Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДРЕВНЕРУССКАЯ «ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ ТУРКАМИ ЦАРЬГРАДА В 1453 ГОДУ» В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В.

Работа №190523

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Повесть о взятии Царьграда турками как пример литературного и эсхатологического осмысления войны 12
1.1 Воинские повести в древнерусской литературе 12
1.2 «Повесть о взятии турками Царьграда в 1453 году»: время создания и причины
популярности в разные исторические периоды 22
Глава 2 Образы войны в религиозной литературе и крестьянском сознании 31
2.1 Жизнь и информационное пространство сибирской деревни 31
2.2 Текстологический конвой «Повести о взятиии Царьграда тургками в 1453 г.» в
контексте религиозных представлений сибирской деревни 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49

Актуальность темы исследования: Древнерусская «Повесть о взятии турками Царьграда в 1453 году», не смотря на отсутствие посвященных ей фундаментальных трудов, традиционно привлекает внимание специалистов. Повесть нагружена религиозной символикой и требует детального изучения, как самого текста, так и среды, в которой он был сформирован. В литературоведении и медиевистике рассматриваются особенности конструирования текста и сравниваются сохранившиеся списки Повести. Тем не менее, вопросы о достоверности описанных в ней исторических событий, авторе или авторах текста по сей день остаются спорными.
По своему жанровому происхождению Повесть относится к воинским. Это один из самых известных жанров древнерусской литературы. Именно благодаря воинским повестям исследователи имеют возможность получать информацию о наиболее знаковых и драматичных для Древней Руси событиях. Повести именно этого жанра описывают победы и поражения, войны с врагами и подвиги героев. Данная Повесть длител ьное время бытовала в древнерусской литературе, и «ее проникновение в хронограф и летописи и летописи, оказанное ею влияние на ряд историко-публицистических произведений Древней Руси - все это говорит о том, что она чем-то отвечала коренным запросам древнерусского общества XV - XVI веков» .
В связи с этим в данной работе будет рассмотрен старообрядческий список «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году», ее сюжет, ключевые образы, связи с религиозными эсхатологическими идеями и причины популярности з а хронологическими пределами ее создания. Исходя из этого, научная проблема сформулирована следующим образом: обстоятельства и результаты рецепции и переинтерпретации древнерусской воинской повести в религиозной традиции других исторических периодов.
Для более подробного и целостного рассмотрения историографии в Выпускной квалификационной работе используется проблемно-тематический подход к анализу исследовательской литературы.
Первая группа включает в себя исследования, посвященные истории возникновения и анализу содержания текста «Повести о взятии турками Царьграда в 1453 году». Вторую группу составили- исследования произведений старообрядческой литературы и особенности древнерусских и старообрядческих сборников. Третья группа представлена исследователями, которые изучали печать периода Первой мировой войны.
Первая группа представлена исследованиями архимандрита Леонида, И.И. Срезневского, Г.С. Дестуниса, А. С. Орлова, А. И. Соболевского, Г. П. Бельченко, Н. А. Смирнова, М. О. Скрипиля, М. О. Сперанского.
Одна из первых и главных дискуссий, посвященных данной повести - это вопрос о ее первоначальном составе. Первые дискуссии и исследования состава повести начались в дореволюционной историографии и были вызваны отличиями ее списков в Хронографе 1512 года, в Никоновской и Воскресенской летописях . Как самостоятельный текст она известна только в составе так называемого Троицкого списка (входила в состав сборника из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, № 773), в котором указано авторство Нестора Искандера, и И.И Срезневский и архимандрит Леонид придерживались именно этой точки зрения о создателе текста.
Архимандрит Леонид считал, что Искандер, находясь в расположении турецких войск, записывал все, что там происходило. После падения города со слов греков- очевидцев было задокументировано все, что во время осады совершалось в городе. На основе своих заметок Искандер, по мнению Леонида, составит «Повесть о взятии турками Царьграда в 1453 году» и отправил ее в Москву через знакомых греков. Отсутствие послесловия в во всех списках, помимо Лаврского, объясняется боязнью вызвать недоверие у читателя, так как повесть была написана славянином, попавшим в детстве в Турцию и обращенным в ислам. Таким образом, Леонид не сомневался, что Лаврский список «Повести» - это ее первоначальный вариант. Это же мнение разделял И.И Срезневский.
