Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗЫ ПЕРВОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1990-Х - 2010-Х ГОДОВ

Работа №190679

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы125
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-политическая ситуация в Чеченской республике в 80-90-е годы ХХ века 13
1.1. Причины и хронология распада СССР и “Парад суверенитетов” в 1980-90 е
гг 13
1.2. Сепаратизм в Чеченской республике в 80-90-е годы 21
Глава 2. Развитие образов в отечественном кинематографе 1990-2000-х гг. 29
2.1. Развитие и становление отечественного военного кино в ХХ веке 29
2.2. Образ Чеченской войны в отечественном кинематографе 36
2.4. Образ «солдатской матери» в кинофильмах о Чеченской войне 75
Глава 3. Развитие образов Чеченской войны в зарубежном кинематографе 1990-2000-х гг 84
3.1. Демонстрация образа русских в зарубежном военном кино в ХХ веке 84
3.2. Образ «плохих русских» в фильмах о Чеченской войне 87
3.3. Образ «спасительного Запада» в фильмах о Чеченской войне 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ

Актуальность исследования состоит в том, что локальные конфликты как явление продолжают существовать на планете. На протяжении веков разрешение тех или иных вопросов сопровождалось не только дипломатическими, но и военными методами. Не исключением считаются и события конца ХХ века, в ходе которых после распада СССР внутри Российской Федерации началась война, которая в историю вошла под названием Чеченской. Современные воспоминания о ней хранятся не только в официальных документах, приказах, иного рода материалах, но и в том числе в художественном контенте, который на протяжении десятилетий формирует у новых поколений образ Чеченской войны.
В настоящем научном исследовании, выполненном в рамках выпускной квалификационной работы, необходимо обратиться к кинофильмам, посвященным Первой Чеченской войне и влиянию кинообразов на формирование актуальных идеологических настроений в обществе на протяжении последних десятилетий. Более того, важность обращения к этой проблеме связана с созданием определенного устойчивого представления не только о войне, как явлении, но и отношения к данному конфликту в обществе, его повседневных настроений, перспективах разрешения долгосрочного спора между народами. На опыте Чеченских войн современное российское общество сможет избежать проблем, которые могут его подстерегать по ходу ведения СВО.
Степень изученности темы. В рамках выпускной квалификационной работы на тему «Образы Первой Чеченской войны в Отечественном и Зарубежном кинематографе 1990-х - 2010-х годов» мной был изучен ряд научных статей, посвященных непосредственно созданию образов персонажей в зарубежном и отечественном кинематографе, как художественного, так и документального кино, рассматриваемого периода.
В статье Д. С. Сиваша «Этапы становления документального кино как вида искусства» рассматривались основные этапы становления документального кинематографа, не просто как средства отражения действительности, а как самостоятельного вида искусства. В данной статье мы можем увидеть, какие визуальные и звуковые приемы более применимы именно для документалистики и как они эволюционировали.
В статье Г. С. Морозовой «Мифологические истоки образа героя в Советском кинематографе 1930-х гг. (по материалам картин, снятых на киностудиях «Ленфильм» и «Мосфильм»)» рассматриваются приемы, которые использовались авторами при создании персонажей - а конкретно применение ими фольклорных мотивов в своем творчестве (автор статьи трактует гибель Чапаева как обряд инициации - необходимость смерти «прежнего человека», дабы его место мог занять человек новый). Данная статья поможет нам проследить становление отечественного художественного кино на примере разбора фильмов “золотого века” советского кино. Анализ приемов, которые авторы кинолент начали использовать к 1930-м годам дает возможность понять, за счет каких художественных средств меняется изображение, в частности, образа масс, и выделить тенденции к индивидуализации героя в кинематографе.
При работе с иностранными фильмами необходимо проанализировать различия киноведческих школ Запада и школ отечественных киноделов. Статья Гудкова Д.Д. «Образ воюющего русского и американца в кинематографе: ценностные отличия» помогает понять эмоционально-психологические установки и решения, принимаемые в соответствии с ними, а также в этой статье продемонстрированы различия в отношении русских и американцев к схожим ситуациям в контексте их ценностного профиля.
