Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖУРНАЛ «ICОМ NEWS» КАК ИСТОЧНИК ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Работа №190773

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История Международного совета музеев и журнала «ICOM News» 16
1. 1. Деятельность Международного совета музеев 16
1. 2. История журнала «ICOM News» 19
Глава 2. Формы работы с музейной аудиторией на страницах журнала «ICOM News» 25
2. 1. Прямые статьи 25
2. 2. Косвенные статьи 53
Заключение 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 72
Приложение

Актуальность. Музеи играют большую роль в социокультурной жизни общества, но в современную эпоху потребления становится всё сложнее сохранять своё положение. Люди привыкли развлекаться и получать информацию с помощью смартфонов и других современных технологий. Изменилась и форма передачи необходимой информации: текстовая подача считается скучной, неэффективной и не привлекает внимания. Наиболее популярной формой восприятия данных являются инфографика и видеофрагменты. Кроме того, самое главное правило музеев, запрещающее трогать предметы, ещё больше уменьшает желание их посещать. Сейчас людям не нравится просто приходить в музей, смотреть на экспонаты и слушать экскурсовода. Им нужно больше интерактивности, которую не все музеи готовы предложить. Происходят изменения и в составе музейной аудитории. Появляются новые категории посетителей: люди с ограниченными возможностями здоровья, младенцы, дети дошкольного возраста, мигранты и т. д.
Все вышеперечисленные изменения требуют более детального изучения музейной аудитории и её нужд, а также разработки новых форм работы с посетителями, которые позволят привлекать людей в музей не единожды, а сделать это регулярным занятием. Одним из источников изучения данной темы может послужить периодическая печать, которая своевременно отражает происходящие изменения в обществе. В качестве основного источника по истории и развитию форм работы с посетителями для настоящей работы был выбран журнал «ICOM News», освещавший опыт работы с посетителями разных музеев мира. Актуальность темы определяется тем, что это позволит усовершенствовать музейную педагогику, а также покажет важность использования периодических изданий как источников по данной теме.
Степень изученности. Литературу по теме выпускной квалификационной работы можно разделить на две группы . К первой группе относятся труды по изучению периодической печати, а ко второй - исследования музейной аудитории.
Важность той роли, которую пресса играла в жизни общества, вызвала интерес к её изучению. В советский период появляется ряд монографий, посвящённых данной теме1. С. И. Антонова в своей работе отмечала, что периодическая печать даёт большой объём материала для изучений разных сторон жизни общества .
Источниковедческие проблемы прессы также освещались в ряде научных статей . Среди них, особый интерес вызывает статья А. Н. Алексеева, раскрывающая системный подход французского ученого Ж. Кайзера к изучению прессы и её влияния на жизнь общества . Появляются работы, посвящённые определённым типам периодической печати или освещению того или иного явления в периодической печати . В это же время выходят исследования, посвящённые периодической печати как источнику по истории музеев. Деятельность музеев в сфере охраны историкокультурного наследия, опят работников музеев в построении экспозиций и выставок освещался в статье А. И. Фролова «Советские музеи в зеркале прессы» (по материалам периодической печати 1988 г .)
В постсоветский период вышли работы, представляющие более современные подходы к изучению периодической печати1. По мнению Л.Д. Дергачёвой, периодическая печать может выступать в роли субъекта (побуждать к действию), средства (механизм передачи информации) и объекта (выполнение определенных функций) управления. Она одновременно отражает и формирует общественное мнение, что обуславливает её источниковедческие особенности, в том числе наличие на страницах прессы разных типов информации . В то же время некоторые исследователи, например, М. Ф. Румянцева и В. В. Кабанов, считают прессу только инструментом идеологического воздействия и формирования общественного мнения, отрицают её информационную функцию . Работами В. И. Бовыкина (о формировании финансового капитала в России ), А. Г. Голикова (о монополизации российской промышленности в годы Первой Мировой войны ), Е. Г Костриковой (об отражении русской прессой внешнеполитической информации ) и др. было доказано, что в ежедневной прессе оказалась зафиксирована систематическая, достаточно полная, в целом достоверная информация.
Некоторые зарубежные и российские исследователи отмечали двойственную природу прессы, предполагающую одновременное сообщение о факте и составление мнения о нём, что определяет предвзятость периодики, её способность к манипуляции . Тем не менее, учитывая этот факт, большинство современных пособий по источниковедению отмечают достоверность информации, представленной в периодической печати и её значимость1.
