Аннотация 2
Введение 3
1 Использование Интернет для прикладных психологических задач 5
1.1 Виды прикладных задач для психологов 5
1.2 Возможности Интернет-ресурсов для решения прикладных задач психологии 16
1.3 Прикладные психологические задачи в рамках mobile health 26
2 Подходы к оценке мобильных приложений 34
2.1 Формальные и функциональные подходы 34
2.2 Оценка приложений по психологии 47
3 Построение типологии мобильных приложений по психологии 49
3.1 Общая характеристика полученной базы 49
3.2 Анализ ключевых показателей базы 51
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 63
Приложение А (справочное). Сервисы, похожие на SurveyMonkey 69
Приложение Б (справочное). Электронные библиотеки по психологии 70
Приложение В (справочное). Научные психологические журналы и сборники 71
Приложение Г (справочное). Каталоги ссылок по психологии 73
Приложение Д (обязательное). Сравнение мобильных приложений для прикладных психологических задач 75
Обращение к теме «Сравнение русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач» продиктовано тем обстоятельством, что мобильные приложения приобрели чрезвычайную популярность в современном мире. При этом, как отмечает Ж.О. Москвина, новая эра мобильного Интернета возможна только при создании определенного количества отвечающих запросам аудитории приложений, поскольку, используя мобильные приложения, мобильное общество может не только упростить бытовые аспекты повседневной жизни, но и решать задачи глобального порядка . Мобильное приложение (англ. «Mobile app») представляет собой программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах , разработанное для конкретной платформы (iOS, Android, Windows Phone и т.д.). Многие мобильные приложения предустановлены на самом устройстве или могут быть загружены на него из онлайновых магазинов приложений, таких как App Store, Google Play и других. Первоначально мобильные приложения использовались для быстрой проверки электронной почты, но их высокий спрос привел к расширению их назначений и в других областях. Статистика показывает, что рынок мобильных приложений сегодня очень развит и неуклонно растет, поскольку «любое мобильное приложение дает возможность получить нужную информацию в короткий промежуток времени» . В 2019 году пользователи со всего мира загрузили 204 миллиарда приложений, что на 46% больше результатов 2016 года. В топ-5 вошли Китай, Индия, США, Бразилия и Индонезия. Россия стала шестой по числу загружаемых приложений, - в 2019 году россияне скачали 5125 миллионов приложений (это на 35% больше, чем в 2016 году и на 21%, чем в 2018 году) . В настоящее время в магазине (каталоге) Google Play насчитывается 2,2 млн. приложений, а в App Store - около 2 млн. Пользователи понимают, что многие их запросы решаются быстрее без участия человека. Согласно прогнозам, в 2021 году рынок мобильных приложений должен вырасти на 385% по сравнению с 2019 годом, при этом расходы пользователей мобильных приложений вырастут до 157 млрд. долларов. Во всем мире люди стали чаще обращаться к мобильным приложениям, чтобы получать информацию, наблюдать за своим здоровьем и по иным причинам. В 2020 году в условиях самоизоляции люди стараются оставаться активными и следят за своим физическим и психологическим состоянием, активно ищут информацию, которая поможет им пройти через кризис.
Дополнительную актуальность теме выпускной квалификационной работы придает тот факт, что анализ изученной нами литературы показал, что применительно к русскоязычным мобильным приложениям для решения прикладных психологических задач в настоящее время нет самостоятельных исследований.
Объект - русскоязычные мобильные приложения для прикладных психологических задач.
Предмет - критерии оценки мобильных приложений по психологии.
Гипотеза исследования определяется предположением о том, что между выделенными группами русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач не будет выявлено значимых различий.
Цель - сравнение русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач.
Задачи:
1) описать основания и формы использования мобильных приложений для прикладных психологических задач;
2) на основе существующих подходов к оценке мобильных приложений выделить критерии оценки русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач составить базу данных русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач на примере Google Play по выбранным критериям;
3) построить типологию русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач на основе выбранных критериев и провести сравнение выделенных групп.
