АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы формирования лексико-грамматических навыков на уровне начального общего образования для обучения иностранному языку 7
1.1 Особенности обучения иностранному языку обучающихся уровня начального общего образования 7
1.2. Роль лексического и грамматического аспектов в обучении иностранному языку 11
1.3. Обзор современных методических подходов и методов к формированию лексико -
грамматических навыков при обучении английскому языку 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Методика использования материалов занимательного характера 20
2.1. Методика использования стихотворений, рифмовок и загадок в обучении
иностранному языку 20
2.2. Анализ материалов занимательного характера и УМК «Rainbow English» О.В.
Афанасьевой и И.В. Михеевой 26
2.3 Экспериментальная работа по выявлению эффективности использования материалов занимательного характера с помощью игрового метода для формирования лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения 37
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3 69
Приложение 4 77
В современном мире изучение иностранного языка является залогом успешного развития общества. Неудивительно, что именно поэтому обучение иностранному языку в нашей стране введено на уровне начального общего образования. В младших классах происходит становление личности школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение правилами поведения в социальной среде. Ранний возраст - это время активного познания мира, именно в этом возрасте ребёнок с интересом воспринимает новую информацию, легко изучая иностранную речь.
Ещё одним из важных моментов является то, что ребёнок в таком раннем возрасте не боится совершать ошибок в ходе изучения языка. У обучающихся в таком возрасте отсутствует психологический барьер, поэтому они гораздо быстрее начинают говорить на иностранном языке. К тому же для них процесс изучения языка является игрой, и грамотный преподаватель сможет с лёгкостью удержать их интерес. Одной из проблем при обучении иностранному языку обучающихся младшего возраста является неспособность удержать внимание детей на занятии. Им очень сложно усидеть на месте, сосредоточиться на каком-либо одном деле. Поэтому занятие английского языка должно быть построено таким образом, чтобы ребёнку было интересно, то есть посредством материалов занимательного характера: песен, игр, стихов, рифмовок и загадок.
Актуальность работы заключается в том, что особенное внимание учёных, методистов и учителей привлекает поиск эффективных способов, приёмов и методов обучения иностранному языку. Использование материалов занимательного характера на уроках иностранного языка является одним из таких эффективных приемов обучения.
Общая концепция применения стихотворений, песен и рифмовок в обучении пока отсутствует, но дальнейшее исследованием данной темы и применение в системе обучения очень важно для формирования лексико- грамматических навыков и для комплексного усвоения культурно - эстетических и страноведческих сведений.
Объектом данного исследования выступает процесс формирования лексико-грамматических навыков на младшей ступени обучения английскому языку.
Предмет исследования — методика использования материалов занимательного характера (стихи, рифмовки и загадки) для формирования лексико-грамматических навыков английского языка на уровне начального общего образования.
Целью работы является раскрыть методику использования материалов занимательного характера и доказать эффективность применения метода использования стихотворений, рифмовок и загадок посредством совмещения с игровым методом для формирования лексико-грамматических навыков на младшей ступени обучения.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. раскрыть особенности формирования лексико-грамматических
навыков иностранного языка у младших школьников;
2. рассмотреть роль лексико-грамматического аспекта обучения английскому языку у младших школьников;
3. рассмотреть современные подходы и методы к формированию лексико-грамматических навыков при обучении английскому языку;
4. проанализировать методику использования материалов
занимательного характера в обучении иностранному языку;
5. провести эксперимент на основе анализа материалов занимательного характера из книг и УМК «Rainbow English» 3 класса.
Материалом исследования выступают данные занимательного характера в книгах С.В. Лосевой «Английский в рифмах», В.Г. Кулиш «Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории», А.В. Конышевой «Английский для малышей: стихи, песни, игры и рифмовки» и книга Л. Соболевой на английском языке «English grammar in verse for children». За основной материал взят УМК «Rainbow English» О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой начального общего образования.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической,
психологической, методической литературы по обучению английскому языку, анализ материалов занимательного характера и УМК, педагогическое наблюдение, проведение эксперимента.
Теоретическую базу работы составили исследования и труды по теории обучения иностранному языку и психологии Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, И.А. Зимней, Н.Е. Кузовлевой, Е.И. Пассова и Е.Н. Солововой. В их работах исследуется проблема обучения лексике и грамматике иностранного языка. Труды Г.В. Роговой послужили основой для исследования особенностей обучения иностранному языку на уровне начального общего образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении методики использования материалов занимательного характера и определения их связи с игровыми приемами, способствующих эффективному формированию лексико-грамматических навыков.
Практическая значимость заключается в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы в курсе по методике преподавания иностранного языка, специализированных курсах по обучению иностранному языку учащихся младшего школьного возраста, в учебно - методической деятельности учителя английского языка, в организации творческих культурных мероприятий, посвященных английскому языку.
Структура работы и объём работы определены поставленной целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
Иностранный язык, на сегодняшний день, один из важнейших учебных предметов в школьном образовании. В современном мире все большую актуальность приобретают иностранные языки, поскольку возможностей для языковой коммуникации стало значительно больше. Иностранный язык развивает не только когнитивные способности обучающегося, но побуждает интерес к изучению другой культуры. В процессе поиска эффективного метода преподавания современные педагоги все чаще используют материалы занимательного характера для успешной организации учебного процесса.