Несмотря на высокую оценку материалов периодической печати, специалистами в музейной сфере они применяются окказионально, в рамках более широкого исследования и далеко не в полной мере. К таким работам можно отнести монографию О. Н. Труевцевой «Музеи Сибири во второй половине XX века» , где автор приводит библиометрический анализ публикаций о сибирских музеях, отмечая рост статей в периодической печати. Среди современных исследователей, использующих периодическую печать как основной источник своих работ, можно назвать И. Л. Карпову , Ж. А. Хамитову , В. П. Богданова , О. В. Ковтунову .
Как источник по истории музейного дела периодическая печать стала предметом специального исследования небольшого числа авторов. Так, И. А. Сизова в ряде статей последовательно проводит анализ газетных публикаций в Томске и Томской области . На основе материалов газеты «Маяк коммуны» В. В. Акимченко рассматривает отдельные факты деятельности Картинной галереи и Музея революции в Севастополе на протяжении 20-х - 30-х гг. ХХ в1. М. Девейкис характеризует журнал «Русская старина» как источник по музейной жизни Петербурга на рубеже XIX-XX вв ., Л. В. Котович анализирует деятельность музеев в Новосибирске в годы Великой отечественной войны по материалам газеты «Советская Сибирь ». Материалы местной периодической печати стали основой для изучения Н. В. Кулешовой истории возникновения в 1960-е гг. в ряде сельских районов Омской области школьных общественных музеев и А. Л. Дудка - деятельности Витебского областного краеведческого музея в конце 1930 - начале 1940-х гг .
Большинство современных исследователей отмечают, что публикации в периодических изданиях являются важным источником по фиксации событий, связанных с историей бытования в социокультурном пространстве музеев, сохранением памятников истории и культуры. Такие статьи обладают информационными возможностями, достаточной полнотой и представительностью .
Ко второй группе источников относятся исследования, посвящённые работе с музейной аудиторией. Её изучением начали заниматься ещё в конце XIX в., но публикация первых зарубежных исследований относится к началу XX в. В 1904 г. была опубликована работа Д. Мюррея «Музеи. Их история и использование»1, где автор осветил историю различных музеев и их деятельность. В 1916 г. в журнале «The Scientific Monthly» появляется статья «Музейная усталость» Б. И. Гилмена, в которой автор проводил анализ поз посетителей музея. Он отметил неудобство витрин, так как людям приходилось наклоняться или присаживаться, что вызывало неудобство и усталость в теле, портило общее впечатление о выставке. Он пришёл к выводу, что нужно сделать посещение музеев комфортабельным, дал совет музейным работникам устраивать свои выставки так, чтобы их экспонаты было удобно рассматривать.
В 1931 г. в книге Г. Фройденталя «Музей - образование - школа» впервые употребляется термин «музейная педагогика». Автор уделял много внимания проблемам взаимодействия музея и школы. Им была разработана методика работы музея со школьниками, включавшая несколько этапов - подготовку к посещению музея, работу в музее и закрепление на уроке полученных знаний и впечатлений. Согласно взглядам Г. Фройденталя, значительную роль в музейно-педагогическом процессе играл школьный учитель .
Наибольшее развитие музейная педагогика получает в 1940-1950 гг., когда авторы всё чаще обращают внимание на образовательную роль музеев и детскую аудиторию. В 1940 г. была опубликована статья «Восток есть Восток, Запад есть Запад» американского учёного С. Е. Каммингса. Автор рассуждал о том, как посетитель воспринимает музейное пространство. Он выделил различные факторы, влияющие на эффективность посещения музея, в том числе аспекты устройства экспозиции, работу сотрудников музея. C 1948 г. Международный совет музеев выпускал свой журнал «ICOM News».
На его страницах публиковались новости по различным аспектам музейной деятельности. Статьи по работе с музейной аудиторией представляют собой описание опыта работы по этому направлению в разных странах мира.
В 1963 г. была создана «Рабочая группа музейной педагогики» в Министерстве просвещения ГДР, которая выпускала регулярное издание сборников «Школа и музей в единой образовательной системе ГДР», на страницах которых публиковался методический материал, а также практическая работа музеев со школами. Следует отметить работу К. Хадсона «Социальная история музеев. Что думают посетители?»1 1975 г., посвящённую развитию музеев в XIX-XX вв. Автор исследовал историю права посетителей посещать музеи, работу различных музеев с точки зрения их возможностей удовлетворять потребности аудитории. В 1980-е гг. появилось специальное учебное пособие по истории музейного дела Клауса Шрайнера «История музейного дела. Краткий обзор» для учащихся музееведческого училища ГДР. В пособии в хронологическом порядке рассмотрена собирательская деятельность и развитие музейного дела в отдельные периоды. На рубеже веков исследованиями роли музея в обществе занимались С. Уэйл , Г. Скрэмстед , Д. Куно , Г. Андерсон и Х. Геновэйс , Б. Лорд и Г. Д. Лорд публиковали работы о музейном маркетинге и менеджменте.
