СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФРАНЦУЗСКАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ БЫВШИХ СЕВЕРОАФРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ В ПЕРИОД С 1960 ПО 2014 ГГ. 11
1.1. ДИНАМИКА МИГРАЦИИ МЕЖДУ БЫВШИМИ
СЕВЕРОАФРИКАНСКИМИ КОЛОНИЯМИ И ФРАНЦИЕЙ В ПЕРИОД С 1960 ПО 2014 ГГ. 16
1.2. ФРАНЦУЗСКАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ
БЫВШИХ СЕВЕРОАФРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ С 1960 ПО 1997 ГГ. 23
ГЛАВА 2. ФРАНЦУЗСКАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ БЫВШИХ КОЛОНИЙ В 1998-2020-ЫЕ ГГ. В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 36
2.1. ФРАНЦУЗСКАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ
ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В 1998-2014-ЫЕ ГГ. 36
2.2. ПОЗИЦИЯ И РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО
МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА 2015 Г. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
По данным Национального института статистики Франции INSEE 2014 года, во Франции проживает почти 6 миллионов иммигрантов, что составляет 9,1% от общей численности населения. Евростат оценил численность населения иностранного происхождения в 7,9 миллиона человек, что соответствует 11,8% населения Франции по состоянию на январь 2016 года . Из них 4,5 млн. - французы магрибского происхождения, что является самой большой этнической группой после французов. В реальности эта цифра еще выше, поскольку она не учитывает нелегалов, а также тех, кто уклонился от участия в переписи. Во многом это связано не только с попустительством французских властей по отношению к мигрантам (в основном из бывших колоний), но и с вступлением Франции в Шенгенскую зону, что позволило перетекать сюда нелегалам из других европейских стран.
Активная магрибинская иммиграция сформировала во Франции мощную мусульманскую общину. Внутри страны функционируют исламские диаспоры, религиозные и общественные объединения мигрантов. Почему же французские власти в целом столь лояльны по отношению к мигрантам?
Не исключено, что это следствие так называемого колониального комплекса вины, который заключается в наборе стереотипов, сформированном у французов по отношению к выходцам из бывших колоний. Колониальный комплекс вины имеет и обратную сторону: мигранты винят Францию в низком уровне жизни своих родных африканских стран и считают, что бывшая метрополия обязана искупать вину перед выходцами из Магриба.
Однако, нужно иметь ввиду, что колониализм - это не только угнетение и насилие, обезличенность и неравенство, но это также взаимодействие культур и, так или иначе, особый путь к прогрессу для большинства колонизированных стран. В конечном счете, что становится особенно очевидно и актуально в свете современной миграции, это циркуляция идей, людей и практик .
В последние годы протесты, конфликты на межэтнической и межкультурной почве и беспорядки в ряде стран Западной Европы, непосредственными участниками которых стали выходцы из стран Северной Африки, вызывают особо острое внимание к проблемам миграции и интеграции иммигрантов в новых для них социально-политических и цивилизационно-культурных условиях. Центром событий стала Франция, где последовательно разворачивались кризисные ситуации сначала в связи с законом, запрещающим ношение мусульманской одежды в образовательных учреждениях, а также в связи с участившимися в стране терактами, имевшими место исламскую почву. Были отмечены вспышки насилия в пригородах Парижа и других городах при активном участии, по выражению официальных источников, «этнически однородного населения», другими словами, африканцев и арабов. В ноябре 2020 г. президент Франции Эмманюэль Макрон объявил об усилении пограничного контроля из-за угрозы терроризма и для контроля нелегальной иммиграции из стран Ближнего востока и Северной Африки .
Неизбежно возникает вопрос, почему именно Франция оказалась «на передовой» острых проблем, связанных с арабской и африканской иммиграцией, и что стоит за событиями, стремительно разворачивающимися в последнее время как во Франции, так и по всей Европе?
Для более полного представления о состоянии сложных взаимоотношений между центральными странами Магриба и Францией, следует вспомнить, что начало французского колониального владения в Северной Африке берет свое начало с 1830 г., когда французская армия высадилась в порту Сиди Фредж, в нескольких километрах от столицы Алжира. Вплоть до 1962 г. Алжир был не просто заморской колонией, но входил в состав территории Франции, в отличие от Туниса и Марокко, которые находились под французским протекторатом соответственно с 1881 г. и 1912 г. и до 1956 г. - момента получения независимости.
