Введение 2
Глава 1. Традиционная индийская культура 7
1.1 Истоки и формирование древнеиндийской культуры 7
1.2 Фундаментальная основа индийской культуры 18
Глава 2. Формирование новых тенденций в национально образе мира 31
2.1 Реалии современной жизни и сохранение традиционной культурной
идентичности Индии на рубеже 20/21 веков 31
2.2 Синтез традиций и новаций в современной индийской культуре 50
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Культура Индии является одной из древнейших и уникальных. В Индии удивительное культурное разнообразие по всей стране. Юг, север и северо-восток имеют свои особые культуры, и почти в каждом штате есть своя культурная ниша. Вряд ли в мире есть такая культура, столь же разнообразная и уникальная, как Индия. Индия - огромная страна, имеющая множество географических особенностей и климатических условий. Индия является домом для некоторых из самых древних цивилизаций, в том числе четырех основных мировых религий: индуизма, буддизма, джайнизма и сикхизма. Сочетание этих факторов привело к исключительности индийской культуры, которая представляет собой сложную смесь различных стилей и влияний. Актуальность научного исследования связана с тем, что, во многом начиная с XX века культура Индии воспринимается как чрезвычайно бедная и неразвивающаяся страна, застывшая в своей традиционности, в сочетании с экзотикой и жесткой системой дискриминации населения по кастовому признаку. Автор данной работы считает, что необходимо провести анализ ее культурных универсалий в современной обстановке и доказать, что во многом это является заблуждением, сформировавшимся за годы благодаря стереотипам, распространенным медиа и интернет пространством. На сегодняшний момент в Индии формируется новая культурная парадигма, включающая в себя как современные западные и американские тенденции, так и свои собственные культурные традиции.
Древнеиндийская культура сформировала те культурные ценности, благодаря которым Индия известна и интересна всему миру. Три важные и глобальные эпохи сформировали путь развития индийской культуры: Хараппская, Ведическая, Индо - буддийская. Именно они на протяжении тысячелетий формировали особую уникальную культурную парадигму, которая и сегодня является важной составляющей культурного мира Индии. С течением времени, Индия пережила множество испытаний. Благодаря удивительным культурным и материальным богатствам Индия всегда привлекала к себе чужеземных завоевателей. Испания отправила корабли, чтобы найти знаменитые и таинственные земли. Мусульмане завоевывали страну с XIII по XVI век. Затем начинается череда колониальных
завоеваний британской армией. Начало этому положила в 1498 году португальской экспедицией Васко да Гама. Позже, в борьбу за колониальное господство включились и другие европейские государства. К концу XVIII столетия победу одержала Британия. Многовековая эксплуатация Индии колонизаторами обрекло страну на экономическую отсталость, а население — на нищету и угнетение. Только от голода в 1853-1900 годах погибло 28 млн человек.
Вначале XX века Индия претерпела множество трудностей. Она подошла к этому времени с тяжким грузом социально-экономических проблем: нищетой большой части ее населения, продолжительными периодами голода и массовых эпидемий и даже абсолютного сокращения численности населения (1891-1901 гг. и 1911- 1921 гг.), низким уровнем продолжительности жизни. В значительной степени все это было результатом ее колониального подчинения. XXI век для Индии стал временем формирования новых веяний и тенденций в культуре. Этот период ознаменовал новый путь развития индийской культуры, а именно синтез традиций и новаций. В данной работе автор исследует взаимовлияние традиционной и современной культур Индии, и каким образом это отражается на сознании современных индийцев. Автор научной работы исследует идентичность индийской культуры и изменение параметров идентичности.
Для исследования современной индийской культуры необходимо изучить особенности индийской идентичности, а также проанализировать ключевые эпохи, которые повлияли на формирование индийской культуры. Автор научного исследования предполагает, что такими ключевыми эпохами являются: 1) Хараппская; 2) Ведическая; 3) Индо-буддийская. Именно они являются основополагающими периодами для формирования ценностей и традиций. Именно поэтому в данном исследовании необходимо проследить развитие древней индийской культуры, а уже после определить изменения, которые происходят в ней сегодня.
