АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Обзор основных идей в области антропологии организаций и медицинской антропологии 8
1.1 Антропология организаций 8
1.2 Медицинская антропология 11
2 Этнографическое описание Томской региональной общественной организации «Вместе» 15
3 Цифровая этнография 28
3.1 Отправные точки развития цифровой этнографии 28
3.2 Динамика развития социальных сетей проекта «Вместе» в период пандемии COVID-19 34
3.3 Фрейм-анализ психологической помощи в онлайн формате 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А ГАЙД ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННОГО
ИНТЕРВЬЮ С УЧАСТНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема моего исследования базируется на описании психоэмоциональной помощи онкобольным. Прежде чем начать говорить подробнее о моем исследовании, хотелось бы привести некоторые статистические данные по раковым заболеваниям в России и в мире. Как показывает статистика, в 2012 году на 100 000 человек приходилось около 2000 онкобольных. По большей части число онкозаболеваний выросло в промышленных городах, где имеется большое количество заводов и фабрик.
Каждый год по всему миру заболевают более 10 000 000 человек - это заболевшие, у которых были найдены новообразования в процессе диагностики в больнице.
Ежегодно в России умирает около 300 000 больных раком - из них 46% женщины, а 54 % мужчины. Очень часто смертность связана с поздней диагностикой, так как большинство людей боятся обращаться к врачу на ранних стадиях . В связи с такой досадной статистикой, я решила, что будет важным задуматься о психологической поддержке людей при таком тяжелом заболевании.
Я задалась вопросом, является ли психоэмоциональная поддержка необходимой для онкобольных и как она реализуется в Томске. Актуальность данной темы обусловлена большим количеством заболеваний, связанных с онкологией за последнее время.
На мысли о том, что проблема психологической поддержки для онкобольных является важной меня натолкнули три фактора: мой личный опыт, связанный с потерей близкого человека от рака; история врача-онколога, который заболел раком желудка и который открыто рассказывал о своих переживаниях в различных интервью и подкасте; открытие для меня томской организации «Вместе», которая оказывает ту самую психоэмоциональную поддержку онкобольным.
Врач-онколог Андрей Павленко в своем проекте «Жизнь человека» рассказал о том, каково это - быть онкобольным в России, также он рассказал о методах лечения, о том, как стоит построить диалог с родственниками после открытия диагноза, а также он рассказал, как совершается та самая психоэмоциональная поддержка для онкобольных.
В своем подкасте он давал советы о том, как следует себя вести до, после и во время химиотерапии, стоит ли в этот период работать, также он рассказал о своих собственных ощущениях1.
Организация «Вместе», которая является объектом моего исследования, оказывает психологическую помощь онкобольным. Данная организация была основана в 1998 году с целью оказания психоэмоциональной помощи людям в ситуации онкологического заболевания, которая реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов. Миссией организации является: содействие психологическому и физическому оздоровлению детей и взрослых, имеющих онкологические и онкогематологические заболевания; содействие формированию здорового духовно-нравственного и физического образа жизни семей, как необходимого условия предупреждения тяжелых психосоматических заболеваний и разрушения семьи .
Основные направления деятельности организации:
а) формирование положительной мотивации семьи к выздоровлению детей и взрослых, имеющих онкологические и онкогематологические заболевания;
б) формирование целесообразных действий и участия семьи в процессе лечения, восстановления здоровья и предупреждения рецидива заболеваний;
в) осуществление социальных, психологических, педагогических и
физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на
формирование здорового духовно-нравственного и физического образа жизни семей и повышение качества их жизни.
Психологическая поддержка онкобольных в стране набирает популярность, так как появляется все больше благотворительных организаций, которые занимаются этой деятельностью. Ярким примером является ассоциация «Здравствуй», которая объединяет все организации помощи онкобольным, с ними как раз и сотрудничают «Вместе». Я считаю ассоциацию «Здравствуй» ярким примером, так как она ведет активное волонтерское движение по всей России , проводит ежегодные конгрессы, ведет лекции и вебинары для организаций по психологической помощи онкологическим пациентам.
Цель моего исследования - выяснить, какое влияние оказывает корпоративная культура на практики оказания помощи онкобольным на примере томской организации «Вместе».
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
а) изучить понятие и подходы к пониманию «организационной культуры»;
б) описать и проанализировать практики членов ТРОО «Вместе», опираясь на полевой дневник и этнографическое описание организации.
На протяжении двух лет я являюсь волонтером благотворительной организации «Вместе». Я проводила включенное наблюдение, участвуя в практиках психологической помощи со стороны волонтеров и психологов организации. Мне удалось побывать на благотворительных концертах, которые устраиваются для участников организации с целью отвлечь их от мыслей о заболевании. Также мне удалось взять 7 интервью: у руководителя «Вместе» Ульяны Геннадьевны (информант не против упоминания своего имени в работе) и у работников и участников организации, чтобы понять, как действует организация изнутри. Соответственно, следует сказать о методах, которые я использовала в своем исследовании:
а) включенное наблюдение - это наблюдение за некоторой группой, при котором исследователь является одновременно ее членом1;
б) полуструктурированное интервью - это интервью с путеводителем. Я предварительно составляла общий план разговора с перечислением тематических блоков, которые представляли мой исследовательский интерес. Ответы, в данном случае, оставались свободными и открытыми, а вопросы формировались в ходе самого интервью .