Среди иммигрантов, обосновавшихся в Европе в последние 100 лет, наиболее многочисленны выходцы из бывших колоний, в частности французских колоний в Северной Африке. Большинство из них изначально стремились трудоустроиться во Франции, затем в Бельгии и, наконец (после принятия закона о свободном перемещении внутри Шенгенского пространства), практически во всех западноевропейских государствах.
Уже в Первой мировой войне во французской армии воевали более полумиллиона солдат, в основном из Алжира, Туниса, Марокко, Сенегала и других стран Африки. Кроме того, сотни тысяч рабочих заменили французов в промышленности и сельском хозяйстве в метрополии. К слову, уже тогда были отмечены случаи дискриминации мусульман во французской армии. Известно, что в 1913 г. капитан французской армии эмир Халид, внук национального героя алжирцев Абд аль-Кадира, в знак протеста против дискриминации вышел в отставку, однако после начала войны вернулся в армию. Тем не менее солдаты-мусульмане воевали не хуже французов. Именно против алжирских частей французской армии немцы впервые применили газы под городом Ипр в Бельгии. Впоследствии заслуги алжирцев на поле боя стали их политическим козырем в антиколониальной борьбе .
На мусульманское население оказывает большое влияние память об эпохи колониального господства в странах Магриба, а также Франко-алжирская война 1954-1962 гг. Французское присутствие в Алжире было часто включало репрессии в отношении коренного населения страны, способствовало возникновению внутренних конфликтов, последствия которых до сих пор не до конца преодолены.
Французская модель колонизации была особой из-за сильного стремления внедрить на подвластных территориях французский язык и культуру. Естественно, что за время своего присутствия в странах Магриба, и, в частности, в Алжире, французы насаждали свой менталитет, образ жизни. Одновременно шло «приручение» местного населения к французским порядкам, хотя на деле оно касалось довольно небольшого количества чиновников из числа местного населения. Позднее людей, овладевших основами французского языка, стало гораздо больше. Из них набирали солдат в спецподразделения оккупационных войск, рабочих на строительство дорог, организованные производства, а также чиновников в административный аппарат. Истории судеб этих людей и их потомков постоянно обсуждаются во французской печати.
Очевидно, что Франция сегодня все еще оказывает большое влияние на страны Магриба, несмотря на то, что страны уже сравнительно давно освободились от гнета колониализма. Богатая история взаимодействия стран, культурные и экономические связи, трудовая иммиграция во Францию во второй половине ХХ в. создали условия, в которых магрибинцы стали неотъемлемой частью общества Франции. И именно на примере стран Магриба, то есть бывших колоний Французской империи, особенно интересно исследовать иммиграционную политику Франции. Между ними уже существует более 100-летний опыт иммиграции и ассимиляции, который в конечном итоге привел к политике интеграции. Именно на основе исследования данной политики по отношению к бывшим североафриканским колониям можно понять причинно-следственные связи и объективные предпосылки к актуальным на данный момент этно-религиозным конфликтам на почве расовой нетерпимости и ксенофобии во Французском обществе. Это также позволит оценить эффективность французской иммиграционной политики и по отношению к другим странам.
Рассматриваемый в этом исследовании период - с 1960 г. по 2020 г. 1960 г. берет в себе значение окончания отношений Франции и стран Магриба в рамках “метрополия-колония” и дает начало иммиграциононй политике между двумя равными по правовому статусу государствами. Несмотря на то, что Марокко и Тунис получили независимость в 1956 году, а Алжир - только в 1962 г., 1960 г. является Годом Африки, во время которого независимость получило большинство Африканских колоний. Это стало своего рода символом полного разгрома идеи колониализма, по этой причине данная дата будет отправной точкой этого исследования.
В центре данного исследования будут находиться 3 страны Магриба - Тунис, Марокко и Алжир. Во-первых потому, что Франция имеет с данными странами более 100-летний опыт миграционного взаимодействия (с начала ХХ в.). Во-вторых, представители этих стран составляют крупнейшие диаспоры северо-африканского сообщества во Французской Республике на данный момент. В-третьих, именно на основе иммиграционных потоков из этих стран во второй половине ХХ в. складывалась иммиграционная политика Франции такой, какой она является сегодня.
Цель исследования - найти и выделить, а также проанализировать особенности французской иммиграционной политики в отношении бывших североафриканских колоний в период между 1960-2020 годами.
