Глава 1. Методы и формы работы радиожурналиста на радиостанции
«Маяк» 6
1.1 Особенности работы Сергея Стиллавина в программе «Стиллавин и его
друзья» 19
1.2 Трансформация работы Сергея Стиллавина 25
Глава 2. Трансформация речевой коммуникации Сергея Стиллавина 31
2.1 Анализ коммуникативного поведения Сергея Стиллавина 34
2.2 Специфика творчества Сергея Стиллавина 39
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Список источников 47
Радио - одна из основных форм СМК, где на первый план выходит способ доведения информации для широкой аудитории, а ключевая роль отводится радиожурналисту. Формы и виды жанров подстраиваются под требования нового слушателя, а ведущим необходимо совершенствовать способы коммуникации с аудиторией. Тем не менее, несмотря на изменения и трансформацию жанров, многие аспекты в работе журналиста остаются традиционными. Именно благодаря опыту старших коллег, знаниям об истории своей профессии, способности применить теоретические навыки на практике и понимание подачи материала позволяет журналисту подстраиваться под любые изменения радиожурналистики. Ведь отчасти благодаря именно качественной работе журналистов, в условиях активного технического прогресса, радио не только не теряет свою уникальность, но и преобразуется, используя новые механизмы СМИ. Например, радиожурналисту стало легче следить за мнением аудитории: помимо традиционных звонков в студию, появилась возможность отслеживать количество скачиваний эфиров в виде подкастов и читать комментарии на платформе «YouTube».
Аудитория интересуется радиопрограммами в условиях широкого насыщения рынка и большого выбора каналов. Слушатели также следят за информационными радиостанциями, в связи с этим возрастает оперативность, информативность и динамичность, так как появляется больше источников массовой информации. Тем не менее, музыкальноразвлекательные радиостанции не теряют своей привлекательности. Наиболее очевиден интерес слушателей к развлекательному контенту. Это обусловливается тем, что существует большая конкуренция с телевидением и интернет-платформами. Следует отметить, что отличительная черта развлекательных программ на радио - это интерактивность. Человек может быть не только пассивным слушателем, но и непосредственным участником радиовещания.
Автором выделена следующая цель исследования: определить специфику изменения работы журналиста в разговорных жанрах на радио на примере творчества Сергея Стиллавина. Для реализации поставленной цели, автор выделяет для себя следующие задачи:
1) отобрать и проанализировать звуковой материал шоу «Стиллавин и его друзья» с 2007г. по 2021г.;
2) изучить концепции исследователей о разговорных жанрах и речевой коммуникации;
3) определить методы и формы работы Сергея Стиллавина;
4) проанализировать коммуникативное поведение Сергея Стиллавина.
Объект исследования: работа ведущего радиостанции «Маяк» Сергей Стиллавин.
Предмет исследования: совокупность методов и форм, используемых ведущим Сергеем Стиллавиным в авторских программах на радиостанции «Маяк».
Актуальность работы: Сергей Стиллавин является популярным ведущим более двадцати лет. В связи с этим, в работе делается попытка актуализировать критерии, позволяющие ему столько времени оставаться востребованным журналистом.
Новизна работы: Эмпирическая база исследования охватывает довольно большой временной период, что позволяет сделать выводы об изменениях в работе радиожурналиста в разговорных жанрах на развлекательном радио.
Апробация исследования - доклад в XVII Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы журналистики»
Национального исследовательского
университета, 2021г.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объём составляет 48 страницу.
Теоретиескую базу исследования составляют работы таких авторов как Ильченко С.Н. «Интервью в журналистском творчестве. Учебное пособие», Лебедева Т.В. «Жанры радиожурналистики», Смирнов В.В. «Жанры радиожурналистики. Учебное пособие для вузов» и т.д. Эмпирическую базу исследования составляют 2 выпуска шоу «Два в одном» с 1997 по 2001гг., 3 выпуска «Шоу Бачинского и Стиллавина» с 2006 по 2007гг., а также 16 выпусков шоу «Стиллавин и его друзья» в период с 2008. по 2021гг.
