1 Теоретические основы разработки потребительской оценки качества
образовательных услуг 7
1.1 Маркетинговая деятельность организаций высшего образования ... 7
1.2 Образовательная услуга высшего образования: понятие, структура 13
1.3 Оценка качества образовательных услуг: понятие, виды 22
1.4 Подходы к потребительской оценке образовательных услуг высшего
образования 32
2 Анализ деятельности Сибирского федерального университета 42
2.1 Характеристика рынка образовательных услуг высшего образования в
России 42
2.2 Анализ организационной деятельности Сибирского федерального
университета 56
2.3 Анализ внешней маркетинговой среды Сибирского федерального
университета 62
2.4 Анализ внутренней маркетинговой среды Сибирского федерального
университета 77
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой
деятельности Сибирского федерального университета на основе потребительской оценки 99
3.1 Разработка плана исследования потребительской оценки
маркетинговой деятельности 99
3.2 Анализ результатов исследования потребительской оценки
маркетинговой деятельности 102
3.3 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности
Сибирского федерального университета 112
Заключение 117
Список использованных источников 123
Приложения
В современном мире значение высшего образования как фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Поэтому те страны, которые располагают более высоким качеством рабочей силы, привлекают ресурсы и быстрее развиваются. Отечественная система высшего образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем науки, образования и культуры.
Вступление России в единое европейское образовательное пространство выдвинуло на первый план перед вузами проблему поиска пути повышения конкурентоспособности среди лучших международных и российских университетов. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг вузы ставят перед собой задачу повышения эффективности деятельности и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности образовательных услуг, результат которой отражается в различных международных и российских рейтингах. В данном аспекте для образовательных организаций особую актуальность приобретают вопросы своевременной диагностики уровня конкурентоспособности образовательных услуг и выявления потенциальных возможностей и угроз, то есть возникает необходимость проведения маркетинговых исследований. Стремительное развитие экономики, научно-технического прогресса и потребностей общества в получении знаний, снижение количества поступающих в вузы, низкий процент иностранных студентов предопределяют спрос на образовательные услуги. Поэтому перед сферой высшего образования встает задача в проведении потребительской оценки образовательных услуг, которая диктуют вузам необходимость изучения и прогнозирования предпочтений целевого рынка, степени удовлетворенности образовательными услугами, позиционирования высшего учебного заведения на различных рыночных сегментах, а также необходимость разработки мер по управлению конкурентоспособностью образовательных услуг вуза.
Одним из ведущих вузов Сибирского федерального округа является Сибирский федеральный университет (СФУ). В настоящее время СФУ занимает следующие позиции в международных и российских рейтингах: в рейтинге британского агентства Times Higher Education (THE) университет находится на позиции 800+. Всего в рейтинг вошли 24 российских вуза, из которых СФУ на 13-е месте. В международном рейтинге QS Stars СФУ в 2016 году получил 4 звезды. В рейтинге российских вузов рейтингового агентства «Эксперт РА» СФУ по итогам 2016 года находится на 15 позиции. Низкие позиции в рейтингах стали стимулом участия университета в Проекте «5 -100», целью которого является повышение конкурентоспособности вуза.
Одним из ключевых показателей рейтингов является уровень удовлетворенности студентов условиями и преподаванием в вузе. На снижение его уровня влияют уменьшение количества обучающихся в университете по всем формам обучения, низкий спрос со стороны иногородних студентов и иностранных студентов, снижение количества обучающихся на платной основе.
Одной из значимых причин низкой удовлетворенности потребителей является качество образовательных услуг. В большей степени адекватным для потребительской оценки является атрибутивный подход, при использовании которого проводится анализ ожиданий и реальных отношений потребителей.
Цель исследования в магистерской работе - разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (СФУ) для удержания и привлечения потребителей образовательных услуг.
Задачи:
- изучить теоретические основы оценки качества образовательных услуг;
- изучить теоретические основы потребительской оценки маркетинговой деятельности образовательных организаций высшего образования;
- провести анализ рынка образовательных услуг высшего образования;
- провести анализ внешней и внутренней маркетинговой среды СФУ;
- провести маркетинговое исследование потребительской оценки качества образовательных услуг в СФУ;
- разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности в СФУ.
Объект исследования: ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный
университет».
Предмет: исследование потребительской оценки маркетинговой деятельности
В работе использованы научные методы: анализа, обобщения. Проведены полевые и кабинетные исследования, интервью, анкетный опрос.