Для любой культуры сохранение идентичности является важным аспектом. Культура Индии не является исключением. Автор данной дипломной работы, выделяя основы культурной идентичности: язык, социальную структуру, религию, устанавливает их положение в современной культуре, и то как современная культура влияет на их обособленность. Важным является то, что несмотря на традиционность индийской культуры, западные ценности, которые проникли благодаря британской колонии, а также американские идеи, формирующиеся с развитием технологий, так или иначе оставили огромный отпечаток на традициях Индии.
Объектом научного исследования является Индийская культура как уникальная и самобытная культура, основанная на вековых традициях. Предметом работы становится традиционная индийская идентичность, как основа современной индийской культуры.
Проблема данной научной работы заключается в определении каким образом традиционные культурные основы Индии трансформировались под влиянием современных культурных тенденций.
Целью данной научной работы является анализ влияния современной культуры на традиционные основы индийской культуры.
Для достижения указанной цели, автор данного научного исследования использует следующие задачи:
1) Исследовать истоки формирования традиционной индийской культуры, на основании трех глобальных эпох.
2) Исследовать фундаментальные основы индийской культуры.
3) Проследить трансформацию культурной идентичности в современной ситуации.
Степень теоретической разработанности. Для данного исследования автор использует научную литературу. В первой главе данного научного исследования автор использует основной блок трудов по древнеиндийской истории, с помощью которого можно провести исследование по хронологии, а также традиционных основ культуры Индии. Существенный вклад в изучение данного вопроса внесли такие авторы, как М.Ф. Альбедиль Л.Б. Алаев, С.Ф. Ольденбург, Г.И. Царева, Д.Л. Обидин, О. Г. Ульцифров, О.А. Троцкий. Отдельным пунктом автор научного исследования хотел бы выделить работу Г.И. Царевой «Все об Индии», так как данный источник способствует выделению хронологии и особенностей ключевых для культуры Индии эпох. Также для проведения исследования во втором параграфе первой главы, хочется выделить работу С.Ф. Ольденбурга «Культура Индии», как основную работу для выявления и исследования фундаментальных основ индийской культуры. Помимо этого, важной работой для данной главы была книга «Культура и философия Древней Индии» О. А. Троцкого. Благодаря данной работе, были изучены религиозные и философские аспекты Индии.
Изучая современную индийскую культуру во второй главе, автор научной работы выделяет блок по современной культуре 20/21 века и обращается к трудам Ю.Р. Рериха, Т.О Свинарчука, Э. Льюиса, Ф. Н. Юрлова, а также к статьям опубликованным министерством внешних отношений Индии и научным журналам. Работа Ф.Н. Юрлова «История Индии. XX век» помогает при изучении культурного пространства Индии в 20 веке. Ведь именно XX век положил начало формированию новых тенденций в индийской культуре. Труд Т.О. Свинарчука «Индия: перспективы современного развития. Внутренний, региональный и глобальный аспекты» способствует выделению положения Индии в XXI веке, а также перспектив ее развития. Помимо этого, хочется отметить работу Эдварда Льюиса «Без оглядки на богов» в которой автор научной работы выделяет важные аспекты взаимосвязи прошлого и настоящего и то как это влияет на индийскую культуру.
Гипотеза: Автор предполагает, что в Индии важную роль для развития культуры играет взаимовлияние традиционных основ и современных тенденций. Данный синтез позволит Индии не потерять свое наследие и в тоже время удерживать одну из лидирующих позиций в процессе технологизации.
Новизна: Ресурсы данной дипломной работы могут быть использованы в образовательной практике при изучении восточной культуры, а также в исследованиях, направленных на изучение культурного развития с точки зрения синтеза традиционной и современной индийской культуры. Представленная база теоретических и практических исследований, поможет студентам гуманитарного профиля и профильных направлений в написании различных работ по культуре Индии. Также не исключено, что данная выпускная квалификационная работа может быть использована в маркетинге для более действенного составления рекламной компании.
