Один из самых популярных и доступных каналов распространения массовой информации - телевидение. Оно обладает двумя главными чертами аудиовизуальных медиа: способность передавать информацию с помощью картинки и звука. Жанровые формы видеоматериалов - одна из ключевых современных научных проблем теории журналистики. Технических прогресс обусловливает необходимость телевидения приспосабливаться к современным площадкам размещения контента и запросам аудитории. Из-за этого некоторые устоявшиеся жанровые формы меняются, либо постепенно уходят из арсенала журналистов, появляются также и новые формы по технологии съёмки и режиссуры. В рамках конкуренции новостные каналы стараются удивлять своего зрителя и не отпускать его внимание.
На территории города Томска существует две новостных телевизионных редакции: филиал федеральной сети - ГТРК «Томск» (телеканалы «Россия 1» и «Россия 24») и региональная телекомпания - «Томское время» (телеканал «ОТР»). Как показывает практика, ГТРК «Томск» ставит в приоритет оперативность, а «Томское время» - обзорность, но выпуски новостей этих телекомпаний состоят из видеоматериалов один и тех же жанровых форм. Стараясь донести до зрителей информационную картину жизни Томска и районов области, они конкурируют друг с другом, в том числе пробуя в эфире новые жанровые формы и форматы материалов. Какие жанровые формы востребованы аудиторией сегодня, что следует изменить, чтобы добиться внимания зрителя, поиском ответов на эти вопросы сегодня озадачен каждый телевизионный редактор. Именно этим обусловлена актуальность данной работы - быстрыми изменениями в жанровой палитре современных телевизионных новостных программ.
Цель - создание ряда материалов всех актуальных жанровых форм в телевизионной редакции ГТРК «Томск».
Для достижения цели нам нужно реализовать следующие задачи:
• изучить специализированную литературу, посвященную жанровым формам новостных телепередач;
• обобщить тенденции развития жанровых форм новостных телепередач;
• выявить основные характеристики и функции разных информационных жанров;
• определить роль журналиста в каждом из рассмотренных информационных жанров;
• применить полученные знания при создании авторских материалов в рамках практической работы в качестве корреспондента в телевизионной редакции ГТРК «Томск»
• обобщить авторский опыт по созданию материалов;
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности телекомпаний, а также в практике студентов кафедры телерадиожурналистики. Образцы созданных автором материалов могут помочь стажёрам и практикантам быстрее разобраться в современной специфике работы телекорреспондентов.
Объектом является специфика жанровых форм в теленовостях.
Предмет - сюжеты теленовостей, выполненные в различных жанровых формах.
Методы исследования. Анализ исследовательской литературы и содержания телепрограмм, сопоставительный анализ, описание, систематизация.
Апробация работы. Конференция «Актуальные проблемы журналистики». Все материалы из практической главы вышли в эфир на телеканалах «Россия 1» и «Россия 24».
Теоретическая база основана на трудах следующих авторов: Никольская Э.С., Макеенко М.И., Колесниченко А.В., Антонова М.Г. и др.
Эмпирическая база работы: сюжеты выпусков новостей ГТРК «Томск», выпусков новостей других редакций ВГТРК за 2021-2024 гг.
Практическую базу настоящего исследования составляют материалы, разработанные и созданные автором ВКР в рамках программы «Вести Томск» с августа 2022 года по май 2024 года. Автор представляет свои материалы и анализирует результаты своей журналистской работы.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате исследования жанровых форм в практической деятельности журналиста-телевизионщика выявлено, что жанровая система - важнейшая часть теории журналистики, позволяющая специалистам ориентироваться в плотной повседневной текучке. Одновременно теория жанров позволяет своевременно вносить новшества и корректировать жанровые формы, отвечая на запросы времени и аудитории. При этом замечено, что часто тот или иной материал в портфолио журналиста представляет собой смесь сразу нескольких элементов жанра, а материалы чистых жанров в практике встречаются все реже. Исследователи практической журналистики подтверждают мнение автора. Опросы среди практикующих журналистов подтвердили, что журналисты чаще всего не задумываются над тем, в каком жанре будет создан материал, практики, не имеющие профильного журналистского образования, и вовсе используют элементы жанров чисто интуитивно.
Таким образом, в практической журналистике часто не создаются материалы чистых жанров, во многих материалах сочетаются элементы разных жанров.
Также авторский опыт и описание исследователей практической журналистики показывают, что называются журналистские материалы в разных редакциях по-разному. Часто начинающие журналисты оказываются не готовы к этому, возникает путаница, недопонимание и, как следствие, конфликты внутри редакционных коллективов. В каждой редакции распространены свои названия для, порой, одинаковых форм. Однако же, есть и те формы, и жанры, название которых понимает большинство сообщества теоретиков и практиков.
1. Большая советская энциклопедия. в 30-ти т.. - 3-е изд.. - М. : Совет.
энцикл., 1969 - 1986. ил., карт.
2. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. — С. 44.
3. Колесниченко А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. №1. — С. 26-42
4. Никольская Э.С., Макеенко М.И. Формы подачи информации в новостном вещании: практики российских телеканалов // Меди@льманах. - 2020. - №2-3. - С. 48-58.
5. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов / Бровченко Г. Н., Долгова Ю. И., Перипечина Г. В., Тихонова О. В. — М.: Аспект Пресс, 2022. — С. 156.
6. Антонова М.Г. Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации // Огарёв-Qnline. - 2017. - С. 1-6.
7. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиа исследований в со временной России: колл. моногр. / под ред. ЕЛ. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та Фак журн. МГУ, 2019.
8. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики: учеб. метод пособие для студентов фак и отд, журналистики гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2011.
10. Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 75-89
11. Хльзова А.А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиа условиях // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 73-76.
12.Чобанян К.В. Современный информационный телеканал: жанровые приоритеты и языковая модель. М.: Фак, журн. МГУ, 2018
13.Чобанян К.В. Языковые средства и приемы привлечения внимания зрителей теле визионных новостей (на материале шапок и шпигелей телеканала Си-эн эн) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 3 80-99
14. Воронцов С. Г. Модель коммуникации Г. Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. №1. — С. 414-431.
15. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: учебное пособие. - СПб, 2003. — 93 с.
... всего 19 источников