Для погружения в тему кинематографа и его анализа были взяты учебники и учебные пособия следующих авторов: Ю. А. Русина «История советского кино» , Н. П. Соколова «История и теория кино» , Н.М. Зоркая «История Отечественного кино. ХХ век» . Данные учебники позволяют в более широком формате проанализировать отечественное и зарубежное кино, как они трансформировалось и в каком виде дошло до наших дней, как режиссёры использовали приемы и какие стили разрабатывали и как современные творцы интерпретировали в жизнь опыт своих старших коллег. Кроме анализа кинематографа для исследования необходимо обратиться и к историческим источникам. Для анализа происходившего в конце ХХ века на территории бывшего СССР и в Чеченской республике были использованы труды историков. Е.А. Норин в своей книге «Чеченская война. Том 1» восстанавливает ход событий с привлечением широкого круга источников и воспоминаний участников событий. Данная книга является одной из первых фундаментальных работ по Чеченской войне, которая описывает всю хронологию опираясь на факты, анализ источников. При ознакомлении с работой А. Зверева «Этнические конфликты на Кавказе, 1988-1994» появляется возможность проследить развитие кризиса в стране на этнической почве. Для анализа этнической ситуации в России была использована книга Т. Музаева «Этнический сепаратизм в России» , в которой были описаны взаимоотношения различных этносов уже после распада СССР.
Для рассмотрения с разных сторон конфликта в Чечне необходимо обратиться и к исследованиям иностранных авторов. В книге Д. Данлопа «Россия противостоит Чечне: корни сепаратистского конфликта» описываются исторические истоки столкновения чеченцев и русских. Книга «Der russische Krieg in Tschetschenien (1994-1996)», что в переводе «Русская война в Чечне (1994-1996)» (автор ХансКрех), повествует о “самом древнем и свободолюбивом народе Кавказа”, который уже 400 лет сражается против русских колониальных войск”. Книга «Чечня: трагедия русской мощи» Анатоля Ливена рассказывает о “ключевом событии мировой истории” - поражении Российской армии в первой чеченской кампании. В произведении приводится описание причин поражения, а также аргументация того, что Россия более не будет вступать в открытый конфликт с националистами.
Историки и киноведы обращаются к изучению образов, представленных в военном кинематографе, и зачастую осуществляются анализ фильмов о Второй Мировой войне и сравнение русского солдата с солдатами западных стран. В фильмах, посвященных Первой Чеченской войне рассматривается только образ внутреннего врага, однако в них имеются и другие образы, которые позволяют более широко взглянуть на данную проблему. В историографии на данный момент нет полноценного исследования, которое бы освещало проблематику и других образов, представленных в кинофильмах о Первой Чеченской войне.
Объектом исследования выступает историческая память о Первой Чеченской войне 1994-1996 гг.
Предмет исследования - образы первой Чеченской войны в документальном и игровом кино.
Цель работы заключается в реконструкции формирования исторического образа Первой чеченской войны 1994-1996 гг. посредством документального и художественного кинематографа.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать социально-политическую ситуацию в Чеченской республике накануне и в годы войны.
2. Выявить типичные образы отечественного кинематографа, связанные с Чеченской войной.
3. Установить особенности репрезентации чеченского конфликта в зарубежном кинематографе.
Хронологические и территориальные рамки: в основе исследования лежат документальные и игровые фильмы вышедшие в России и странах Европы в период с 1994 по 2019 годы.
Указанные рамки обусловлены тем, что именно в данный период было выпущено наибольшее количество фильмов, посвященных данной тематике, а в последующие годы, авторы новых киноработ все более опирались на высказывания и цитирования предшественников, не привнося чего-то нового.
В период с 1994 по 2003 гг., когда тема Чеченских войн была наиболее острой и не изученной, в кинофильмах авторы рефлексировали на тему кризиса в стране и армии. Зачастую все неудачи списывались на предательство в высших эшелонах власти. Данные обвинения и предположения не были документально подтверждены, и все свои домыслы авторы кинофильмов доносили до зрителя, чем в сознании общества укоренили образ внутреннего врага на долгие годы. Этот образ мы можем проследить в таких работах, как «Чистилище»; «60 часов Майкопской бригады» и др.
