Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретико-методологические основания исследования 5
1.1 Творчество Л. Андреева в современном литературоведении 5
1.2 Категория мотива: теоретический аспект 11
1.3 Бинарная оппозиция «свет - тьма» в языке и культуре 14
2 Мотив тьмы в рассказах Леонида Андреева 20
2.1 Поединок «человека» и «зверя»: два исхода («Бездна» и «Предстояла
кража») 20
2.2 Испытание разума и нравственного чувства: рассказ «Тьма» 32
2.3. Воплощение тьмы. «Он. Рассказ неизвестного» 45
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Тема работы: Мотив тьмы в рассказах Л.Н. Андреева 1900 - 1910-х гг.
Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением некоторых рассказов Л.Н. Андреева («Предстояла кража») и необходимостью рассмотрения устойчивых элементов поэтики, определяющих целостность художественной системы писателя.
Цель исследования - анализ семантики, художественных функций и эволюции мотива тьмы в рассказах Л. Андреева «Бездна», «Предстояла кража», «Тьма», «Он».
Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:
1) изучить смысловое наполнение концепта «тьма» и бинарной оппозиции «свет - тьма» в языке и культуре;
2) рассмотреть формы и способы реализации мотива тьмы на разных уровнях текста произведений (сюжет, система персонажей, наррация, пространственная организация);
3) выявить семантику и художественные функции мотива тьмы в рассказах Л.Н. Андреева;
4) определить специфику развития мотива тьмы в анализируемых рассказах.
Объект исследования: рассказы Л. Андреева «Бездна», «Предстояла кража», «Тьма», «Он. Рассказ неизвестного» как произведения разных периодов творчества Л. Андреева, где наиболее ярко проявлен мотив тьмы и продемонстрированы варианты судьбы разных героев в пограничной ситуации «поединка человека со зверем», что позволит изучить специфику мотива тьмы на протяжении всего творчества Л. Андреева и проследить развитие этого мотива.
Предмет: мотив тьмы на формальном и семантическом уровнях текста.
Для анализа произведений используется структурно-семиотический метод, а также методы целостного и мотивного анализа художественного текста.
Теоретическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых: М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, В. Шмида и др. По теории мотива: А.Н. Веселовского, Б.М. Гаспарова, И.В. Силантьева и др. По истории русской литературы и творчеству Л. Андреева: В.Е. Келдыша, А.В. Татаринова, Г.Н. Боевой, И.И. Московкиной и др.
В ходе исследования были рассмотрены проявления семантической оппозиции «свет - тьма» на формальном и семантическом уровне: в лексике, в сюжете, в художественном мире (пространство и время, мирообраз), в сознании героев. Также была рассмотрена субъектная организация и наррация в текстах: «Бездна», «Предстояла кража», «Тьма», «Он. Рассказ неизвестного». Это позволило нам определить семантику и художественные функции мотива тьмы.
Тьма входит в творчество Леонида Андреева как часть одной из традиционных, фундаментальных оппозиций, существующих в человеческой культуре; но насыщается авторскими смыслами: это и физическая темнота (ночь, непроницаемость), и нравственная (порочность, жестокость, дикость и т. д.), и интеллектуальная (невежество, неизвестность, незнание) - но, кроме этого, темнота у Андреева становится чем-то всеобъемлющим, одной из природных, мировых сил.
В «Бездне» герой борется с темнотой, обступившей его, - и поддается ей, совершает преступление не только с точки зрения закона, но и с точки зрения человечности. Во «Тьме» безымянный герой также проигрывает в схватке с темнотой внутри себя. В повести «Он» герой уже оказывается в атмосфере концентрированной темноты, проникается этой силой и начинает с ней бороться, что приводит к проблемам с психикой, а позже и к смерти. Рассказ «Предстояла кража» выбивается из этого ряда вместе со своим героем, у которого есть надежда на сохранение человечности, хотя тьма есть и в нем самом, и в мире.
Учитывая время и последовательность написания произведений, мы приходим к выводу о том, что постепенно Леонид Андреев, осмысляя свет и тьму, изучает поведение человека в переходной, критической ситуации, когда необходимо выбрать, бороться ли с тьмой или поддаться ей; появляются разные варианты исхода поединка «человека» со «зверем»: окончательное падение («Бездна»), спасение («Предстояла кража»), падение и «восстание из праха» («Тьма»), побег и смерть в результате бесплодной борьбы («Он»).
В мире свету остается все меньше места, и в конце концов тьма замещает свет - он больше не несет спасения, героям остается только покориться тьме или умереть в борьбе с ней, как это происходит с Еленой Норден и героем повести.
