ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Современные представления о формах профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья 5
1.2 Физическая активность для лиц с ОВЗ 12
1.3 Физиологическая связь двигательной активности и высшей нервной деятельности 15
1.4 Роль метода электроэнцефалографии в физиологических исследованиях 17
2.1 Объект исследования 19
2.2 Организация исследования 19
2.3 Методы исследования 20
2.3.1 Сбор анамнеза 20
2.3.2 Когнитивные задания 21
2.3.3 Метод биомеханического анализа движения 22
2.3.4 Электроэнцефалография (ЭЭГ) 24
2.4 Метод математической статистики 26
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
3.1 Биомеханический анализ ходьбы у студентов с ОВЗ и контрольной группы 27
3.2 Биоэлектрическая активность головного мозга на фоне физических и когнитивных нагрузок у
студентов с ОВЗ и контрольной группы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ВЫВОДЫ: 51
ЛИТЕРАТУРА 52
Практическая значимость: заключается в создании комплекса методик, которые
помогли бы студентам с ограниченными возможностями развития лучше адаптироваться к учебной среде, что в свою очередь должно способствовать изменению отношения сверстников и педагогов к таким студентам и создать равные условия для получения образования
Актуальность темы исследования:
Люди, которые имею ограниченные возможности здоровья видят и воспринимают мир под другим углом, чем те, чьи двигательные, психические, когнитивные и сенсорные функции являются нормой. Развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья в частности зависит о того, является ли его ограничение врожденным, или же оно приобретённое. Если человек приобретает это ограничение во взрослом периоде, то воздействие этого ограничения становится более сильным, что оказывает огромное влияние на уже сложившуюся личность, в отличие, от людей с врожденным, либо приобретенным в раннем возрасте ограничении, так как такое ограничение воспринимается как базовое условие, с которым приходится считаться и учиться адаптироваться [13].
Существует такое понятие, как «healthy disabled», что значит - здоровый инвалид. Это понятие говорит о том, что если состояние, связанное с ограничением, не приносит полного ухудшения состояния здоровья человека, то оно не определяет его реальность, то есть не делает его инвалидом. Когда наличие функционального или анатомического дефекта не создает ограничений для жизнедеятельности человека, то он не является инвалидом. Так произошел термин «люди с ограниченными физическими возможностями здоровья». Сегодня инвалидность позиционируется не как медицинская модель состояния человека, а больше как социальная, которая разделяет ограничения от дефектов здоровья, которые в современном обществе создались в отношении инвалидов. Личность, которая имеет более многогранные компетенции, также имеет меньшую зависимость от имеющихся ограничений здоровья [14].
Социальные ограничения у лиц с ОВЗ приводят не только к ограничению ресурсов, а также к невозможности и сложности эффективно принимать участие в социальной, экономической, политической, культурной жизни. Равенство прав представляет доступ к абсолютно всем уровням образования, а университет как раз является одним из важных этапов в жизни студента с ограниченными возможностями здоровья, так как дает возможность для активного участия в жизни общества.
Инклюзивное образование основывается на базе уважения различий студентов с ОВЗ и студентов не имеющих никаких ограничений, а также на учете образовательных потребностей всех студентов и изучении педагогами различных новых систем преподавания. В таком случае, под потребности студентов с ОВЗ будет меняться среда образования, а не студенты под требования системы [13].
Объект исследования - студенты с ОВЗ (миопия, ОДА)
Предмет исследования - особенности двигательной активности у студентов с ОВЗ
Цель исследования: изучить физиологические и биомеханические особенности двигательной активности у студентов с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить современные представления о значении физической рекреации для студентов с ОВЗ;
2. Изучить биомеханические особенности двигательного стереотипа ходьбы у студентов с ОВЗ;
3. Исследовать влияние физической нагрузки на биоэлектрическую активность мозга и результаты когнитивных проб у студентов с ОВЗ.
Анализ результатов биомеханического исследования ходьбы у студентов с ОВЗ показал, что наибольшее время цикла шага, включающего в себя период опоры и период переноса, было отмечено в группе ОВЗ2, при том что в контрольной группе цикл шага занимает на 8 мс меньше. Также было выявлено, что в экспериментальных группах по сравнению с группой контроля происходит явное увеличение показателей перемещения центра тяжести относительно вертикальной и горизонтальной осей, что приводит к неустойчивому положению тела в процессе ходьбы.
