Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАФИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОГО И ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «СИЛУЭТЫ СИБИРИ»

Работа №190588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы72
Год сдачи2025
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Сатирическая журналистика в Томске: история, жанры, издания 8
1.1 Этапы развития сатирической прессы в Томске (1880-1910)
1.2 Обзор томских сатирических изданий: Осы, Бич, Бубенцы,
Ёрш 10
1.3 Журнал «Силуэты Сибири»: история, авторы, структура и стиль 21
Глава 2 Графическая иллюстрация как компонент дореволюционного юмористического издания «Силуэты Сибири» 28
2.1 Типология и функции иллюстраций в дореволюционном
юмористическом журнале «Силуэты Сибири» . 28
2.2 Тематический анализ визуальных материалов 31
2.2.1 Бытовые трудности 31
2.2.2 Экономические проблемы 35
2.2.3 Социальные аспекты 42
2.2.4 Политические мотивы: внутренняя политика и социальное
неравенство 50
2.2.5 Политические мотивы: Взгляд на внешнюю политику через
карикатурные образы иностранцев 53
2.3 Типажи и художественные приёмы в иллюстрациях 59
2.4 Образ природы и культурные особенности Сибири 62
Заключение 69
Список использованных источников и литературы

Сибирская журналистика, как отмечалось в трудах Н.В. Жиляковой, была своеобразным и заметным явлением. Особенно интересным предметом для изучения является сатирическая журналистика, поскольку в российской дореволюционной провинции она значительно отставала в своем развитии от столичной: это выражалось и в меньшем количестве сатирических изданий, и в определенной вторичности освоения сатирических приемов и методов в существовавших сатирических газетах и журналах.
Иллюстрации являются важным элементом дореволюционных юмористических изданий периодической печати. Они не только придавали оригинальность и привлекательность этим публикациям, но и выполняли важные функции, являясь средством коммуникации, повышением читабельности и усилителями в создании яркой атмосферы для читателей.
В 2025 году визуальный контент занимает центральное место в медиапространстве: от социальных сетей до новостных платформ визуальные образы становятся основным способом привлечения и удержания внимания аудитории. Иллюстрации, инфографика, мемы, комиксы — всё это активно используется в цифровых форматах и возвращает интерес к выразительным возможностям графического изображения. На этом фоне заметен и устойчивый тренд на «ретро-стилистику» — современная визуальная культура охотно обращается к эстетике старой печатной графики, гравюры, дореволюционных иллюстраций и карикатур.
Именно поэтому обращение к дореволюционному журналу «Силуэты Сибири», в котором графическая иллюстрация играла важную художественную и содержательную роль, сегодня особенно актуально. Этот журнал демонстрирует, как более ста лет назад иллюстрация уже выполняла функции, близкие современным медиа: сопровождала текст, добавляла иронию, усиливала эмоциональное восприятие, формировала визуальный стиль издания и даже участвовала в социальной критике. В условиях, когда визуальные форматы становятся языком общественной коммуникации, изучение исторических примеров визуальной культуры позволяет лучше понять корни этих процессов.
Кроме того, современный интерес к региональной идентичности, локальным нарративам и «малой истории» делает особенно важным изучение дореволюционных изданий — таких, как «Силуэты Сибири». Иллюстрации журнала дают возможность не только проследить художественные приёмы и стилистику эпохи, но и увидеть, как в визуальной форме осмыслялась жизнь Сибири, как формировался локальный образ мира.
Исследование графической иллюстрации в журнале «Силуэты Сибири» актуально не только как вклад в изучение истории печати или искусства, но и как способ осмысления визуального опыта — как прошлого, так и настоящего. Это помогает лучше понять, почему и как графическая форма переживает «второе рождение» в медиакультуре XXI века.
Цель работы — выявить особенности функционирования графической иллюстрации в журнале «Силуэты Сибири» как элемента, тесно связанного с литературным и публицистическим контентом издания.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Журнал «Силуэты Сибири» — это не просто иллюстрированное издание начала XX века, а полноценный культурно-художественный феномен, в котором текст и изображение существовали как равноправные элементы. Графика здесь играла не декоративную, а содержательную роль: карикатура, шарж, комикс, визуальная метафора — всё это становилось инструментами социального анализа и критики. Журнал говорил со своим читателем языком иронии, преувеличения, гротеска — но за этим стояло острое понимание реалий времени, умение в простой форме затронуть сложнейшие проблемы.
В этом смысле «Силуэты» предвосхитили те медийные практики, которые сегодня считаются современными. Сегодняшние визуальные медиа, казалось бы, опираются на технологии, которых не было у художников начала XX века: полноцветная печать, цифровая графика, интерактивность. Но суть осталась прежней: взгляд на общество через рисунок, сатира через образ, журналистика — через иронию.
Современными аналогами «Силуэтов» можно назвать, например, французский журнал Charlie Hebdo, который использует сатирические иллюстрации для политических и социальных высказываний. Его обложки, как и у «Силуэтов», часто вызывают споры, протесты и бурную реакцию — именно потому, что затрагивают болезненные темы без оглядки на цензуру или политкорректность.
В России долгое время подобную функцию выполнял журнал Крокодил — уже в советскую эпоху. В нём, как и в «Силуэтах», иллюстрации становились не только сопровождением, но и центральной частью высказывания.
Современные аналоги такого рода визуальной журналистики можно найти в карикатурах политических обозревателей, авторских комиксах на социальные темы, в интернет-мемах, сатирических инстаграм -проектах и визуальных нарративах, которые публикуются в онлайн-СМИ. Подобно «Силуэтам», они стремятся говорить о сложном через простое, находят язык, который ближе к массовому читателю, используют рисунок как способ прямого и иногда беспощадного высказывания. Однако, в отличие от начала XX века, современная визуальная культура значительно ускорена и фрагментирована — её эффект может быть мощным, но часто краткосрочным.
Тем не менее, основа остаётся прежней: взаимодействие текста и изображения — это способ не только развлечь, но и донести смысл, пробудить сочувствие, критическое мышление и понимание происходящего. «Силуэты Сибири» доказали, что визуальный ряд в журнале — это не украшение, а полноценный участник диалога с читателем. И потому, несмотря на прошедшее столетие, их наследие по-прежнему живо и актуально.
Итак, в ходе проведённого исследования были проанализированы графические иллюстрации дореволюционного юмористического издания «Силуэты Сибири», их функции, типология и художественные особенности. Изучение иллюстраций позволило выявить их ключевую роль в создании уникального визуального облика журнала, а также в формировании его сатирической направленности и отражении социально-экономических проблем того времени.
...


1. Айнутдинов, А. С.. Типология и функции карикатуры в прессе / А. С. Айнутдинов // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — №21. — С. 20-28
2. Архивные номера журнала «Силуэты Сибири» (1909-1910 гг.)
3. Жилякова Н. В. "Обличать, колоть и жалить»: сатирическая журналистика Томска конца XIX - начала XX века. - Томск, 2020.
4. Муратов П. Д. Изобразительное искусство Томска. -
Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1974
5. Никулин И. О. Региональное моделирование советских
сатирических изданий 1920-х годов на основе журнала «Крокодил» // СМИ (медиа) и массовые коммуникации : текст научной статьи / И. О. Никулин. — 2025


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