Моя работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе проанализированы работы на тему антропологии организаций и медицинской антропологии в исторической и современной перспективе, так как я считаю, что мое исследование находится на стыке этих двух направлений.
Во второй главе я использовала принцип этнографического насыщенного описания, предложенный классиком культурной антропологии, К. Гирцом, для демонстрации ключевых особенностей организационной культуры «Вместе».
В силу сложившихся объективных обстоятельств (пандемия COVID-19, последующий за ней режим самоизоляции), в третьей главе сделан акцент на описании и анализе деятельности организации «Вместе» в цифровом пространстве. Также, в третьей главе я обращаюсь к теории И. Гофмана , а конкретно, к фрейм-анализу психологической помощи, где фрейм - это ответ на вопрос «что здесь происходит?».
В заключении содержаться выводы о результатах работы, а приложение содержит гайды, проведенных интервью.
Подводя итог, я считаю, что мне удалось достичь цели, которую я перед собой ставила, а именно, выяснить, какое влияние оказывает корпоративная культура на практики оказания психоэмоциональной помощи онкобольным на примере организации «Вместе». Для этого, стоит вспомнить, что я подразумеваю под понятием «корпоративная культура». Корпоративная культура с точки зрения антропологии - это изложение результатов социального исследования организации в рамках описания, исторический обзор и подробное изложение социальных процессов, а также это совокупность различных case study, примеров, которые несет в себе какой- либо объект исследования.
Подробное этнографическое описание организации, которое следовало за проведенным мною включенным наблюдением на протяжении трех лет, помогло взглянуть на организацию не только «сверху», как видят ее различные люди, случайно столкнувшиеся с рекламой или случайно попавшие на мероприятие от организации, но и полностью изучить ее изнутри, являясь членом команды «Вместе».
Работая в организации первый год, я посещала различные мероприятия, чтобы предоставить полное этнографическое описание организации. Я выяснила, какие практики психоэмоциональной поддержки используются во «Вместе». Все это помогает отвлечь участников «Вместе» от мыслей о заболевании. Чтобы подтвердить свои слова я бы хотела обратиться к отрывку из интервью с Ульяной Г еннадьевной, которая стала руководителем «Вместе» после того, как сама перенесла тяжелое заболевание.
«Ну, ушла на больничный, пошла на операцию, в палату, когда зашла хирургическую, занавески задернуты, окна закрыты, душно, страдают, ходят кряхтят. Я говорю, а вы что тут все такие, а они говорят, да, все плохо, я говорю, вы что, умирать собираетесь что ли. А сама-то пришла, сама-то тоже умирать собираюсь, ну страх такой, заставить себя пойти на операцию - это очень тяжело. Я говорю, давайте проветрим окна и вообще перестанем ныть, ну просто невозможно вас слушать, вас послушаешь, ну просто жить не хочется. И все, через два дня обстановка уже была совершенно другая, я еще притащила цветы в горшках, ну на подоконнике поставила, занавески мы открыли. И еще там женщина была молодая - 30 лет, говорю, давай будем писать, что ты хочешь при выздоровлении. И я еще провела арт терапию, ну, собственно говоря, моя работа началась еще в больнице (смеется)» [ПМА 2020].
Большинство больных не готовы принять новый уклад жизни, закрываются от окружающих и пессимистически смотрят на все вокруг. Профессиональная психологическая помощь в такой ситуации является серьезным плюсом, так как помогает настроить самого себя на выздоровление.
Также этот отрывок из интервью дает нам понять, что «онкобольной сможет понять онкобольного», то есть, большинство работников организации действительно когда-то сами перенесли это заболевание. Это один из ключей к пониманию культуры самой организации.
Другим таким «ключом» является реклама, которую организация осуществляет. Эта реклама проходит на различных тематических мероприятиях, устраиваемых «Вместе», а также в медицинских учреждениях, например, в Томском онкодиспансере в виде буклетов, оставляемых там, или рекламы, которую показывают по телевизору.
В 2020 году стратегии организации изменились, изменились и мои методы изучения организации. В связи с пандемией коронавируса многие мероприятия перешли в онлайн. Соответственно, я вплотную познакомилась с понятием «цифровая этнография».
В этот период стали более активно развиваться социальные сети организации, появился SMM-специалист, который занимался ими с профессиональной точки зрения с целью улучшения подачи онлайн- материала. В какой-то степени пандемия оказала положительное влияние на организацию. Появился еще один ключ к пониманию ее культуры - это то, как ведутся социальные сети. Появилось три новых правила:
а) Жизнь организации дублируется во всех социальных сетях, чтобы все участники могли следить за ней в полном объеме;
б) Ежемесячно и еженедельно составляется четкий контент-план;
в) Офлайн мероприятия обязательно теперь «дублируются» в zoom- конференциях, чтобы все желающие точно могли присутствовать на занятиях.