Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКИ СДЕЛКИ НА РЫНКЕ ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ГОРОДА ТОМСКА

Работа №190772

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Концептуальные и методологические рамки работы 9
1.1 «Сделка» в контексте экономической антропологии 9
1.2 «Сделка» в контексте теории практик 16
1.3 «Цифровая этнография» как метод анализа онлайн - сообществ 20
1.4. Феномен «теневой» экономики 22
2. Результаты полевой работы 25
2.1. Особенности сделки в цифровом пространстве на основе анализа площадки
«Авито» 25
2.2. Особенности «автомобильной сделки» через призму площадки «Дром» 30
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59

Автомобиль в наше время является очень важным участником в жизни не только отдельного человека, но и целых сообществ, как находящихся в физическом пространстве (например, выставки автомобилей, встречи любителей автомузыки и др.), так и в виртуальном пространстве (цифровые сообщества владельцев конкретной автомобильной марки, форумы соответствия автозапчастей и др.). Кроме этого, автомобиль влияет и на создание особой инфраструкутры вокруг себя: дороги, освещение, правила дорожного движения, специальные службы, отслеживающие исполнения данных правил, автосалоны, магазины автомобильных запчастей и т.п.; этот ряд автомобильной инфраструктуры можно продолжать довольно долгое время. Однако, как и вышеуказанные сообщества, связанные с машинами, инфраструктура в эпоху цифровизации возникает в интернете. Например, множество видеоигр, которые появляются в результате копирования физических элементов автомобиля, механики в игровое пространство. Другим ярким примером может служить появление сайтов и приложений по продаже бывших в употреблении автомобилей. В отечественном сегменте интернета особо актуальными являются сайты и приложения компаний «Авто.ру» и «Дром». Из сайтов по продаже автомобилей, данные платформы превратились в цифровых гигантов с собственными услугами по проверке юридической «прозрачности» транспортных средств, а также с форумами, новостными разделами, сервисами по проверке правил дорожного движения и многим другим. Это бесспорно говорит о том, что значительная часть населения нашей страны проводит свое время за поисками нового старого автомобиля.
Проблема «подержанных» машин крайне актуальна для российских экономической действительности. Во-первых, потому что постепенно наша страна стала довольно автомобилизированным государством. Рынок новых автомобилей не поспевал за возникающим спросом, в связи с этим, на помощь пришел рынок ранее используемых машин. Во-вторых, новый автомобиль в контексте стоимости серьезно отличается от многих моделей «подержанных» авто. В-третьих, возможно, не самая распространенная причина, но имеющая место быть: пользующиеся популярностью в Сибири и на Востоке страны японские автомобили с расположением руля «справа» возможно купить исключительно бывшими в употреблении, в том числе с помощью обозначенных выше сайтов «Дром» и «Авто.ру». В-четвертых, пандемия коронавируса, а затем и введенные против нашего государства санкции в серьезной мере повлияли на наличие в России новых автомобилей, их стало крайне мало.
Однако покупка не нового автомобиля влечет за собой череду рисков, обозначенную двумя «полями». Первым можно выделить юридическое «поле». Оно подразумевает необходимость тщательной правовой проверки автомобиля, т.к. в силу действия не чистых на руку продавцов можно неожиданно для себя обзавестись краденным автомобилем или машиной, которая находится в качестве залогового объекта у банка. Помимо этого, автомобиль в силу своей материальной стоимости зачастую становится предметом выплаты долга по решению суда. Тогда транспортное средство получает статус, который не позволяет регистрировать его в государственной дорожной инспекции и «ставить на учет», т.к. судебные приставы налагают запрет на те самые регистрационные действия. Это наиболее распространенные юридические проблемы, при этом доставляющие массу неудобств новому собственнику автомобиля. Второе «поле» актуализировано вокруг механической сложности автомобиля, представляющего единую систему узлов и агрегатов. Данная область требует определенного комплекса знаний, которые применяются при выборе и осмотре транспортного средства. Собранная информация позволяет влиять на финальную стоимость товара посредством торга. Противоположная ситуация, которая характеризуется незнанием технических особенностей и сложностей, ведет к покупке товара низкого качества, товара с дефектами, рыночная стоимость которого при последующей продаже существенно падает (в случае выявления неработающих или поврежденных частей автомобиля будущим собственником).
В связи с этим, объектом данной работы являлась сделка как социально-экономическое явление между продавцом «подержанного» легкого автомобиля и его потенциальным покупателем. В таком случае в роли предмета выступала практика сделки как механизм ее реализации, включающая механизм возникновения условий для торга, аргументы сторон, конечный результат и другие социально-экономические проявления заявленного предмета.
Цель работы заключалась в выявлении социально-экономических особенностей сделки, влияющих на ее конечный результат, между продавцом бывшего в употреблении легкового автомобиля и его потенциальным покупателем на территории г. Томска как в офлайн пространстве, так и в онлайн пространстве (в силу специфики современной сделки).
Для достижения заявленной цели автором был обозначен следующий пул задач:
1) проанализировать основные теоретические концепции в области экономической антропологии, т.к. заявленный в рамках квалификационной работы предмет вписывается в сферу обозначенной выше антропологической субдисциплины;
2) проанализировать основные подходы в области теории практик, как основной призмы рассмотрения объекта исследования;
3) выявить и описать основных участников сделки, включая сформированные или формирующиеся сообщества вокруг объекта работы;
4) описать составные части сделки, стратегии и практики ее участников, взаимно влияющих друг на друга, с целью определения их воздействия на конечный результат социально-экономического явления;
В рамках данной работы были использованы труды основоположников экономической антропологии таких как М. Саллинз , К. Поланьи , Б. Малиновский . В контексте моего исследования работы М. Саллинза и Б. Малиновского рассмотрены в качестве основных по теории дарообмена. Их взгляд на дар и действия, которые происходят вокруг него, вполне могут быть переложены на современную сделку. Карл Поланьи интересен прежде всего как первый ученый, который оформил субстантивизм, как течение в рамках экономической антропологии. Именно оно, по мнению ряда исследователей, способствовало развитию исследований экономических систем, не только через сухую экономическую составляющую, но и через социальность, которая образуется внутри таких структур.
Необходимыми стали работы по изучению цифровых площадок С.В. Соколовского , П.В. Колозариди, А.В. Ильина , А. Маркхам . Их труды описывают то, как функционируют онлайн - сообщества и в какие моменты они приобретают механизмы социального взаимодействия. Также, там подробно изложены принципы и методы изучения цифровой этнографии.
Другим этапом стало изучение механизмов теневой экономики через труды Н.В. Капитоновой, А.А. Капитоновой , С.Ю. Барсуковой . Обусловлено это тем, что вторичный рынок автомобилей имеет в своей структуре объемный теневой сектор, который сильнейшим образом влияет на ценообразование, спрос и предложение. Именно понимание механизмов теневого сектора позволило подойти к полученным полевым данным с другой точки зрения и определить реальный вклад неформальной экономики и ее участие на рынке подержанных авто.
Также особого внимания заслуживают сами рассматриваемые практики и в этом вопросе я обратился к труду В.В. Волкова и О.В. Харохордина , взглядам А. Шюца и Э. Гуссерля , а также идеям Г. Гарфинкеля и И. Гофмана . Рассмотрение их трудов позволило обозначить сделку как особый вид социально-экономической повседневности, которая, начавшись однажды, оставляет свой след на дальнейшей деятельности отдельного человека.
Методами исследования стали полуструктурированные интервью, включенное наблюдение, цифровая этнография для анализа сайта и его пространства. Интервью такого формата позволило собрать качественную информацию, так как не доставляло неудобств респондентам и позволяло наладить более тесный, иногда дружеский контакт (к сожалению, не удалось наладить контакт с нелегальными перекупщиками, а только лишь с теми, кто работает в легально оформленных фирмах). Включенное наблюдение оказалось очень уместно, потому что в процессе встречи с продавцом складывается ситуация, в которой могут присутствовать личности не относящиеся к процессу купли- продажи, но присутствующие в нем в роли неких независимых экспертов. В совокупности было собрано 12 интервью, среди которых 5 человек, на момент бесед продавали свой автомобиль и 5 человек искали себе новое авто. Совокупная продолжительность всех интервью составила приблизительно 19-20 часов, где самое короткое длилось 20 минут, а самое длинное 2 часа и 4 минуты. Удалось побеседовать с человеком, который занимается перепродаже автомобилей для получения личной материальной выгоды и осуществляет свою деятельность в легальном правовом поле. Также одним из респондентов стал человек, который занимается ремонтом автомобилей 11 лет. В рамках исследования удалось пронаблюдать 2 сделки, которые в общей сложности длились 5 часов. Так как мое поле представляла и онлайн-площадка, следовательно, наблюдение велось и там. В общей сложности на сам сайт и попытки отследить его изменения во времени было выделено 8 часов.
Данная работа состоит из введения, первой главы с обзором литературы и теоретических подходов к пониманию экономической антропологии, а также разбор методов цифровой антропологии. Во второй главе будет представлен анализ полевых материалов автора (интервью, дневники, данные с сайта «Дром») за 2022 - 2023.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ситуация на вторичном рынке автомобилей неоднозначна. Повсеместно можно видеть, что даже новые автомобили европейских брендов в данный момент запрещены ко ввозу в РФ, следовательно, дефицит как машин, так и деталей на них увеличивается. Вместе с этим потребности населения только растут и средство передвижения становится для кого-то уже не прихотью, а острой необходимостью. В это же время вторичный рынок также начинает изменяться, так как актуальная повестка предлагает более выгодные условия для торговли именно б/у автомобилями. Негативное влияние оказывают и перекупщики, которые своими спекуляциями только нарушают шатко установившееся равновесие цен.
Такое пристальное внимание к автомобилям и сложности в процессе покупки и продажи связаны с тем, что машина - объект особой материальной ценности. Любой автомобиль по совокупности факторов будет являться таковым, если только мы не берем ТС в слишком плохом состоянии. Этим обосновываются и все те возникающие теневые схемы вокруг него, а также трепет, с которым автовладельцы относятся к своей машине.
Особое внимание следует уделять сайтам - агрегаторам, например, таким как Дром. Он многократно упрощает процесс поиска автомобиля. Именно благодаря таким площадкам в историю ушли авторынки под открытым небом, где пространство было еще менее защищенным от различных «серых» схем. Такие агрегаторы позволяют не только в комфортной обстановке приблизительно выбрать нужный вариант, но и сразу же наладить общение с целым сообществом, которое всегда открыто для помощи. Отдельного слова заслуживают функции проверки автомобиля, потому что без них слова тех же перекупщиков о том, что «машина не бита», «не крашена», «в ремонте не нуждается» было бы сложно проверить человеку, который не обладает нужными знакомствами, навыками или же средствами, т.е. той социальной стороной анализируемого в рамках исследования процесса - сделки. Действительно, услуги профессиональных подборщиков сейчас очень дороги и не каждому по карману, потому покупка отчета за 300-500 р. позволит обзавестись полезной и правдивой информацией, а также сэкономить не только десятки тысяч рублей, но и личное время.
Мною были классифицированы участники сделки. Среди них выделяются обычные продавцы, которые не используют никаких манипулятивных тактик, не заинт ересованы в продаже автомобиля в кратчайшие сроки, охотно идут на контакт с покупателем и не скрывают технические или юридические проблемы автомобиля. Далее идут недоговаривающие, которые пытаются обмануть покупателя, но не с целью заработать на этом, а с целью не потерять слишком много на своей продаже, так как обычно такой тип продавцов продает не самые технически исправные автомобили. Третий тип - идеальные продавцы, которые являются таковыми, потому что их история полностью совпадает с тем, как протекала жизнь автомобиля на самом деле. Как правило, автомобили таких продавцов не нуждаются в ремонте и находятся в хорошем и отличном состоянии. Далее идет другая категория продавцов, а именно перекупщиики. Их также можно подразделить. Первые - честные перекупщики, которые не скрывают то, что занимаются своим ремеслом и активно рассказывают, что купили автомобиль для дальнейшей его перепродажи. Вторые - типичные перекупщики, которые стараются сгладить острые углы из жизни их автомобиля. Обычно именно они максимально приветливы, умеют переключать ваше внимание с недочетов, прекрасно осведомлены обо всех технических тонкостях автомобиля. Третьи - незаинтересованные перекупщики, которые занимаются своим ремеслом повседневно. Для них это стало своего рода рутиной, поэтому они не держаться за клиента, позволяя себе даже хамство. Тем не менее они также идут на обман, порой неприкрытый.