Методология исследования:
1) Междисциплинарные исследования - способ организации исследовательской деятельности, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки. Благодаря данному методы автор дипломной работы изучает историю и культуру Индию с разных точек зрения, культуры, психологии, философии, истории.
2) Социокультурный подход — подход сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социума. С помощью социокультурного подхода мы анализируем связь культуры и национальной идентичности Индии.
3) Культурно-исторический изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1) Древнеиндийская культура является основным фундаментом для формирования культурной идентичности. Автор исследования доказывает, что существует три глобальные эпохи, которые являются ключевыми в развитии индийской культуры.
2) Идентичность в индийской культуре представлена тремя основными блоками, которые содержат в себе черты индийской самобытности и определяют вектор развития индийской культуры в современности. Данные факты подтверждают позицию автора о том, что индийская идентичность является важной основой для изучения современной Индии.
3) Современный вектор развития культуры возможен только при взаимовлиянии традиционных и современных ценностей. Фундаментальные основы меняются с приходом глобализации, при этом сохраняя ядро своей традиционности. Именно такой синтез позволит культуре Индии не отставать от других стран.
Целью данной выпускной квалификационной работы бакалавра являлась анализ влияния современной культуры на традиционные основы индийской культуры.
Первая задача - исследование истоков формирования традиционной индийской культуры, на основании трех глобальных эпох, решенная в первой главе научного исследования, привела автора к следующим выводам:
1. Истоки формирования индийской культуры ведут свое начало с возникновения Хараппской цивилизации (III—II тысячелетиях до н. э.), которая положила начало зарождению индийской традиционной культуре: 1) Возможное зарождение индуистской религиозной системы, а именно схожесть в изображении богов и животных (найдено множество изображений буйвола, прообраза священной коровы, а также прообразы Шивы). 2) Развитие технологий, которые использовались позднее в другие периоды, и отголоски которых существуют на сегодняшний момент в Индии. В особенности это касается ремесел, аналоги которых до сих пор существуют среди деревенского населения. 3) Активная торговля с другими странами, а значит распространение и возможное внедрение Хараппской культуры на других континентах. Внешняя торговля обеспечила сохранение уникальных элементов хараппской культуры. 4) Собственный, уникальный язык и письменность, которая отчасти повлияла на формирование санскритского языка. Так как, до находок на территории Харапп, культура Индии не ставилась на ровне с Месопотамией и Египтом, данный период развития очень важен для изучения Индийской цивилизации в целом, потому что именно это положило начало для более тщательного исследования индийской культуры, именно поэтому хараппский период можно считать периодом, который положил начало для зарождения Индии не только как цивилизации, но и как самобытной культурной общности.
2. Одним из важнейших культурных периодов для индийской культуры является Ведический период, который являлся началом формирования традиционных основ: 1) Собственная система письма - санскрит как основа для создания национального языка индийской цивилизации. 2) Уникальное литературное наследие: Веды в современной Индии продолжают влиять на многие аспекты жизни, особенно на этику и обязательства в семье и обществе. Многие аспекты индуистской практики все еще основаны на Ведах или взяты из них. Наряду с этим возникла сложная эпическая поэзия. Самые известные примеры - Рамаяна и Махабхарата. Эти пересказы знаменитых исторических событий в полумифологической истории. Ведическая литература стала основным источником для всех религиозных и духовных практик в Индии. 3) Уникальная социальная структура: кастовая система и по сей день сохраняется и функционирует на территории Индии и выступает против хаоса и за порядок в обществе - все это предполагает зрелость, которая часто связана с человечество на гораздо более поздней стадии развития. 4) Сложная система религиозно-философских представлений, которая в последствии станет основой для трех основных индийских религий.
3. Индо-буддийский период создал эпоху в которой сформировалась и укрепилась национальная культурная идентичность Индии, по которой она как правило и определяется: 1) Уникальная социокультурная организация - кастовая система; 2) Принцип ненасилия, сформулированный в индуизме: все живое, имеет душу, а значит никто не в праве вмешивается в его жизненный путь; 3) Приоритет духовности: опора на трансцендентность, а не на рационализм; 4) Синтез религии, философии и научного знания; 5) Преклонение перед природой. Данные ценностные ориентиры являются ключевыми параметрами для определения культурной идентичности Индии. Именно индо-буддийский период стало ключевым для закрепления индуистских ценностей, которые и по сей день имеют огромное значение для народа Индии. Данная эпоха включила в себя все предыдущие концепции развития и создала уникальное и самобытное культурное пространство.