В данном исследовании в качестве основных методов выступают общетеоретические и исследовательско-аналитические методы, в частности, такие частно-научные методы исследования, как логический метод в сочетании с комплексным и системным анализом исследуемых явлений; методы сравнения, анализа отечественных и зарубежных источников математической статистики, интерпретации и обобщения полученных результатов.
1 Использование Интернет для прикладных психологических задач
1.1 Виды прикладных задач для психологов
Психология - масштабная научно-практическая сфера деятельности, которая представляет собой сложную разветвленную систему научных и практических знаний о психике и поведении человека . Эта сфера деятельности формирует собственный понятийный аппарат, свои собственные методы и задачи .
Между фундаментальной и прикладной (теоретической и эмпирической / научной и практической) психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» , которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Будучи противоположными познавательный и преобразовательный тип отношения к действительности находятся в тесной взаимной связи и влияют друг на друга .
Для фундаментального исследования самое общее обозначение конечного результата - объяснение, для прикладного - воздействие . В соответствии с этим фундаментальное исследование в качестве основного использует язык объяснения, прикладное - язык воздействия. Существуют также различия и по объекту исследования. Продуктивным кажется определение в качестве объекта прикладной психологии человека в среде его жизнедеятельности. В прикладной психологии, вне зависимости от решаемой задачи, в центре всегда находится человек. В связи с этим прикладная психология испытывает необходимость в трех рабочих моделях - человека, среды и ситуации жизнедеятельности .
А.Л. Журавлев и Д.В. Ушаков пришли к выводу, что в прикладной психологии, в отличие от психологии фундаментальной, могут использоваться, как естественнонаучная, так и гуманитарная парадигмы . При этом естественнонаучная парадигма связана с измеряемостью, использованием математических методов анализа, формализацией (как аналитических моделей, так и программ преобразования). Гуманитарная же предполагает использование слабо формализованных методов и интегрированных моделей.
Одной из тенденций развития психологии во второй половине XX века стало усиление прикладной и практической психологии, формирование их как отдельных направлений психологии. Характерной тенденцией развития современной психологии стала также ее интернационализация. Превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов - еще одна существенная тенденция современной психологии .
Следует также отметить, что понятия прикладной и практической психологии иногда рассматриваются как синонимы, хотя, в сущности, это не так. Прикладная психология - это отрасль научной психологии, направленная на изучение типичных закономерностей психики людей в определенных условиях. Эти исследования представляют непосредственную практическую ценность. Их цель - изучение психической деятельности и формулировка практических рекомендаций. Цель практической психологии - не научные исследования, а непосредственная психологическая помощь конкретным людям или группам людей .
Прикладная психология - система знаний и научно обоснованных методов решения практических задач в области психологии или с помощью психологического инструментария. Такая система отвечает на запрос исследования конкретного реального объекта психологической реальности (т. е. в эмпирическом опыте) научными методами. Исследование заканчивается рекомендациями по корректировке представленного эмпирического опыта или более глубокой программой долговременных изменений. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории .
Прикладная психология представляет собой сложную систему отраслей, рассматривающих многочисленные проблемы с различными целями, на различном уровне обобщения и систематизации фактического материала .
Прикладные отрасли психологии - направления исследований, предметом которых выступают психика и поведение человека в различных видах деятельности. К ним относятся: инженерная психология, психология труда, медицинская психология, клиническая психология, педагогическая психология, военная психология, психология спорта, политическая психология, психология рекламы, психология управления, экономическая психология, психология искусство, психология культуры, зоопсихология и т.д.
По характеристике предметной области А.В. Петровский выделяет три группы отраслей психологии:
1) отрасли, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта и другие);
2) отрасли, исследующие психологические проблемы развития психики (возрастная психология, психология аномального развития, патопсихология, сравнительная психология);
3) отрасли, изучающие психологические стороны отношений личности и общества (социальная психология).
