ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДВУСТОРОННЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
С МОЛОДЫМИ ЛИДЕРАМИ
(НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-КАМПАНИИ
МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Вводная часть 2 - 6
1 Концепция проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» 7- 32
1. 1 Молодежные парламенты в России 7 - 16
1. 2 Коммуникационная политика молодежных парламентов в Интернете 16 - 26
1. 3 Анализ коммуникационной политики Молодежного парламента Томской области в Интернете 26 - 29
1. 4 Концепция проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области», основанного на механизме обратной связи 29 - 32
1. 4. 1 Идея проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» 29 - 30
1. 4. 2 Цель проекта 31
1. 4. 3 Задачи проекта 31 - 32
1. 4. 4 Результат проекта 32
1. 4. 5 Продукт проекта 32
1. 4. 6 Ресурсы проекта 32
2. Механизм реализации проекта «Интернет-кампания Молодежного
парламента Томской области» 33 - 51
2.1 Последовательный перечень этапов проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» 33 - 40
2. 2 Бюджет проекта 41 - 42
2. 3 Поэтапный план реализации базовых технологий формирования двусторонней электронной коммуникации 42 - 44
2. 4 Поэтапный план реализации технологии онлайн-консультации и онлайн-дискуссии 44 - 48
2. 5 Целевые показатели эффективности реализации проекта и
механизм оценки эффективности проектной деятельности 48 - 51
3. Отчет о реализации проекта 52 - 54
Заключение 55 - 58
Список использованных источников и литературы 59 - 64
Приложения 65 - 102
В настоящее время среди тенденций развития гражданского общества все большую актуальность приобретает становление институтов, позволяющих гражданам не только активно интегрироваться в процессы общественной жизни, но и становиться субъектами реальных изменений. Важность данного феномена была не раз подчеркнута в словах политических деятелей. «Зрелое гражданское общество - это ... фундамент, одна из гарантий стабильного развития нашей страны. И наша задача создать такую систему, когда гражданские структуры принимают участие в выработке государственной политики и в оценке ее качества» - отметил председатель Правительства России Д. А. Медведев в обращении к Общественной палате РФ.
Особую роль в формировании гражданского общества приобретают те структуры, которые ведут активную работу с молодежью. Молодые люди, обладая инновационным потенциалом, способны к коренным преобразованиям окружающей действительности. Именно поэтому в последние 20 лет в России наряду с развитием государственной молодежной политики большую значимость приобретает молодежный парламентаризм как форма представительства взглядов молодежи молодежью перед органами федеральной и региональной власти. Социолог В. В. Павловский в работе «Социология молодежи и ювенология» , говоря об основных сферах социализации подрастающего поколения, выделяет политизацию, которая связана с процессом включения во властные, государственные отношения, в процессы управления обществом.
Современное молодое поколение, поколение «Миллениум», о котором впервые с точки зрения ценностных ориентаций заговорили зарубежные исследователи Нейл Хоув и Вильям Штраус , обладает уникальным набором характеристик, способствующих не только более глубокому осознанию их поведения, но и осознанию способов выстраивания коммуникаций с ними. Исследователи в области культурологии , социологии , социальных коммуникаций , говоря о данном поколении, приписывают ему такие качества, как глубокая привязанность к информационно-коммуникативным технологиям, скорость в выполнении задач, инфантилизм, стремление к постоянной мобильности, а также многие другие. Среди характеристик сетевого поколения особо стоит выделить новый набор социальных навыков, которые находят свою реализацию при помощи современных Интернет-технологий. Таким образом, можно говорить о том, что при наличии подобных качеств у ряда представителей данного поколения, возникает особая аудитория - молодые лидеры, под которыми мы понимаем элемент широкой молодежной общественности, чьи интересы и ценности связаны с реализацией молодежной политики.