Информационную базу исследования составляют материалы монографий и публикаций отечественных и зарубежных специалистов, а также открытые данные по деятельности ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Научная новизна:
- адаптирована атрибутивная модель отношения для потребительской оценки маркетинговой деятельности организаций высшего образования. Выделены и сгруппированы атрибуты для формирования потребительской оценки качества образовательных услуг как одного из важных факторов удовлетворенности потребителей (студентов магистерских программ);
- предложен набор инструментов комплекса маркетинга для организаций высшего образования, особенностью которого является приоритет инструмента - персонал.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования по теме диссертации опубликованы в сборниках научных мероприятий разного уровня: Международная научно-практическая конференция студентов и учащихся «Актуальные проблемы и перспективы развития потребительского рынка» (Пермь, 2016); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы развития рынка товаров и услуг» (Красноярск, 2017).
В ходе диссертационного исследования:
1. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по сущности понятия образовательных услуг, подходам к определению потребительской оценки образовательных услуг. Уточнено понятие потребительской оценки образовательных услуг. Разграничено понятие качества образовательных услуг и удовлетворенность образовательными услугами.
2. Проведен анализ характеристики рынка образовательных услуг и выявлены следующие тенденции: снижение спроса на образовательные услуги по всем формам обучения, снижение количества обучающихся на платной основе на уровне бакалавриата, сокращение количества государственных и частных образовательных организаций; рост средней стоимости за обучение, максимальные расходы домохозяйств за обучение приходятся на высшее образование, в структуре валовой добавленной стоимости наибольшая доля принадлежит государственным организациям, увеличение расходов государства по статье высшего образования.
3. Проведен организационно-экономический анализ деятельности ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». Тип организационной структуры - линейно-функциональный.
Анализ основных экономических показателей детальности в 2015 - 2015 гг. показал, что выручка от общей деятельности снизилась на 12,1% за счет снижения доходов из внебюджетных источников от образовательной деятельности университета и научных исследований.
4. Проведен анализ маркетинговой среды. Выявлены следующие факторы макровнешней среды: законодательство и правоприменительная практика во многом складывается под влиянием политической ситуации, низкая доля валового внутреннего продукта в затратах России на образование по сравнению с другими странами, рост расходов государства на одного
5. Анализ микровнешней среды. Проведен анализ потребителей, конкурентов.
Конкуренты. Основными конкурентами на уровне России являются Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ. По таким факторам как условия для получения качественного образования, востребованность выпускников работодателями и уровень научно - исследовательской деятельности. На уровне г. Красноярска конкурентом СФУ по отдельным направлениям подготовки является «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (СибГУ им. М.Ф. Решетнева).
Потребители. Общее количество студентов на 2016 год составляет 29819 человек. Тенденции: снижение количества обучающихся по всем формам обучения; рост количества обучающихся на уровне магистратуры и снижение на уровне бакалавриата и специалитета, что совпадает с общероссийской тенденцией; снижение спроса со стороны иногородних поступающих, рост количества иностранных студентов; проблема трудоустройства выпускников; разрыв между числом выпущенных магистрантов и принятых; невысокие показатели удовлетворенности среди студентов материально-техническим обеспечением вуза и качеством предоставляемых услуг.
6. Проведен анализ внутренней среды СФУ по элементам комплекса маркетинга - «7Р» на основании открытых данных о деятельности вуза и материалах анкет по оценке образовательных услуг студентами университета.
Распределение. Структура СФУ включает 20 институтов, а также 3 филиала в Красноярском крае. Проблема: сокращение общей площади учебных аудиторий на 1 студента.
Продвижение. В СФУ используются следующие средства продвижения: реклама, стимулирование сбыта, PR, специальные события. Одним из каналов коммуникаций является корпоративный сайт СФУ. Выявлены следующие проблемы: отсутствие мультиязычных версий на сайтах институтов, отсутствие полной информации о научно-педагогических работниках и других сведений об организации.
Процесс. В процессе обучения в СФУ с целью доступности всем обучающимся активно используются электронное обучение и дистанционно- образовательные ресурсы.
Персонал. Снижение количества штатного профессорско- преподавательского состава. Выявлена проблема доступности преподавателя для консультаций.
Материальные свидетельства. Уменьшение количества компьютеров на 1 студента, а также объема печатных изданий.