А.К. Болотова и А.В. Мартынова отмечают, что прикладная психология охватывает три основные области: клиническую психологию, прикладную организационную психологию и прикладную социальную психологию (таблица 1).
Таблица 1 - Разделы основных областей прикладной психологии (по А.К. Болотовой и А.В.
Мартыновой)
Основные области Разделы основных областей
Клиническая психология Расстройства (личности, поведения и т.д.); формы психотерапии (существует около 140 направлений); этиология (учение о причинах расстройств); эпидемиология (признаки распространения расстройств); индикация (мероприятия терапии); профилактику (меры);
симптоматология (формы проявления расстройств); исследование
мотивации терапии.
Прикладная организационная психология Психология труда, производства, инженерная и профессиональная психология, психология общения, судебно-медицинская (в т.ч. и криминальная) и разделы военной психологии.
Прикладная социальная психология Экономическая психология (в т.ч. изучения рынка), психология рекламы, СМИ, экологическая психология, психология досуга, общностей (в т. ч. психологию полиции), культуры (в т. ч. психологии мировоззрения), а также, наряду с несколькими менее значительными отраслями, психология спорта.
По интенсивности развития (массиву эмпирических фактов) различают: психологию личности, организационную психологию и психологию здоровья .
К сожалению, многообразие междисциплинарных связей, спонтанный характер дифференциации отраслей психологии не позволяет сформировать дидактически полноценную структуру психологической науки. В связи с этим в вышеприведенных классификациях отраслей психологии (как, впрочем, и других) встречаются повторы и пересечения.
Объектом прикладной психологии является индивид, личность, испытывающая определенные психологические трудности и напряжение в решении конкретных жизненных проблем, переживающая события кризисного или катастрофического характера .
Прикладная психология и теоретическая психология взаимно дополняют друг друга, так как каждая со своей стороны вносит соответствующий вклад, что в целом приводит к развитию всей системы научного психологического знания. Можно сказать, что итогом фундаментальных исследований являются определенные знания, а итогом прикладных исследований - технологии использования этих знаний . Прикладная психология в качестве продукта предлагает разработанные рекомендации, а практическая психология - внедрение этих рекомендаций в действиях . В практической психологии основная направленность - не новые открытия или разработка нового метода, а решение возникающих проблем на основе прикладных разработок
Направления деятельности практического.
Подведем итоги работы на тему «Сравнение русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач».
Важнейшими задачами, стоящими сегодня перед прикладной психологией и ее основными направлениями, являются: диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений; консультирование; психотерапия и сопровождение; научно¬просветительская и образовательные задачи. Несмотря на все многообразие прикладных задач психологии, главной задачей является постоянный поиск решений практических проблем, которые ежедневно возникают в жизни человека, а также организация оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации и снятию напряжения и следствий пережитых травмирующих ситуаций, преодолению посттравматических стрессовых нарушений. При этом самые разнообразные сферы применения прикладной психологии, будь то: психологическая служба в школе; психология управления и кадровый отбор; психология чрезвычайных ситуаций; индивидуальное и семейное консультирование; профориентация и профотбор, требуют использования современного инструментария и многочисленных ресурсов, включающих в себя в последнее время Интернет.
Возможности Интернет-ресурсов для решения прикладных задач психологии безграничны. Для решения прикладных задач психологии также давно использовались чат- сервисы (с 1988 года) и форумы (с 1998 года). Для психологов онлайн-чат был и остается дополнительным инструментом и хорошим способом для общения с клиентами, наряду с электронной почтой и телефоном. Электронная почта и телефон выполняют примерно одну и ту же функцию. Они позволяют относительно быстро обмениваться вопросами и ответами, причем телефон - в режиме реального времени. В отличие от этих инструментов, чат-сервис не только позволяет общаться с посетителями сайта, но и видеть, кто в данный момент находится на нем. В настоящее время также достаточно широко используются платформы для тестирования, например, SurveyMonkey и аналоги). Проблемой многих людей является, в частности, то, что им не с кем поговорить о вещах, вызывающих у них тревогу и беспокойство. С появлением социальных медиа и распространенных платформ для коммуникации эти люди для решения своих проблем в основном перебрались туда. Платформами для социальных медиа стали: интернет-форумы, блоги, подкасты, вики (Wikipedia и пр.); электронная почта; социальные сети (Facebook, ВКонтакте и пр.); социальные аггрегаторы и онлайновые игры.