В отечественной историографии первая работа по данному вопросу была опубликована в 1910 г., когда вышел сборник «Школьные экскурсии, их значение и организация1» Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча. В 1928 г. был опубликован сборник «Изучение музейного зрителя», подготовленный сотрудниками методическо-просветительского отдела Третьяковской галереи во главе с Л. В. Розенталем. В работе были обобщены результаты исследований, проводившихся с 1925 г. В ходе исследований проверяли, что больше интересует людей, какие формы работы подходят, что отвлекает от экскурсовода. В результате были выработаны типовые экскурсии, краткие путеводители по галерее.
Ф. И. Шмит опубликовал свою работу «Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела » в 1929 г., где рассмотрел различные аспекты работы отечественных музеев, включая работу с аудиторией. В 1930-е гг. объявляется запрет на «лженаучные» методы в музеях, исследования аудитории прекращаются. К исследованиям музейной аудитории возвращаются в конце 1960-х гг. В 19571975 гг. были опубликованы «Очерки истории музейного дела в СССР » под редакцией А. М. Разгона. Они были подготовлены квалифицированными историками-музееведами в результате целенаправленных историко-музейных исследований, осуществлённых в Научно-исследовательском институте музееведения в Москве. В состав «Очерков» входили работы К. П. Белавской, А. Б. Закса, И. П. Иваницкого, С. А. Каспаринской, А. М. Разгона и др.
Пик публикации работ приходится на 1980-е гг. В этот период появляются исследования по работе с такой группой музейной аудитории, как семья. Публикуются работы Е. Г. Вансловой «Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации », М. Б. Гнедовского «Музейная
аудитория », И. Г. Кузнецовой «Музей и дети: из опыта Новосибирской картинной галереи1», а также статьи А. Н. Давыдова , В. М. Ананьиной и других авторов . В 1997 г. была опубликована работа И. М. Коссовой «Музей и образование взрослых », где говорится о разработке специальных программ, создании клубов для различных категорий посетителей. Работы Т. А. Чумак (1996 г.), Е. М. Белицкой (1997 г.), Е. Н. Михеечева (1997 г.) посвящены методам работы с семейной аудиторией в различных музеях.
Из современной историографии стоит выделить работы В. П. Грицкевича «История музейного дела» в 3 частях: «История музейного дела до конца XVIII века », «История музейного дела конца XVIII - начала XX вв . », «История музейного дела в новейший период (1918-2000 )». Эти исследования представляют первую попытку исследования процесса развития музейного дела в различных регионах мира и обзора источниковедения и историографии истории музейного дела в мире до наших дней.
Таким образом, можно сказать, что публикации по работе с музейной аудиторией появляются с начала XX в. Зарубежные работы с 1930-х гг. особое внимание уделяли образовательной работе с посетителями. Отечественные исследования по данной тематике в 1930 - 1960 гг. не публиковались из-за идеологических установок. Работы по этой тематике охватывают не только деятельность работников, но и обустройство музейного пространства.
Обзор имеющейся литературы показал, что, несмотря на наличие стабильного интереса исследователей к формам работы музея с посетителями и изучению периодики как источника информации, нет исследования, которое бы соединило эти направления. Между тем, такой подход представляется весьма результативным для изучения методики работы с музейной аудиторией, тем более на основе иностранного периодического издания.
Объектом исследования являются формы работы с посетителями в музеях.
Предмет исследования - роль журнала «ICOM News» как источника по изучению истории развития форм работы с музейной аудиторией.
Цель работы:
Определение качества журнала «ICOM News» как источника по изучению применения различных форм работы с музейными посетителями в музейной деятельности.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:
1) изучить историю Международного совета музеев и определить его роль в популяризации тех или иных форм работы с музейными посетителями;
2) рассмотреть историю журнала ««ICOM News» и его роль как источника по изучению музейной педагогики;
3) провести анализ форм работы с посетителями, описанными в журнале «ICOM News».
4) выявить плюсы и минусы журнала «ICOM News» как источника по изучению работы музеев с посетителями.
Территориальные рамки работы охватывают ту территорию, на которую направлена деятельность Международного совета музеев, издававшего журнал.