7. Проведен анализ удовлетворенности студентами магистратуры образовательных программ, который позволил сделать следующие выводы: Опрос показал, что общая оценка удовлетворенности обучением в магистратуре довольно низкая. Самый высокий показатель удовлетворенности по параметру «уровень профессионализма» и «материально-техническое обеспечение», самый низкий по параметру «процесс обучения» и «внешние коммуникации».
8. На основании анализа литературы и опроса экспертов причиной низкой удовлетворенности стало качество образовательных услуг. Было
проведено маркетинговое исследование по оценке качества образовательных услуг среди студентов магистратуры СФУ направлений подготовки: «Менеджмент», «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Психология». В результате применения адаптированной модели Фишбейна и матрицы «важности-эффективности» была получена общая оценка качества образовательных услуг, были обнаружены наиболее важные для потребителей, а также сильные и слабые стороны образовательных услуг в СФУ.
Результаты исследования показали, что к показателям качества, влияющим на удовлетворенность потребителя, относятся 16 атрибутов, которые можно включить в четыре блока:
- обеспеченность ресурсами и технической базой (учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, доступ к интернету, современные методы обучения),
- организация учебного процесса (ассортимент, современные методы обучения, сочетание теории и практики, индивидуальный подход),
- профессионализм профессорско-преподавательского состава (компетентность, обратная связь, корректное отношение к студентам, умение понятно и доступно изложить материал),
- библиотечно-образовательные ресурсы (наличие литературы в электронном виде, широта выбора литературы и российских, зарубежных научных журналов и баз данных, наличие современной литературы).
9. Проведено маркетинговое исследование потребителей с целью выявления оценки качества образовательных услуг и их важности. Результаты исследования показали, что общая оценка качества образовательных услуг имеет низкие показатели. Наиболее важными, по мнению потребителей, являются профессионализм профессорско-преподавательского состава (компетентность, обратная связь, корректное отношение к студентам, умение понятно и доступно изложить материал), и содержание образовательной программы (полнота и вариативность курсов, сочетание теории и практики).
К сильным сторонам относятся следующие показатели, которые должны подчеркиваться при коммуникации с потребителем: компетентность, обратная связь, корректное отношение к студентам, умение понятно и доступно изложить материал, материально-техническое обеспечение). К слабым сторонам качества образовательных услуг относятся следующие важные показатели, на которые стоит обратить внимание университету с целью увеличения эффективности: ассортимент курсов, сочетание теории и практики.
10. В связи с тем, что персонал является одним из участников процесса создания образовательной услуги, нам было важно узнать оценку преподавателей качества реализуемых услуг. Результаты исследования показали выявили низкую оценку качества образовательных услуг, по мнению преподавателей.
11. По результатам маркетингового исследования в большей степени оказывают влияние на потребителей следующие инструменты комплекса маркетинга в порядке приоритетности:
- персонал (потребители ценят профессионализм преподавателей);
- услуга (содержание, полнота и вариативность образовательных
программ). Для потребителей важен набор курсов, практическая применимость полученных знаний;
- процесс (использование методов, направленных на получение практических навыков);
- материальные свидетельства (наличие мультимедийного оборудования, обеспечение учебно-методическими материалами, выбором литературы);
- продвижение (наличие необходимой информации для обучения на сайте вуза и в группах социальных сетей) ;
- месторасположение (для студентов важно удобство учебной мебели, вентиляция в аудиториях);
цена.
12. Разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Предложенные рекомендации направлены на увеличение практической составляющей обучения: в открытии прикладных образовательных программ, в использовании сетевой формы обучения, проведении занятий успешными специалистами из сферы бизнеса; на решение проблемы отсутствия необходимой информацией для обучения: наполнение и ведение сайтов институтов, создание курсов; в рамках продвижения модернизировать сайты институтов в создании мультиязычных версий для привлечения студентов- иностранцев.
Предложенные рекомендации направлены на решение проблем вуза и с помощью предложенного набора инструментов комплекса маркетинга позволят усилить эффективность важных с точки зрения потребителей показателей качества образовательных услуг, что содействует росту удовлетворенности потребителей, и в свою очередь будет способствовать удержанию и привлечению потребителей образовательных услуг.
1. Багаутдинова, Н.Г. Менеджмент качества образовательных услуг: от кафедры к вузу// Российское предпринимательство. - 2010. - №10. - С. 10-16.