Молодежные парламенты, как и большинство молодежных организаций и движений, в свою очередь, осознавая значимость коммуникации с молодежной аудиторией, в частности, с молодыми лидерами, не могут выстроить ее эффективно. Так специалист в области изучения общественного мнения И. М. Дзялошинский и специалист в области международного сотрудничества Ю. И. Мастерова в статье «Медиа и социальная активность молодежи» говорят о том, что, обратная связь и диалоговое взаимодействие на Интернет-ресурсах молодежных организаций практически отсутствуют. Следствием данного процесса, по мнению исследователей, является как снижение разнообразия дискурса, так и снижение уровня участия. Подобную ситуацию можно проследить в коммуникациях Молодежного парламента Томской области: несмотря на развитую площадку в социальной сети «ВКонтакте» показатели обратной связи и вовлеченности аудитории в коммуникации остаются низкими.
Незнание способов эффективной коммуникации с молодежью, отсутствие представлений у членов молодежных парламентов о технологиях, которые позволят сформировать двустороннюю электронную коммуникацию с молодыми лидерами, а также отсутствие понимания содержания актуальных сообщений может привести к информированию, которое повлечет за собой ряд негативных последствий, среди которых - потеря активной молодой аудитории, готовой к созиданию, формирование негативного имиджа и, в перспективе, снижение количества молодежи, участвующей в работе молодежного парламента.
Таким образом, проблема, исследуемая в настоящей квалификационной работе - недооценка технологий формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами на площадке социальной сети «ВКонтакте» в рамках коммуникационной политики молодежных парламентских структур (на примере Интернет-кампании Молодежного парламента Томской области).
Исследуя степень изученности данной темы, можно выделить ряд работ, представляющих интерес в рамках заявленной проблемы. Вопросы об организационных и правовых основах функционирования молодежных парламентских структур детально рассмотрены в работе С. В. Юсова «Молодежное самоуправление в России: организационно-правовые формы формирования и практика работы». Молодежный парламентаризм является предметом изучения в ряде диссертационных работ (О. Б. Фурсова, Л. С. Пастуховой, Ж. Т. Тумурова). Исследовательские взгляды на «поколение Y» были подробно проанализированы в статье С. С. Носовой «Сетевое поколение. «Архитекторы» или «Геростраты», также автором предложена гипотеза о противоречивости социально-психологического профиля «сетевого поколения». Особого внимания заслуживает работа М. Кастельса «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе», которая отражает фундаментальные идеи о влиянии Интернета на сферу социальных коммуникаций, экономику и повседневную жизнь.
Объектом настоящего исследования выступает коммуникационная политика молодежных парламентских структур в Интернете. Предметом - технологии формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами как основа успешной коммуникационной политики молодежных парламентов в Интернете (на примере Интернет-кампании Молодежного парламента Томской области).
Автором работы была выдвинута следующая гипотеза: использование технологий формирования двусторонней электронной коммуникации, которые основаны на изучении интересов молодых лидеров и ориентированы на получение обратной связи, позволяет выстроить действительно эффективную коммуникационную политику молодежных парламентов в Интернете.
Следовательно, целью настоящей работы является обоснование важности использования технологий формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами, что представляется обязательным условием эффективности коммуникационной политики молодежной парламентской структуры в Интернете.
Для успешного достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить сущностные характеристики российских молодежных парламентов;
2. Исследовать существующие подходы к феномену «коммуникационная политика молодежных парламентских структур в Интернете»;
3. Проанализировать существующую коммуникационную политику Молодежного парламента Томской области в Интернете;
4. Разработать концепцию проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области», основанного на механизме обратной связи;
5. Сформировать стратегию проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области»;
6. Описать целевые показатели эффективности реализации проекта;
7. Обозначить способы и этапы реализации стратегии проекта «Интернет- кампания Молодежного парламента Томской области»;
8. Оценить результаты, полученные в ходе реализации проекта «Интернет- кампания Молодежного парламента Томской области».
Специально-научный уровень методологии представлен группой концепций, в которых излагаются теоретические и практические основы PR-деятельности, разработанные Ж.-П. Бодуаном, Д. П. Гаврой, М. А. Шишкиной и И. П. Кужелевой-Саган. Концепции Н. Хоува и В. Штрауса, М. Пренски и Д. Тэпскотта, давшие начало исследовательской традиции ценностных ориентаций «поколения Y», также стали основами специально-научного уровня методологии исследования. В области изучения молодежи базовыми для настоящего исследования стали труды Е. Г. Слуцкого, В. А. Лукова, в которых описаны основные характеристики молодого поколения.
