Электрический дипольный момент (ЭДМ) для системы заряженных частиц, как известно, определяется простой формулой: d = f rp(r)dV, где p(r) = ^2 eaMr ~ г«) плотность заряда, J p(r)dV полный заряд системы, а сам ЭДМ является полярным вектором [1]. Определение же электрического дипольного момента элементарной частицы вызывает некоторые неясности. Наличие ЭДМ приводит к появлению в энергии взаимодействия частицы дополнительного слагаемого, зависящего от взаимной ориентации ЭДМ и действующего на частицу поля: U = —d • E, где E напряженность поля. Так как элементарные частицы, атомы или ядра не имеют другой ориентации в пространстве кроме спина, собственного момента импульса, являющегося аксиальным вектором. Наличие направления, связанного со спином, навязывает это направление и ЭДМ, который, следовательно, должен быть параллелен либо антипараллелен вектору спина. При преобразованиях инверсии (P), в отличие от полярного вектора, у аксиального меняется знак, т.е. при зеркальном отражении мы будем иметь ориентацию между спином и ЭДМ обратную от первоначальной. Аналогичное будет наблюдаться и в случае обращения времени, спин как-бы начинает вращаться в обратном направлении. Инвариантность относительно любого из этих преобразований означала бы равновероятные в противоположных направлениях ориентации вектора ЭДМ, среднее значение которого из-за этого обращалось бы в ноль. И таким образом, существование ЭДМ у частицы напрямую означает нарушение T- и P-инвариантности [2]. Несмотря на многочисленные попытки построить P-четную теорию ЭДМ, в 1956 г. Ли и Янг предположили, что выполнение P- инвариантности в слабом взаимодействии, вообще говоря, не является строгим законом природы. В 1957 г. это было подтверждено экспериментально при наблюдении асимметрии в угловом распределении электронов 3-распада относительно направления спина поляризованного ядра. Однако сформулированная на тот момент CPT-теорема все еще запрещала существование ЭДМ не только как P-неивариантную, но и T-неивариантную величину.
Первое появление CPT-теоремы было в работе Ю.Швингера 1951 г. для доказательства связи спина и статистики. Согласно CPT-теореме, что любая лоренц-инвариантная локальная теория поля с эрмитовым гамильтонианом должна иметь CPT-симметрию. Первоначально же предполагалось, что природа инвариантна относительно каждого из преобразований в отдельности. Смысл теоремы можно свести к следующему: наша Вселенная и Вселенная, являющаяся ее зеркальным отражением с заменой всех частиц на античастицы и движением всех объектов в обратном направлении идентичны. Следствием же CPT-теоремы является полное соответствие между веществом и антивеществом, а именно одинаковые массы и магнитный момент у частиц и античастиц, равные по модулю спины, и равные по модулю заряды. Для сохранения CPT-симметрии каждое нарушение комбинированной симметрии двух ее компонент (например, CP) должно иметь соответствующее нарушение по третьей компоненте (например, T).
Экспериментально нарушение CP-симметрии было обнаружено в 1964 г. В.Фитчем, К.Кронином в распадах нейтральных долгоживущих каонов в два пиона, с вероятность распада 0.2%. Характерным распадом долгоживущих каонов является распад в 3 пиона. В 1973 г. Кабибо, Кабаяси и Маскава предложили свою идею нарушения CP-симметрии в слабых взаимодействиях, основанную на комплексной унитарной 3х3 матрице смешивания, но для этого должны были существовать 3 поколения кварков. В 1977 г. и 1995 г. были открыты b и t кварки соответственно, третье поколение было полностью заполнено. Для построения матрицы смешивания или просто ККМ-матрицы взяли 3 обобщенных угла(углы Эйлера) 012 023 013, Cij = cosOij, Sj = sinOij и мнимую фазу 5.
С12С13 S12C13 S13GlS
-S12С23 - С12323$1зег3 С12C23 - S12S23S136iJ s23c13
S12S23 - C12C23S136iJ -S23C12 - 812С23813вгд С23С13
VKKM =
Нарушение CP-симметрии возникает из-за разницы фазовых множителей у констант связи калибровочных полей с отдельными слабыми токами, что ведет к нарушению симметрии в исходном Лагранжиане. Если бы существовало только 2 поколения кварков, ККМ-матрица 2х2 была бы действительной и нарушения CP-симметрии не наблюдалось.
На основе нарушения CP-симметрии строится объяснение о преобладании материи над антиматерией во Вселенной. На ранних этапах зарождения Вселенной число появившихся барионов и антибарионов одинаково и в таком случае должна была наблюдаться тотальная аннигиляция вещества и антивещества с выделением большого количества фотонов. Оставшейся материи просто не хватило бы для формирования галактик, звезд и планет в наблюдаемой Вселенной. В 1967 г. А.Сахаров получил условия для возникновения имеющейся Вселенной и одним из этих условий было нарушение CP-симметрии.
Весьма интересным остается вопрос о нарушении CP-симметрии в квантовой хромодинамике(КХД), используемой для описания в сильных взаимодействий. Экспериментально в области КХД никакого нарушения CP- симметрии не наблюдается. Несмотря же на отсутствие экспериментального подтверждения, в лагранжиане КХД есть члены, которые могут нарушать CP-симметрию.