В период с 2003 по 2013 гг., когда градус накала спал, создатели фильмов смогли подойти к изучению более осознанно, чтобы донести зрителям целостную картину произошедшего. В данном периоде можно выделить такие работы, как «Чеченский капкан»; «По ту сторону войны»; «Русский треугольник».
В период с 2013 по 2019 гг. происходит усиление интереса к Первой Чеченской войне. На экраны выходят фильмы, которые возвращаются к образу внутреннего врага, происходит гиперболизация образа. В зарубежных фильмах это было необходимо для очернения России в глазах запада после событий на Украине в 2014 году - это можно увидеть в фильме «Поиск». В отечественных фильмах этот образ эксплуатируется для дестабилизации ситуации в стране, как в фильмах «Человек после войны» и «Запрещенная память чеченских войн».
Новизна - в течение нескольких лет происходило формирование образов в кино о Первой Чеченской войне. В фильмах 90-х годов основное внимание уделялось демонстрации образа внутреннего врага, с течением времени, образы приобрели разнообразие и многозадачность и в данном исследовании необходимо произвести анализ развития образов в кинематографе о Первом Чеченском вооруженном конфликте.
Методологическая база исследования представлена сочетанием общенаучных и специальных методов. В основе исследования лежат общенаучные методы анализа и синтеза, абстрагирование, системный подход. Системный подход позволил рассмотреть образы как целостную конструкцию, состоящую из взаимосвязанных элементов.
В основе исследования лежит соблюдение принципа историзма, в соответствии с которым можно рассмотреть динамику развития образов с учетом особенности и условий эпохи.
Использование принципа объективности позволило рассмотреть историческую реальность в целом с учетом объективных закономерностей, которые предопределили динамическое развитие образов в отражении отечественного и зарубежного кинематографа.
Для решения поставленных задач был также использован историко-сравнительный метод, с помощью которого удалось выявить общее и особенное в рассматриваемых кинофильмах. Историко-генетический метод позволил раскрыть процесс формирования различных представлений об образе внутреннего врага, войны и Родины транслируемых в кинолентах. Использование историко-типологического метода дало возможность выявить различные знаки и символы, которые отождествлялись рассматриваемыми образами, а также проанализировать влияние изменений этих символов на образы в целом.
В качестве методологической основы исследования использованы принцип историзма и метод сравнительно-исторического анализа. Их использование позволяет проследить эволюцию создания образов в кино о Первой Чеченской войне в их конкретно-исторической обусловленности, выделить факторы их развития на этапе влияния кинематографа на общественное мнение.
В ходе исследования был проведен контент-анализ кинотекстов, позволивший выделить смысловые категории, присущие кинообразам Чеченской войны, а также семиотический анализ, в результате которого обнаружены специфические образы-представления в разрезе двух культурных традиций. эпохи. В рамках презентистского подхода за отправную точку исследования принимаются семиотически значимые события, факты или ситуации современности (настоящего), в свете которых структурируются исторические события и выстраиваются событийные ряды.
Данная работа написана в русле такого направления исторических исследований, как история памяти. Это форма обращения с прошлым, которая дополняет и оказывает влияние на общество и его осознание произошедших событий. История памяти необходима, чтобы вдохнуть жизнь в массу исторических знаний, и явления, для того чтобы критически проверить конструкции памяти, которые всегда подвержены политической конъюнктуре и продиктованы потребностями настоящего.
В качестве ключевой категории настоящего исследования выступает понятие «образ». Существуют различные и весьма разнообразные традиции трактовки и применения данного понятия в гуманитарных исследованиях. Мы склонны к широкой трактовке образа, восходящей к античной философии, когда, с одной стороны, образ понимается как внешний вид, облик предмета, а с другой - его сущность, идея, которые могут формироваться разными акторами.
С точки зрения дизайна исследования, работа состоит из 3 глав. Первая глава, повествующая о социально-политической ситуации в Чеченской республике в 80-90-е годы ХХ века, позволяет погрузиться в контекст событий, происходящих в нашей стране в последние годы Советского Союза, а также продемонстрировать память о чеченской войне, зафиксированной в научных исследованиях и публицистике. Вторая и третья главы позволяют выявить и проанализировать все художественные образы, показанные в кинематографе, посвященном вооруженному конфликту в Чечне.