Следующая задача - анализ фундаментальных основ индийской культуры, поставленная авторам, была решена во втором параграфе первой главы, а именно проведен анализ фундаментальных основ индийской культуры, отражающих национальную идентичность:
Автор выделяет три блока: 1) Социокультурное устройство, которое является важной частью общества, так как во многом именно это определяет направление, в котором будет двигаться культурный потенциал: деревню - как особый фундамент традиционной культуры Индии и кастовая система - исключительно индийское явление, которое оказывает огромное влияние на общество и культурное пространство в целом. 2) Религиозно-универсальные идеи: религия является Одной из важнейших культурных особенностей. Религия главным образом влияет на все сферы жизни индусов: политику, экономику, искусство, повседневность. Именно религии как нельзя лучше открывают нам культурный мир Индии. Она, несмотря на культурное многообразие, составляют единую картину верований и стремлений. Не зря религиозно-философская система объединяет в себе все те черты, которые были изучены. 3) Язык и письменность как самость культуры: язык является важной частью для определения культурной идентичности, так как именно благодаря ему, выражается особый культурный смысл, проявляющийся как в устной речи, так и в письменности.
Решение третьей, самой важной задачи - была прослежена трансформация культурной идентичности в современной ситуации, а также синтез традиций и новаций, происходило в рамках первого и второго параграфов второй главы данной научной работы. Были выявлены изменения, которые произошли в культурной идентичности в современной ситуации:
1. Культурные основы меняются с приходом глобализации, но не утрачивают своих основ, например, деревня как особая среда индийского мира, отходит на второй план, и уступает место городской культуре, но в то же время продолжает играть огромную роль в сохранении древних традиций и их интерпретации. Поэтому необходимо помогать развитию сельского хозяйства, внедряя туда городские технологии. Именно такой подход «деревня-город» позволяет Индии развивать современную культуру без потери ценностей и традиций.
Каста привносит в современную жизнь индийского народа много негативных последствий, таких как: невозможность получения низшими кастами образования; жесткая дискриминация; бедность, все же является важным ключом к сохранению и пониманию традиционной индийской культуры, но она является той фундаментальной структурой, которая содержит религиозные традиции, философию, мораль, этику, и особый менталитет индийского народа, а также позволяет сохранять некую стабильность в обществе. Поэтому каста как особый маркер культуры Индии имеет право на существование и сохранение в системе традиционных универсалий, но скорее, как традиция, а не как жесткая иерархическая система.
Исследовав религиозную практику индуизма, как важнейшую часть культурного наследия Индии, автор пришел к выводу о том, что Религия исторически влияла на индийское общество на политическом, культурном и экономическом уровне. В современной Индии миграция большого количества людей в городские центры и влияние модернизации привели к появлению новых религий, возрождений и реформ в рамках великих традиций, которые создают оригинальные органы преподавания и виды практики.
В настоящее время в индии существует два официальных языка хинди и английский. Индийский английский относится к региональному разнообразию английского языка, на котором говорят в Республике Индии. Индийский английский обычно использует индийскую систему нумерации. Идиоматические формы, полученные из индийских литературных языков и местных языков, были включены в индийский английский. Тем не менее, остается общая однородность в фонетике, лексике и фразеологии между различными диалектами индийского английского языка. Постепенно сформировался такое понятие как «хинглиш» - это синтез языков английского и хинди. Такое сочетание часто становится предпочтительным языком городской и полугородской образованной индийской молодежи, а также индийской диаспоры за рубежом. Индустрия киноиндустрии хинди, более известная как Болливуд, также включает в себя значительное количество слов на хинглише. Многие интернет-платформы и голосовые команды в Google также распознают хинглиш.
