Введение 3
1. Терминология эзотерических практик, шаманизма и их отражение в
медиа 6
2. Представленность эзотерики в медиапространстве 12
2.1. Магия и мистика в медиа 13
2.2 Шаманизм в СМИ 19
2.2.1 Характеристика федеральных и якутских СМИ, выбранных для анализа 20
2.3 Представленность якутских шаманов в СМИ 21
2.3.1 Коммерсантъ, РБК, Известия — образ якутских шаманов в
федеральных СМИ 22
2.3.2 SakhaDay, ЯСИА, SakhaPress — формирование имиджа якутских
шаманов в локальных СМИ 26
2.4 Представленность Александра Габышева в СМИ 41
2.4.1 Александр Габышев в федеральных СМИ 42
2.4.2 Формирование образа Александра Габышева в якутских СМИ... 48
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А 73
Якутия — самый большой регион России, а также крупнейшая административно-территориальная единица в мире. Коренной народ — саха — сохранили свой язык, самобытность, традиции, ремесла, искусство. Туристический потенциал региона реализован только на пять процентов, несмотря на то, что местная культура и природные особенности обращают на себя внимание туристов. В 2024 году сообщалось, что в республике до конца года разработают стратегию развития туризма. Заявление сделано администрация главы и правительства республики [118].
Одним из привлекательных явлений в якутской культуре является шаманизм, так как аудитория проявляет интерес к мистике, религии и эзотерическим практикам.
Традиционной религией народа саха является Аар Айыы. Согласно данному верованию, вселенная делится на верхний, средний и нижний миры, с которыми люди общаются с помощью шамана [119]. Также существуют обряды благословения, которые проводятся через огонь, чтобы попросить здоровье, удачу или помощь у божеств. Шаманы и другие практики в данной религии используют атрибуты, национальные костюмы, которые для многих выглядят как часть мистической экзотики, что привлекает внимание незнакомых с данными ритуалами людей.
Несмотря на то, что шаманизм — часть веры якутов, культурная особенность региона, для многих людей за пределами республики это в первую очередь мистическая практика, которую часто эксплуатируют, в том числе и в медиа как часть развлекательного контента.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует разрыв между представленностью шаманов в СМИ как части большой локальной культуры, традиционного верования и как привлекательной для туристов мистической практики.
Актуальность исследования обусловлена тем, что существует образ якутских шаманов, формирующийся под влиянием внешних сил, которые иногда не имеют отношения к данной культуре и верованию, поэтому черты якутского шамана непостоянны, у аудитории не складывается полного впечатления о данном явлении. Одновременно с этим на территории Республики Саха (Якутия) возможно сформировать устойчивый имидж.
Также в 2025 году в Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы эзотерических услуг и духовных практик. Запрет затронул более 30 категорий эзотериков, среди них — регрессолог, алхимик, астролог, таролог, нейропсихолог, энерготерапевт, чакролог, рунолог, нумеролог и другие. Отмечается, что запрет не коснется дипломированных психологов, а также представителей традиционных верований, в том числе шаманов, но исключительно на территориях, где данные практики являются представителями аутентичности региона. Данное уточнение в законопроекте подтверждает разрыв между мистическими и традиционными религиозными практиками [22].
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей формирования имиджа якутских шаманов в федеральных и региональных СМИ.
Проблемой становится то, что нет понимания, чем на самом деле является шаманизм — традицией в некоторых регионах или мистическим явлением.
Объект исследования — материалы федеральных и региональных СМИ.
Предмет исследования — образ якутских шаманов в СМИ.
Цель работы — выявить, рассмотреть, какие информационные поводы представлены в материалах, посвященных шаманизму, как медиа формируют образ и имидж якутского шамана на примере федеральных и локальных СМИ.