Хронологические рамки исследования - 1948 - 1983 гг. Нижняя рамка является датой начала публикации журнала «ICOM News». Верхняя дата обусловлена закрытием журнала.
В данной выпускной квалификационной работе была использована следующая источниковая база:
1) Законодательный акт. Для исследования деятельности ИКОМ и его структуры был использован устав ИКОМ, который был принят с внесёнными в него поправками на внеочередной Генеральной Ассамблеей 9 июня 2017 г. в Париже.
2) Периодические издания. Большая часть необходимой для исследований информации была найдена в журнале «ICOM News». Данное издание было создано в 1948 г. Целевая аудитория - музейные профессионалы. В нём содержатся отчёты, аналитические статьи и интервью с музейными экспертами, а также дискуссии о проблемах, с которыми сталкиваются музеи. Этот журнал публиковался на трёх официальных языках ИКОМ (английский, испанский и французский), распространялся среди всех его членов и списка подписчиков, учреждений культуры и наследия на правительственных и неправительственных уровнях. При работе над данной работой использовались выпуски журнала за 1948-1983 гг. на английском языке, который включает 139 номеров, 367 статей из которых используются в большей степени, так как они посвящены формам работы с посетителями в музее.
3) Электронные ресурсы. Для сбора информации по истории ИКОМ, его структуре и журнале использовался официальный сайт организации .
Данная источниковая база позволяет решить поставленные задачи.
Методология и методы исследования.
Основу исследования составили принципы историзма, системности и объективности.
В работе использованы следующие методы:
1) Сравнительно-исторический метод, который позволил проанализировать и сравнить формы работы с аудиторией в разных странах мира в разное время.
2) Контент-анализ публикаций издания «ICOM News», при помощи которого отбирается материал по разным формам работы с посетителями в музеях в разных странах.
3) Историко-генетический анализ - описывается развитие разных форм работы с музейными посетителями с момента начала выхода журнала «ICOM News», и до его закрытия в 1983 г.
4) Дескриптивный анализ - в процессе исследовательской работы идёт описание содержания 367 статей журнала и работ, посвященных изучению музеев и музейного дела на материалах периодической печати, развитию музейной педагогики в разных странах.
5) Метод синтеза - использовался для обобщения результатов анализа.
Новизна работы заключается в изучении журнала «ICOM News» как источника по изучению форм работы с посетителями, предлагаемыми различными музеями мира, с последующим выявлением его плюсов и минусов. Здесь представлена обобщённая информация о том, как с середины XX в. до 1980-х гг. музеи привлекали и удерживали своих посетителей. Это позволяет использовать их опыт в работе современных музеев.
Практическая значимость. Данную работу можно использовать для создания справочников и статей, также заниматься углубленным изучением такого направления деятельности музеев, как работа с аудиторией . Кроме этого, работа имеет практическое значение - применение опыта работы музеев в прошлом при создании современных программ.
Апробация. Основное содержание работы изложено в одной публикации («Освещение вопроса работы с музейной аудиторией на страницах журнала "ICOM News" в 1948-1952 гг.»). Различные аспекты исследования автор выносила на обсуждение в ходе выступлений на научных конференциях - Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» (г. Томск, 2018 г.), Международная научная конференция «Мировые тренды и музейная практика России» (г. Москва, 2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части в двух главах, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Первая глава посвящена истории Международного совета музеев и журнала ICOM News». Во второй главе был проведён анализ методов работы с музейной аудиторией, освещённый на страницах журнала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начиная с 1946 г. Международный совет музеев оказывает содействие членам музейного сообщества в выполнении их миссии по сохранению культурного наследия и его обмену. Благодаря ему увеличилась роль музеев в мире. Они стали сердцем культурных, социальных и экономических ценностей современного общества. Более 60 лет спустя после своего создания организация продолжает представлять мировое музейное сообщество и следовать его главным целям.
Созданный ИКОМом в 1948 г. журнал «ICOM News» является полезным источником по музейной педагогике и вполне может занять достойное место в изучении истории музейного дела, как на локальном, так и на международном уровне, так как предоставляет огромное количество обработанной информации (более 8500 статей) за всё время существования журнала, в т.ч. около 360 статей, посвящённых музейной педагогике. Журнал поднимает кардинально важные вопросы о проблемах музейного мира, даёт возможность сопоставить разные точки зрения на одну ситуацию и увидеть общую картину происходящего. Наличие тематических номеров позволяет проследить историю развития того или иного явления в музее. Также немаловажным в определении качества журнала как источника является активное участие в его публикационной жизни музейных сотрудников с разных концов света, выражающих признательность создателям журнала - организации ИКОМ. Это позволяет не только ознакомиться с разнообразными формами работы с посетителями в музеях, которые предлагались и описывались авторами статей, но и узнать об уровне их эффективности. Изучение данных материалов периодической печати помогает выявить наиболее эффективные методы работы, а также возможность усовершенствовать уже имеющиеся формы.
