Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУКТ «ПОБЕДА» КАК ПРЕДМЕТ ПРОПАГАНДЫ

Работа №190767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 ПРОПАГАНДА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ 8
2 СИМВОЛИЗМ ПОБЕДЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 29
3 КОНСТРУКТ «ПОБЕДА»: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 41
3.1 Символическая природа и политический миф акции «Бессмертный 41 полк»
3.2 Конструкт «Победа» в риторике России 2000-х 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64


Актуальность. Ежегодно 9 мая праздник Победы собирает миллионы людей на праздничные мероприятия, и на настоящий момент, согласно опросам общественного мнения, этот день является главным народным праздником страны. Он нагружен символически, имеет прочную эмоциональную связь с населением. История практически каждого современного человека связана с историей Великой Отечественной войны. Поэтому мероприятия в честь праздника Победы отличаются массовостью, пышностью и сопровождаются узнаваемым символическим рядом. В связи с чем, исследование коммуникативного аспекта Дня Победы для современной политической науки является насущным вопросом. Иначе говоря, актуальность Дня Победы порождает необходимость исследования различных аспектов данного праздника.
Степень научной разработанности. Совокупность данных об этом объекте в научной литературе носит противоречивый характер. Исследования проводятся политологами, историками, психологами. И основополагающим для нас является анализ составляющих данную тему элементов и приведение их к единому целостному пониманию.
Для анализа понятия «конструктивизм», а также интересующего нас «политического конструктивизма» с рассмотрением вопроса
конструирования реальности используются теории и концепции К. Гергена (Джерджена), Х. фон Фёрстера, Р. Харре, П. Бергера и Т. Лукмана. У. Матураны и Ф. Варелы, Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Шюца, Дж. Мида, Л.С. Выготского, Дж. Келли, Н.Г. Щербининой, А.М. Улановского, С. Цоколова .
Анализ понятия «пропаганда» базируется на изучении работ Э.У. Фэллоуз, Г. Лассуэлла, Э. Аронсона и Э. Пратканиса, Э.Бернейса, А.И. Щербинина, А.И. Соловьева, Ал. Джорджа, И.В. Булкиной, Г.Г. Почепцова, А.В. Мозолина .
323 с.; Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М.: Прогресс-традиция, 2001. - 183 с.; Пиаже Ж. Психология интеллекта. [Электронный ресурс] // Онлайн-библиотека Transyoga. - URL: http://transyoga.ru/assets/files/books/sposobnosti/piaje_psih_intelekta.pdf (дата последнего обращения 02.03.2016); Bruner, J. (1987). Life as Narrative. Social Research, 54 (1). р. 11-32; Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/shyuz/ (дата обращения 02.05.2016); Мид Дж. Сознание, самость и общества. От жеста к символу. [Электронный ресурс] // Библиотека «Полка букиниста». URL:
http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch11_i.html (дата обращения 02.05.2016); Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. [Электронный ресурс] // Библиотека Fort/Da. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-2-
istoricheskiy_smysl_psihologicheskogo_krizisa.pdf (дата обращения 22.03.2016); Келли Дж. Теория Личности: психология личностных конструктов. СПБ.: Речь, 2000. 249 с.;
Щербинина Н.Г. Символическое конструирование мифо-героической политической реальности России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 2 (3). С. 18-37; Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальные конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии, 2009, №2. С.35-45. URL:
http://www.psy.msu.ru/people/ulanovsky/2009%20Ulanovsky%20Constructivism,%20%20radic al%20..ctivism,%20social%20constructionism.pdf (дата обращения 29.09.2016); Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. Munchen: Verlag Munchen, 2000. - 333 с.
Феллоуз Э.В. Пропаганда: история слова. / Политическая лингвистика. 2009. № 29 . С. 155-160; Аронсон Э., Лассуэлл Г. Стиль в языке политики. // Политическая лингвистика. - Вып. 2 (22). - Екатеринбург, 2007. - С. 165-177; Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971. P. 154; Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с., Бернейс Э. Пропаганда. Пер. с англ. - И.Ющенко. - М.: HippoPublishing, 2010. -176 с.; Щербинин А. И. Тоталитарная индоктринация как управление сознанием: Учеб. пособие. - Томск: Изд- во Том. ун-та, 2012. - 274 с.; Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю. Ю. и др]; под. ред. А. И. Соловьева. — М.: аспект Пресс, 2004. - 332 с.; Джордж А.Л. Научный статус исследований пропаганды. // Политическая лингвистика. 2011. № 2. С. 250-255; Джордж А.Л. Прогнозирование политических действий
посредством анализа пропаганды. // Политическая лингвистика. 2012. № 2. С. 266-275; Булкина И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук. Казань, 2000. -159с. [Электронный ресурс] // DisserCat - электронная библиотека диссертаций. - URL:
http://www.dissercat.com/content/teoriya-politicheskoi-kommunikatsii-garolda-d-lassuella (дата обращения 01.05.2016); Почепцов Г.Г. Модель пропаганды Жака Эллюля. [Электронный ресурс] // «ПСИ-ФАКТОР» — информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. - URL: http://psyfactor.org/lib/propaganda28.htm (дата
обращения 10.05.2016); Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.:
Символизм и символическая политика в рамках данной работы рассматриваются с помощью концепций и теорий У. Уорнера, Э. Кассирера, А. Щербинина и Н. Щербининой, Б. Дубина, О. Малиновой, С. Поцелуева, Д. Мисюрова* . Здесь же актуально упомянуть об исследованиях политического праздника А. Щербининым, Д.Сарайкиной, О. Калачевой .