Сделка безусловно является социальной практикой. Она одновременно очень вариативна и придерживается одного сценария. Вариативность сделки заключается в отношении и мотивации обеих сторон к самому процессу. Если выводить универсальную схему сделки то, можно представить ее в следующем виде, поэтапно.
Первый - первичный контакт - ситуация, когда покупатель нашел предложение продавца и они проясняют самые важные детали для продолжения. Сделка здесь еще не началась, так как контакт не подразумевает обременения продавца покупателем. Можно считать данный этап консультацией. На мой взгляд, сделка как процесс начинается непосредственно с момента, когда стороны непосредственно встретились в реальности, ведь с этого момента они зависимы друг от друга. Как было установлено, даже обговоренное время и место далеко не являются гарантией того, что контакт состоится.
Второй этап - личное знакомство, во время которого обе стороны выказывают друг другу уважение, знакомятся, пытаются очень непродолжительное время общаться на бытовые темы.
Третий этап - осмотр, который характеризуется прояснением истории автомобиля, его изъянов и недочетов. Осмотр может быть ритуальным - ситуация, когда покупатель осматривает автомобиль, чтобы сделать это, также он может быть полным - ситуация, когда покупатель обладает средствами и навыками для глубокого осмотра автомобиля с целью выяснения его скрытых недостатков. Продавец в зависимости от типа осмотра ведет себя по-разному. В первом случае, он скорее чувствует себя уверенно и не беспокоиться за свой авторитет. Во втором случае, он напряжен, потому что даже если он не скрывает каких-то изъянов, могут обнаружиться новые, о которых он не знал. Четвертый этап - торг. На этом этапе стороны ведут дискуссию о том, насколько большую скидку может сделать продавец покупателю. Можно выделить следующую классификацию торга. По типу он может быть предопределенным (обе стороны уже задумали определенную сумму скидки и не стремятся опустить цену еще ниже) и незапланированным (ситуация, когда покупатель желает путем обоснования своей позиции снизить цену еще больше, чем планировал изначально). По стратегии торг может быть обоснованным (сброшенная цена полностью эквивалентна обнаруженному изъяну) и необоснованным (товар и так продаётся выгодно, со всеми изъянами, но покупатель требует большей скидки). Торг может переходить из обоснованного в необоснованный в ситуации, когда переговоры уже прошли, а покупатель находит все новые и новые, зачастую уже надуманные доводы, чтобы снизить цену. Также торг имеет свои этапы. 1) Оглашение цен. 2) Аргументация и отрицание., когда стороны начинают дебаты о справедливости снижения цен из-за того или иного фактора. Можно сказать, что на данном этапе они становятся друг другу врагами. 3) Примирение сторон, когда обе стороны понимают, что адекватная аргументация исчерпана и начинают сходиться на одной сумме скидки.
Пятый этап - оформление. Обычно здесь все жаркие моменты уже урегулированы и проходит непосредственно юридическое оформление, через заключение договора купли-продажи.
В процессе сделки покупатель и продавец действительно могут влиять друг на друга особенно в процессе торга. Именно в торге выстраивается основная линия взаимоотношений обеих сторон сделки. Она может быть направлена, как в сторону агрессии, так и в сторону определённого рода эмпатии, когда обе стороны уже согласны и понимают это, но еще не высказались за это. Все респонденты едины во мнении, что не будут звонить по объявлению, где торг не заявлен как возможная опция, только если само предложение не будет слишком им интересно. Более того, установлено, что возможности для торга всегда остаются, даже если изначально он категорически отрицается. Явление торга, на мой взгляд, складывается из умения убеждать и уметь находить подход к своему оппоненту.