2. Баталова, О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 7-12.
3. Блинова, Т.Н. Специфика услуг высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] / Т.Н. Блинова, М.М. Третьяков. // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 3. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_13018842_42615334.pdf
4. Блэкуэлл, Д. Поведение потребителей : учебник / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж.Энджел - СПб.: Питер, 2007. - 943 с.
5. Богданова, Э.Н. Эффективность развития рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] / Э.Н. Богданова, // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 6 (42). - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_18839642_25846078.pdf
6. Борисова, С. Г. Оценка эффективности маркетинговых решений в сфере образования: монография / С. Г. Борисова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 156 с.
7. Бутова, Т.Г. Особенности маркетинга в российской сфере образования [Электронный ресурс] / Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева// Материалы семинара Маркетинг образовательных услуг. - 2010. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-2.htm
8. Василов, С.И. Развитие рынка образовательных услуг: некоторые
теоретические аспекты [Электронный ресурс] / С.И. Василов // Труд и социальные отношения. 2014. № 6. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_21705722_98625008.pdf
9. Ватолкина, Н.Ш. Качество услуг и удовлетворенность
потребителей: общность и различие концепций [Электронный ресурс] / Н.Ш.
Ватолкина // Наука и мир. - 2014. № 2. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_21671378_32260720.pdf
10. Волков, А.В. Оценка конкурентоспособности товара на основе
компенсаторных и некомпенсаторных моделей: проблемы использования [Электронный ресурс] /А. В. Волков // Симбирский научный вестник. -2011. - № 1. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_16963696_44524209.pdf
11. Глушач, И.И. Проблемы определения качества образовательных услуг [Электронный ресурс] / И.И. Глушач // Материалы Международной научно-практической конференции студентов и учащихся, посвященной 110- летию РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2016, - Т.1. - Режим доступа: http://www.rea.perm.ru/images/Download/6Nauka/13Sborniki/%D0%9A%D0%9D% D0%98%D0%93%D0%90%20(%D0%A2%D0%BE%D0%BC%201).pdf
12. Глушач, И.И. Проблема оценки качества образовательных услуг высшего образования (на примере ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет») [Электронный ресурс] / И.И. Глушач, Л.С. Драганчук // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск, 2017
13. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Национальный стандарт Российской Федерации системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 01.11.2015. - Москва : Стандартинформ, 2015. - 27с.
14. Григорьева, А. В. Современные методы оценки удовлетворенности образовательной услугой [Электронный ресурс] / А. В. Григорьева, Н. А. Назарова // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/19074/
15. Джапарова, Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. - 2010. - № 4. - С. 55-65.
16. Драганчук, Л.С. Государственное регулирование рынка образовательных услуг в современных условиях // Известия Байкальского государственного университета. 2012. №5. С.148-152.
17. Драганчук, Л.С. Об экономической природе современного образовательного продукта // Экономика образования. - 2011. - №6. С.4-19.
18. Драганчук, Л.С. Образование и человеческий капитал: роль в экономическом развитии России // Россия в XXI веке: модель устойчивого развития / под общ. ред. С. С. Чернова. - Кн. 3. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - 281 с.
19. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации
«Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://budget.gov.ru
20. Еременко, Е.С. Организационно-экономический механизм повышения качества высшего образования в условиях реформирования высшей школы: автореф. дне. ... канд. экономических наук : 08.00.05 / Ерёменко Елена Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2013. - 23 с.
21. Захарова, И. В. Маркетинг образовательных услуг : учебник / И. В. Захарова. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 170 с.
22. Ильенкова, С.Д. Управление качеством: учебник / С.Д. Ильенкова. - Москва: Юнити-Дана, 2010. - 352 с.
23. Информационно-аналитические материалы по результатам
проведения мониторинга эффективности деятельности Сибирского федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/inst.php?id=1507
24. Информационно-аналитические материалы
по результатам проведения независимой оценки качества организаций высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ria.ru/abitura_rus/20161108/1480831777.html
25. Капезина, Т.Т. Тенденции развития российского высшего образования [Электронный ресурс] / Т.Т. Капезина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. Т. 2. № 4 (8). - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_28089389_55868966.pdf
26. Капелюк, З.А. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе [Электронный ресурс] / З.А. Капелюк, С.С. Донецкая, Л.М. Струминская // Стандарты и качество. -2016. -№ 1. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23033092_49325234.pdf
27. Клячко, Т.Л. Будущее университетов [Электронный ресурс] / Т.Л.