Источниковая база. В зависимости от происхождения, характера и особенностей информации весь комплекс использованных при написании выпускной квалификационной работы источников можно разделить на несколько групп.
Кинодокументы. В качестве источниковой базы были использованы российские и зарубежные документальные и игровые фильмы, вышедшие за период с 1994 по 2019 годы. В исследовании будут приведены такие художественные фильмы отечественного производства как: «Чистилище» (реж. А. Невзоров, 1997), в котором будут отражены образы войны, внутреннего врага, а также образ Родины. В фильме «Блокпост» (реж. А. Рогожкин, 1998) будут отражены образы внутреннего врага, Родины и войны, которые позволят более широко почерпнуть развитие данных образов для исследования. Кинофильм «Война окончена. Забудьте...» (реж. Валерий Харченко, 1997) продемонстрирует образы безутешной солдатской матери, внутреннего врага, Родины, и войны. Фильм «Кавказский пленник» (реж. Сергей Бодров, 1996) сможет продемонстрировать образы Чеченской войны через призму свободной адаптации классического литературного произведения Л.Н. Толстого. Также были рассмотрены фильмы иностранного производства. Например, «Поиск» («The Search», реж. Мишель Хазанавичус, 2014), в котором продемонстрирована негативная сторона российской армии и показаны “плохие русские” на контрасте с хорошими иностранцами, которые спасают от российских солдат детей. Кинофильм «Русский треугольник» (реж. Алеко Цабадзе, 2007) показывает образы войны, образ "плохих русских", на примере этих образов зритель видит, как система может разрушить жизнь простых русских людей. Фильм «Дом дураков» (реж. Андрей Кончаловский, 2002) также демонстрирует образ войны и образ российских войск, которые проводят геноцид мирного чеченского населения.
В качестве источников были приведены также и документальные фильмы. Для разбора были использованы отечественные фильмы: «Прокляты и забыты» (реж. Сергей Говорухин, 1997), в котором были использованы образы войны, Родины, внутреннего врага, а также образ солдатской матери. Перечисленные образы показаны и в фильмах: «Чеченский капкан» (реж. Андрей Кузьминов, Артем Иутенков, Игорь Прокопенко, 2004) телекомпании РЕН-ТВ, а также фильмы корреспондента НТВ Алексея Поборцева «По ту сторону войны» (реж. Наталья Панова, 2004). В фильме Александра Сладкова «60 часов Майкопской бригады» (реж. Михаил Полунин, 1995) подробно описан бой за железнодорожный вокзал при штурме Грозного и в этом фильме показан образ внутреннего врага и образ войны. В документальном фильме А.
Невзорова «АД» (реж. Александр Невзоров, 1995) упор делается на образе внутреннего врага. При разборе фильмов современных авторов, таких как Ю. Дудь «Человек после войны» (реж. Юрий Дудь, 2018) показаны образы войны, родины и внутреннего врага. В фильме телеканала “Дождь” «Запрещённая память чеченских войн» (реж. Анны Немзер, 2019) были показаны образы внутреннего врага, войны и Родины.
Документальные фильмы иностранного производства использованные в данном исследовании демонстрируют зачастую образ “плохих русских”, которые приносят боль и страдания чеченскому народу. К таким фильмам можно отнести: «Три товарища» (реж. Маша Новикова, 2006), «Увидимся в Чечне» (реж. Алекс Кваташидзе, 2016), «Белые вороны: Кошмар в Чечне» (реж. Тамара Трамп, Йохан Файндт, 2005), «Свобода» (реж. Мурад Мазаев, 2003).
Законодательные акты. Данную группу составляют ключевые нормативно-правовые акты, которые позволяют прослеживать действия власти в период описываемых событий:
• Указ Президента РСФСР от 07.11.1991 г. № 178 О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской Республике;
• Указ Президента Российской Федерации от 09.12.1994 г. № 2166 О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта;
• Указ Президента Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 985 О выводе сил и средств, входящих в состав Временных объединенных сил, выполняющих задачи по разоружению всех незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики;
• Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г Периодическая печать представлена советскими и российскими газетами
«Коммерсантъ», «Труд», «Комсомольская правда», «Московский Комсомолец», информационным агентством Чеченской Республики «Грозный-информ». Эпизодически используются материалы российских общественно-политических изданий «Новая газета» и «Общая газета», электронной газеты «Фонтанка.ру», государственных информационных агентств «РИА Новости» и «ТАСС» и зарубежных: «The Washington Post», «The New York Times», «NPR», «Soldiers of fortune» «The Guardian», «The Sun».
Художественные произведения представлены виде книг, которые описывают события, происходившие во время конфликта в Чечне, с использованием документов, воспоминаний участников событий. Ахмед Келиматов в своей книге «Чечня: в когтях дьявола или на пути к самоуничтожению» глазами очевидца описывает происходящее в Чечне, показывая путь, по которому пошла его родина после распада СССР, который в свою очередь чуть было не привел республику к уничтожению.
Для анализа фильмов, в которых демонстрируется штурм Грозного, а именно бой на железнодорожном вокзале, была использована книга «Я — “Калибр-10”» за авторством Константина Яука и Павла Милюкова.
Произведение Николая Гродненского «Неоконченная война. История вооруженного конфликта в Чечне» является одной из первых работ, рассматривающих все аспекты вооруженного конфликта в Чечне — не только военные, но также исторические, политические, экономические и социально-психологические. Автор подробно описал ход военных кампаний в Чечне, проанализировал причины и следствия успехов и поражений обеих противоборствующих сторон.
Книга Александра Сладкова «Грозный. Буденновск. Цхинвал. Донбасс» позволяет провести параллели между различными вооруженными конфликтами, происходившими на территории бывшего СССР в период с 1994 по 2014 гг, которые он, будучи военным корреспондентом, видел своими глазами. В описанных автором сравнениях появляется возможность отследить развитие российской армии и политические цели государства.
Книга Андрея Антипова «Лев Рохлин: Жизнь и смерть генерала» . позволяет ознакомиться с жизнью наиболее известного военачальника Первой Чеченской войны, который внес большой вклад в победу российской армии в данном конфликте. Лев Яковлевич был не только талантливым военным, но и бескомпромиссным политиком, который стремился вернуть авторитет армии.
Источники личного происхождения. Данная группа включает в себя мемуары ключевых политических и военных деятелей, непосредственных участников событий. Для анализа развития событий, которые предшествовали началу конфликта в Чечне, необходимо было обратиться к книгам Н.И. Рыжкова «Главный свидетель» и “Перестройка: история предательства” , за авторством бывшего Председателя Совета Министров СССР. Н.И. Рыжков является одним из главных свидетелей по делу о распаде Советского Союза. Ценность показаний Н.И. Рыжкова состоит в том, что он, в силу своего положения в советском государстве, знал многие факты, недоступные широкой общественности.
Для рассмотрения развития конфликта в Чеченской республике со стороны сепаратистов были использованы книги президентов Ичкерии Аслана Масхадова и Зелимхана Яндарбиева «Честь дороже жизни» , «Чечения — битва за свободу» .
Также были изучены мемуары российских военных деятелей, командующих федеральными силами в Чечне, которые описывают развитие событий из стана командования группировки федеральных сил. Для данного исследования имеет значимость книга «Тяжёлые звёзды» генерала Анатолия Куликова, который с начала 1990-х годов был в самом центре политических и военных событий. Будучи командующим внутренними войсками, он в своей книге описывает все события, происходящие в Чеченском конфликте. Также были использованы мемуары генерала Геннадия Трошева, а именно «Моя война. Записки окопного генерала» , «Чеченский рецидив. Записки командующего» . В своих книгах Трошев рассказывает о действиях российской армии в Чечне, а также о закулисных интригах, которые развивались на фоне войны.