Задачи исследования - 1) определить динамику миграции между бывшими колониями и Францией в 1960-2020 гг., 2) выявить причины трансформации французской иммиграционной политики в отношении бывших североафриканских колоний в 1960-2020 гг, 3) оценить эффективность французской иммиграционной политики с 1960 по 2020 гг. в отношении бывших североафриканских колоний., 4) определить роль Франции в урегулировании европейского миграционного кризиса 2014-2015 гг.
Объект исследования - французская иммиграционная политика.
Предмет - иммиграционная политика Франции в отношении бывших североафриканских колоний в 1960-2020 гг.
Методы исследования - анализ и синтез, историко-описательный и историко- генетический, а также системный подход.
Актуальность: В последние годы исследователи, политологи и социологи все чаще стали говорить о реальной угрозе потери Европой своей идентичности. Для подобных опасений действительно есть основания. Из-за низкой рождаемости численность коренного населения сокращается, в то же время численность иностранцев непрерывно увеличивается. Все большую часть их составляют неевропейцы. Таким образом, реально и весьма быстро происходит процесс замещения коренного населения гражданами других стран, прежде всего стран Третьего мира, принадлежащими к другой культуре, другим (нехристианским) конфессиям, придерживающимися других традиций и обычаев и разделяющими иные (нежели европейцы) ценности. Как уже упоминалось ранее, магрибинская диаспора является самой большой этнической группой во Франции после самих французов.
Анализ источников: Для достижения цели и решения задач, поставленных в работе, использовалась обширная источниковая база, большая часть которой на английском и французских языках. Это в первую очередь Национальный институт статистики Франции (INSEE) и Евростат, которые позволяют обратиться к статистике и указать точное количество мигрантов. Это также нормативно-правовые источники: документ Эвианских соглашений 1962 г., документ Закона № 98-349 от 11 мая 1998 г. в отношении въезда, пребывания иностранных граждан в Франции и права убежища. Это также этническая статистика во Франции Мишеля Трибала, которая помогает проследить динамику иммиграции. Исследование CERC-Association. Immigration, Emploi, et Chomage: Un Etat Des Lieux Empirique et Theorique предоставяет экономические данные по объему рабочей иммиграции во Франции в ХХ в.
Анализ литературы:
При написании работы были использованы книги, монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов на английском и французском языках.
Мне бы хотелось отметить статью Алексиса Спайра “The weight of France’s colonial past on immigration policy”, которая вносит вклад в академический дискурс о преемственности между колониальным прошлым и иммиграционным настоящим, изучая государственных служащих, которые были ответственны за принятие решений в области иммиграционной политики в колониях до обретения независимости и после.
Книга французского автора Бенжамина Стора “Akram Ellyas. Les 100 portes du Maghreb. L’Algerie, le Maroc, la Tunisie, trois voies singulieres pour allier islam et modernite” и статья российского автора Синяткина И.В. “Североафриканская иммиграция во Франции: Социокультурный и конфессиональный аспекты” после прочтения дают полное понимание происхождения иммиграционных процессов между Францией и странами Магриба с колониального периода до наших дней. Исследование Э.В.Павлуцкой “Формирование североафриканской трудовой иммиграции во Франции” также дает развернутую характеристику истории и механизмов формирования трудовой иммиграции из Северной Африки во Франции на протяжении всего ХХ века, вплоть до 90-х годов. Описаны происхождение различных групп мигрантов, а также проблемы ограничения легальной и нелегальной иммиграции.
Большое значение имеет диссертации Синяткина И.В. “Североафриканская иммиграция во Франции: Социокультурный и конфессиональный аспекты”, в котором он проводит объективный анализ формирования и эволюции магрибинской иммиграции во Франции, определение её роли и места в современной общественно-политической и религиозной жизни страны. Несмотря на то, что исследование было опубликовано в 2002 г., у автора получилось предсказать иммиграционный кризис 2011 и 2015 гг., основываясь на огромном багаже данных, собранных в исследовании.
Имеет место и статья Моховой И. “Иммиграция из Магриба во Францию”. Статья посвящена проблеме иммиграции жителей стран Магриба во Францию. Автором рассмотрены причины и последствия этого явления, изучена миграционная политика стран Магриба. В заключении И.Мохова приходит к выводу о том, что маргинализация северо-африканской диаспоры внутри французского общества со временем будет только усиливаться, а правительству Республики придется разрабатывать новые механизмы интеграции, совершенно отличные от тех, которые были в “нулевые”, чтобы решить накопленные проблемы с излишком иммигрантов.
