства колумбийский конфликт именно таков: внутренний конфликт, который затрагивал правительство и общество Колумбии, но который, казалось бы, не имеет ничего общего с Венесуэлой. Единственной связью с колумбийским конфликтом для венесуэльского правительства, по-видимому, являлся его желание распространить боливарианский проект на остальную часть континента, и именно это являлся еще одним яблоком нарастающего раздора между двумя сторонами. Однако, попытка не переступить черту, когда риторика и взаимные обвинения занимают большую часть времени руководителей, их аппаратов и прессы двух стран; используемый язык. Колумбия и Венесуэла согласились начать двусторонние отношения, восстановить дипломатические отношения на основе прозрачного, прямого, уважительного диалога и отдать предпочтение дипломатическим каналам. Лидеры решили продвигать двустороннюю интеграцию на благо развития народов, особенно приграничных территорий и сообществ, где они согласились продвигать социальные и экономические программы.
Но для роли государств-гарантов, по меркам нестабильных политических отношений между Колумбией и Венесуэлой, примирение между двумя странами было на удивление быстрым. С начала диалогов в 2010 году на территории Венесуэлы, предшествовавших соглашению 2012 года о том, что разработал дорожную карту для переговоров по мирному соглашению до подписания окончательного соглашения в 2016 году, можно продемонстрировать действия государств-гарантов и партнеров, которые положительно повлияли на мирный процесс, поскольку позволили преодолеть некоторые трудности и тем самым способствовали окончательному подписанию соглашения.
1. ACUERDO FINAL PARA LA TERMINACION DEL CONFLICTO Y LA CONSTRUCCION DE UNA PAZ ESTABLE Y DURADERA. URL:
https://www.cancilleria.gov.co/sites/default/files/Fotos2016/12.11 1.2016nuevoacuerdofmal.pd f
2. Colombia y Venezuela, cronologia del restablecimiento de las relaciones bilaterales. URL: https://www.cancilleria.gov.co/newsroom/news/colombia-venezuela-cronologia- restablecimiento-relaciones-bilaterales
3. Canciller Jaua lamenta que presidente de Colombia haya recibido a Capriles. URL: http://www.minci.gob.ve/canciller-jaua-lamenta-que-presidente-de-colombia-haya-recibido- a-capriles/
4. Colombia y Venezuela afianzan sus relaciones bilaterales con la suscripcion de 11 de importantes convenios de cooperacion. URL:
https://www.cancilleria.gov.co/newsroom/news/colombia-venezuela-afianzan-relaciones- bilaterales-suscripcion-11 -importantes
5. Gestion del Gobierno colombiano en la frontera colombo-venezolana. URL: https://www.cancilleria.gov.co/sites/default/files/abc19 dic-2016 -
control fronterizo venezuela-web.pdf
Документы ООН
6. Agreement on public audiences: communication no. 3, roundtable for dialogue and negoti ations.URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/178
7. Parties to Final Agreement Agree Colombia Conflict Can Be Resolved by Addressing Land Distribution, Rural Development, Former Commander Tells Security Council.URL: https://press.un.org/en/2023/sc15255.doc.htm
8. Readout of the Secretary-General’s meetings with H.E. Ms. Delcy Rodriguez, Foreign Minister of the Bolivarian Republic of Venezuela, and H.E. Ms. Maria Angela Holguin, Foreign Minister of Colombia.URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/readout/2015-09- 11/readout-secretary-general%E2%80%99s-meetings-he-ms-delcy-rodr%C3%ADguez- foreign
9. Sobre la situation en la frontera Venezuela-Colombia. URL:
https://www.unicef.org/venezuela/comunicados-prensa/sobre-la-situacion-en-la-frontera-
venezuela-colombia
10. Secretary-General's message on United Nations Day for South-South Cooperation [scroll down for French version]. URL: https://www.un.org/sg/en/speaker/sg?page=153
11. The Human Rights Council concludes its High-Level Segment. URL:
https://www.ohchr.org/en/press-releases/2016/03/human-rights-council-concludes-its-high- level-segment
12. UN human rights office calls on Colombia and Venezuela to resolve border situation through dialogue. URL: https://news.un.org/en/story/2015/08/507492
13. Venezuelans Must Resolve Crisis Themselves, Security Council Delegates Agree while Differing over Legitimacy of Contending Parties. URL: https://press.un.org/en/2019/sc13719.doc.htm
Сообщения информационных агентств и других ссредств массовой
информации
14. Capriles tensa la relation entre Colombia y Venezuela.URL:
https://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/mundo/8/capriles-tensa-la-relacion-entre-colombia- y-venezuela
15. Colombia y Venezuela: destinados a vivir juntos.URL:
https://www.elespectador.com/politica/colombia-y-venezuela-destinados-a-vivir-iuntos/...53