Введение 3
1. История криминализации абортов в ФРГ и Ирландии 8
1.1 История криминализации абортов в ФРГ (1871-1969 гг.) 8
1.2 История криминализации абортов в Ирландии (1861-1983 гг.) 19
2. Протестное движение и его влияние на реформирование законодательства в
отношении абортов в ФРГ и Ирландии 25
2.1 Влияние протестного движения на реформирование законодательства в
отношении абортов в ФРГ (1971-2018 гг.) 25
2.2 Влияние протестного движения на реформирование законодательства в
отношении абортов в Ирландии (1992-2018 гг.) 34
Заключение 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что прерывание беременности, или аборт, является широко распространенной практикой во всех регионах мира, однако острой проблемой является его доступность. Подавляющее большинство абортов происходит вследствие нежелательной беременности, наступившей из-за неудачного применения средств контрацепции или из-за отказа от применения методов контрацепции. Бывают случаи, когда продолжение беременности угрожает жизни и здоровью женщины или может привести к серьезному ухудшению социально-экономического положения семьи, и в таких случаях принимается решение о прерывании этой беременности. Нежелательная беременность может быть результатом изнасилования. Анализируя эволюцию законодательства многих стран мира по отношению к данному вопросу можно заметить, что чаще всего за «защитой жизни» и человеческого достоинства стоят интересы демографической политики государства, либо церковные догмы, что подразумевает потерю женщинами контроля над своими репродуктивными правами.
Процедура прерывания беременности может быть совершенно безопасной для здоровья женщины, в то время как ограничение доступа к абортам не уменьшает их количество, а увеличивает процент небезопасных процедур.
В современном мире такие общественные процессы как секуляризация, смена поколений и новая этика формируют политику стран и, поэтому, в ряде государств назрели предпосылки пересмотра общественной позиции по широкому кругу вопросов. В этой связи становится актуальным рассмотрение особенностей модернизации общественного мнения и позиции политических элит в странах с ранее достаточно жестким регулированием прерывания беременности - в Ирландии и Г ермании.
Объектом исследования является государственная политика в отношении абортов в ФРГ и Ирландии. Предметное поле исследования формирует история борьбы за легализацию абортов в ФРГ и Ирландии в 19712018 гг.
Цель работы - сравнить опыт ФРГ и Ирландии в области декриминализации абортов в контексте борьбы женщин за свои права и общественно-политических дискуссий.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Определить основные этапы в криминализации абортов в ФРГ и Ирландии;
2. Определить влияние протестного движения на изменения в законодательстве ФРГ и Ирландии;
3. Определить и сформулировать ключевые позиции общественных и политических институтов в вопросах необходимости реформирования законодательства в отношении абортов в ФРГ и Ирландии;
4. Определить основные причины разных успехов, достигнутых женщинами в ФРГ и Ирландии в борьбе за право на прерывание беременности;
5. Выявить сходства и различия процесса борьбы за смягчение/отмену законодательства в отношении абортов в ФРГ и Ирландии.
Методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, сбор информации, анализ документов, сравнительно-исторический метод, политико-описательный метод.
Сравнительный метод в данном исследовании предполагает последовательное сравнение определенных аспектов, повлиявших на климат принятия законов в ФРГ и Ирландии по отношению к абортам. В качестве основных аспектов, при помощи которых будет осуществлено сравнение успехов и неудач в борьбе за легализацию абортов, выбраны следующие: взгляды и влияние католической церкви на население стран в вопросе искусственного прерывания беременности; принятые законодательные меры; масштабность протестных акций и общественного резонанса. На основе полученных данных будет сделан вывод об общей направленности содержания явлений в ФРГ и Ирландии в ходе борьбы за легализацию абортов. Обнаруженные расхождения позволят определить особенности и уникальность конкретных явлений в обоих государствах.
Хронологические рамки исследования: 1971-2018 годы. Выбор данной хронологии объясняется необходимостью рассмотреть процесс легализации абортов с момента активизации в ФРГ общественного движения за отмену уголовного преследования в 1971 г. вплоть до 2018 г.,
ознаменовавшем последние изменения по данному вопросу: прорыв движения за отмену Восьмой поправки в Ирландии и введение в ФРГ поправки к разделу 219a в виде снятия запрета предоставления доступа информации об услугах аборта.