Таким образом, возможности Интернет-ресурсов широко используются для решения таких прикладных задач психологии, как научно-просветительская, обучающая задачи, диагностика, консультирование, психотерапия, психопрофилактика и прочие, но с некоторыми оговорками, порой существенными. Так, не все Интернет-ресурсы обладают той степенью научности, которая необходима для решения научно-познавательной задачи.
При этом следует отметить, что сегодня в сфере развития Интернета наступил переломный момент. В ближайшее время самыми быстрорастущими секторами интернет- технологий станут мобильные технологии. Высокотехнологичные средства связи, скоростные сети, а также безлимитные тарифные планы передачи данных - все это делает мобильный Интернет привлекательным и удобным. Например, консультирование с помощью мобильных приложений дает любому человеку, заботящемуся о своем психологическом состоянии и психическом здоровье возможность обращаться с психологом из любого места, в удобное для него время.
Главная цель деятельности психолога - психологическое здоровье. Использование мобильных технологий в контексте здоровья обозначают термином «mobile health» или «mHealth». Термин mHealth был придуман Робертом Истепаняном как использование «появляющихся мобильных коммуникаций и сетевых технологий для
здравоохранения». Область мобильного здравоохранения возникла как подсегмент электронного здравоохранения, использующего информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), такие как компьтеры, мобильные телефоны, спутники связи, мониторы пациентов, которые обеспечивают мониторинг пациента в режиме реального времени, и другие носимые устройств.
Существует целый ряд причин, по которым использование мобильных приложений в контексте здоровья может быть полезным для решения прикладных задач психологии. Так, в рамках задачи диагностики позволяют оптимизировать процессы тестирования психического состояния. В рамках образовательной задачи мобильные приложения по психологии дают возможность интерактивного обучения за счет переноса основных знаний различных программ по психологии. Хранение методических программ осуществляется в электронном виде. Мобильные приложения по психологии используются также в качестве автоматизации контроля, коррекции результатов психотерапии. Трекеры осуществляют оперативный сбор и обработку информации о психологическом состоянии человека, в том числе визуализацию текущего состояния и динамику данных.
Мобильные приложения используются для выполнения следующих задач: отслеживания настроения; диагностики и лечения депрессии; помощи «думать более позитивно»; и пр. Есть также приложения для скрининга и диагностики, укрепления здоровья, профилактики, психотерапии и последующего сопровождения тревожности, зависимостей, расстройств питания, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и пр. Технология mHealth функционирует также как ценный инструмент консультирования, открывая возможности для переговоров по образу жизни, которые иначе было бы трудно осуществить.
Существует целый ряд причин, по которым использование мобильных приложений в контексте здоровья может быть полезным для решения прикладных задач психологии. Так, в рамках задачи диагностики позволяют оптимизировать процессы тестирования психического состояния. В рамках образовательной задачи мобильные приложения по психологии дают возможность интерактивного обучения за счет переноса основных знаний различных программ по психологии. Хранение методических программ осуществляется в электронном виде. Мобильные приложения по психологии используются также в качестве автоматизации контроля, коррекции результатов психотерапии. Трекеры осуществляют оперативный сбор и обработку информации о психологическом состоянии человека, в том числе визуализацию текущего состояния и динамику данных.