Оценка особенностей биомеханики тазобедренного сустава за весь цикл шага показала, что в нулевой фазе величина сгибания в тазобедренном суставе в экспериментальных группах была зафиксирована достоверно ниже, чем в контрольной, при этом величина углового перемещения в точке сгибания в группе ОВЗ1 была ниже, чем в контрольной группе и ОВЗ2, но при этом разгибание тазобедренного сустава у нее было выше. Также в точке разгибания величина углового перемещения в группе ОВЗ2 оказалась вдвое ниже по сравнению с контролем. Амплитуда приведения в нулевой фазе в тазобедренном суставе в обеих экспериментальных группах достоверно ниже, чем в контрольной, притом, что величина углового перемещения в точке наибольшего приведения в экспериментальных группах достоверно выше, чем в контрольной, и в большей степени отмечалось в группе ОВЗ1. Амплитуда ротации тазобедренного сустава в нулевой фазе в группе ОВЗ1 выше, чем в группе контроля, как и в точке максимума ротации; в точке минимума повышение амплитуды было зафиксировано в обеих экспериментальных группах.
В коленном суставе наибольшая амплитуда сгибания отмечалась в группе ОВЗ1, а самый низкий показатель - в группе ОВЗ2, как и амплитуда разгибания; при этом в группах контроля и ОВЗ1 значимых различий не наблюдалось. Амплитуда углового перемещения коленного сустава была значительно выше в группе ОВЗ1 в качестве приведения, значительное повышение величины отведения было отмечено в группах ОВЗ1 и ОВЗ2; в контрольной группе эти значения были наименьшими среди всех исследуемых групп. Также отмечалось, что в экспериментальных группах в коленном суставе значительно выше и величина ротации.
При оценке параметров голеностопного сустава было также выявлено, что наибольшая величина сгибания наблюдалась в группе ОВЗ2, также в этой группе вдвое выше величина пронации и супинации. При этом в группе ОВЗ 1 отмечалось только повышение супинации.
Полученные результаты позволяют заключить, что особенности динамического стереотипа ходьбы в группе с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются увеличением времени цикла шага, наибольшей амплитудой сгибания и разгибания в суставах, а также высокой подвижностью стопы в сочетании с большим раскачиванием центра тяжести во фронтальной плоскости. При этом у студентов с нарушениями зрения практически не отмечается изменение длительности цикла шага, однако есть выраженные колебания центра тяжести относительно вертикальной оси при ходьбе, при том что амплитуда сгибания и разгибания в суставах у них преимущественно снижена в сочетании с повышением уровня ротации, что затрудняет общее состояние походки и является фактором, ухудшающим управление звеньями тела, задействованными в процессе ходьбы.
Анализ результатов электроэнцефалографии свидетельствует, что при физической нагрузке происходит перестройка параметров ЭЭГ, которая включает в себя в основные ритмические диапазоны. Таким образом, при выполнении мыслительных заданий может увеличиваться бета- и тета-активность. В этом случае тета-активность наиболее выражена лобных частях правого и левого полушария.
После физической нагрузки у студентов контрольной группы и группы ОВЗ1 показатель альфа-ритма снижался, т.е. преобладал уровень возбуждения. В группе ОВЗ2 наоборот, показатель альф-ритма возрастал. Также во всех группах, кроме группы контроля бета ВЧ-ритм, отвечающий за умственное напряжения и восприятие информации падал, в группе контроля происходило резкое снижение бета ВЧ-ритма, т.е. информация воспринималась хуже, и процесс торможения преобладал над возбуждением. Тета-ритм, который является показателем запоминания информации возрастал только у группы ОВЗ2. Таким образом, можно сделать вывод, что в группе контроля и группе ОВЗ1 во всех ритмах происходит снижение показателей, а значит преобладает процесс торможения, и умственная деятельность снижается. И только в группе ОВЗ2 происходит улучшение показателей во всех ритмах.
Полученные результаты свидетельствуют, что умеренные физические нагрузки некоторым образом влияют на эффективность решения когнитивных задач и увеличивают концентрацию внимания у студентов с ОВЗ. В нашем исследовании физическая нагрузка оказала положительное влияние на когнитивные способности студентов только в группе ОВЗ2.