Выявленная источниковая база представляется вполне достаточной для проведения настоящего исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Говоря о каком-либо виде творчества, определяют круг его специфических выразительных возможностей. Для кино основными являются монтаж, смена масштаба планов, изменение ракурса (взгляд на события с той или иной точки зрения) и другие. Процесс рождения нового художественного языка особенно интересен в кинематографе, потому что его история зафиксирована на пленке и непосредственно демонстрирует его становление. Кино неотрывно связано с эпохой, в которой оно развивалось, вбирая в себя, пропуская через себя культурно-исторические аспекты времени. Кинематограф всегда использовался как основной инструмент пропаганды.
В период Холодной войны СССР и страны Запада использовали схожие приемы, направленные на конструирование в массовом сознании стереотипов восприятия страны-противника. При просмотре фильмов в СССР и на Западе страна-оппонент должна была выглядеть местом, где процветает алчность, ненависть, социальная дискриминация, где простой человек постоянно испытывает неуважение и унижение своей личности. С развитием киноискусства и его материальной базы кино становится наиболее сильным рычагом влияния и навязывания через призму экрана своих идей и устоев. Что особенно выразительно продемонстрировано в кинофильмах американского производства, чей охват аудитории не мог сравниться с советским.
В период перестройки иностранные киноделы изменили свою риторику по отношению к России, но этот дух эпохи подхватили уже и отечественные режиссеры, которые стали планомерно чернить на экранах все советское, делая упор на Запад. После начала чеченской войны творцы киноиндустрии не оставили без внимания эту горячую тему и стали с таким же рвением осуждать действия власти, которую буквально пару лет назад восхваляли как спасителей, которые им принесли свободу, как некое второе пришествие.
В данном исследовании были выявлены образы, которые были сконструированы в фильмах о Первой чеченской войне. Благодаря данным фильмам эти образы прочно закрепились в головах миллионов россиян. Образы «внутреннего врага» и предательства власти настолько крепко находятся в сознании, что их поддерживают уже современные документальные фильмы, а также на их порой опирается действующая власть. Видимо этот образ более удобно поддерживать, но лучше все-таки, как считают в правительстве, о той войне не вспоминать, дабы не бередить эту рану. Однако с началом СВО к теме внутреннего врага вновь возвращаются через контекст Первой чеченской войны. Данный образ получает свой новый виток при неудачах: если российская армия действует безуспешно, значит внутри нашего общества существуют предатели. «Внутренний враг» это то, что всегда с нами, какая-то часть нас, смотрящая на нас со стороны, которая постоянно подсказывает нам, с чем нужно работать, куда развиваться. Искреннего, честного, работающего в наших интересах врага сформировать сложно, поэтому на первых этапах саморазвития нам нужен наставник - враг, не заинтересованный в победе над нами, способный вынести часть нашего «Я» в себе и позволяющий эту часть в себе разместить, тем самым сделав нас сильнее.
Образ «солдатской матери», или Родины-матери, - единственный образ, который желает прекратить любое кровопролитие, спасти своих сыновей и вытащить их из горнила войны. Образ матери ярче всего был показан именно в период первой войны, в будущих же конфликтах, в которых наша страна принимала участие (Вторая чеченская война, война в Южной Осетии, война в Сирии) данный образ, как и образ предательства, все же был представлен, но не так ярко и не на первом месте. После прихода к власти президента Путина в кинопроизводстве наметились коренные изменения. Либерально настроенные режиссеры уже не могли также вольготно высказываться по отношению к действиям власти - наметился курс на поднятие престижа и авторитета армии в обществе. Массово на экраны стали выходить картины о второй чеченской кампании, в которой российская армия уже была показана с самой лучшей стороны, в фильмах каждый гражданин России знает, за что воюет его армия, и понимает, что эта жертва не будет напрасной для нас в будущем.
Первая Чеченская война оставила тяжелый след в истории современной России, и отголоски данного конфликта еще долгие годы будут сотрясать души миллионов Россиян по всему миру. Этот конфликт также находит отражение в фильмах нового поколения режиссеров, отсылки к нему или построение сюжета вокруг него мы можем видеть в различного рода фильмах и сериалах. Первая чеченская война безусловно является значимой частью культурной памяти нашего общества. В результате выявления в кинотекстах специфических образов «войны», «внутреннего врага», «солдатской матери», транслируемых в продукции массового кинематографа, удалось сравнить наиболее важные традиции и культурные установки России и стран Запада.