В целом, согласно публикациям в журнале «ICOM News», наиболее популярными формами работы являлись курсы по музейным аспектам для студентов и профессионалов, серии лекций и занятий по специализации музея для посетителей разных возрастов. На страницах журнала появляется информация об использовании в музеях таких мультимедийных технологий, как проекторы, прототипы аудиогидов, отмечается привлечение телевидения и радио к работе музея. Передвижные и тематические выставки неоднократно были названы эффективным способом привлечения новых посетителей, увеличения интерактивности, географии музея, улучшения контактов с другими организациями. Публикация образовательных буклетов и книг как форма привлечения новых посетителей и работы с уже имеющейся аудиторией имела место, но была не очень популярна. Количество статей о работе с посетителями с ОВЗ не очень велико, но представляет очень интересный опыт работы с данной категорией посетителей в музеях разных стран мира.
Музеи не только искали новые формы работы с посетителями, но и занимались внутренним устройством своих зданий, чтобы визиты были более продуктивными и приятными. В структуре музеев появлялись новые отделы, которые непосредственно занимались образовательной деятельностью. Сотрудничество с другими организациями рассматривалось как способ расширения предлагаемых мероприятий, корректирования своей деятельности под актуальные запросы и привлечения новой аудитории . Критические, обобщающие, рекомендательные статьи и обзоры музейных собраний позволяли заранее узнать об эффективности тех или иных методов, познакомиться с чужим опытом и поделиться своим.
Географический охват журнала, включающий страны Азии, Африки, Америки, Австралии и Европы, делает его незаменимым ресурсом для исследований данной темы.
Поставленная в выпускной квалификационной работе цель определения качества журнала «ICOM News» как источника по изучению применения различных форм работы с музейными посетителями в музейной деятельности была достигнута. Публикация данного исследования может стать полезным источником для практического применения в музеях.



1) Законодательные акты
1. Устав ИКОМ: принят на 16-й Генеральной Ассамблее ИКОМ 5 сентября 1989 г. - 14 с.
2) Музеографические издания
1. «Talking masterpiece» // ICOM News. - 1954. - Vol. 7, No. 6. - p. 27.
2. A regional museum in New Zealand: The museum of the province of Otago (Annual report for the year 1948, Otago Museum, Dunedin, New Zealand) / ICOM News. - 1949. - Vol. 2, No. 6. - p. 5
3. A rural museum education programme // ICOM News. - 1957. - Vol. 10, No. 2. - p. 29.
4. A second Campaign for museums // ICOM News. - 1959. - Vol. 12, No. 2-3. - p. 30.
5. A visit to New Zealand // ICOM News. - 1958. - Vol. 11, No. 4. - p. 30.
6. Activites du Musee national de Varsovie dans le domaine de 1’enseignement populaire // ICOM News. - 1964. - Vol. 17, No. 5. - p. 30.
7. Agriculture and Forestry Museum, Poona / ICOM News. - 1952. - Vol. 5, No. 3. - p. 23.
8. A. Katzenstein. Travelling exhibitions of the Bezalel Jewish National Museum / ICOM News. - 1951. - Vol. 4, No. 2. - p. 35.
9. American Museum opens Natural Science Centre // ICOM News. - 1955. - Vol. 8, No. 2. - p. 23.
10. American university museum // ICOM News. - 1956. - Vol. 9, No. 3. - p. 26.
11. Antonova L. Class visits to the museum - a link in the process of education // ICOM News. - 1957. - Vol. 10, No. 2. - p. 30.
12. Arizona Museum // ICOM News. - 1953. - Vol. 6, No. 3. - p. 26.
13. Asia. Brief survey of museums of Asia and the Pacific Region: their general character and their regional and international potential: suggestions for cooperation // ICOM News. - 1973. - Vol. 26, No. 1. - p. 31.
14. Asutosh Museum, Calcutta // ICOM News. - 1962. - Vol. 15, No. 3-4. - p. 46.
15. Audio visuals // ICOM News. - 1963. - Vol. 16, No. 4-6. - p. 65
..321


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