Анализ источников и литературы:
При написании данной работы была использована научная литература, статьи периодических изданий, тексты нормативных правовых актов ФРГ и Ирландии, официальные сайты общественных организаций, занимающихся вопросами абортов, материалы СМИ.
К источникам можно отнести законы ФРГ и Ирландии, среди которых важное влияние оказали законы, впервые закрепившие запрет на аборты - в Германии раздел 218 Уголовного уложения Германской империи , в Ирландии - Акт о преступлениях против личности, принятый в 1861 г. Также необходимо выделить поправку к Закону о беременности и семейной помощи, приятую в ФРГ в 1995 году и действующую на сегодняшний день. В Ирландии главным регулирующим законом по отношению к абортам на протяжении 35 лет являлась Восьмая поправка, или статья 40.3.3 к Конституции Ирландии.
Среди российских специалистов, занимающихся изучением процесса криминализации и легализации абортов, можно выделить Вершинину Д.Б., в своих трудах изучившую позиции общественных институтов Ирландии об абортах, Тимофееву О. В., Малахову Т. В. Известные зарубежные исследователи, рассмотревшие процесс борьбы за отмену запрета на аборты: Нотц Г., Патцель-Маттерн К., Шварцер А. - известная активистка немецкого женского движения, а также О’Кэролл С., Кеннеди С., Кронина М.
Большое количество информации было предоставлено материалами средств массовой информации, такими как: Zeit, Welt, The Journal, BBC News, The Guardian, The Irish Times.
Все вышеперечисленные материалы способствовали наиболее полноценному раскрытию темы выпускной квалификационной работы
Структура ВКР:
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении дано обоснование темы, определена актуальность, указаны хронологические рамки исследования, рассмотрена степень научной разработанности проблемы, поставлены цель и задачи, отражена структура работы. В первой главе рассматривается процесс криминализации абортов в ФРГ и Ирландии. Во второй главе прослеживается влияние протестного движения на реформирование законодательства в отношении абортов в ФРГ и Ирландии. В конце первой и второй главы проводится краткий сравнительный анализ. В заключении сравнивается опыт ФРГ и Ирландии в области декриминализации абортов в контексте борьбы женщин за свои права и общественно-политических дискуссий. На основе поставленных задач делаются выводы о проделанном исследовании.
В данном исследовании была поставлена цель сравнить опыт ФРГ и Ирландии в рамках женского движения за отмену абортов и общественнополитических дискуссий. Среди сходств процесса декриминализации абортов в первую очередь стоит отметить, что в обоих государствах изменение законодательства в отношении абортов связано с многолетней борьбой женского движения за свои права на самоопределение, а также решения, принятые на законодательном уровне, демонстрируют взгляды правящих в конкретный исторический период партий, общественные настроения, обусловленные как внутренней, так и международной обстановкой. Следующим моментом, объединяющим положение женщин в ФРГ и Ирландии, является их вынужденная необходимость совершать аборты в соседних странах. В случае Ирландии главным пунктом назначения женщин, желающих прервать беременность, является Великобритания, а из ФРГ беременные женщины преимущественно выезжают в Нидерланды. Дискриминационные законы по отношению абортов не только унижают достоинство женщины и отнимают у нее право распоряжаться собственным телом, но и ставят здоровье женщин под риск, начиная от предоставления неквалифицированной помощи, заканчивая угрозой оказавшейся без поддержки женщины совершить самоубийство. Также примечателен тот факт, что криминализация абортов в Ирландии и ФРГ произошла во второй половине XIX века. Большое влияние на принятие запрета на аборты и укоренение в умах людей представления об аборте как об убийстве человека сыграли взгляды католической церкви на искусственное прерывание беременности. Несмотря на то, что оба государства являются по своему устройству светскими, религия играет для немцев и, в особенности, ирландцев очень важную роль. Однако, необходимо отметить, что в ФРГ и Ирландии в данном случае наблюдается снижение роли религии за последние десятилетия.