Клячко, В.А. Мау // Рос. акад. нар. хозяйства при Президенте РФ. - М. : Дело,
2015. - Режим доступа:
https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2657000
28. Колесникова, Г.А. Особенности спроса на образовательные услуги
[Электронный ресурс] / Г.А Колесникова // Вестник Челябинского
государственного университета. - 2009. - № 3. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_12225778_45334451.pdf
29. Котлер, Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций : учебник / Ф.Котлер, Н. Ли. - СПб.: Питер, 2010. 384 с.
30. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : учебник / Ф.Котлер, К.Л. Келлер. - СПб.: Питер, 2015. 800 с.
31. Котова, С.С. Качество образовательного процесса в университете глазами студентов [Электронный ресурс] / С.С. Котова, И.И. Хасанова // Образование и наука. 2016. - № 9. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27390138_11556985.pdf
32. Ксенофонтова, О.Л. Специфика образовательных услуг:
маркетинговый аспект [Электронный ресурс] /О.Л. Ксенофонтова //
Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2006. - № 2. - Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/publ/snt/2006/02/HTM/45.htm
33. Ламбен, Ж-Ж Менеджмент, ориентированный на рынок : учебник / Ж.-Ж. Ламбен. - СПб.: Питер, 2014. 928 с.
34. Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления : монография / М.А. Лукашенко. - М.: Маркет ДС, 2010. - 356 с.
35. Малых, В.В. Некоторые аспекты организации управления качеством образовательных продуктов и услуг [Электронный ресурс] / В.В. Малых, В.В. Кисула. // Вестник Академии. 2013. -№ 3. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21118486_18982369.htm
36. Михалат, Е.С. Специфика образовательных услуг вуза как социально-экономической категории [Электронный ресурс] /Е.С. Михалат // Власть и управление на Востоке России. 2014. - № 3. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_22445820_10870339.pdf
37. Мониторинг качества приема в вузы. Аналитика: 2011-2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ege.hse.ru/stata#popular
38. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/05/09/nauka- dok.html
39. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от
29.12.2012 № 273 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
минобрнауки.рф/документы/2974
40. Об утверждении показателей мониторинга системы образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14. // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/6049
41. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Минобрнауки России от 5.12.2014 № 1547 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
минобрнауки.рф/документы/5141
42. Образование в цифрах: 2016 краткий статистический сборник [Электронный ресурс] // Сайт НИУ Высшая школа экономики. - Режим доступа:
https://www.hse.rU/data/2016/12/14/1111745737/образование%20в%20цифрах%20
2016. pdf
43. Отчет Министерства образования и науки о результатах мониторинга системы образования за 2014 год // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Минобрнауки .рф/ документы/7791
44. Отчёт о результатах деятельности СФУ и об использовании закреплённого за ним имущества за 2015 год [Электронный ресурс] // Сайт СФУ. - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9689
45. Отчёт о самообследовании СФУ за 2015 год [Электронный ресурс] // Сайт СФУ. - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/8991
46. Отчёт о самообследовании СФУ за 2016 год [Электронный ресурс] // Сайт СФУ. - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9648
47. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки РФ в 2016 году и задачах на 2017 год [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/9754
48. Панкрухин, А.П. Маркетинг в образовании [Электронный ресурс]: учебник // А.П. Панкрухин. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib- special/branch/mou/
49. Программа развития Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] // Сайт СФУ. - Режим доступа: http://about.sfu- kras.ru/node/8232
50. Развитие образования на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : государственная программа Российской Федерации // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3409
51. Рейтинг университетов RAEX 100 вузов [Электронный ресурс] // -
Рейтинговое агентство Эксперт РА. - Режим доступа:
http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/
52. Рязанова, А.А. Специфика маркетингового анализа
конкурентоспособности образовательных услуг вузов [Электронный ресурс] / А.А. Рязанова // Вестник МНЭПУ. -2012. -№ 1. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25094908_68514230.pdf
53. Савченко, Ю.Ю. Услуги высшего профессионального образования как товар и общественное благо [Электронный ресурс] /Ю.Ю. Савченко // Современные проблемы науки и образования, - 2014. - № 3. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_22528115_82817056.pdf
54. Сагинова, О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 5. - С. 48-59.
55. Сибирский федеральный университет [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru