Введение 3
1 Теоретический подход к изучению влияния интернет на гендерную идентичность и созданию Web-сайта 5
1.1 Понятие гендера, гендерных стереотипов и идентичности в
психологии 5
1.2 Основные подходы к созданию Web-сайтов 12
2 Программа исследования и разработки web-cайта 23
2.1 Методическое обеспечение исследования 23
2.2 Программный пакет для создания Web-сайта - профессиональный
редактор MacromediaDreamweaver 27
З Результаты исследования и описание структуры web-сайта 38
3.1 Проведение исследования, направленного на изучение влияние сети
интернет на гендерную идентичность пользователей 38
3.2 Описание структуры web-сайта 51
Заключение 55
Список использованных источников 56
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 65
Вопросы, связанные с психологическими особенностями людей разного пола, в последнее время входят в число наиболее часто обсуждаемых в средствах массовой информации (СМИ). Связано это с тем, что роли мужчины и женщины в общественной и семейной жизни сегодня существенно изменились. Эта проблема занимает умы многих современных исследователей и ученых, таких как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, О.А. Воронина. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга важно не только для отдельного человека, но и для всего общества в целом.
Мужскому и женскому полу присущи определенные качества, которые очень частооцениваются на основе стереотипов. Более точно можно оценить мужские и женские качества личности при помощи гендерных идентификаторов.Как отмечает Е.Л. Вартанова [50], в процессе глобальной трансформации гендерные роли россиян значительно изменились, породив целый комплекс серьезных противоречий, «смешав» традиционные отношения и вызвав волну неоднозначных оценок.
Проблемы взаимоотношения полов, дискуссии о положении мужчин и женщин,борьба женщин за гармоничные отношения с мужчинами, гендерный дисбаланс - в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как главному инструментуотражения реальности. Так как, сознание человека не свободно от стереотипов, то он мыслитими, они облегчают восприятие мира. Реальность воспринимается человеком сквозь эти стереотипы, поэтому образы современников, взаимоотношения, отношения к событиям, людям формируются СМИ. Следовательно, образы мужчин и женщин, их взаимоотношения, их социальные функции и роли создаются СМИ и воспринимаются аудиторией как гендерные стереотипы, которые соответственно влияют на гендерную идентификацию.
Исследователи сходятся в том, что гендерные стереотипы обладают мощным воздействием на массовое сознание, а СМИ - ресурс манипулирования общественным мнением. Обладая огромными ресурсами воздействия на сознание людей, масс-медиа манипулируют представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине, прибегая к набору гендерных стереотипов, которые продолжают существовать как один из ресурсов манипулирования общественным сознанием.
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алёшина. В определённом смысле внимание к вопросам влияния СМИ и интернет на гендерные особенности, является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире IT -технологий. Результаты исследований в этой области с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации постепенно стираются,что отражается на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.
Современный уровень развития Интернетпредставляет много различной информации, которую можно использовать в самых разнообразных целях. Информация размещается на интернет-сайтах, актуальность создания, которых в настоящее время трудно переоценить, ведь глобальная сеть является огромным полем для исследователей и обычных пользователей. Компьютерные сети дали возможность повысить скорость и надежность связи между пользователями, сформировать особые группы людей по интересам, увлечениям.
Быстрое распространение и развитие интернет - общения и снижение возрастного порога пользователей, обусловили интерес к проблеме гендерной идентификации людей, а так же необходимость анализа существующих проблем в этой области. Поэтому, создание web-сайта на данную тему весьма актуально.
Все выше сказанное определяет цель нашей работы - созданиеweb- сайта «Влияние Интернет на гендерную идентичность»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести обзор литературных источников по проблеме гендерной идентификации;
2. Провести обзор современных технологий создания web-сайтов;
3. Подобрать методики для проведения исследования, направленного на изучение гендерных различий и особенностей гендерных идентификаторов пользователей социальных сей;
4. Провести исследование, направленное на определение особенностей гендерных идентификаторов у пользователей сети интернет и проанализировать полученные результаты;
5. Подобрать программные средства для создания web-сайта;
6. Создать web-сайт «Влияние интернет на гендерную идентичность».
Так как одной из задач нашей работы является проведение исследования, направленного на выявление гендерных различий пользователей интернет, мы определяем:
Цель исследования - определить гендерную принадлежность пользователей сети интернет и выявить причины влияния интернет на гендерные идентификаторы.
Объект исследования - пользователи глобальной сети интернет.
Предмет исследования - показатели гендерной идентичности у зависимых и независимых пользователей сети интернет.
Гипотеза исследования -у людей, имеющих интернет-зависимость,формируется андрогенный гендерный тип.
Представленная работа состоит из введения, трех глав и списка использованных источников из ___ наименований, содержит 12 иллюстраций и 2 таблицы.
Обзор теоретических источников по проблеме влияния интернет на гендерную идентичность показал, что на сегодняшний день интернет и СМИ охватывают все сферы жизни современного человека и наряду с остальными агентами социализации определяют гендерную идентичность, а так же - имеющиеся у людей возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Интернет преподносит влиятельные уроки гендерных отношений. Причем именно молодые люди, с неокончательно сформированными социальными установками и стереотипами, с одной стороны, лучше всего поддаются внушению, и, с другой стороны, представляют собой наибольшую часть Интернет-аудитории. Вследствие чего, молодежь наиболее подвержена смешению гендерных ролей и искажению идентификаторов.
Обзор современных технологий создания web-сайтов позволил сделать выбор наиболее подходящего и удобного HTML-редактора. Dreamweaver содержит все, что необходимо как для визуальной компоновки web-страниц, таки для работы с HTML-кодом. Интуитивный интерфейс Dreamweaver настолько прост, что даже начинающий дизайнер сможет быстро создать профессиональный Web-сайт.
Анализ результатов исследования влияния интернет на гендерную идентичность показал, что:
- интернет влияет на гендерную идентичность пользователей
- влиянию интернет больше подвержены женщины
- к группе риска можно отнести людей с коммуникативной направленностью личности.
Для проверки наших результатов, мы провели статистическую обработку данных.В результате исследования гипотеза о том, что интернет оказывает влияние на гендерную идентичность и формирует андрогинный социокультурный пол, подтверждена.
Созданный по результатам исследования web-сайт «Влияние интернет на гендерную идентичность», имеет следующую структуру: теоретический материал по данной проблеме, методики диагностики, результаты проведенного исследования, список использованных источников, рекомендации, обратная связь. Разработанныйweb-сайт может быть рекомендован всем, интересующимся проблемой интернет-зависимости, а так же педагогам-психологам в качестве пособия для работы в области индивидуального и группового консультирования по данной проблеме.
1. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 320 с. ISBN 978-5-93-878-293-8.
2. Костикова, И.В. Введение в гендерные исследования: [Электронный ресурс]/ Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - С. 25-82.http: //www.book.ru
3. Воронина, О.А. Гендер и культура [Электронный ресурс]/ Воронина О.А., Клименкова Т.А. / Под ред. З.А. Хоткиной. - М., 1992. - С. 10-22.http: //www.nsu.ru/psych/intemet/
4. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии. [Текст]/ Воронина, О.А. - М.: МЦГИ - МВШСЭН, 2001. - С. 416 ISBN 5-85133-072-4.
5. Геодакян, В.А. Два пола. Зачем и почему? [Электронный ресурс]/ Геодакян, В.А. - СПб., 1992. - С. 51-63.http://www.etpg.com
6. Джеймс, Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения. [Электронный ресурс]: Джеймс Ф.Л. - СПб.: Питер, 2001. - С. 144-161.http://www.etpg.org
7. Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений. [Электронный ресурс]/ Здравомыслова О.М. - М., 1999.
- С. 184-192. http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031
8. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. [Текст]/ Ильин Е.П. - СПб.: Питер, 2006. - С. 117. ISBN 5-318-00459-8.
9. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образа «Я» у подростков. [Электронный ресурс]/ Каган В.Е. - М., 1989.- С. 53-62.
10. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1998. - 320 с. ISBN 978-5-388-00541-0.
11. Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в изменяющемся мире. Ч. 1: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-606.
12. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]. - М., 2009. - С. 763-776. ISBN 987-5-9691¬039.
13. Майерс. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998. - С. 256-267.
14. Минорова С.А., Кустова О.Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах // Журнал практического психолога. -1997. - №5. - С. 27-29.
15. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луговицкая. - Н
16. Братусь Б. С. Аномалии личности [текст]. - М.: Мысль,1988.
17. Леонтьев Д. А. Психология смысла [текст].- М.: Смысл, 2003.
18. Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии [текст].- М.: Педагогика, 1973.
19. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - №3.-2003.- С.3¬15.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла [текст].- СПб.: Ювента, 1997.
21. Панферов В. Н. Психология человека [текст],- СПб.: Смысл, 2000.
22. Епимахин Ю. В. - Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и личностной рефлексии [электронный ресурс], - #"#">http://www.pspu.ru.
23. Возрастная психология: личность от молодости до старости [текст]/ Под ред. В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. - М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999.
24. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека [текст]. Спб., 1995.
25. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов [текст]. - М.: ЧеРо,1997.
26. Леонтьев Д. А. Психология смысла [текст].- М.: Смысл, 2003.
27. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - №3.-2003.- С.3¬15.
28. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в масс-медиа // Женщины и СМИ: свобода слова и свобода творчества. М, 2001.
29. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи,2000.
30. Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / Проект "Гендерная экспертиза Московского центра гендерных исследований". М., 1998.
31. Грищенко, Ж.М. - Социология жизни, или Жизнь в социологии - Минск: Четыре четверти, 2007.
32. Сукманов Д. Гендерные стереотипы в рекламе // Рекламные технологии. - №4(41), 2002.
33. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. - М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», 2005. - 368с.
34. Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ,2001.
35. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82¬101.
36. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.
37. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2000.
38. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
39. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2004.-392 с.
40. Материалы сайта psychologs.blogspot.com
41. Аврашков, Л. Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л. Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова. - М.: Юнити,1998. - 742 с.
42. Акимова, Т.А. Экология: Учеб.пособие / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
43. Акамива, Т.А. Экология: Учебник для вузов / Т. А. Акимова. - М.: Изд. Юнит, 1998. - 455с.
44. Емелина, З.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие / З.Г. Емелина, Д. Г. Емелин. - Краснорск: ИПЦ КГТУ, 2000. - 183 с.
45. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков. - М.: Высш.шк.,1999. - 448 с.
46. Холмогоров, В. Основы Web-мастерства: Учеб.курс / В. Холмогоров.- Спб.: Питер, 2001. - 350 с.
47. Лебедев, С.В. Web-дизайн. Полное руководство / С.В. Лебедев. - Харьков: Торнадо МТК, 2001. - 736 с.
48. Максимов, Г. Н. О создании учебно-образовательного специализированного Web-сайта / Г. Н. Максимов // Открытое образование. - 2003. - № 6. - С. 33 - 49.
49. Комякин, В. Н. Создание Web-страниц и Web - сайтов: Самоучитель / В. Н. Комякин, В. Н. Печников. - М.: Триумф, 2002. - 490 с.
50. Вартанова Е.Л. Выпуск №2. 2009г. «Теория СМИ и массовой коммуникации