Аннотация
Введение 4
Глава 1 Характеристика нормативно-методических документов, регламентирующих
организацию и осуществление образовательного процесса в ТУСУРе 11
Глава 2 Состав и оформление учебной документации на юридическом факультете ТУСУРа 25
Глава 3 Организация работы с учебной документацией на юридическом факультете ТУСУРа 36
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46
Приложение А Образец договора на оказание образовательных услуг по программам высшего образования на основе полного возмещения затрат на обучение 51
Приложение Б Образец направления обучающихся на практику 53
Приложение В Образец приказа о направлении обучающихся на практику 54
Приложение Г Образец задания на практику 55
Приложение Д Образец договора на оказание образовательных услуг по программам высшего образования на основе полного возмещения затрат на обучение 56
Приложение Е Образец ведомости 58
Приложение Ж Образец приказа о восстановлении в число студентов 59
В современных организациях одной из основных ценностей являются документационные ресурсы, поскольку именно в них содержится около 80% информации, необходимой для эффективного функционирования системы управления. Большое значение при организации работы с документами играет соблюдение нормативных требований, пренебрежение которыми влияет в худшую сторону для организации.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время для эффективного функционирования и в целом существования организации необходима «документационная основа». Любая сфера деятельности человека, в том числе и образование, всегда базируется на документированной информации, работу с которой необходимо организовывать в соответствии с нормативными требованиями и рациональными подходами.
Тема документационного обеспечения деятельности высших учебных заведений в той или иной степени нашла свое отражение в работах различных авторов. Всю использованную литературу условно можно разделить на четыре группы:
1) Литература, посвящённая особенностям вузовской документации и организации работы с ней. Так, Е.В. Рюмшина1 рассматривает систему документации в качестве отраслевой - присущей определённой отрасли деятельности (в частности в сфере высшего образования) и в качестве общей - присущей всем отраслям, И.Г. Оноприенко и Е.А. Южбабенко1 2 в статье о Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов посредством использования оперограмм и таблиц выявили и описали основные документопотоки и методы работы с ними.
2) Литература, отражающая варианты систематизации документационных комплексов. В своей работе Н.С. Ларьков3 последовательно разделяет систему документации на отдельные подсистемы, при этом, подробно объясняя, как данные подсистемы взаимосвязаны между собой. И.В. Клоков4 совместно с В.С. Пташинским провели исследование и выделили основные части в области делопроизводства, привели примеры использования нормативной базы в конкретных ситуациях.
3) Литература, отражающая проблемы управления документами. В своих работах М.В. Ларин1 и Н.А. Храмцовская5 6 изучают актуальные проблемы документационного обеспечения управления, а также предлагают направления и пути их решения.
4) Литература, предлагающая направления совершенствования делопроизводства в организации. Т.В. Кузнецова7 рассматривает рациональное проектирование организации делопроизводства. В работе В.Ф. Янковой8 говорится о направлениях рационализации службы ДОУ.
Таким образом, на данный момент существует широкая база литературы, затрагивающая тему документационного обеспечения управления в широком понимании, однако работа, связанная с документацией в высших учебных заведениях не освещена должным образом. Эффективная организация работы с документами в вузах создаёт условия для качественного предоставления услуг в сфере образования.
Юридическое образование в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники берёт свое начало с 2005 года, с открытия первой кафедры права. В 2008 году начало формироваться юридическое отделение. В составе Института инноватики были созданы три кафедры: кафедра гражданского права, кафедра теории права, кафедра уголовного права. В 2009 году была создана кафедра информационного права, таким образом, что и завершило образование юридического отделения. На основе данных кафедр в 2010 году в университете был создан самостоятельный Юридический факультет.
Сегодня в составе Юридического факультета работают четыре выпускающих кафедры. Профилирующей является кафедра информационного права. На факультете организованы и действуют криминалистическая лаборатория, учебный зал судебных заседаний, юридическая клиника, научно-методический кабинет. Подготовку юристов осуществляют высококвалифицированные научно-педагогические сотрудники, большинство из которых имеют учёные степени кандидатов и докторов юридических наук, звания доцентов и профессоров в области юриспруденции.
...
Исследование документационного обеспечения управления в системе высших учебных заведений - мало изученное и в то же время важное направление в документоведении. Документация университета начинается с нормативнозаконодательных документов, которые регламентируют данную сферу и деятельность её работников на федеральном, министерском и локальном уровнях. Состав и содержание этой документации подвержены непрерывным изменениям, что требует от сотрудников сферы образования внимательного отслеживания и своевременного учёта в своей деятельности.