Для исследования истории праздника и анализа исторических событий использовались работы М. Габовича, Н. Копосова, А. Осокина, Л. Млечина .
Объектом данного исследования выступает политический праздник, предметом - коммуникативный аспект конструкта «Победа».
Цель данной работы состоит в исследовании символического значения конструкта "Победа" и его отражения в риторике современной России.
Задачи:
1. Осуществить анализ основных понятий: «конструкт» и «пропаганда», понятие «конструкт» рассмотреть с позиций конструктивизма и трёх его направлений;
2. Раскрыть значение праздника Победы в разные исторические периоды (СССР и РФ), уделить внимание пониманию Победы в зависимости от фигуры политического лидера;
3. Исследовать символизм Победы, выявить наиболее известные и значимые символы;
4. Осмыслить символико-коммуникативное значение
народной акции «Бессмертный полк»
Коммуникативный и конструктивистский научные подходы выбраны как основные. Методы: исторический, дескриптивный, анализ и синтез, мониторинг СМИ, метод дискурс-анализа.
Апробация: «Актуальные проблемы социальных наук» 22-23 апреля 2016 г. (международная конференция, ТГУ, Томск, доклад «Символизм Победы в историческом контексте», публикация в сборнике материалов конференции) - диплом III степени; 18-ая городская ежегодная научно-практическая конференция «Тоталитаризм и тоталитарное сознание» (ТГУ,
Томск, доклад «Символическая природа и политический миф акции «Бессмертный полк», публикация в сборнике - РИНЦ); XXVI Духовно-исторические чтения памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия (ТГУ, Томск, доклад «Символизм Победы в историческом контексте»). В т.ч публикации: «Пропаганда в речах парламентариев: специфика и
манипулятивные технологии» (журнал «Молодой учёный» №3 (107) февраль - 2016 г.), «Символизм Победы в историческом контексте» (Молодой учёный №10 (114) май- 2016 г.) - РИНЦ.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и перечня литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первая глава настоящей работы была посвящена изучению понятий «конструкт» и «пропаганда», которые являются ключевыми понятиями исследования. Мы пришли к выводу определения сквозь призму конструктивизма в узком направлении конструктивизма: конструкт является шаблоном восприятия мира, содержащий классификационные и оценочные компоненты. В политическом конструктивизме: государство встраивает эти оценочные компоненты в политическую реальность с помощью символов, и политическая реальность практически полностью представляет собой символическое конструирование социального мира . Также были обозначены рамки пропаганды с опорой на определения Аронсона и Пратканиса, Эллюля, Бернейса и Лассуэлла. Данный вывод заключается в следующем: пропаганда - распространение информации (идей) с
использованием работы с сознанием индивида. По вопросу изучения пропаганды, уделено внимание изучению концепций символизма Уильяма Уорнера и Эрнста Кассирера, а также его значению в политической коммуникации. В результате анализа полученной информации, мы пришли к выводу об уместности понимания символа и знака в концепции Эрнста Кассирера для исследования. Автор разграничивает понятия «символ» и «знак» (в отличие от Уильяма Уорнера). Таким образом, символ - это основополагающий принцип человеческого бытия (является подвижным), а знак - сигнал .
Вторая глава настоящей работы посвящена рассмотрению отношения к Победе на территории СССР в послевоенное время (в частности, причины отмены Праздника в эпоху Сталина и реабилитация праздника в период правления Брежнева) и трансформация взглядов по данному вопросу в
современной России. Население очень трепетно относится к празднику, свидетельством тому служат опросы общественного мнения, а также трансляция данных мнений в сети Интернет. Во-первых, большинство людей считает этот праздник народным (а не государственным) . Во-вторых, у абсолютного большинства опрошенных члены семьи воевали, и у 67% населения некоторые члены семьи с фронта не вернулись. Эти данные отражают эмоциональную связь с историей праздника, делают его еще более ценным для населения, именно потому, спустя столько десятков лет, праздник не потерял своей актуальности. В 2016 г. народная акция «Бессмертный полк» охватила свыше сорока стран мира, а в России собрала под портретами народных героев почти 2 млн человек.
Третья глава посвящена изучению особенностей конструкта «Победа», одной из его ритуальных составляющих - акции «Бессмертный полк», а также присутствию рассматриваемого конструкта в риторике России с начала 2000-х и по настоящее время.