ВЫВОДЫ:
1. В условиях доступности и развития инклюзивного образования имеет место недостаток эффективных программ занятий физической культурой для студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые могут помочь реализовать их желания и права, улучшить психологические, физические и социальные потребности, что в свою очередь повысит их возможности для адаптации и сделает конкурентоспособными на рынке труда.
2. Динамический стереотип ходьбы у студентов с нарушением опорнодвигательного аппарата характеризуется увеличением цикла шага, увеличением амплитуды сгибания и разгибания в суставах, а также выраженным раскачиванием центра тяжести, тогда как у студентов с нарушением зрения, напротив, изменений цикла шага практически не отмечается, амплитуда сгибания и разгибания суставов заметно снижена, в сочетании с повышением уровня ротации. Все это нарушает качество походки у студентов с ОВЗ и является фактором, ухудшающим управление звеньями тела, задействованными в процессе ходьбы;
3. Физическая нагрузка оказывает положительное влияние на когнитивные функции у студентов с ОВЗ, в большей степени этот эффект выражен у студентов с нарушениями ОДА. Одновребменно на фоне двигательной активности в коре головного мозга формируются новые паттерны биоэлектрической активности, которые оказывают значительное влияние на результативность выполняемых действий.
1. Адаптивная физическая культура: [Электронный ресурс]: Режим доступа https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2017/11/01/adaptivnaya-fizicheskaya- kultura-novoe (дата обращения 8.06.19)
2. Андреева Р.В. Развитие инклюзивного образования в ВУЗе / Р.В. Андреева // Juvenis scientia, 2016. - № 1. - С. 41-42.
3. Батышева Т.Т., Скворцов Д.В., Труханова А.И. Современные технологии диагностики в реабилитации и ортопедии. - М.: Медика, 2005. - 255с.
4. Безденежных В. Н. Миопия — проблема XXI века // Молодой ученый. — 2015.
— №24. — С. 253-255. — URL https://moluch.ru/archive/104/24236/ (дата обращения:
11.06.2018).
5. Биомеханика «Траст-М»: [Электронный ресурс]: Режим доступа https:// http://www.neurocor.ru/product/biomehanika-trast-m#capabilities (дата обращения: 15.04.2019)
6. Буклекбаева Ш.А. «Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича.» Автореф. дис. докт. мед. наук / Ш.А. Буклекбаева. - Республика Казахстан, Алматы, 2010 - 39 с.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для Вузов. - 2014. - 560 с.
8. Дубровский В.И. Федорова В.Н. Биомеханика // Учеб. для сред, и высш. учеб, заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 672 с.
9. Ежова О. профилактика и лечение сколиоза у студентов специальной медицинской группы (психологический аспект) / О.Н. Ежова, Н.П. Николаев // Ученые записки - 2014. - № 10. - С. 191-199.
10. Зарубина И.Н. Возможно ли обучение лиц с нарушением зрения в высших учебных заведениях? // Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушениями зрения. Материалы научно-практической конференции. Н. Нов город, 2000. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации. Материалы предоставлены Т. Волосовец. Министерство образования Российской Федерации, 2003).
11. Инклюзивное профессиональное образование в России: социальные и физиологические барьеры: монография / Л.В. Капилевич, Н.А.Лукьянова, К.В. Давлетьярова и др.; Томский политехнический университет, Томский государственный университет. - Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018. - 243 с.
12. Кабышева М.И. функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата студентов на примере Оренбургского государственного универститета/ М.И. Кабышева, Т.А. Глазина // Вестник ОГУ - 2017. - № 2. - С. 129-134.
13. Касьянова А.И. Инклюзивное образование в рамках системы среднего
профессионального образования в России.
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/38900/1/po_2015_01_37.pdf
14. Комплексная реабилитация больных и инвалидов. Учебно- методическое пособие / С. Б. Нарзулаев и др.; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск: ТГПУ, 2006. -163 с.
15. Коновалов А.Б. Особенности лечебной физкультуры у детей младшего школьного возраста с патологией кранио-вертебральной области. Автореф. дис. канд. мед. наук / А.П. Коновалов, Томск: 2008. - 23 с.; 46.
..38