Таким образом, можно говорить о том, что Леонид Андреев представляет тьму не как силу сугубо внешнюю, но как внутреннюю и природную, что нередко проявляется в виде около- и собственно фантастических образах (например, таинственная фигура в рассказе «Он»).
Тьма у Л. Андреева всепроникающа и повсеместна, она проявляется на уровнях образов, системы персонажей и непосредственно повествования. Нарраторы в рассказах используют ограниченную палитру цветов, в которой чаще всего фигурируют «черные», «темные» и «бледные» краски.
В своих рассказах Леонид Андреев исследует человека, помещает его в ситуацию нравственно-этического выбора в мире, которым управляют надличностные силы («свет» и «тьма»), и в разных рассказах мы находим варианты решения проблемы и судьбы героя. Исследуются и разные проявления метафизических сил.
Так, «тьмой» является и темное, животное в человеке, и таинственное, неизвестное и страшное в мире, а также смерть и безумие. Тьме соответствуют темные и черные цвета - они окружают героев, проявляются в том числе и в их внешности. Но внешность не является определяющей (черный щенок в «Предстояла кража»).
«Светом» же представляется культура, нравственность, милосердие - им соответствуют светлые цвета, но их конкретные воплощения, как и все в мире Андреева, искажаются тьмой. Белый цвет становится «бледным».
Мотив тьмы в рассмотренных рассказах постепенно усложняется, приобретает дополнительные смыслы, начиная с «животно-первобытного» в человеке и заканчивая «метафизическим», «безумным», хрупкой конструкцией его разума.
В художественном мире Л.Н. Андреева нет четких границ между тьмой и светом, внешний блеск и порядочность обманчивы, и единственно верным ориентиром становятся духовные установки героя. Андреевский человек беззащитен перед лицом мировых сил, а в поздних произведениях оказывается обречен - но он всегда сам выбирает, будет ли бороться за свою человечность или канет во тьму.
1. Андреев Л. Н . Собрание сочинений : в 6 т. / редкол. И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков [и др.]. - М. : Худож. лит., 1990. - T. 1. Рассказы 1898— 1903 гг — 639 с.
2. Андреев Л. Н . Собрание сочинений : в 6 т. / редкол. И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков [и др.]. — М. : Худож. лит., 1990. — Т. 2. Рассказы; Пьесы. 1904—1907. — 559 с.
3. Андреев Л. Н . Собрание сочинений : в 6 т. / редкол. И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков [и др.]. — М. : Худож. лит., 1990. — Т. 4. Рассказы. Сашка Жегулев. Пьесы 1911—1913 гг. — 658 с.
4. Андреев Л. Н . Собрание сочинений : в 6 т. / редкол. И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков [и др.]. — М. : Худож. лит., 1990. — Т. 6. Рассказы; Повести; Дневник Сатаны. Роман; 1916—1919; Пьесы 1916; Статьи. — 720 с.
5. Андреев Л. Н. Избранное /Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Богданова. — М. : Сов. Россия, 1988. — 336 с.
6. Ачатова А. А. Значение образа-символа в ранних рассказах Леонида Андреева // Ученые записки Томского государственного университета имени
B. В. Куйбышева. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1966. — № 62. — С. 202—216.
7. Басинский П. Поэзия Бунта и этика Революции (Реальность и символ в творчестве Л. Андреева) // Вопросы литературы. — М., 1989. — №10 — С. 132—148.
8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.
9. Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. — Таллинн : Ээсти раамат, 1984. — 335 с.
10. Богданов А. В. Между стеной и бездной. Леонид Андреев и его творчество // Леонид Андреев. Собр. соч. : в 6 т. — М. : Худож. лит., 1990. — Т 1. —
C. 5—43.
11. Боева Г. Н. Дневники Леонида Андреева: Ключи к творчеству // Человек. — М. : Российская академия наук, 2015. — № 1. — С. 177—185.
12. Боева Г. Н. Феномен Леонида Андреева и эпоха модерна: поэтика, рецепция, творческие взаимосвязи : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Воронеж, 2017. - 41 с.
13. Гармаш Л. В. Теория мотива в литературоведении // Науков! записки ХНПУ 1м. Г. С. Сковороди. - Харьков, 2014 - №. 1 (2). - С. 10-23.
14. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века - М. : Наука, 1993. - 304 с.
15. Григорьева Т. В. Языковая жизнь концептов «свет» и «тьма» (на
материале русского языка) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - М., 2009. - Вып. 570. - С. 62- 75. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42392514 (дата обращения: 09.06.2022). -
Режим доступа: для зарегистр. пользователей... 43