Задачи:
1) выявить интерес аудитории к программам и материалам, затрагивающим мистические и эзотерические практики, сравнить издания, в которых появляются темы эзотерики и мистики;
2) выявить, в каких федеральных и локальных СМИ представлен образ якутского шамана, описать издания;
3) сравнить подход к освещению темы шаманизма и шаманов в федеральных и локальных медиа;
Основной метод исследования — качественный контент-анализ. Первым этапом работы стал отбор материалов, в подборку вошли тексты с языковыми единицами «шаман» и «Габышев». Учитывался контекст употребления, включены тексты, в которых речь идет о шаманах на территории Республики Саха (Якутия). Далее рассматривались информационные поводы и темы текстов, выявлялось наличие или отсутствие авторской оценочной лексики, учитывался жанр публикации. Все отобранные тексты были оформлены в таблицу, которая представлена в Приложении А.
Эмпирической базой исследования являются публикации федеральных и местных якутских СМИ за период с 2019 по 2025 год.
В рамках исследовательской работы было проанализировано 454 публикации трех федеральных и трех якутских СМИ за период с 2019 по 2025 год. Изучению подвергались публикации, в которых присутствуют такие языковые единицы как «Габышев» и «шаман», примененные в контексте якутских событий. Отслеживалось, в каких случаях упоминалась фигура якутского шамана, как она репрезентирована в том или ином медиа.
В результате исследования было выявлено, что в федеральных СМИ представлен образ якутских шаманов, который в свою очередь помогал формировать имидж всего региона. Шаман в данном случае выступает элементом большой якутской культуры, в которую включено кино, искусство и другие части самобытности народа саха. Шаманские обрядовые практики, например, ритуалы, призванные изменить погодные условия, могут восприниматься аудиторией как мистические, так как для не погруженного читателя встают в один ряд с любыми другими эзотерическими действиями.
В локальных СМИ создается имидж шаманов. Шаманы чаще всего репрезентируются как представители традиционного местного верования, носители сакрального знания, обладающие навыками целительства, общения с духами. Среди публикаций встречаются и тексты, которые предупреждают о том, что образ шамана может эксплуатироваться как мистический, а такие практики уже ставятся под сомнение. Шаман упоминается в текстах о культуре, искусстве, медицине, науке, присутствуют подтверждения доверия к шаманам со стороны жителей региона. Демонстрируется устойчивый набор качеств шамана, среди них — авторитетность, целительские способности, умение видеть сокрытое от обычных людей. Внимание уделяется и внешним свойствам: шаманские атрибуты, национальные костюмы (в текстах про театр и изобразительное искусство).
В региональных СМИ якутский шаман становится героем текстов про искусство
Таким образом, можно сделать вывод о том, что шаманизм — один из способов репрезентировать Республику Саха (Якутию) в целом. В таком случае мы имеем дело с образом шамана, не наделенным устойчивыми качествами. Понятие «образ» предполагает интуитивное, субъективное
восприятие. Данное понятие применимо для описания феноменов,
институтов, чем в федеральных медиа и является шаманизм, так как представлен в общем, без персоналий и конкретных ритуалов, значений. С другой стороны, когда публикации о шаманизме выходят для локальной аудитории, наблюдается имидж шамана. Имидж же является отражением устойчивых, повторяющихся черт, в тех случаях, когда речь идет о проявлении объекта отражения в социуме. Имидж шаманов в локальных СМИ формируется благодаря историческим сведениям, описаниям современных и ушедших в прошлое ритуалов, данным о реально существующих шаманах.
На представления аудитории о якутских шаманах может влиять имидж Александра Габышева, который демонстрирует не только шаманские признаки, но и увлечение мистицизмом. Шаман-воин публично проводил ритуалы (камлал), нес с собой в пешем походе шаманские атрибуты, но одновременно с этим заявлял о своей принадлежности к христианской религии. Такое соединение религиозности и язычества не укладывается ни в одну традицию и выглядит как набор эзотерических практик. Шаманизм как традиционное верование якутов может эксплуатироваться как мистическая практика. Аудитория может проявлять интерес именно к мистической составляющей шаманизма, данное увлечение имеет потенциал к привлечению туристов в регион.
Тема якутского шаманизма и представленности шаманов в СМИ требует дальнейшего изучения. Исследования в этой теме могут стать базой для медиапроектов про культуру и традиции Якутии, что может положительно сказаться на туристическом трафике в республике.