Радио имеет огромное количество особенностей и преимуществ, которые отличают его от других СМИ. Это доходчивость, эмоциональная окраска, использование различных аудио-эффектов с целью создать некий образ в сознании слушателей, а также ненавязчивость. Также радиовещание развивает воображение слушателя, в отличии, например, от телевидения, где зритель видит уже предоставленное изображение. Радио - это уникальнейшее средство массовой коммуникации. Главным его инструментом является сила «живого слова» - наиболее убедительная в сравнении с другими визуальными образами, которые создают различные средства массовой информации. Радиожурналистика - звуковая коммуникация. Её основные особенности определяются природой звука, его возможностями, а также психологией восприятия. Радиовещание зачастую обращено к эмоциональной составляющей человека, ведь это единственное средство массовой информации, которое может повлиять на настроение слушателя. На радио важно не только что сказано, но и то, как это сказано. С помощью эмоциональных и логический ударений, пауз, тональностей, интонирования, темпа, ритма, а также ряда других приспособлений, радиоведущий может воздействовать на аудиторию и задавать настрой. Из всех известных СМИ радио является самым удобным средством для восприятия. Помимо этого, радиовещание оказывает психологическое влияние на людей.
Именно это важно помнить журналисту, который работает на радиостанции. Необходимо в совокупности владеть теоретическими и практическими навыками работы, а также уметь их применять. Также журналисту, который стремится стать профессионалом в своей области, нужно следить за актуальными темами, а также осваивать новые форматы.
Например, строить эфир таким образом, чтобы определённый час можно было «переформатировать» в подкаст, например, с этим блестяще справляется радиостанция «Маяк», осуществляя как и работу в эфире, так и размещаясь на различных площадках в виде подкастов. Также журналист, работающий на радиостанции, должен обращать внимание на то, что радиожурналистика не имеет визуальной составляющей, (за исключением онлайн-трансляций из радиостудии), усиливается роль ведущего, именно благодаря нему формируется не только личностный образ, но и создаётся репутация радиостанции. Помимо этого, для качественной работы необходимо опираться на следующие критерии:
1) радиожурналист в полной мере должен владеть методами сбора информации: как правило, в программах Сергея Стиллавина это интервью и работа с документами;
2) актуальность и значимость разрабатываемых тем в полной мере должна соответствовать вопросам, которые волнуют аудиторию;
3) речь журналиста должна быть с правильно выстроенной интонацией, логическими ударениями и чёткой дикцией. Однако, стоит отметить, что некоторые высказывания журналиста могут задевать определённый пласт его аудитории;
4) Сергей Стиллавин является коммуникабельным, способным располагать к себе людей, также отмечу его чувство юмора и харизму, благодаря которым раскрывается его журналистская индивидуальность.
Ведение собственного видеоблога и шоу на «YouTube», возможность слушать «Маяк» не только в традиционном эфире, но и в формате подкастов, наличие микроблога в Вконтакте и Instagram - всё это подчеркивает, как важно «трансформироваться» радиожурналисту к современным реалиям и уметь переключаться среди большого количества информационных каналов. Эта способность показывает многозадачность современного теле и радиожурналиста, без которой практически невозможно существовать в современной мультимедийной журналистике. Как и было заявлено в теме 44
выпускной квалификационной работы автором рассмотрена и исследована специфика работы современного радиожурналиста в разговорных жанрах на примере творчества Сергея Стиллавина. Сергей Стиллавин - пример профессионала, который не только на протяжении многих лет является «голосом Маяка», но и понимает новые запросы своей аудитории.
1. Болотнов А.В. О некоторых особенностях современной информационно-медийной личности, Вестник Томского гос. пед. ун-та, 2014. - 52-55 с.
2. Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петрова Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. - СПБ: Изд-во :
Ч. 2 Роза мира, 2002.
3. Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста (технология творчества). - 1 изд. - Москва: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 37 с.
4. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. Учебное пособие. - СПБ: СПБГУ, 2003. - 93 с.
5. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 224 с.
6. Мамонт Б.В. Эффективность контактоустанавливающей функции в рамках ведения интервью: сущность и система оптимизации: дис. кандидат фил. наук: 10.01.10. - Краснодар, 2009. - 24 с.
7. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. - 2-е изд.
- Спб.: Питер, 2008. - 320 с.
8. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - 3-е изд. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - 354 с.
9. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие для вузов.
- Москва: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.