В работе с документами необходимо понимать систему, в которую они включены, чтобы документация опиралась на правила и нормы этой системы, отражала деятельность организации и была должным образом оформлена. Законодательство в сфере образования регулирует содержание документов (о чём, для чего, на кого рассчитаны и кому предназначены)1, а документационное обеспечение управления ответственно за то, чтобы информация была зафиксирована правильно и не потерялась среди других документов (вид документа, его оформление, использование в процессе работы, место хранения и т.д.)1 2.
Проанализировав нормативные документы федерального уровня, Министерства науки и высшего образования РФ, регламентирующие образовательный процесс в высших учебных заведениях, локальные нормативные акты ТУСУРа, удалось определить основные элементы системы управления учебным процессом и выстроить последовательность их взаимодействия между собой от документов самого высшего уровня до документов, реализуемых на уровне образовательной программы конкретного направления обучения.
Кроме того, были определены назначение, структура и маршруты движения основных документопотоков - входящего, исходящего и внутреннего. На основе полученных данных удалось выявить недостатки, из -за которых происходило дублирование действий, несогласованность решений юридического факультета и учебного отдела, и, таким образом, более долгое рассмотрение и движение документа.
На примере отдельных видов документов было проведено сравнение их оформления с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация», а также инструкции по делопроизводству университета. В итоге был сделан вывод о частичном несоответствии отдельных реквизитов, таких как дата, регистрационный номер документа, текст документа в плане абзацного отступа и межстрочного интервала.
В данной работе также было уделено внимание автоматизированным информационным системам, созданным в ТУСУРе и используемым для упрощения работы сотрудников с однотипными документами, для поиска необходимой информации и эффективного взаимодействия с другими факультетами вуза. В частности, программа «ИАСУ Университет», позволяющая автоматически формировать личные карточки обучающихся, искать приказы по личному составу, связанные со всем периодом обучения студентов.
Подводя итог вышесказанному, можно в качестве рекомендаций предложить уменьшение процедур согласования внутренних документов, исключение их параллельной регистрации, так как именно эти действия являются самыми «болезненными» при работе с документами. Также одним из нерешённых вопросов является издание должностной инструкции сотрудников деканата, поскольку без данного документа невозможно определить зону ответственности и конкретные обязанности какого-либо работника.
В целом, организацию работы с документами на юридическом факультете ТУСУРа, несмотря на выявленные противоречия, можно признать достаточно качественной, выполняемой в соответствии с прописанными правилами и нормативными актами.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.05.2019).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 23.03.2019).
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О
персональных данных» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 05.05.2019).
Приказы Министерства науки и высшего образования РФ
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/ (дата обращения: 17.04.2019).
6. Приказ Министерства образования и науки от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183511/ (дата обращения: 17.04.2019).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100 (ред. от 16.05.2014) «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155287/ (дата обращения: 11.05.2019).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 № 1383 (ред. от 15.12.2017) «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
• Электрон. дан. - [М.], 2019. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190917/ (дата обращения: 25.04.2019).
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2014 г. № 112 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160177/ (дата обращения: 11.05.2019).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.03.2013 г. № 203 «Об утверждении образцов студенческого билета студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146938/ (дата обращения: 24.04.2019).
11. Методические указания по применению примерной номенклатуры дел высшего учебного заведения (Утв. Минобразованием РФ 11.05.99) [Электронный ресурс]. - URL: https://regulations.tusur.ru/documents/568 (дата обращения 07.04.2019).
СТАНДАРТЫ
12. ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» [Электронный ресурс] // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». - Электрон. дан.
• [М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200108447 (дата обращения: 25.04.2019).
13. ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» [Электронный ресурс] // Техэсперт. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / АО «Кодекс». -
Электрон. дан. - [М.], 2019. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200142871 (дата
обращения: 25.04.2019).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. дан. - [М.], 2019. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210457/ee369dc9fb89a8ddae72ae5c0fa014 f37e7c91f3/ (дата обращения: 17.05.2019).
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ФГБОУ ВО ТУСУР
15. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (Утверждён приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2018 № 1269) [Электронный ресурс]. - URL: https://regulations.tusur.ru/documents/1 (дата обращения 07.04.2019).
... всего 42 источников