Говоря о выборе взгляда в рамках классики экономической антропологии, то безусловно более подходящим для данной работы будет именно субстантивизм. Как подход, он предлагает рассматривать каждую экономическую ситуацию в отдельности, а не сводить все к общему знаменателю. В ходе исследования было установлено, что лишь малая часть сделок являются максимально похожими друг на друга. В основном, это уникальные процессы, которые конструируются людьми в соответствии с их целями.
В соответствии с символическим интеракционизмом Э. Гофмана, можно сделать вывод, что практики сделки обусловлены ролями, которыми их наполняют непосредственно сами участники процесса. Сама роль в данном контексте явление гибкое. Она зарождается до самой сделки и контакта сторон, но приобретает очертания и дорабатывается непосредственно с опытом. Вся суть этой ролевой игры сводится к противостоянию масок, когда цель каждого из участников ослабить роль другого. Непосредственно для понимания ролей, необходимо учитывать мотивацию продажи. Если она вызвана желанием извлечь большую материальную выгоду для себя, то вероятным исходом переговоров будет обман. Если же мотивация не прибыль, а стремление хотя бы не потерять то, что вложено в машину, то и сделка будет двигаться по более честному и прозрачному пути. Важно учитывать, что автомобильное поле даже при первом входе в него уже задает определенные ролевые параметры для конкретного человека, даже на уровне класса автомобиля, когда человек, который привык к бизнес-классу уже не будет серьезно относится к тем, кто продает автомобили класса комфорт, тем самым занимая несколько более высокую ролевую позицию. Закрепленная роль в процессе сделок, на мой взгляд, оставляет человека в автомобильном пространстве очень надолго. Даже спустя длительное время после покупки или продажи автомобиля, не имея ни средств, ни желания для новых действий, человек будет просматривать все новые и новые объявления, чтобы укрепляться на выбранной роли.
В заключение, можно сказать, что автомобильные сделки - это явление очень мобильное и крайне нестабильное. На нее оказывают влияние множество факторов, которые все-таки можно учесть. Она очень зависима от того, что происходит на рынке, так как малейшее изменение там моментально провоцирует и изменение ценовой политики. Сейчас же наблюдается тенденция входа на подобные площадки целых автосалонов. Возможно, что они и есть будущее всего вторичного рынка, так как хоть салон и продает автомобили не быстро, но владелец точно может быть уверен в том, что его не обманут, так как салон является юридически оформленным.



1. Респондент 1., М, продавец (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2022) // Полевой материал автора.
2. Респондент 2., М, продавец (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2022) // Полевой материал автора.
3. Респондент 3., М, продавец (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
4. Респондент 4., М, продавец (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
5. Респондент 5., М, продавец (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
6. Респондент 6., М, покупатель (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2022) // Полевой материал автора.
7. Респондент 7., М, покупатель (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2022) // Полевой материал автора.
8. Респондент 8., М, покупатель (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
9. Респондент 9., М, покупатель (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
10. Респондент 10., М, покупатель (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
11. Респондент 11., М автомеханик (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
12. Респондент 12., М перекупщик (записано Баладуриным Р.М. - Томск 2023) // Полевой материал автора.
13. Александр Резников. Японские автомобильные марки удержали позиции на вторичном рынке Сибири / Континент Сибирь ksonline.ru [сайт]. - [Б. м.], 2022. - URL: https://ksonline.ru/465779/yaponskie-avtomobilnye-marki-uderzhali-pozitsii-na-vtorichnom- rynke-sibiri/ (дата обращения 20.03.2023)
14. Новости автомира: как санкции повлияли на российский автопром / Рамблер.авто [сайт]. - [Б. м.]. - 2022. - URL: https://auto.rambler.ru/news/49409949-novosti- avtomira-kak-sanktsii-povliyali-na-rossiyskiy-avtoprom/ (дата обращения 26.04.2023)
Литература:
15. Белик А.А. Экономическая антропология: взаимодействие экономики и культуры // Экономический журнал. - 2010. - № 4(20). - C. 64-86.
..29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