В статье Новоженовой И.С. “Миграционный кризис и положение беженцев во Франции” рассматриваются следующие проблемы: политика правительства по приему беженцев; французское законодательство о беженцах и просителях убежища; финансирование мероприятий по преодолению миграционного кризиса, предпринимаемых ЕС и Францией. Автор приходит к выводу о том, что Франция в целом гуманно подходит к политике приема беженцев. С одной стороны, это представляет позитивную сторону гуманизма и справедливости, однако И.С. подчеркивает, что слишком радушный прием беженцев может стоить Франции очень много проблем в контексте распространения терроризма.
Бродель Ф. “Что такое Франция? Люди и вещи” (1 том) - книга очень известного французского историка, в которой он дает описание французского общества изнутри, в том числе описывается отношение французов к северо-африканским иммигрантам в конце ХХ в. К слову, сам автор довольно скептично относится возможности полной интеграции магрибинцев во французское общество.
Статья Потемкиной О. “Иммиграционная политика ЕС: от Амстердама до Лиссабона” посвящена проблемам иммиграции в европейские страны и вариантам решения их в рамках Европейского союза. Автор довольно подробно и ясно описывает динамику развития единой европейской иммиграционной политики, унификацию законодательства ЕС в этой сфере и текущие препятствия на этом пути, которые Союз должен будет преодолеть в ближайшие годы.
Иммиграционную политику Франции в период 1960-2020 гг. в отношении бывших североафриканских колоний невозможно однозначно назвать успешной или даже окончательно сложившейся. Как можно заметить в этом исследовании, вектор ее развития меняется в зависимости от того, какая политическая сила находится у власти, а также от того, насколько успешно развивается экономика. Правый политический лагерь (Объединение в поддержку республики, Союз за народное движение, Республиканцы) традиционно более склонен заниматься законодательной разработкой иммиграционного законодательства и устанавливать относительно четкие правила регулирования миграционных потоков, включая интеграции приезжих во французское общество. Напротив, социалисты, оказываясь у власти, или придают этой теме меньшее значение, или склонны упрощать правила въезда. Лишь события 2015 года побудили левое большинство обратить более пристальное внимание на миграционную проблематику. Очевидной проблемой миграционной политики Франции можно назвать тот факт, что даже с принятием наиболее значимых законов (какими стали для своего времени “законы Паскуа” или «законы Саркози») напряжённость ситуации не спадает, а проблемы борьбы с нелегальными мигрантами, трудоустройства приезжих, юридического сопровождения их пребывания в стране, гарантирования порядка не теряют актуальности.
Алжирцы, Тунисцы и Марокканцы были в авангарде иммиграционных споров и расовых конфликтов во Франции с момента получения этими странами независимости. Представители этих стран часто упоминаются в связи с целым рядом проблем, включая адаптацию, безработицу и нищету. Несмотря на ограниченные экономические возможности, магрибинские мигранты реализуют свои собственные стратегии интеграции, чтобы лучше вписаться в мозаику, составляющую французское общество. Черпая поддержку из традиционных норм и ценностей, они не прочь преобразовать их таким образом, чтобы облегчить свою интеграцию и интеграцию своих семей.
Несмотря на то, что многие североафриканцы являются гражданами Франции и разделяют историю и язык этой страны, на практике мы видим, что из-за определенных культурных и конфессиональных различий они остаются “аутсайдерами" в обществе. Иммиграционная политика Франции с момента кризиса 1973 года почти неуклонно идет по пути расширения государственных ограничений в этой области, а также ужесточения приема иммигрантов. С одной стороны, это очевидное следствие “сытости” Республики дешевой рабочей силой из-за рубежа, которой ей не хватало в послевоенное время, с другой стороны, этно-конфессиональные различия, которые уже несколько десятков лет подпитывают конфликтную среду Франции, как это было в “нулевых”, когда религиозная атрибутика, в том числе хиджабы, запрещались в общественных местах.
Проблема отчуждения мигрантов из стран Магриба усугубляется тем, что большинство из них живет в бедных кварталах. Хотя французские власти объявили о многих инициативах, включая финансовые стимулы, для поощрения возвратной миграции, эти меры дали относительно мало результатов.
Французское общество и политики также расходятся во мнениях о том, как относиться к иммигрантам в условиях экономического кризиса, роста числа террористических актов и расовых конфликтов, с одной стороны, и прав человека, конституционных положений и французского этноса - с другой. Мусульманское измерение иммигрантского населения Франции сделало проблему иммиграции еще более сложной.