Как было указано раннее, ФРГ и Ирландия являются странами с преимущественно католическим населением, однако соотношение в странах различается: если в Германии по состоянию на конец 2018 года 27,7% всего населения Германии принадлежат к католической и 25,5% к протестантской церкви, то по данным переписи населения 2016 года в Ирландии 78,3% населения идентифицируют себя как католиков, что показывает большее влияние католической церкви на население. Наблюдая за развитием событий в Ирландии в 2018 г. можно было бы предположить, что больший успех в процессе легализации абортов за ней: в Германии аборты запрещены законом, и только при соблюдении определенных условий не подлежат наказанию, в то время как в Ирландии женщины получили право делать аборты по желанию до двенадцати недель беременности. Также стоит отметить, что в Ирландии свободный доступ к информации об услугах по прерыванию беременности был получен в 1992 году, а в Германии только в 2018 г. Однако невозможно упустить из виду жесткость ирландского законодательства по отношению к абортам и, прежде всего, женщинам. Череда трагических случаев не позволяет однозначно утверждать о большей либерализации ирландского абортного законодательства, чем в ФРГ, однако с 2018 г. ирландское и германское и уголовное законодательство в части охраны жизни соответствуют международно-правовым обязательствам, связанных с охраной права человека на жизнь.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. Были определены основные этапы в криминализации абортов в ФРГ и Ирландии. В ФРГ, начиная с 1871 года - введение запрета на аборты в Уголовное уложение Германской империи, далее появление неправительственных женских организаций в начале XX, период Веймарской республики и Третьего рейха, затем с 1953 г. и охватывая 1960-е гг. - предложение нескольких смягчающих законопроектов, с 1971 г. - знаменитая и важнейшая акция Алисы Штерн и 374 женщин, опубликовавших шокирующее признание о совершении аборта на страницах журнала «Stern», вслед за которой развернулась масштабная кампания по борьбе с §218. В 1975 г. была возможность значительного смягчения абортного законодательства, однако закон был отклонен Федеральным конституционным судом, но в 1976 г. - смягчение законодательства, принятие поправки, сокращающей срок лишения свободы за прерывание беременности до трех лет. В ходе воссоединения Германии в 1990 году обсуждение проблемы предоставления женщинам права на аборт возобновилось. 1 октября 1995 года - вступление в силу поправки к Закону о беременности и семейной помощи в том виде, в котором действует до сегодняшнего дня. 2017 г. - предъявление обвинения Кристине Ханель за нарушение параграфа 219a, запрещающего медикам рекламировать услугу абортов. Дело получило широкое внимание СМИ и общественности и вызвало рост феминистских объединений. В итоге результатом сложных переговоров между СДПГ и ХДС/ХСС стала поправка к разделу 219a в виде снятия запрета на рекламу.
В Ирландии уголовное преследование за осуществление аборта существовало с 1861 г. по 2018 г. Запрет на совершение абортов впервые был установлен в Ирландии в 1861 г., с принятием в Великобритании Акта о преступлениях против личности (Offences Against the Person Act), согласно которому прерывание беременности было уголовно наказуемо на срок до двух лет. После провозглашения независимости Ирландии в 1922 г. акт остался в силе. Усиление в стране католического учения обусловило то, что в принятой в 1937 г. Конституции Ирландской республики социальные вопросы были решены в духе католического учения. С 1970-х гг. - начало масштабной кампании, целью которой было закрепление в ирландской конституции закона, запрещающего совершение абортов. В конце концов ожесточенная кампания по внесению поправок в Конституцию, а также позиция правящей на той момент партии «Фианна Файл» привели к проведению национального референдума. 19 сентября 1983 г. 67% избирателей проголосовали за внесение Восьмой поправки в конституцию Ирландии, согласно которой, право на жизнь нерожденного ребенка приравнивалось к жизни матери.
Неоднозначность введения закона о праве нерожденного ребенка на жизнь проявилось в 1992 г. в громком инциденте «Дело Х» об изнасилованной 14-летней девушке, вызвавшем широкий общественный резонанс и ставший причиной проведения трех референдумов. В 2005 году три женщины, которые ранее съездили в Англию для проведения аборта, подали иск в Европейский суд по правам человека, утверждая, что ограничительные и неясные ирландские законы нарушают ряд положений Европейской конвенции по правам человека. Спустя 5 лет Европейский суд по правам человека постановил, что государство не внесло ясности в вопрос о законной доступности аборта в обстоятельствах, когда жизнь матери находится под угрозой. В 2012 году восьмая поправка привела ещё к одной трагедии - смерти 31-летней Савиты Халаппанавар, которая была доставлена в больницу в тяжелом состоянии и получившая отказ в аборте, после чего скончалась от сепсиса. Трагическая смерть сделала Савиту символом борьбы за легализацию абортов в Ирландии, и именно это событие стало поворотным моментом в борьбе за изменение антиабортного законодательства. После этого в 2013 году был введен Закон о защите жизни во время беременности (Protection of Life During Pregnancy Act, PLDPA).