Изучение образов чеченской войны необходимо для оказания влияния на современное общество таким образом, чтобы ошибки прошлого могли быть проанализированы, чтобы в последующих современных вооруженных конфликтах не допускать большого влияния на сознание народов посредством таких образов, как: предательства, внутреннего врага, романтизации войны и национального превосходства.
Первая чеченская война вызвала бурю негодования по поводу методов и целей ее проведения, и западные страны яростно старались через кинематограф продемонстрировать низменность целей борьбы Москвы по отношению к правительству независимой Ичкерии. Казалось бы, времена Холодной войны на тот момент ушли в прошлое, и образ «злобного русского», столь любимый иностранными пропагандистами, с западного экрана уже ушел. Однако исследование показало, что медийные стереотипы Холодной войны во многом живы и сегодня. Рассмотренные фильмы в данном исследовании были изготовлены иностранными компаниями, которые работают по конспектам, подготовленными еще во времена Маккартизма.
В общем и целом, анализ иностранного и отечественного кинематографа показал различие в повествовании и идеях кинотекстов. Во-первых, нахождение военного контингента в зоне военных действий различается в отношении военнослужащих к культуре населения: в отечественном кинематографе зритель наблюдает почтительное и уважительное обращение, в то время как в западных кинотекстах отражены попытки деструкции и экспансии противника.
Во-вторых, персонажи кинофильмов имеют отличительные особенности культурной среды производителя фильма; так, если в российских кинотекстах военный - юный, малообученный молодой человек, который является жертвой обстоятельств, то в зарубежных - российский военный показан злым, безжалостным и глупым индивидом.
В-третьих, если ценности, нуждающиеся в защите, в отечественном кинематографе носят, скорее, символический характер, то в западном - материальный.
В целом можно говорить, что система образов, складывающаяся в современном отечественном и зарубежном кино о России, соответствует теории этноцентризма: образы создаются при помощи стереотипизации и сравнения автостереотипов с гетеростереотипами, свойственными культурным моделям авторов фильмов.
С начала нового XXI века, после прихода на пост главы государства Владимира Владимировича Путина была изменена внешняя политика, которая стала отстаивать свои интересы в мире не только словом, но и делом, что мы видим сейчас в Сирии или же на Украине. Путин еще в 2007 году на Мюнхенской конференции прямым текстом сообщал о категорическом неприятии однополярной модели мира. По мнению Путина, она имеет мало общего с демократией, однополярный мир предполагает наличие единственного хозяина и единственного центра власти. На данные обвинения, конечно же, сразу отреагировали иностранные партнеры обвиняя Россию в двуличии по поводу подавления сепаратистских настроений на Северном Кавказе и отстаивания своих интересов на территории бывшей Югославии.
Если первый президент России Ельцин в 1992 году в конгрессе США говорил “Боже, благослови Америку... и Россию”, а позднее был осмеян после того, как пытался показать, что демократическая Россия, тоже как и СССР может противопоставляться США и блоку НАТО, но это вызвало только истерический смех. Под занавес своего правления, уже больной Ельцин, пытался запугать запад своим “ядерным чемоданчиком”, но данные угрозы не имели какого-то эффекта.
В начале века происходили события, которые нагнетали напряженность между Россией и Западом, «пятидневная война» с Грузией породила фильмы и компьютерные игры, в которых русские вновь стали врагами №1: кинофильм «Пять дней в августе» (2011 г.), в котором российские солдаты воруют велосипеды у мирных грузин, игры серии Call of Duty, Red Alert и др., в которых русские войска даже нападают на американские города, стали новой вехой идеологической войны. Так, образы, которые были выделены в данном исследовании, будут появляться на экранах еще долгие годы. Украинские киноделы, видимо, взяли на заметку конспекты своих западных коллег, и после 2014 года на экраны вышли такие пропагандистские шедевры, как: «Наши котики» (2020 г), «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс»» (2019 г), «Гвардия» (2015 г.), «Позывной «Бандерас»» (2018 г.) и др. К сожалению, эти фильмы, которые показывают образы злых русских, далеко не последние в данном списке.
