Средства выражения ситуации зрительного и слухового восприятия в поэтическом творчестве М. Цветаевой (на материале сборников «Вечерний альбом» и «После России»)
Аннотация 2
Введение 4
1 Особенности восприятия и способы его выражения в языке
1.1 Общие представления о восприятии 8
1.2 Зрительное восприятие и его отражение в языковой картине мира 10
1.3 Слуховое восприятие и его отражение в языковой картине мира 13
1.4 Сборники «Вечерний альбом» и «После России» в 15
поэтическом творчестве М. Цветаевой
2 Средства выражения ситуации зрительного и слухового восприятия в поэтических текстах М. Цветаевой
2.1 Структурно-семантическая организация высказываний с семантикой зрительного восприятия 19
2.1.1 Высказывания с семантикой зрительного восприятия в сборнике «Вечерний альбом» 19
2.1.2 Высказывания с семантикой зрительного восприятия в сборнике «После России» 27
2.2 Структурно-семантическая организация высказываний с семантикой слухового восприятия 35
2.2.1 Высказывания с семантикой слухового восприятия в сборнике «Вечерний альбом» 35
2.2.2 Высказывания с семантикой слухового восприятия в сборнике «После России» 39
2.3 Структурно-семантическая организация высказываний с семантикой комплексного восприятия 46
3 Функциональная нагрузка высказывания с семантикой зрительного и слухового восприятия в поэтических текстах М. Цветаевой
3.1 Лингвостилистический анализ стихотворения «Дама в голубом» (сборник «Вечерний альбом») 52
3.2 Лингвостилистический анализ стихотворения «Вереницею певчих свай» (сборник «После России») 56
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение А. Сборник «Вечерний альбом» 69
Приложение Б. Сборник «После России» 85
Восприятие является одной из форм познания внешнего мира на ступени «живого созерцания», процессом отражения действительности [Кириллова, Примова, 1988, с. 116]. Это своеобразный центр, соединяющий в себе внутренний мир человека и окружающую его действительность.
По мнению исследователя Ю.Д. Апресяна, для природы человека характерно наличие восьми основных систем, которые вступают в иерархические отношения. Восприятие является первой ступенью, дающей возможность для человека испытывать физиологические реакции и эмоции, а также реализовывать какие-либо физиологические и ментальные действия. Самым сложным из них, по мнению исследователя, оказывается речь, которая отличает человека и весь остальной мир живой природы [Апресян, 1995, с. 352].
Семантическое поле категории «чувственное восприятие» является одним из самых обширных в русском языке. Вероятно, это объясняется тем, что субъективный опыт человека основывается на информации, полученной при помощи пяти сенсорных систем. Значение любого слова прямо или косвенно связано с семантикой ощущений, что проявляется в определенной сочетаемости слов [Григорьева, 2004, с. 9].
Восприятие, или перцептивность, являясь объектом научного изучения, попадает в поле зрения различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, литературоведения, философии, психологии. В современной лингвистике, по мнению А.В. Бондарко, перцептивность может рассматриваться как элемент семантики высказывания и приобретать статус содержательной характеристики целого текста, а также его значительных фрагментов [Бондарко, 2004, с. 276].
Воплощение ситуации восприятия в языке регулируется принципами, обусловленными национальной языковой картиной мира. В отечественном языкознании на данный момент семантика восприятия изучается на уровне лексики, семантической структуры высказывания и стилистики текста.
В современной лингвистике интенсивность исследований восприятия возросла настолько, что вначале XXI в. ученые пишут о создании особого направления в языкознании, которое В.К. Харченко обозначает как лингвосенсорику [Харченко, 2012, с. 6], а О.А. Мещерякова - как лингвистическую перцептологию [Мещерякова, 2011, с. 368].
В первую очередь лингвисты анализируют лексические единицы с семантикой восприятия. В соответствии с этим можно говорить о целом ряде направлений, сформировавшихся в процессе изучения рассматриваемого объекта: семантическое (Васильев, 1971; Шрамм, 1979; Степанян, 1987; Рузин, 1995; Авдевнина, 2013), когнитивное (Вежбицкая, 1980, 1997;
Падучева, 2006; Рахилина, 2008), синтаксическое (Золотова, 1982; Шмелёва, 1988; Башкова, 1995; Демешкина, 2000; Борейко, 2006; Двизова, 2014) и др.
Объектом исследования в лингвосенсорике являются разные типы дискурсов, но наиболее часто авторы обращаются к художественным текстам, так как именно в них семантика восприятия образует некую смысловую вертикаль, имеющую смыслоорганизующее, структурирующее значение [Авдевнина, 2014, с. 165].
В представленной работе внимание сосредоточено на поэзии М. Цветаевой. Несмотря на наличие множества научных работ по изучению языка ее поэтического творчества (О.Г. Ревзина, 1983; Л.В. Лосев, 1991; Е.Л. Лаврова, 1994; Л.В. Зубова, 1999; В.А. Маслова, 2000; М.И. Жадлун, 2014 и др.), наследие автора не исчерпало себя. Исследователям до сих пор предоставляется возможность находить всё новый и новый материал в многогранной поэзии М. Цветаевой, рассматривать и анализировать его в разных аспектах.
Актуальность предпринятого исследования связана с развитием таких современных направлений языкознания как когнитивная лингвистика и коммуникативная стилистика текста. Исследование перцептивной семантики на материале творчества одного автора позволяет выявить как особенности индивидуальной поэтической картины миры, так и специфику авторского идиостиля. Перцептивная картина мира в поэзии М. Цветаевой исследовалась фрагментарно, поэтому предлагаемая работа вносит вклад в описание художественной картины мира поэта.
Цель исследования - проанализировать способы структурно-семантической организации высказываний с семантикой зрительного и слухового восприятия в поэтическом творчестве М. Цветаевой, определить их функциональную нагрузку, выявить особенности авторского идиостиля.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) выделить и систематизировать контексты, включающие в себя высказывания с семантикой зрительного и слухового восприятия;
2) проанализировать семантическую структуру высказываний, акцентируя внимание на средствах выражения предикативного компонента;
3) определить функциональную нагрузку высказываний с перцептивной семантикой в поэтическом творчестве М. Цветаевой и выявить особенности авторского идиостиля;
4) провести лингвистический анализ высказываний с семантикой зрительного восприятия на материале стихотворения «Дама в голубом»;
5) провести лингвистический анализ высказываний с семантикой слухового восприятия на материале стихотворения «Вереницею певчих свай».
Объектом настоящего исследования является семантика зрительного и слухового восприятия в поэзии М. Цветаевой.
Предметом стали высказывания с семантикой зрительного и слухового восприятия в поэтических текстах сборников «Вечерний альбом» и «После России».
Для решения поставленных задач в работе были использованы: метод научного описания (приёмы систематизации и классификации),
лингвистического моделирования.
Материалом для исследования послужили два сборника М. Цветаевой: «Вечерний альбом» и «После России». Основанием для такого выбора стала установка на выявление способов структурно-семантической организации высказываний с семантикой зрительного и слухового восприятия на разных этапах творчества поэта.
В ходе работы было проанализировано 111 стихотворений, вошедших в ранний сборник М. Цветаевой «Вечерний альбом», и 159 поэтических текстов из последнего прижизненного сборника автора «После России». Для проведения исследования выделено в общей сложности 547 контекстов, которые разделяются следующим образом: 90 высказываний с семантикой зрительного восприятия, 107 - слухового и 65 - комплексного выделены из текстов первого сборника поэта, а 85 конструкции со значением зрительной перцепции, 162 - слуховой и 38 - комплексной - из последнего.
Таким образом, числовое соотношение контекстов показывает, что зрительное и слуховое восприятие продолжают играть значительную роль в поэтических текстах М. Цветаевой. Лирический герой или героиня все также познают мир, выражают свои чувства и эмоции посредством зрения и слуха.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложение. В центре внимания первой главы находится рассмотрение основных теоретических положений, связанных с изучением восприятия в языке, дается общая информация об исследуемых сборниках. Во второй главе проведен анализ способов репрезентации ситуации зрительного и слухового восприятия с точки зрения формы и содержания. Третья глава представляет собой описание функциональной нагрузки высказываний с перцептивной семантикой в поэтическом тексте. В заключении подводится итог проводимого исследования, обобщаются полученные результаты.
Восприятие занимает важное место в жизни человека, а изучение особенностей его репрезентации в поэтических произведениях способствует лучшему пониманию индивидуальной картины мира автора. Именно благодаря всеохватному взгляду на действительность и её отражению в непосредственных, ярких деталях и образах создаётся собственный мир автора, отражающий его уникальный поэтический дар.
В работе были рассмотрены способы языковой репрезентации ЗВ и СВ в поэтических текстах М. Цветаевой разных периодов творчества, проанализированы синтаксические и семантические особенности выделенных высказываний, проведен лингвостилистический анализ стихотворений, в полной мере репрезентирующий функциональную нагрузку и особенности структурно-семантической организации конструкций со значением восприятия.
Процесс зрительной и слуховой деятельности является смысловым центром многих стихотворений и представлен различными способами. Важной чертой творчества М. Цветаевой является не только значительное количество высказываний с указанными видами перцепции, но и вербализация ситуации комплексного восприятия, определяющего познание мира с разных сторон. Взаимодействуя друг с другом на формальном и смысловом уровнях, анализируемые языковые единицы служат как способом фиксации реалий окружающего мира, так и выражением внутреннего состояния лирического героя (героини).
Синтаксическая структура высказываний разнообразна: используя базовые (ядерные) глаголы ЗВ и СВ в меньшей степени, чем приядерные и глаголы других ЛСГ, опуская часто субъект или объект восприятия, употребляя безглагольные конструкции, М. Цветаева создает свою собственную чувственную картину мира, в которой зрение и слух занимают главенствующее положение.
Идиостилевой особенностью поэтического языка автора можно считать пунктуацию, которая играет значительную роль в изображении ЗВ и СВ, передавая иногда перцептивную семантику лучше любых слов.
Необходимо отметить, что ситуация восприятия моделируется и с помощью различных средств художественной выразительности: метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов. Особое внимание обращает на себя перенос свойств одушевленных существ на предметы природного и материального мира: явления и объекты наделяются способностью воспринимать окружающую действительность, благодаря чему в поэтических текстах разворачивается живой, действующий мир, в одно и то же время являющийся как субъектом, так и объектом ЗВ и СВ.
Исследование двух сборников, принадлежащих к первому и последнему периодам творчества автора, позволило сделать вывод о том, что перцептивная семантика в поэтических текстах М. Цветаевой не только не потеряла своих ведущих позиций, а наоборот лишь укрепила их.
1. Абдуллин И. Р. «Звуки светят, а краски поют» («Цветной слух» в поэзии К. Бальмонта) / День и Ночь. - 1999. - № 5-6. - С. 221-222.
2. Авдевнина О. Ю. Категория восприятия и средства ее выражения в современном русском языке : автореф. дис. ... д-ра. филол. наук : 10.02.01 / О. Ю. Авдевнина. - М., 2014. - 48 с.
3. Апресян Ю. Д. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.
4. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы : монография / Н. Д. Арутюнова. - М. : Наука, 1976. - 383 с.
5. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста / Л. Г. Бабенко. - М. : Академический Проект, Деловая книга, 2004. - 464 с.
6. Башкова И. В. Грамматика восприятия в современном русском
языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / И. В. Башкова. -
Екатеринбург, 1995. - 24 с.
7. Болотнов А. В. Коммуникативные лексические универсалии в
лирике М. И Цветаевой / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, А. В. Болотнов и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в
текстовой деятельности : колл. монография / Под ред. Н. С. Болотновой. - Томск : ТГПУ, 2011. - 102 с.
8. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко,
A. А. Васильева / Под ред. Н. С. Болотновой. - Томск : ТГПУ, 2001. - 331 с.
9. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь- тезаурус / Н. С. Болотнова. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 384 с.
10. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н. С. Болотнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2004. - 520 с.
11. Бондарко А. В. К вопросу о перцептивности / А. В. Бондарко // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 881 с.
12. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис /
Н. С. Валгина. - М. : Высшая школа, 2003. - 416 с.
13. Ван Сяохуань. Языковые средства выражения чувственного восприятия и их роль в семантической организации художественного текста (на материале рассказов А.П. Чехова) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ван Сяохуань. - Томск : Том. гос. ун-т, 2014. - 293 с.
14. Васильев Л. М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. - Вып. 5. Ментальные предикаты. Модальные предикаты. Предикаты восприятия : учеб. пособие / Л. М. Васильев. - Уфа : РИО БашГУ, 2003. - 125 с.
15. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М. : Русские словари, 1996. - 416 с... 60