Основу прикладного уровня методологии составляет ряд статей Г. А. Окушовой, И. П. Кужелевой-Саган, С. С. Носовой, М. Н. Бычковой и И. В. Жилавской. Обозначенные авторы уделяют внимание влиянию Интернета, в том числе и новых медиа, на сознание и поведение молодежи. К данному уровню методологии также можно отнести статьи И. Н. Гуковой, Л. А. Лесиной, Л. С. Синяковой, О. Б. Фурсова, С. В. Юсова, где рассматривается роль молодежного парламентаризма в становлении гражданского общества. Методология проектной деятельности представлена в работах Г. А. Окушовой, И. В. Марусевой.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: целеполагание, анализ и синтез литературных источников, научная рефлексия автора, метод конструирования. Использованы также такие эмпирические методы, как проектирование, социологический опрос, наблюдение, анализ контента сообществ в социальных сетях, официальной документации.
Для реализации проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» были использованы следующие виды ресурсов: информационные (научная литература, Интернет), материально-технические (ноутбук), временные ресурсы (8 месяцев), кадровые ресурсы (команда проекта), организационные ресурсы (связь с партнерами). Бюджет проекта составляет 23100 руб.
Продуктом данной работы является набор технологий, позволяющих молодежным парламентским структурам сформировать двустороннюю коммуникацию с молодыми лидерами. Данные технологии могут быть использованы и тиражированы другими молодежными организациями в рамках своей коммуникационной политики. Продуктом проекта является Интернет-кампания, которая привела к повышению активности молодых лидеров в официальном сообществе Молодежного парламента Томской области в социальной сети «ВКонтакте».
Таким образом, проект предполагает реализацию в три этапа: подготовительный, основной и завершающий. Подготовительный этап (время на реализацию - 6 месяцев) соответствует введению и первой главе работы, основной этап (время на реализацию - 1 месяц) - второй главе, завершающий этап (время на реализацию - 1 месяц) - отчет о реализации проекта.
Результатом работы «Технологии формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами (на примере Интернет-кампании Молодежного парламента Томской области)» станет обоснование важности использования технологий формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами, которые приведут к более эффективной коммуникационной политике молодежного парламента в Интернете. Результатом реализации проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» станет повышение активности молодых лидеров на площадке Молодежного парламента Томской области «ВКонтакте», установление более устойчивых коммуникаций, что имеет практическую ценность.
Критериями оценки эффективности реализации проекта являются, во-первых, качественная оценка, полученная в результате экспертного отзыва от члена Молодежного парламента Томской области, и, во-вторых, количественные показатели реализации технологий формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами через механизмы обратной связи в социальной сети «ВКонтакте».
К рискам проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» можно отнести низкий уровень вовлеченности целевой общественности в двусторонние коммуникации за счет выбора в процессе исследования технологий формирования двусторонней электронной коммуникации, которые будут неэффективными для общения с молодыми лидерами.
В Российской Федерации продолжается процесс развития демократического устройства, в частности, становление институтов гражданского общества. Динамика этих преобразований позволяет говорить об изменениях, как в политическом отношении, так и в большинстве сфер общественной жизни. Именно поэтому процесс становления гражданских институтов остается сложным и противоречивым, одной из тенденций которого является все возрастающая роль работы с молодежью, что обусловлено определенной спецификой. Вовлечение молодых людей в работу общественных, некоммерческих организаций и движений позволяет не только воспитать активную жизненную позицию, сформировать профессиональные навыки, но и учитывать позицию молодежи при решении тех или иных общественно-значимых проблем. На сегодняшний день существует большое количество молодежных организаций, среди которых особое внимание можно сосредоточить на молодежных парламентских структурах, но, тем не менее, вопрос об их коммуникациях с молодыми людьми не теряет своей актуальности, несмотря на большой спектр инструментов в данной области (сайты, социальные сети, мобильные приложения и т. д.).
В рамках проведенной нами работы следует отметить, что молодежный парламентаризм, являясь феноменом современной социальной политики, направлен на представление интересов молодежного сообщества в органах государственной и муниципальной власти. Молодежные парламентские структуры позволяют подготовить молодежь к активному участию в политических процессах, привлекают к становлению гражданского общества, а также формируют кадровый резерв для работы во властных структурах. Инновационный потенциал молодежи в рамках молодежного парламентского движения приобретает особую значимость, поскольку молодежь в нем является активным субъектом-созидателем.
Молодежные парламентские структуры нацелены, в первую очередь, на коммуникацию с молодыми лидерами, которые являются элементом широкой молодежной общественности, чьи интересы и ценности связаны с деятельностью инфраструктуры молодежной политики. Принадлежность молодых лидеров к «поколению Y», акцент в жизни которого связан с сетевыми Интернет-технологиями, приводит к выделению у данной целевой общественности ряда характерных для них ценностей (скорость, информация, коллективизм, независимость, свобода, демократия), которые, в свою очередь, ориентируют на ряд свойственных им интересов, знание которых необходимо для реализации эффективной коммуникационной политики через организацию двусторонних электронных коммуникаций.
Исходя из вышесказанного, коммуникационная политика молодежных парламентских структур в Интернете реализуется по-разному в том или ином регионе Сибирского федерального округа. При анализе страниц молодежных парламентов на сайтах законодательных органов, а также сообществ в социальной сети «ВКонтакте» можно выделить 2 подхода: в рамках «неформального» подхода коммуникационная политика реализуется планомерно на информационных площадках, которые постоянно обновляются, разнообразны по тематике, в рамках же «формального» подхода информационные площадки функционируют формально.
Важнейший элемент обратной связи, возникающий в ходе реализации коммуникационной политики молодежных парламентов, также подтверждает формальный и неформальный подход. При анализе реакции зарегистрированных пользователей социальной сети, выраженной при помощи 1) тех или иных доступных технических средств, 2) участия в интерактивных мероприятиях и событиях, на сообщение в сообществе или публичной странице молодежных парламентских структур выявилась потребность в реализации проекта, который увеличит данную реакцию.
В ходе проведенной работы была разработана концепция проекта «Интернет- кампания Молодежного парламента Томской области, которая базируется на соединении теоретических исследований научной литературы и анализа фактических данных. Ряд положений, выявленных в процессе исследования, помог достичь заявленной цели - вовлечь молодых лидеров в двусторонние электронные коммуникации в сообществе Молодежного парламента Томской области с минимальным количеством ресурсов и при определенном количестве ограничений.
С целью реализации проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» была разработана стратегия, которая включает в себя 3 основных этапа (подготовительный, основной и завершающий).
Непосредственная реализация проекта предполагала проведение следующих мероприятий. В рамках подготовительного этапа была выявлена проблемная ситуация, на основании ряда теоретических работ и изучения фактического материала были исследованы основные понятия на уровне специально-научной и прикладной методологии, проведено исследование мнений целевой общественности. Основной этап реализации проекта был связан с последовательной реализацией базовых технологий формирования двусторонней электронной коммуникации (технология «Конкурс репостов», технология «Кто быстрее», технология «Игра в города») и реализацию технологий онлайн-консультации и онлайн-дискуссии. Онлайн-консультации прошли по выявленным в процессе опроса целевой общественности темам: «Программы поддержки молодежного предпринимательства в Томской области» и «Трудоустройство молодежи». Онлайн-дискуссии были посвящены темам молодежных проблем и эффективности молодежной политики. Технологии онлайн-консультации и онлайн-дискуссии включили в себя ряд последовательных мероприятий: поиск экспертов, голосование, распространение информации о мероприятии, сбор заявок для участия, проведение мероприятия, опрос участников по итогам мероприятия.
Для оценки результативности были разработаны целевые показатели эффективности реализации. Было выделено 4 количественных критерия эффективности реализации с обоснованием необходимости их мониторинга, выявлено их целевое значение при помощи тех или иных способов расчета по заданным формулам, а также обозначен качественный критерий в виде экспертной оценки результатов проекта.