Однако, несмотря на различия в кинематографических школах России и Запада, можно в них выделить общее. Первое - это отрицание вооруженного конфликта, который ведется на территории Чеченской республики. Творческая интеллигенция на протяжении длительного времени пропагандирует пацифистские настроения. В истории западных стран первым прецедентом явилась война во Вьетнаме, а в современной России им стала Чечня. Массовые демонстрации, забастовки и недовольство общества - из-за этих волнений правительство в какой-то мере ускорило завершение данных конфликтов. Второе - это сконструированный образ отрицательного персонажа, который имел набор определенных черт, способных демонстрировать свое отношение в целом к образу врага. Враг являлся отрицательным предметом, который для зрителя и исторической памяти проецировал этих негативных персонажей на повседневную жизнь. Третье - образ спасителя. В отечественном кино им являлся образ матери, которая несмотря ни на что желает спасти угнетенных и убогих, а в иностранном кинематографе роль спасителя играет само западное общество, которое, являясь неким божьим проводником, спасает всех.
Подводя итог, можно сказать, что образы Первой чеченской войны в отечественном кинематографе, транслируемые на экраны, вызываются социокультурной, политической, экономической ситуацией в обществе. В ходе исследования образы с течением времени переживают метаморфозу от сугубо отрицательных к нейтральным. Развитию негативного восприятия способствовало стирание ценностных ориентиров, отсутствие идеалов, снижение патриотизма в 90-е гг ХХ века, но уже с началом ХХХ века данная ситуация стала меняться в лучшую сторону, как и стали меняться образы в западном кинопроизводстве: от нейтральной демонстрации русских в 90-2000-е годы к явно негативным. В обоих этих случаях явно можно проследить политический фактор.



1. 60 часов Майкопской бригады [Видеозапись] / реж. Михаил Полунин, 1995 г.
2. АД [Видеозапись] / реж. Александр Невзоров, 1995 г.
3. Белые вороны: Кошмар в Чечне [Видеозапись] / реж. Тамара Трамп, Йохан Файндт, 2005 г.
4. Блокпост [Видеозапись] / реж. А. Рогожкин - ОРТ-Видео, Кинокомпания «СТВ», 1998 г.
5. Война окончена. Забудьте... [Видеозапись] / реж. Валерий Харченко - «ВГИК», «Прометей» (Москва), «Наше Кино», «ОРФ», «ЭР-Фильм», 1997 г.
6. Дом дураков [Видеозапись] / реж. Андрей Кончаловский - Bac Films, 2002 г.
7. Запрещённая память чеченских войн [Видеозапись] / реж. Анна Немзер - Телеканал «Дождь», 2019 г.
8. Иллюзия. Джохар Дудаев [Видеозапись] /ЧГТРК Грозный, 2017 г. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3kDifqWoSk8 (дата обращения 15.03.2023).
9. Кавказский пленник [Видеозапись] / реж. С. Бодров-старший - АО «Караван» (Россия), 1996 г.
10. Поиск [Видеозапись] / реж. Мишель Хазанавичус - La Petite Reine Worldview Entertainment, La Classe Americaine Georgian, Film Investment Group, Sarke Studio, 2014 г.
11. По линии жизни... [Видеозапись] / реж. Александр Бархатов -
Гостелерадиофонд, 1988 г. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=t5FjscDrddE&list=PL40OiiJw6-gckQKgEOrMP9 3Hz0XgXypRi&index=30&t=50s (дата обращения 18.03.2023).
12. По ту сторону войны [Видеозапись] / реж. Наталья Панова - Телекомпания НТВ, 2004 г.
13. Прокляты и забыты [Видеозапись] / реж. Сергей Говорухин - Киностудия «Ровитич», 1997 г.
14. Русский треугольник [Видеозапись] / реж. Алеко Цабадзе - Film Studio Remka, 2007 г.
15. Рынок рабов [Видеозапись] / реж. Стас Соловкин - Телекомпания ВИД, 2000 г.
..121


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