В 2017 году правительством была создана консультативная Гражданская ассамблея, призванная разработать предложения по поводу Восьмой поправки. Разработанное ассамблеей предложение разрешить прерывание беременности на срок до 12 недель без каких-либо ограничений и по социально-экономическим причинам — до 22-й. Благодаря влиянию массового движения было данное предложение было одобрено членами правительства. 25 мая 2018 года прошел референдум, на котором 66,4% избирателей проголосовали на референдуме за послабление законов против абортов.
2. Было определено влияние протестного движения на изменения в законодательстве ФРГ и Ирландии. В Германии прорыв в изменении общественного интереса по отношению к закону об абортах был вызван общенациональной кампанией самообвинения, которая была инициирована Алисой Шварцер 6 июня 1971 года. 374 женщины, в числе которых были знаменитости, публично заявили о том, что нарушили §218 Уголовного кодекса ФРГ, опубликовав статью «Мы сделали аборт» в журнале «Stern». Впервые публично была затронута табуированная тема абортов. Кампания Алисы Шварцер вызвала широкий общественный резонанс и способствовала созданию женских объединений, выступавших против параграфа 218. Результатом борьбы женского движения в 1970-е гг. стало принятие Бундестагом в 1976 г. поправки, предусматривающей за прерывание беременности лишение свободы сроком до трех лет, а также денежный штраф. Но аборт не подлежал наказанию только при наличии медицинских, криминологических, эмбриопатических или социальных показаний, что вызвало сильное возмущение и новые акции протеста, однако протест не был услышан.
В настоящее время, женщин, намеревавшихся сделать аборт, длительное время сопровождали трудности, связанные не только с получением разрешения на получение услуги аборта, но и с поиском врачей, занимающихся данной процедурой, так как медикам было запрещено рекламировать подобные услуги в соответствии с §219а. До недавнего времени параграф 219а Уголовного кодекса Германии был разработан таким образом, что запрещал публичное информирование о собственных или чужих услугах по прекращению беременности и предусматривал наказание вплоть до двух лет лишения свободы. Дело Кристины Ханель, получившей обвинение в нарушении параграфа 219a в 2017 г., получило широкое внимание СМИ и общественности и вызвало рост феминистских объединений, которые призывали к удалению §219a. Результатом сложных переговоров между СДПГ и ХДС/ХСС стало принятие поправки в декабре 2018 г. к разделу 219a в виде снятия запрета на рекламу.
В Ирландии то влияние, которое оказала католическая церковь на принятие решения о введении Восьмой поправки на референдуме 1983 г., заставило ирландцев усомниться в праве церкви вмешиваться в личную жизнь. Референдум 1983 г. также способствовал росту феминистского движения в Ирландии, сторонниками отмены поправки стали организовываться массовые кампании в защиту пострадавших от закона женщин. «Дело Х» 1992 г. об изнасилованном девушке-подростке, не только вызвал возмущение и споры среди ирландских граждан, но и сподвиг тысячи людей участвовать в демонстрациях не только на территории всей Ирландии, но также получили поддержку в Лондоне и Нью-Йорке. Под давлением общественности Верховным судом Ирландии было вынесено постановление, признавшее, что женщины имеют право на аборт в Ирландии, если существует "реальная и существенная" угроза для жизни женщины, в том числе состояние, близкое к совершению суицида. Сторонниками ограничения доступа женщинам к прерыванию беременности было предпринято несколько попыток убрать самоубийство как основание для аборта и более ужесточить законодательство об абортах. Поправка, определяющая риск совершения женщиной самоубийства как недостаточную причину для оправдания аборта, дважды выносилась на референдум - в 1993 и 2002 годах, и оба раза большинство ирландского населения за нее не проголосовало. Трагическая смерть Савиты Халаппанавар в 2012 году сделала ее символом борьбы за легализацию абортов в Ирландии, и именно это событие стало поворотным моментом в борьбе за изменение антиабортного законодательства. Ее смерть попала в заголовки национальных и международных газет и спровоцировала массовые протесты как в самой Ирландии, так и в Англии, Индии и ряде других стран. После этого правительство было вынуждено изменить закон - в 2013 году был введен Закон о защите жизни во время беременности (Protection of Life During Pregnancy Act, PLDPA), легализовавший аборт в тех случаях, когда, по мнению врачей, жизнь женщины находится под угрозой из-за медицинских осложнений или риска самоубийства. С критикой нововведений выступили некоторые католические архиепископы Ирландии, заявив, что планирующие поправки непоправимо нарушат баланс между равными правами на жизнь для матери и нерожденного ребенка и откроют путь для неконтролируемого убийства последнего. В 2012 году гражданским населением Ирландии была образована организация, известная под названием «Кампания за права на аборт» (ARC). Организация ставила перед собой цель добиться бесплатного, безопасного и легального аборта на всей территории Ирландии и отмену Восьмой поправки. В 2017 году ирландским правительством была создана консультативная Гражданская ассамблея, призванная разработать предложения по поводу Восьмой поправки. Благодаря влиянию массового движения, не утихавшего после смерти Савиты Халаппанавар и вспыхнувшие с новой силой после дела Аманды Меллет, члены правительства одобрили предложение Гражданской ассамблеи о легализации абортов до 12-й недели беременности. Результатом борьбы движения за смягчение абортного законодательства в Ирландии стал общенациональный референдум, прошедший 25 мая 2018 года, на котором 66,4% избирателей проголосовали на референдуме за послабление законов против абортов.
3. Были определены и сформулированы ключевые позиции общественных и политических институтов в вопросах о необходимости реформирования законодательства в отношении абортов в ФРГ и Ирландии.
Касательно ФРГ, около половины женщин, участвовавших в кампании Алисы Шварцер были членами Социалистической женской ассоциации («Der kommunistische Sozialistische Frauenbund») в Западном Берлине и Женской группы из Франкфурта-на-Майне («Frauenaktion 70»). Реакция на кампанию общественных и политических институтов была разной: резко негативная церкви, одобрительная - газеты «Die Zeit», «Suddeutsche Zeitung» сравнивала кампанию с эксбиционизмом, журналисты газеты «Bild» анонимно опубликовали признание одного врача о совершении более 120 абортов. Успехом в продвижении борьбы за отмену §218 стала принята в 1974 г. поправка к Уголовному кодексу о предельных сроках, по которому в первые 12 недель беременности аборт мог считаться безнаказанным, однако спустя несколько дней правоцентристская парламентская группа ХДС/ХСС подала конституционную жалобу в Федеральный конституционный суд, который подтвердил нарушение Основного закона и объявил решение неконституционным.
В ходе воссоединения Германии в 1990 году возобновилось обсуждение проблемы и проходили многочисленные демонстрацию за отмену параграфа без замены. Сторонниками движения являлись многие общественные организации - Независимая женская ассоциация (Unabhangiger Frauenverband), Демократический женский союз Германии (Demokratischer Frauenbund Deutschlands), Pro familia, Ассоциация брака и семьи ГДР (der DDR-Verband Ehe und Familie), OTV. Их надежды были связаны с применением более широкого регулирования сроков к обеим частям Германии и с отменой обязательного консультирования, которые пока не оправдались. В этот период католическая и протестантская церкви предпринимали широкомасштабные попытки отменить правовые нормы, действовавшие в ГДР.
Обвинение Кристине Ханель в 2017 г. в нарушении параграфа 219a было выдвинуто представителями движения «Lebensschutz», выступающих за «защиту жизни». Инцидент получил широкое внимание СМИ и общественности и вызвал рост феминистских объединений. Требование отмены или ограничения запрета на рекламу постепенно находило признание почти всех парламентских группах, за исключением ХДС/ХСС (CDU/CSU) и Альтернативы для Германии (AfD). Кристина Ханель совместно со Свободной демократической партией (СвДП), Bundnis 90/Die Grunen и Die Linke объявили о том, что будут добиваться пересмотра закона в Федеральном конституционном суде. Результатом долгих и сложных переговоров между СДПГ и ХДС/ХСС стала поправка к разделу 219a в виде снятия запрета предоставлении доступа информации об услугах аборта.
В Ирландии с давних времен католическая церковь обладает большим влиянием на все население. С точки зрения католической церкви, любой аборт противоречит нравственному закону и является грехом, который грозит отлучением от церкви. Усиление католицизма после получения независимости Ирландией обусловило то, что в принятой в 1937 г. Конституции Ирландской республики социальные вопросы были решены в духе католического учения. С 1970-х гг. в стране развернулась активная и масштабная кампания, целью которой было закрепление в ирландской конституции закона, запрещающего совершение абортов. Первый призыв к конституционной поправке появился в листовке фундаменталистской католической группой мирян «Ирландский семейный союз» (Irish Family League). В 1981 г. была создана одна из самых значимых пролайферских организаций в Ирландии - «Кампания в защиту поправки за жизнь» (Pro-Life Amendment Campaign, PLAC), в которой противники абортов ирландского и зарубежного происхождения активно агитировали население проголосовать за принятие специальной поправки в Конституцию. В 1982 г. правой партией «Фианна Файл» (Fianna Fail) была предложена поправка в Конституцию о запрете абортов. Министр торговли Фрэнк Класки заявил, что ирландское общество, в котором запрещены аборты, а выезжающие в Британию для абортов девушки порицаются, «к сожалению, в очередной раз доказывает, что является крайне нехристианским в своем отношении, подходе и понимании». В конце концов ожесточенная кампания по внесению поправок в Конституцию, а также позиция правящей на тот момент партии привели к проведению национального референдума и в 1983 г. 67% избирателей проголосовали за внесение Восьмой поправки в конституцию Ирландии.
«Дело Х» 1992 г. не только вызвал возмущение и споры среди ирландских граждан, но и сподвиг тысячи людей участвовать в демонстрациях на территории всей Ирландии, в Лондоне и Нью-Йорке, выражая протест по отношению дискриминирующей Восьмой поправки. Под давлением общественности Верховный суд Ирландии вынес постановление, признавшее право женщины на аборт при существовании "реальной и существенной" угрозы для жизни женщины, в том числе состояние, близкое к совершению суицида.
Примечателен случай мисс Ди, в 2007 г. получившую запрет службой здравоохранения Ирландии на выезд в Великобританию для совершения аборта, так как та узнала о том, что у ее будущего ребенка серьезный дефект головного мозга, при котором прогноз выживания составляет три дня после рождения. Представитель службы здравоохранения Джерард Дуркан аргументировал свою позицию правом нерожденного ребенка на конституционную защиту, и тот факт, что он не сможет выжить после рождения, "не имеет значения". Обратившись в Верховного суд, мисс Ди получила разрешение беспрепятственно выехать в Великобританию с целью прерывания беременности.
Трагическая смерть Савиты Халаппанавар в 2012 году сделала ее символом борьбы за легализацию абортов в Ирландии, и именно это событие стало поворотным моментом в борьбе за изменение антиабортного законодательства. Ее смерть попала в заголовки национальных и международных газет и спровоцировала массовые протесты как в самой Ирландии, так и в Англии, Индии и ряде других стран. После этого правительство было вынуждено изменить закон - в 2013 году был введен Закон о защите жизни во время беременности. В 2017 году ирландским правительством была создана консультативная Гражданская ассамблея, призванная разработать предложения по поводу Восьмой поправки. Благодаря влиянию массового движения, не утихавшего после смерти Савиты Халаппанавар и вспыхнувшие с новой силой после дела Аманды Меллет, члены правительства одобрили предложение Гражданской ассамблеи о легализации абортов до 12-й недели беременности. Премьер-министр Ирландии Лео Варадкар и другие политики неоднократно высказывались о необходимости пересмотра восьмой поправки. Результатом борьбы движения за смягчение абортного законодательства в Ирландии стал общенациональный референдум, прошедший 25 мая 2018 года, на котором 66,4% избирателей проголосовали на референдуме за послабление законов против абортов.
4. Основными причины разных успехов, достигнутых женщинами в ФРГ и Ирландии в борьбе за право прерывания беременности, стали: череда трагических случаев, связанных с жестким законодательством Ирландии по отношению к абортам, вызвавшая сильнейшее возмущение населения и масштабные акции протеста не только на территории страны, но и за ее пределами, в то время как в Германии проблемой для жительниц является сложная процедура по получению разрешения на аборт. Принятие Восьмой поправки в 1983 г. и ее 35-летнее закрепление в ирландской Конституции негативно повлияло на репутацию Ирландии на мировой арене, вызвав осуждение ряда влиятельных правозащитных международных организаций. Также важно отметить снижение роли католической церкви в странах. В Ирландии можно наблюдать существенный спад доверия жителей к католической церкви, связанный со скандалами с участием католических священников, что демонстрирует статистика еженедельной посещаемости церкви ирландскими католиками - с 1972 по 2011 год она упала с 91% до 30%.