В настоящее время наблюдается быстрый рост развития интернет-вмешательств для предотвращения и лечения проблем психического здоровья. Например, примерно треть всех приложений, связанных со здоровьем, посвящена вопросам психического здоровья. Тем не менее, эта быстро растущая отрасль все еще сталкивается с рядом проблем. В частности, технологические решения для поддержки психического здоровья (в основном приложений для смартфонов) до сих пор не имеют достаточного научного обоснования и доказательной базы в их поддержку. Несмотря на то, что есть некоторые доказательства того, что эмпирически обоснованные, хорошо разработанные приложения для психического здоровья могут улучшить
Мобильные технологии трансформируют баланс между процессом решения прикладных задач психологии и участием клиента. Именно поэтому mHealth - это новая форма решения прикладных задач психологии, характеризующая новый виток развития информатизации человеческого общества.
Существуют различные подходы к оценке мобильных приложений, которые можно подразделить на две группы: функциональные, которые оценивают мобильные приложения как систему, служащую и использующуюся для достижения конкретных целей и выполнения конкретных функций, и признающие взаимозависимость между формой и функцией; формальные, настаивающие на абсолютной независимости формы от функции.
При этом функциональность мобильного приложения можно определить как совокупность свойств, определяемая наличием и конкретными особенностями набора функций, способных удовлетворить заданные или подразумеваемые потребности. Данное свойство относится к общим характеристикам качества программного средств, наряду с надежностью, удобством На современном этапе форма и функция исследуются в рамках системного подхода, поэтому в настоящей работе будут рассмотрены такие подходы к оценке мобильных приложений, как юзабилити, дизайн, структура, количество скачиваний, средняя оценка, отзывы и другие, с системной позиции, согласно которой форма и функция системы взаимосвязаны.
Т.В. Бернгардт и Ю.В. Хроколо предлагают оценивать психологические программные продукты по целому комплексу критериев, таких, как: тематика, функциональное и целевое назначение, поисковые возможности, наличие средств пользовательского интерфейса, структура, временя открытия и дата последнего обновления информации, эстетика оформления, эффективность гипертекстовой и мультимедийной технологий, связь с другими сайтами. Н.И. Гендина считает возможным оценивать психологические программные продукты по следующим основаниям: оценка качества контента (простота изложения, информативность, порционность), семантика (новизна идеи и содержания, соответствие содержания теме, обьем информации), содержание (привлекательность информационного наполнения, его соответствие целям мобильного приложения и задачам прикладной психологии, соответствие формы подачи информации целевой аудитории) и др.
В целях продолжения начатых исследований нами на основе рассмотренных подходов к оценке мобильных приложений выделены собственные критерии оценки мобильных приложений: возможность решать отдельные задачи прикладной психологии в рамках одного приложения (тематика), оценка качества контента (дата последнего обновления информации. ссылки на актуальную литературу, средняя оценка пользователей) и др.
Исследование проводилось в период с мая 2020 года по июнь 2020 года на базе магазина приложений Google Play. Основой для проведения исследования послужили 60 русскоязычных мобильных приложений по психологии из магазина приложений Google Play. Основными критериями отбора приложений по психологии в группы были: русификация и бесплатный доступ.
В результате проведенного исследования нами были выделены следующие шесть типов мобильных приложений по психологии: тесты; справочники; терапевтические приложения; образовательные приложения; консультационные приложения и трекеры.
Исследование показало, что наибольшую долю в иобильных приложениях по психологии занимают тесты (56,7%), затем следуют справочники, терапевтические и образовательные приложения (по 10%). На последнем месте трекеры (8,3%). При этом 5 мобильных приложений было нацелено на решение не одной, а двух («Ежедневник настроения, мой личный дневник» - трекер, терапия; «АнтиДепрессия» - трекер, терапия; «Дневник когнитивной терапии» - трекер, тест) и даже трех прикладных задач психологии («Мозгоправ - карманный психолог и психотерапевт» - тест, трекер, консультация; «Интересная психология (TNVdev)» - тест, справочник, образовательная тематика), поэтому в целях оценки данные приложения были отнесены только к одной тематике.