Первый раздел посвящен анализу символической составляющей акции «Бессмертный полк». В целом, символизм Победы имеет два направления: Сталин-герой и Народ-герой. На наш взгляд, каждое из данных направлений на разных этапах исторического развития государства занимало лидирующую позицию. Если понимание «Сталин-герой» характерно, скорее, для послевоенного времени и просуществовало примерно до 1960-х, то актуализация концепта «Народ-герой» - прерогатива эпохи Брежнева, которая остается приоритетной и на сегодняшний день. Направление «Сталин-герой» сопровождается культом личности и культом политического тела . Данный концепт поддерживался пониманием Сталина как мозгового
центра Победы («ведь именно он осуществлял руководство»). Но вслед за фигурой «Сталина-героя» располагается целый ряд представителей военной элиты, и это вызывало у Сталина серьезные опасения - это могло навредить фигуре вождя. Второе направление получило распространение после постепенного введения в оборот нового понимания Победы с приходом Брежнева, а в связи с тем и выведение на «передовую» подвига народа в войне, отражением данного направления сейчас является акция
«Бессмертный полк». Подтвержден тезис о том, что акция представляет собой элемент социализации будущих поколений. Рассмотрена символическая роль «Бессмертного полка». Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что данная акция - это символ не пустой, а наполненный смыслом, и выполняет важную символическую функцию. «Бессмертный полк» стал одним из ключевых символов Дня Победы - праздника, который конструирует сегодня патриотическую реальность, влияет на восприятие политического времени (праздничный цикл) и выступает как коллективный институт социализации новых поколений.
Второй раздел посвящен рассмотрению изучению символической политики России в отношении праздника Победы с помощью речей главы государства во время парада Победы. Выделены ключевые фразы, отражающие положение дел и динамику взглядов по актуальным вопросам современной политики. В результате изучения текстов мы пришли к выводу о том, что на символическом уровне происходит смена акцентов в конструировании политической реальности современной России в тандеме с историческим наследием Советского Союза и даже Российской империи (традиционные ценности, нравственность).
Таким образом, в результате проведённой работы раскрывается основная цель, поставленная в ходе исследования символического значения
http://www.dissercat.com/content/geroicheskii-mif-v-konstruirovanii-politicheskoi-realnosti- rossii (датаобращения: 30.05.2016).
конструкта «Победа», а также его отражения в риторике современной России.



1. «Бессмертный полк» попал в окружение. [Электронный ресурс] // meduza.io. - URL: https://meduza.io/feature/2015/04/30/bessmertnyy-polk- popal-v-okruzhenie (дата обращения 15.04.2016).
2. «Бессмертный полк»: помним, гордимся, участвуем! [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения wciom.ru. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115698 (дата обращения 23.05.2016).
3. Акция «Бессмертный полк» прошла на Кипре. [Электронный ресурс] //
Деловая газета «Взгляд». vz.ru. - URL:
http://www.vz.ru/news/2016/5/7/809416.html (дата обращения
24.05.2016).
4. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. — 323 с.
6. Бернейс Э. Пропаганда. Пер. с англ. - И.Ющенко. - М.: HippoPublishing, 2010. -176 с.
7. Бессмертный полк России. [Электронный ресурс] // - URL:
https://polkrf.ru/about/ (дата обращения 14.04.2016).
8. Болтунова Е. Советская рецепция имперского пространства. [Электронный ресурс] // ПостНаука.Аса4ету. postnauka.ru. - URL: https://postnauka.ru/video/61978 (дата обращения 23.05.2016).
9. Брежневский застой. Лекция Хусаинова Р.В. [Электронный ресурс] // Сайт историка Р.Р. Хусаинова (Московская обл). - URL:
http://www.husain-off.ru/hb2n/h2lekc30.html (дата обращения
09.04.2016).
10. Бурдье П. О производстве и воспроизводстве легитимного языка.
Отечественные записки. 2005. № 2 (23). [Электронный ресурс] //
- URL: http://www.strana-oz.ru/2005/2/o-proizvodstve-i-vosproizvodstve- legitimnogo-yazyka (свободный, дата обращения 20.11.2015).
11. Булкина И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д.
Лассуэлла: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук. Казань, 2000. -159с. [Электронный ресурс] // DisserCat - электронная библиотека диссертаций. - URL:
http://www. dissercat.com/content/teoriya-politicheskoi-kommunikatsii- garolda-d-lassuella (дата обращения 01.05.2016)
12. В Москве напали на участников церемонии школьного конкурса «Мемориала». [Электронный ресурс] // Журнал РБК. rbc.ru. - URL: http://www.rbc.ru/politics/28/04/2016/5721d3e09a79475e3134f18e (дата обращения 26.05.2016).
13. Военный парад в честь 67-й годовщины Великой Победы.
[Электронный ресурс] // Официальный сетевой ресурс Президента Российской Федерации. - URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/15271 (дата обращения
28.05.2016).
14. Военный парад в честь 68-й годовщины Великой Победы.
[Электронный ресурс] // Официальный сетевой ресурс Президента Российской Федерации. - URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/18089 (дата обращения
28.05.2016).
15. Военный парад на Красной площади. [Электронный ресурс] //
Президент России. kremlin.ru URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/51888 (дата обращения
28.05.2016)... 96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