Неабелевость калибровочной группы, на которой базируется КХД приводит к существованию сложной структуры вакуума. Теория вакуума КХД начала активно развиваться после обнаружения в ней решений уравнений Янга-Миллса в евклидовом пространстве, которые имеют название инстантоны. Инстантон описывает туннельный переход между различными классическими вакуумами, с топологическим зарядами n и (n+1). В результате чего возникает необходимость добавления в лагранжиан КХД дополнительного члена, нечетного относительно CP-преобразования, сохраняющего перенормируемость и калибровочную инвариантность, и имеющего вид: L = ~е3ЪG(vG((v, где gs постоянная связи в КХД, G(v и G((v = 1 G(',aG(v дуальный и обычный тензоры напряженности глюонного поля.
Запишем лагранжиан глюонного поля:
(У
В силу неоднозначности лагранжиана, к нему можно добавить член, представляющий собой полную дивергенцию, которой и является L3. Обычно такими членами пренебрегают. В действие они дают нулевой вклад, представленный в виде интеграла по сфере бесконечного радиуса. Инстантоны, представленные в неабелевой теории дают ненулевой вклад, а так как G(y и G0^ имеют противоположные P- и T-четности, то наличие L3 приводит к нарушению CP-инвариантности в сильных взаимодействиях.
Разобрано вычисление 2-х петлевых диаграмм и вычислен их вклад в электрический дипольный момент нейтрона с учетом СР-нарушенной вершины перехода '^('^/) мезонов пару заряженных или нейтральных л мезонов.
Был вычислен вклад с учетом минимальной связи нуклонов с электромагнитный полем d1^ « (c^f^ + c^f^-^) x 10-16e • cm c^ = 6.7, c^ = 7.9. и
неминимальной связи: dN = (c^f^+dq) x 10-16e• cm, c,, = —0.14, c^ = -0.22.
Видно, что полный вклад диаграмм с неминимальной связью мал относительно вклада с минимальной связью. Вклады, возникающие от неминимальной связи протона и нейтрона с электромагнитным полем имеют тот же порядок величины, что и вклад вызванный минимальной связью протона, но они компенсируют друг друга из-за их противоположного знака.
1. Ландау Л.Д. Теорияполя/ Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц. - Москва: Изд-во «НАУКА», 1967. - 460 о.
2. Шаиопо Ф. Л. Этскоритосртериполаные мотантыотеманвоаныхвосрия/ Ф. Л. Швирре// УФН 95 145-158 (1968)
3. Chupp Т. Electric Dipole Moments of the Atoms, Molecules, Nuclei and Particles/ T. Chcpp, P. Fihrlieghr, M. Ramely-Mceolf, J. Siegh// Rlv. Mod. Phye. 91, 015001, (2017)
4. R. Aaijctal.(LHCb СоИаРогаНеп^еасЛоРог^е CP-vtolatiggcrteggclccyys
^ ! л' л aed ^0(958) ! л+л Phye. Lltt. B764, 233 (2017).
5. PiSecOmean M. Nuclten lestor ССОГСУБ edd electric dipole moments/ M.Pitehmaee, C.-Y. Sleg, C.D. Rolx-rie, S.M. Sehidt// Phye.Rlv. D91, 074004 (2015)
6. FendlaharyJ. M. A Revilnd EuharimenГal UpharLimitenChe Electric Dipole Momeat of thl Nlhtroe/ J. M. Peanleahry, S. AOaeh, N.J. Ayrle, C.A. Baklr, G. Bae, lt al.// Phye. RCV. D 92, 092003 (2015)
7. Teaaеychi M. Revlewof PaI■ticle РГУЗСУ// M. Teaaеychlctal.(Particle Dcria Group)// Phye. Rlv. D 98, 030001 (2018).
8. ]Deelei R. ID. CP Ceycaeеatien m de Plseeш•(' of PccnРoеarticlys/ 14. D. Pleeli, L. R. Qciee// Phye. Rlv. Lltt. 38, 1440
9. Cyttlllд-helitola O. Axiees m О^УРУ wid toesieя/ O. Cystlllд-helitдly, <3. Corral, S. Kovalleko, I. Sehmidt, V. E. Lycaovitekij// Phye.Rlv.D91,085017 (2015)
10. Crlethlr R. J. Chiral letimatl oo thl llletrie dipoll momlet oo thl elhtroe ie quaetcm ehromodyeamiee/ R. J. Crlwthlr, P. Di Vleehia, G. Vlelziaeo, E. Wittle// Phye. Lltt. 88B, 123 (1979).
11. Gorchtein M. Nucleon EDM and rare deayys of ^ mesons/ M. Gorchtein// arXiv:0803.2906 [hep-ph]
12. GhSrcde T. CP-viorating deayys of hde yrenOycaarass ^ rad ^' rad their connection to the electric dipole moment of the neutron/ T. Getsehe, A. N. Hiller Blin, S. Kovalenko, S. Kuleshov, V. E. Lyebovitskij, M. J. Vicente Vacas, and A. Zhevlrkov// Phys. Rev. D 95, 036022 (2017)
13. hhifmnn M. A. Cm eаnаdemeht eserre aBeraa! СР mvannnee of sronng interactions?/ M. A. Shifman, A. I. Vainshtein, V. I. Zakharov// Necl. Phys. B166, 493 (1980).
14. GleeX Collbeorhtiаn Fistf ReeulSffefmTde GleeX Epdorimeht/ H. Al Goeul et al. (GleeX Collaboration), Proceedings, 16th International Conference on Hadron Spectroscopy (Hadron 2015): Newport News, Virginia, USA, Septem¬ber 13-18, 2015/ AIP Conf. Proc. 1735, 020001 (2016)
15. Leboovisskij V. E. ^N scattering and electromagnetic corrections in the perterbative chiral qeark model/ V. E. Lyebovitskij, T. Getsche, A. Faessler, and R. Vinh Mae// Phys.Lett. B520 (2001) 204-212...23