Как однажды сказал один известный швейцарский писатель Макс Фриш: «Мы звали работников, но вместо них приехали люди». Это заявление удачно резюмирует дилемму Франции.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы и выделить следующие особенности иммиграционной политики Франции в отношении бывших североафриканских колоний в период с 1960 по 2020 гг.:
1) первые пики иммиграции из Туниса, Алжира и Марокко пришлись на первые 20-30 лет послевоенного восстановления, когда в стране существовала потребность в дешевой рабочей силе
2) в 1960-1970-ые гг. иммиграции из данных стран приобретает новый качественный уровень - из временной рабочей миграции она превращается в семейную
3) на протяжении всего исследуемого периода существовала четкая связь между экономическим ростом Франции и иммиграционными потоками из стран Магриба. Тем лучше обстоят дела с экономикой, тем больше наблюдалось желающих приехать
4) с экономического кризиса 1973 г. иммиграционная политика Пятой Республики взяла курс на ограничение иммиграции из стран Магриба, лишь иногда ослабляя свою политику
5) существует прочная корреляция между политической силой, находящейся у власти, и принимаемыми мерами в области иммиграционного законодательства. Как показала практика, правый политический блок больше обеспокоен иммиграционными вопросам, нежели левый
6) во Франции уже живет 4-ое поколение иммигрантов из стран Магриба, однако этно-конфессиональные противоречия до сих пор не решены
Catherine Borrel. Pres de cinq millions d'immigres a la mi-2004. Insee premiere n° 1098, aout 2006. Цит. по: Le Monde, 2006.
Ce que coute la crise des refugies et la lutte contre le terrorisme a l’Europe (et ce que regoit la France) [Электронный ресурс]. URL: http://securiteinterieurefr.blogspot.ru/2016/03/ce-que-coute-la-crise-des-refugi es-et.html (дата обращения: 1.06.2021).
CERC-Association. Immigration, Emploi, et Chomage: Un Etat Des Lieux Empirique et Theorique (Vol. 3). Paris, 1999.
Cimade, L. Les Accords Relatifs a La Gestion Concertee Des Flux Migratoires et Au Codeveloppement. Paris, 2009.
Eurostat. Foreign-born population by country of birth, 1 January 2016. Statistics Explained. URL:
https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:Foreign- born population by country of birth,1 January 2016(%C2%B9) .png (дата обращения: 26.05.2021).
Insee. Etrangers - Immigres - Tableaux de l'economie francaise. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3303358?sommaire=3353488#consulter (дата обращения: 26.052021).
Integration - Framework for the Integration of Third Country Nationals in the European Union. COM(2005) 389. Brussels, 1 September 2005; European Commission Communication. The Global Approach to Migration one Year on: Towards a Comprehensive European Migration Policy. COM(2006) 735 fi nal. Brussels, 30.11.2006.
Michele Tribalat. Statistiques ethniques, une querelle bien francaise. Paris, 2016
Nouvel Observateur. - P., 25.10.2001.
"Proclamation des resultats du referendum d'autodetermination du 1er juillet 1962. Journal Officiel de I'Etat Algerien. 6 July 1962. Retrieved 8 April 2009. URL: http://www.joradp.dz/JO6283/1962/001/FP3.pdf (дата обращения: 13.05.2021)
Projet de loi relatif a la securite et a la lutte contre le terrorisme (Procedure acceleree), presente au nom de M. Jean-Marc Ayrault, Premier ministre Par M. Manuel Valls, ministre de l'interieur. N° 6. Expose des motifs / Enregistre a la Presidence du Senat le 3 octobre 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www. senat.fr/leg/pjl12-006.html (дата отбращения: 29.05.2021)
Большие обещания, низкие рейтинги: почему французы разочаровались в Олланде // Russia Today. 2017. 22 апреля [Электронный ресурс]. URL:
https://russian.rt.com/world/article/381612-pochemu-francuzy-razocharovalis -v-ollande (дата обращения: 1.06.2021)
В 2015 году во Франции на 22% возросло количество заявок на предоставление статуса беженца [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2580810 (дата обращения: 1.06.2021).
Макрон объявил об усилении контроля за границами из-за угрозы терактов // RBK. URL:
https://www.rbc.ru/politics/05/11/2020/5fa3ed5c9a794777fdad1518 (дата обращения: 05.06.2021).
..45