Оценка типов приложений по психологии по наличию ссылок на литературу и актуальную литературу показала, что все справочники, терапевтические и образовательные приложения имеют ссылки на литературу, но только 66,7%, 66,7% и 83,3% соответственно - на актуальную литературу. Ссылки на литературу имеют 85,3% тестов, 80% трекеров и 33,3% консультационных приложений. 52 (86,6%) мобильных приложения по психологии (из 60) имеют ссылки на литературу, и только 17 (28,33%) - на актуальную литературу.
Все тесты имеют среднюю оценку 4,2 (оценки варьируются от 3,2 до 5), справочники - 4,3 (оценки варьируются от 3,7 до 4,8), терапевтические приложения - 4,1 (оценки варьируются от 2,6 до 4,8), консультационные приложения и трекеры - 3,3, образовательные приложения - 2,9 (оценки варьируются от 3,6 до 4,5). Общая средняя оценка всех приложений по психологии - 3,9 (оценки варьируются от 2,6 до 5).
Таким образом, предположение о том, что между выделенными группами русскоязычных мобильных приложений для прикладных психологических задач не будет выявлено значимых различий, частично нашло свое подтверждение.
1. Алекса С. В. Подходы к формированию методологии оценки эффективности разработки и внедрения мобильных приложений / С. В. Алекса, Ю. В. Володин // Стратегии бизнеса. - 2017. - № 4(36). - С. 15-22.
2. Амелин К. С. Введение в разработку приложений для мобильных платформ / К. С. Амелин [и др.]. - СПб. : Изд-во ВВМ, 2011. - 507 с.
3. Баканов А. С. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия / А. С. Баканов, А. А. Обознов. - М. : Институт психологии РАН, 2011. - 176 с.
4. Бернгардт Т. В. Веб-сайты по психологии как канал трансляции профессиональной информации: результаты анализа сайтов / Т. В. Бернгардт, Ю. В. Хроколо // Динамика систем, механизмов и машин. - 2016. - № 3. -С. 272-277.
5. Болотова А. К. Прикладная психология в бизнес-организациях: методы фасилитации / А. К. Болотова, А. В. Мартынова. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 320 с.
6. Большой толковый словарь русского языка / сост. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 1998. - 1534 с.
7. Веб-форум [Электронный ресурс] / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - Электрон. дан. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 03.06.2020).
8. Всемирная организация здравоохранения и Европейская комиссия
(2010). Расширение прав и возможностей пользователей в области психического здоровья [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0020/113834/E93430.pdf) (дата обращения:
04.06.2020).
9. Вьюркова Е. В. Понятие дискурса в лингвистике: формальный и функциональный подходы / Е. В. Вьюркова // Вестник Удмрутского университета. - 2016. - Т. 26. - Вып. 5. - С. 63-67.
10. Генднна H. И. Официальный веб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института // Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика : сб. науч. тр. / H. И. Генднна [и др.]; науч. ред. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. - СПб., 2015. - С. 48¬57.
11. Геращенко Л. А. Место облачных вычислений в развивающемся мире: современный подход к передаче данных / Л. А. Геращенко, Д. С. Матюхов // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 134-139.
12. Грачев А. А. Прикладная психология: методологические и теоретические основания / Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 696 с.
13. Гришаева О. А. Исследование рынка мобильных приложений для оценки двигательной активности человека / А. А. Гришаева, Е. О. Ширшова // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 12 (29). - С. 34-39.
14. Данилов А. Р. Роль мобильных приложений в жизни современного человека / А. Р. Данилов // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2017. - № 9. - С. 208-211.
15. Десять мобильных приложений, которые помогут избавиться от тревоги, бессонницы, депрессии и аэрофобии [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.psychologies.ru/wellbeing/10-mobilnyih-prilojeniy-kotoryie-pomogut-izbavitsya-ot- trevogi-bessonnitsyi-depressii-i-aerofobii/ (дата обращения: 20.06.2020)... 57