На начальном этапе обучения в младших классах рекомендуются такие методы, как игровой, информационно-коммуникационный, метод, основанный на применении стихотворений, рифмовок, песен. В данном исследовании были совмещены два метода: игровой и метод, основанный на применении стихотворений, рифмовок, песен и загадок.
По результатам данной исследовательской работы были раскрыты особенности формирования лексико-грамматических навыков иностранного языка у младших школьников. Обучение иностранному языку на младшей ступени обучения включает ряд особенностей: потребность в физической активности обучающегося, мотивационное составляющее, учет практических компетенций ученика, деятельностный характер предмета «Иностранный язык», личностные и метапредметные характеристики. Немалую роль играет психологическое развитие обучающегося. К тому же при организации процесса обучения младших школьников необходимо учитывать особенности познавательной сферы обучающихся.
Можно сделать вывод, что лексико-грамматические навыки - это комплекс навыков в области лексики и грамматики иностранного языка и правил оперирования ими в процессе общения. Их можно характеризовать как автоматизированность, устойчивость, самостоятельность,
обусловленность, репродуктивность. Формирование лексико -грамматических навыков иностранного языка проходит в три этапа: ознакомление, тренировка, и речевая практика. Процесс развития речевых компетенций является главным при организации обучения иностранному языку. Поэтому невозможно обучать грамматическому навыку, игнорируя лексический навык, и наоборот.
В настоящее время были выделены следующие современные методические подходы: лексический, аудитивный, интегрированный,
лингвокультуроведческий, личностно-ориентированный, коммуникативный, когнитивный и коммуникативно-когнитивный.
В практике преподавания английского языка на начальном этапе популярными методами являются такие современные методические методы: игровой метод, информационно-коммуникационный метод и метод, основанный на использовании стихотворений, песен и рифмовок.
В данном исследовании совмещены два метода в один: игровой метод и метод, основанный на использовании стихотворений, песен и рифмовок.
После сбора и анализа литературы и извлеченных из них материалов занимательного характера, было исследовано, насколько интересны и увлекательны приёмы применения стихотворений, рифмовок и загадок в процессе обучения английскому языку младших школьников. Поэтому, чтобы доказать на практике эффективность использования упражнений занимательного характера в обучении лексики и грамматике речи, был проведён эксперимент в Республике Алтай, в МБОУ «Онгудайская СОШ им. С.Т. Пекпеева».
Суть эксперимента состояла в том, чтобы внедрить в учебный процесс одного из классов разработанный комплекс материалов занимательного характера, используя игровой метод обучения. А второй класс продолжал учебный процесс в соответствии учебному плану и методическим разработкам преподавателя школы.
Анализ результатов контрольной работы показал, что процент качества знаний в экспериментальной группе «А» повысился и превзошёл процент качества в контрольной группе «Б». Впоследствии можно сделать вывод, что гипотеза верна, и использование материалов занимательного характера посредством введения их в игровой форме на уроках английского языка в начальных классах способствует более качественному усвоению лексико - грамматического материала, а также положительно влияют на успеваемость и мотивацию учеников к изучению английского языка. Стоит отметить, что в эксперименте был введен метод, основанный на игровой форме с использованием материалов занимательного характера, что способствовало достижению положительного результата.
Дальнейшему изучению подлежат вопросы использования различных форм материалов занимательного характера на других этапах обучения иностранному языку. К тому же новый стандарт ФГОС НОО предъявляет новые требования к процессу обучения и даёт возможность учителю подготовить урок, используя новые, более современные методики, которые подлежат дальнейшему изучению и развитию.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 6 окт. 2009 г. № 373 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Томская область. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. унта.
2. Афанасьева О. В. Английский язык: 1 -й год обучения. 2 класс : в 2 ч. / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. - М. : Дрофа, 2011. - Ч. 2. - 112 с.
3. Афанасьева О. В. Английский язык. 3 класс: в 2 ч. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. - М. : Дрофа, 2014. - Ч. 2. - 111 с.
4. Афанасьева О. В. Английский язык. 4 класс: в 2 ч. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. - М.: Дрофа, 2017. - Ч. 2. - 128 с.
5. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский. / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, А. Ф. Будько, И. В. Чепик. — Минск: ТетраСистемс, 2003. - 285 с.
6. Бронская В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Вып. 4, Т. 8. - С. 86-95.
7. Волкова Т. Стихи и рифмовки как средство мотивации при изучении английского языка / Т. Волкова // Иностранные языки. - 2008. - 25 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М.: Юрайт, 2016. - 200 с.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
10. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку. Начальная школа: методическое пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 240 с.
11. Загвязинский В. И. Методология педагогического исследования : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - М. : Юрайт, 2017. - 119 с.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 219 с.
13. Ильина И. Методика преподавания английского языка: учебное пособие / И. Ильина, Р. Нургалиева. - Астана : Фолиант, 2017. - 201 с.
14. Исломов Д. Ш. Поэтические формы как культуроведческий компонент при обучении иностранному языку / Д. Ш. Исломов // Наука. Мысль. - 2015. - № 1. - С. 23-29.
15. Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста / Ю.В. Казарин. - М.: Академический проспект, 2004. - 429 с.
..51