В рамках реализации проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области» были получены следующие результаты: благодаря использованию технологий формирования двусторонней электронной коммуникации (базовых технологий, технологий онлайн-дискуссии и онлайн-консультации) показатели обратной связи (количество комментариев, количество репостов, количество участвующих в голосованиях) были значительно увеличены (см. прил. 19-21). По результатам внедрения базовых технологий формирования двусторонней электронной коммуникации и технологий онлайн-консультации и онлайн-дискуссии в сообществе Молодежного парламента Томской области «ВКонтакте» участие приняло 277 человек, было получено 897 комментариев. В голосованиях, которые были проведены в рамках всех мероприятий, приняло участие 965 пользователей. По мнению эксперта, реализация проекта «Интернет- кампания Молодежного парламента Томской области» показала положительные результаты, а также стала существенным вкладом в становление коммуникационной политики организации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель проекта «Интернет-кампания Молодежного парламента Томской области», была достигнута - молодые лидеры были вовлечены в двусторонние электронные коммуникации в сообществе Молодежного парламента Томской «ВКонтакте», что подтверждается высокими полученными результатами проекта.
Таким образом, цель работы «Технологии формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами (на примере Интернет -кампании Молодежного парламента Томской области)» была достигнута - была обоснована важность использования технологий формирования двусторонней электронной коммуникации с молодыми лидерами, что привело к тому, что коммуникационная политика молодежной парламентской структуры в Интернете стала более эффективной
1. Бард А., Зодерквист Я. №1ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Перевод с шведского языка. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге, 2004. — 252 с.
2. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: пер. с фр. / Ж.-П. Бодуан - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001. - 233 с.
3. Бычкова М. Н. Интернет как среда реализации общественных инициатив российской молодежи / М. Н. Бычкова, Г. А. Окушова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 8. - С. 46 - 48.
4. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов / Д. П. Гавра. - СПб.: Питер, 2011. - 284 с.
5. Григоренко Б. Ю. Социально-политическая активность молодежи в современных
условиях [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» - Электрон. дан. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-
zpu/2013/2/Grigorenko_Social-Political-Activity-Youth/ (дата обращения: 16.02.2016).
6. Гукова И. Н. Роль молодежного парламентаризма в развитии общественнополитической активности современной российской молодежи // Научные ведомости. - 2014. - № 1. - С. 169 - 174.
7. Гумерова Р. В. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие / Р. В. Гумерова, И. П. Кужелева-Саган. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 104 с.
8. Демидов А. М. Общественное мнение на пути институализации // Социологические исследования. - 1992. - № 2. - С. 75 - 78.
9. Дзялошинский И. М., Мастерова Ю. И. Медиа и социальная активность молодежи [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация. - Электрон. дан. - URL: http://mic.org.ru/3-nomer-2012/134-media-i-sotsialnaya-aktivnost-molodezhi (дата обращения: 16.02.2016).
10. Жилавская И. В. Медиаповедение молодежной аудитории в условиях дивергенции // Медиа. Информация. Коммуникация. - Электрон. дан. - URL: http://mic.org.ru/t-media/14- 1-tm (дата обращения: 16.02.2016).
11. Иванов О. И. Человеческий потенциал современной российской экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - Т. 15. - № 1. - С. 140 - 156.
12. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2003 г. N 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации» // Информационноправовой портал «Гарант.ру» - Электрон. дан. - URL: http://base.garant.ru/1593505/ (дата обращения: 16.02.2016).
13. Калимуллина Н. Р. Возможности и механизмы воздействия власти на ценностные ориентиры общества: дис. ... канд. философ. наук / Н. Р. Калимуллина. - Томск, 2010. - 133 с.
14. Калмыков А. А., Денисова М. А. Системное описание PR-технологии [Электронный
ресурс] //эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ - Электрон. дан. - URL:
http://jarki.ru/wpress/2010/02/15/430/ (дата обращения: 16.02.2016).
15. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.
..65