В ФРГ же, для которой исторически обусловлено деление населения примерно пополам по принадлежности к католической и протестантской церквям, не испытывала той степени влияния РКЦ, как Ирландия. Несмотря на то, что влияние религиозной составляющей на немецкое население нельзя назвать слабым, доля католиков в Германии снизилась с 1956 по 2019 год не столь резко, как это произошло в Ирландии - с 45,9% до 27,2%. Таким образом, можно сделать вывод, что влияние католической церкви, со временем подорвавшей свои позиции в Ирландии и череда трагедий объясняют изменение в настроениях ирландской общественности и либерализацию законодательства до разрешения совершить аборт по желанию до 12 недель. Согласование жестких позиций противников и сторонников совершения абортов в Германии делает процесс либерализации уголовного закона об абортах сложным и длительным.
1. Салическая правда. 11. §5. - М. - 1950. - URL:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/salic.htm (дата обращения: 07.05.2021).
2. Статья 2 (2) Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года / Конвенции и соглашения ООН. - 1966. URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (access date: 07.05.2021).
3. Шаргородский М. Д., Галанза П. Н. Хрестоматия памятников
феодального государства и права стран Европы. / Каролина. Статья CXXXIII // Средневековые исторические источники Востока и Запада. - М. - 1961. - URL:
http://www.vostlit.info/T exts/Dokumenty/Germany/XVI/1520- 540/Karolina/text.phtml?id=5935 (дата обращения: 07.05.2021).
4. Case of A, B and C v. Ireland // Judgment of European Court of Human Rights.
- 2010. - URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-102332 (access date:
07.05.2021).
5. Census 2016 Profile 8 - Irish Travellers, Ethnicity and Religion. 2016 Census
Results. // Central Statistics Office. - 2016. - URL:
https://www.cso.ie/en/census/ (access date: 07.05.2021).
6. Eighth Amendment of the Constitution Act //electronic Irish Statute Book.
1983. - URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1983/ca/8/enacted/en/html
(access date: 07.05.2021).
7. Health (Regulation of Termination of Pregnancy) Act 2018. // electronic Irish
Statute Book. - 2018. - URL:
http://www.irishstatutebook.ie/eli/2018/act/31/enacted/en/html (access date: 07.05.2021).
8. Human Rights Committee Views adopted by the Committee under article 5(4)
of the Optional Protocol, concerning communication No. 2324/2013 //
International Covenant on Civil and Political Rights. - 2016. - URL:
https://static.rasset.ie/documents/news/un-human-rights-committee-report.pdf (access date: 07.05.2021).
9. Irish Census (2016). // Faith Survey. - 2016. - URL:
https://faithsurvey.co.uk/irish-census.html (access date: 07.05.2021).
10. Nugent C. Ireland May Be About to Repeal One of Europe's Strictest Abortion Laws. This Is the History Behind the Referendum // Time. - 2018. URL: https://time.com/5286910/ireland-abortion-laws-history/ (access date: 07.05.2021).
11. Offences Against The Person Act //electronic Irish Statute Book. - 1861. -
URL: http: //www.irishstatutebook.ie/eli/1861 /act/100/enacted/en/print.html
(access date: 07.05.2021).
12. Protection of Life During Pregnancy Act 2013. // - 2013. - URL:
http://www.irishstatutebook.ie/eli/2013/act/3 5/enacted/en/pdf (access date:
07.05.2021).
13. She is not a Criminal. The Impact of Ireland’s Abortion Law // Amnesty
International. - 2015. -URL:
https://www.amnesty.org/download/Documents/EUR2915972015ENGLISH. pdf (access date: 07.05.2021).
14. §218 StGB. Schwangerschaftsabbruch. Strafgesetzbuch fur das Deutsche
Reich vom 15. Mai 1871. // lexetius.com. - 1943. - URL:
https://lexetius.com/StGB/218,11 (das datum des zuganges 07.05.2021).
15. §218 StGB. Schwangerschaftsabbruch Strafgesetzbuch fur das Deutsche Reich
vom 15. Mai 1871. // lexetius.com. - 1953. - URL:
https://lexetius.com/StGB/218,8 (das datum des zuganges 07.05.2021).
..79