Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАЛЕКТИКА МИФА; РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ И ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ

Работа №190660

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Демифологизация как попытка развенчать миф 6
§ 1 Первая попытка демифологизации 6
§ 2 Природа научного познания по Полу Фейерабенду 6
§ 3 Неизменная и нерушимая структура Клода Леви-Строса 12
§ 4 Переосмысление структурализма 15
§ 5 Ситуация «здесь и сейчас» Юлии Кристевой 17
§ 6 Семанализ - способ понять миф аффективного человека 21
§ 7 Структурализм и постструктурализм - союзники или соперники? 23
§ 8 «Нахождение» субъекта Кристевой 25
§ 9 Противостояние мифу Барта 27
Глава II. Ремифологизация как принцип жизни мифа 29
§ 1 Мифологические основания науки 29
§ 2 Природа научного познания по Курту Хюбнеру 31
§ 3 Постнеклассическая наука. Человекоразмерность мифа 34
§ 4 «Наука всегда мифологична» 36
§ 5 Структура мифа. Внутренние элементы. Вторичная семиологическая система...37
§ 6 Структура мифа. Функции 40
Глава III. Диалектика Абсолютного мифа 42
Заключение 45
Литература 48

В работе речь идет о принципах ремифологизации и демифологизации с целью их синтеза в Абсолютный миф с помощью диалектики.
Исследуемая тема актуальна, потому что в процессе ремифологизации и демифологизации появляются новые разнообразные формы мифологии, и лишь диалектика Абсолютного мифа может показать всю специфику самого мифологического, потому что использование одного из ее принципов, либо демифологизации, либо ремифологизации недостаточно для осмысления мифологии.
Изучение такого феномена как миф с точек зрения ремифологизации и демифологизации позволяет обнаружить их сосуществование в синтезе Абсолютного мифа.
Понимание, что миф может существовать и аннигилировать в этих рамках, приводит к осознанию единства того, что было и в период господства архаического мифологического сознания и того, что происходит ныне в условиях научного познания, и массового общества, и его массовых форм культуры, заставляет нас по-другому смотреть на реальность и порядок самого мифологического.
Мифология представляет интерес для научного изучения, интерес, который хочет понять, что представляет собой мифология, и прежде всего это изучение ценно с культурной точки зрения. А как мы знаем, становление науки на современном историческом этапе утверждает ее как важнейший компонент культуры, который оказывает решающее воздействие на сферы жизни человека и общества. В этой связи исследование методологических и мировоззренческих основ мифологии, анализ ее функционирования и развития в различных общественных системах приобретают особую актуальность .
Проблема: 1) какова мифологическая связь между разными историческими периодами и каков он «чистый миф»? 2) какого общее и различия в подходах структурализма и постструктурализма к мифологии в рамках демифологизации? 3) оправданность веры в науку в современном мире с применением ее гипотетического инструментария. В связи с этим раскрываются вопросы реальной жизни мифа и чистой науки. 4) каким образом происходит формирование мифологии в рамках демифологизации и ремифологизации.
Цели данной работы: Определить миф как создающий определенный момент в историческом периоде, рассмотреть то, как миф представлялся для этих периодов, выяснить структуру мифа и показать, как выглядит современный миф. В рамках демифологизации дать систематизированное представление о доктринах структурализма и постструктурализма, выявить их эволюцию, дать характеристику и критическую интерпретацию основных понятий этих влиятельных направлений, выявить общее и различия структурализма и постструктурализма в их подходах к мифологии. В рамках ремифологизации исследовать понятия мифа и науки, выявить начала одного и другого, а также их отношения с позиции философии науки и установление границ мифа и науки. Рассмотрение вопроса о возможности существования Абсолютной мифологии на границах ремифологизации и демифологизации, синтезируя их принципы, а также рассмотрение самой возможности такой мифологии в рамках диалектики.
Задачи:
1) Показать на сравнительном примере разных исторических периодов не смену мифа, а смену лишь его внешнего вида, выделяя многообразные формы мифического мышления, их мифологическое время и их жизнь, в современном мире с его прошлым багажом.
2) Обратиться к интерпретации и пониманию проблемы мифа в истории философии и философии науки.
3) Рассмотреть роль мифа в жизни человека и современном мире.
4) Выработать понятийный аппарат.
5) Попытаться последовательно выделить Абсолютную мифологию из принципов ремифологизации и демифологизации.
Теоретико-методологические основания написания работы:
В работе применялись общетеоретические методы, а именно анализ и синтез, а также сравнение.
Объект: Мифология.
Предмет: Диалектика мифа: ремифологизация и демифологизация.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами и заключением. Первая посвящена демифологизации как попытке развенчать миф и ее результатам на примерах развенчания научным познанием и его трактовке Полом Фейерабендом, структурой Клода Леви-Строса, постструктурой методики Юлии Кристевой. Также глава выявляет общее структурализма и постструктурализма на основе их демифологического принципа, который при каждых попытках уничтожения мифа обнаруживает лишь его преобразование, деформацию и продолжение жизни. Завершают главу размышления Барта о противостоянии мифу и его результаты. Во второй главе анализируется ремифологизация как принцип жизни мифа на примере научного познания, в котором всегда заложена мифология в понимании Курта Хюбнера. Глава также посвящена выявлению структуры и функций мифа, которые говорят лишь о том, что миф запрограммирован каждый раз, но уже по-новому. В третьей главе предлагается Диалектика Абсолютного мифа, синтезирующая ремифологизацию и демифологизацию на основании анализа современного мифа, мифотворчества и рождения новых мифов из уничтожения старых. Уничтожение есть рождение, а рождение - есть уничтожение для новых форм. Глава идет «дальше, чем ремифологизация и демифологизация», в попытках эти рамки снять, потому что крайности не позволяют понять миф так, как это делает Абсолютная мифология А. Лосева.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как мы увидели, философская интерпретация мифа имеет давнюю традицию, с мифологией связан и генезис философии как рефлексии над развитым мифологическим опытом.
Внимание исследователей в нашем столетии обращено не только на архаичные формы мифа, на место мифотворчества в сознании древнего человека, но и на современные политические, литературные и другие мифы, возникшие в сфере идеологической и обладающие значительным воздействием на самые широкие слои общества. Без обращения к мифу сегодня практически нельзя понять общественную психологию и явления массовой культуры.
В современной культуре наука проникла во все сферы деятельности человека, именно поэтому она превратилась в биологический процесс и те рамки, в которые была заключена наука, определяют теперь облик не только науки, но и общие взгляды людей. Вот почему мы доверяем ей, отбрасывая все нетрадиционное, все остальные способы познания действительности. Встает вопрос, где именно начинается Наука, какой момент знаменует ее рождение?
Проследив ответы на эти вопросы у авторов, которые представлены здесь, подведем итог.
По Курту Хюбнеру научные теории внедряются в повседневную жизнь современного человека как самоочевидные и принимаются им за истину. Однако и существование законов, и истина теорий являются не самоочевидными, но, напротив, представляют собой проблему. Он утверждает, что нет на самом деле ни абсолютных фактов, ни абсолютных установлений, которые могли бы служить незыблемой основой научных высказываний или теорий, необходимым обоснованием и оправданием посл едних. Напротив, фактуальные высказывая оказываются теоретически зависимыми, они формулируются в рамках определенных теорий, с помощью этих теорий получают свой статус и значимость.
Пол Фейерабенд ставит вопрос о рациональности научной деятельности вообще и пытается разобраться можно ли отличить науку от других способов познания мира, от философии, религии, мифа. Он говорит, что до сих пор нету единства во мнениях какие же правила считать общими и фундаментальными для науки, что такие правила в истории науки были узкими и находили противоречащие себе же примеры. Ясно, что попытки до сих пор ведутся, ибо если прекратить их, ученые впадут в иррационализм и предадут науку. Но, Пол Фейерабенд на то и эпистемологический анархист, раз предлагает и не боится порвать с такой рациональностью и предложить свою концепцию «все допустимо».
Также была рассмотрена «мифологичность» научного познания по А. Лосеву и высказана мысль о реальной науке, то есть реально творимую живыми людьми в определенный исторический момент, и что такая наука всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, черпая из нее свои исходные интуиции.
Структура мифа прошла длительный период становления. В структуралистских руках она была неизменной и нерушимой и выводилась путем бриколажа из внеисторического мифа с мифемами. Процесс же ее вывода коренился на логических операциях. Основанием логических операций выступала система универсальных, объективных и бессознательных законов человеческого разума. Речь здесь идет о системе, определяющей код, способный придать общее значение бессознательным продуктам, продуктам разума, обществ и культур, даже наиболее отдаленным друг от друга. Для обнаружения кода нужно знать, что каждый отдельный миф - частично реализация схемы, выявить которую можно постепенно, опираясь на отношения взаимообъяснения между мифами. Таким образом, структурализмом устанавливается примат структуры, утверждение бессознательного как скрытого обоснования всякого культурного ансамбля, подчиненная роль всего субъективного, индивидуального. Подведя итог значению мифа в структуралистской традиции, можно сказать, что миф выступал как конкретная логика, которая вскрывается специально-научно анализом.
Однако сам Клод Леви-Строс полагал, что невозможно достичь жесткой структуры. Причина этому - неисчерпаемость самого объекта мифического исследования. И действительно, предположение сыграло роль пророчества, которое осуществилось в постструктуралистской традиции объяснить мифологию. Постструктурализм прошелся критическим анализом по всей классификационной и редукционистской работы его предшественника и выявил в ней несостоятельность в остатках семантического материала, то есть в остатках чего-то индивидуального. Такой анализ также децентрировал структуру, показал ее распад. Индивидуальные остатки высвобождают активность пользователей, рождают скриптора в ситуации «здесь и сейчас», субъект при этом рождается только по ходу функционирования мифа. Постструктурализмом утверждается произвольность смысла в отношении всех вербальных знаков и всех видов дискурса вообще.
Как же понять индивидуальный смысл, вкладываемый отдельным человеком? Решением этой задачи занимается семанализ, который обращается к феномену текстуального производства, открытого любым значениям. Как мы видим, здесь опять-таки происходит поиск иного всеобщего, нежели логическое мышление со схемами. Так выглядит переосмысление структурализма - вывод всеобщего в аффективной среде, которая, казалось бы, совсем не поддается такому анализу.
Особенностью Юлии Кристевой является ее «нахождение» субъекта, который рождается из непринятия смысла. Механизм текста она основывает на сетке ритмических ограничений, которые вызваны бессознательными импульсами. Кристева ставит задачу вскрыть механику бессознательного, что не может ни свидетельствовать о схожести со структурализмом в подведении многообразного под структуру.
Таким образом, мы видим, как любые попытки демифологизации ведут к созданию новой мифологии. В общем виде, демифологизация - это смена мифологий. Ремифологизация - возвращение власти мифа, стратегия реабилитации мифа как значимого, автономного, ценное опыта сознания, деятельности, как универсального культурного принципа. Ремифологизция выступает как демифологизация демифологизации, допуская те неявные допущения, которые формируют онтологию.
Существовавшие ранее исторические типы мифологического сознания выявили лишь относительные истины человеческого существования, но подлинный мифологизм человеческого мышления раскроется, когда до абсолютного бытия дорастет Абсолютный миф.
Абсолютная мифология является только еще мыслимой категорией, предполагаемой телеологической перспективой, которая должна замкнуть духовное развитие мира. Исторический процесс должен привести к диалектическому слиянию всех относительных мифологий, разрывающих человеческое сознание и культуру. Абсолютный миф выступает абсолютной целью истории.
Диалектика как раз и показывает нам, что, уничтожая миф, мы сразу же рождаем новый. Это и есть миф. Уничтожение и есть рождение, а рождение - есть уничтожение для новых форм. Диалектика Абсолютного мифа говорит о том, что миф простилается дальше, чем ремифологизация и демифологизация, объединяет эти рамки, что она есть принцип тождества и различия вместе взятые.


1. Автономова Н. С. Открытая структура: Якобсон-Бахтин-Лотман-Гаспаров Н. С. Автономова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 503 с.
2. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н. С. Автономова. - М.: Наука, 1977. - 272 с.
3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
4. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - 3-е изд. - М.: Академический проспект, 2014.
5. Блэквелловский путеводитель по социальной теории. - Томск: ТГУ, 2003. - 416 с.
6. Воеводина Л. Н. Мифология и культура: [Учебное пособие] /Л. Н. Воеводина. - М.: Ин-т общегуманитар. исслед. , 2002. - 355, [29] с.
7. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука. Гл. ред. физ. - мат. лит., 1989. 400 с.
8. Деррида Ж. Позиции / Ж. Деррида. - М.: Академический Проект, 2007. - 160 с.
9. Доронина М. В., Табуркин В. И. Структура философских оснований современного научного знания. - Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 2. С. 70-74.
10. Заблуждающийся разум?: Многообразие вне-научного знания - М.: Политиздат, 1990. - 545 с.
11. Ивушкина Е.Б. Отношения науки и мифа в эпоху постмодерна // Аналитика культурологии: электронное научное издание. // http://analiculturolog.ru/ archive/item/395 - article_23.html
12. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 250 с.
13. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.
14. Киященко Л. П. Мифопоэзис научного дискурса. // Синергетика человекомерной реальности. 2002. № 8. С.355-376.
15. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. / Ю. Кристева. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 656 с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