2. На протяжении веков Индия была домом для множества разных народов и культур и развивала синтетическую, сложную и многокультурно сложившуюся общую культуру. Сама индуистская культура является совокупностью множества направлений и содержит в себе широкий спектр неоднородного разнообразия, и именно в этом ее сила. И так как все сообщества внесли свой вклад в это, они могут видеть свои собственные изображения в нем и могут с радостью принять это. Таким образом, он обеспечивает идеальную основу для поиска общих черт и наслаждения данными различиями. И именно это стремление установить правильный баланс между единством и разнообразием
делает Индию современной мультикультурной цивилизацией. Таким образом, в парадоксальном смысле индуистская культура и архаична, и постоянно восстанавливается. Синтез всегда был особой формой взаимодействия индийской культуры с остальным миром.
Представленные выше автором выводы позволяют говорить о том, что поставленные задачи исследования выполнены в полном объеме, а цель достигнута. Для решения основных задач была изучена традиционная и современная индийская культура, а также из связи на рубеже 2021 веков. В результате проведённого исследования мы подтвердили гипотезу о том, что в Индии важную роль для развития культуры играет взаимовлияние традиционных основ и современных тенденций. Так как данный синтез позволит Индии не потерять свое наследие и в тоже время удерживать одну из лидирующих позиций в процессе технологизации.
1. Алаев Л. Б. История Индии / Л. Б. Алаев, А. А. Вигасин, А. Л. Сафронова. - М.: Институт востоковедения РАН, 2010 г. - 541 с.
2. Альбедиль М. Ф. Индия: беспредельная мудрость / М. Ф. Альбедиль. - СПб: Алетейа, 2005 г. - 416 с.
3. Барт А. Религии Индии: ведийские религии, брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм / пер. на рус. яз. под ред. и с предисл. С. Н. Трубецкого// М.: ЛИБРОКОМ, 2012 г. - 337 с.
4. Белогорцев В. Н. Религиозное сознание и его объект/ Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2009 г. № 1. С. 10.
5. Боголюбова М. Н. Страны и народы Востока Вып. 33: [сборник статей] / М. Н. Боголюбова. - М.: Восточная литература, 2010 г. - 292 с.
6. Бонгард-Левин Г. М. Индия в древности /под. ред. Г. М. Бонгард- Левин, Г. Ф. Ильин. - СП.: Алетейя, 2001 г. - 292 с.
7. Васильев Л.С. История Востока. Т. 1/ Л.С. Васильев. - М.: Высшая школа, 2008 г. - 495 с.
8. Ватман С. В. Взаимосвязь мистического и эстетического в религиозной культуре индии: к постановке проблемы [Текст] / С. В. Ватман. - СПб.: Санкт- Петербургский государственный институт культуры, 2016 г. - страницы: 69-72.
9. Гоголев К. Н. Индия. Китай. Япония / К. Н. Гоголев. - М.: Айрис Пресс, 2004 г. - 319 с.
10. Горький А. М. Слово и мудрость Востока: литература, фольклор, культура: [сборник статей] / А. М. Горький; отв. ред. Н. И. Никулин ; вступ. ст. П. А. Гринцер и др. - М.: Наука, 2006 г. - 582 с.
11. Гувева Н. Р. Индия в зеркале веков / Н. Р. Гусева. - М.: ИД «Вече», 2002 г. - 448 с.
12. Гураль С. К. Россия, Запад и Восток: диалог культур: сб. статей Первой Международной молодежной научно-практической конференции/ отв. ред. С.К. Гураль, канд. пед. наук, доцент Л.И. Михалева, канд. филол. наук, доцент И.Г. Темникова, Н.С. Терешкова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. - С. 316-318.
13. Демонова В. В. Доисламское искусство Индии/ В. В. Демонова. - М.: Юрайт, 2017 г. - 115 с. (Учебное пособие).
14. Джон Кей. История Индии /Джон Кей; [пер. с англ. И. Летберга]. - М.: АСТ [и др.], 2011г. - 763 с.
15. Зубко Г. В. Искусство Востока. Курс лекций / Г. В. Зубко. - М.: Восточная книга, 2013 г. - 68 с....52