По мере того, как все продолжалось изучение повести, выводы архимандрита Леонида уже не казались такими очевидными. Дестунис Г.С., указывая на греческие обороты в лексике автора, выражал сомнения в русском происхождении повести. Он считал, что «подобные обороты могли уже издавна войти да, без сомнения, и вошли в русскую письменность, и как бы срослись с нею так, что они не могут служить показателями того, что текст повести первоначально был написан по-гречески, а потом уже переведен» .
Если Г. С. Дестунис лишь сомневался в русском происхождении «Повести», то другой крупный филолог С.И. Соболевский полностью отвергал авторство Нестора Икандера. По его мнению «фактические данные повести показывают, что автор во время осады Царьграда находился в Царьграде. Что же касается повести, то она могла быть написана кем-либо из членов русской колонии Константинополя, позже возвратившимся на Русь» .
Так, исходя из данных из исследований Соболевского и Дестуниса изучение истории «Повести» вернулось к исходному состоянию до изучения ее Леонидом.
Позже А.С. Орлов в своих работах об особенностях стиля и формы русской беллетристики написал: «„История" является продуктом древнерусской литературной культуры, что ее создание немыслимо вне русской почвы и необъяснимо вне традиций литературы древней Руси» . Если повесть возникла на почве традиций древнерусской литературы и в своей основе имеет дневниковые записи Искандера, то следует разграничить в тексте фрагменты, взятые из дневника, и фрагменты, принадлежащие неизвестному автору. Автору, который владел стилем написания текстов в рамках русской традиции. Дальнейшие исследования повести пошли именно в этом русле. В частности, по этому пути следовал Г.П. Бельченко: «В повести о Царьграде, в дошедшем до нас составе, мы можем выделить историческую часть, написанную Нестором Искандером во 2-й половине XV в., на основании дневника и рассказов современников,— и осложненную позднейшими наслоениями. Какой-то книжник переделал краткую историческую повесть о взятии Царьграда Нестора Искандера в духе религиозно-политической идеи. Он придал особое начало — повесть о создании Царьграда... Он расширил историческую часть вставками церковного характера (молитвы и знамения) и заключил ее пророческими предсказаниями о грядущих судьбах Царьграда» .
М.Н. Сперанский также придерживался мнения о безусловной принадлежности дневниковых записей о падении Константинополя Нестору Искандеру и считал, что позже эти заметки были переработаны неизвестным опытным русским книжником в повесть .
Вопрос о составе повести Нестора Искандера поднимается в статье Н. А. Смирнова По его мнению, в Повести «чисто механическим путем объединены разные сказания: они органически не связаны между собою и не могут быть приписаны одному Нестору Искандеру». Пытаясь понять, что в тексте принадлежит самому Нестору Искандеру, Н. А. Смирнов утверждал: «Ему безусловно принадлежит хроника осады Константинополя турками, ему же принадлежат некоторые сведения о положении в осажденном городе и, конечно, описание борьбы греков стурками, ворвавшимися 29 мая 1453 г. в самый город. Все остальные части «Повести», начиная с первой, посвященной истории основания Константинополя, равно как и встречающееся в некоторых вариантах перечисление византийских императоров, наконец, молитвы, поизносившиеся греками в дни осады, рассказы о видениях, равно как и предсказания о судьбе Константинополя, приведенные в конце «Повести», и многие другие вставки, конечно, ничего общего с первоначальным содержанием «Повести» Нестора Искандера не имеют» .
Концепции Сперанского, Смирнова, Бельченко поставили вопрос о том, что на самом деле представляет Повесть по смысловому наполнению, форме, стилю изложения, идейному замыслу. Итоги дискуссии были подведены в статье М. О. Скрипиля: исследователями не дается объяснение, каким образом Искандер, не будучи сам свидетелем осады Константинополя, «достиг поразительного единства стиля при изображении картин военных сражений, так что традиционные формулы воинских повестей органически сливаются у него с художественным описанием новой техники артиллерийских боев; не объясняется сходство в идейном и в лексическом отношении послесловия, написанного Нестором Искандером, с остальными частями повести, написанными русским автором» .
Вторая группа исследований, привлеченная для решения задач ВКР, представлена работами Н. Н. Покровского, О. А. Бахтиной, И. М. Грицевская, С. А. Семячко, Е. Е. Дутчак, Е.А. Ким, О. А. Бур кун.
В книге «Путешествие за редкими книгами» Н. Н. Покровский ярко описывает археографические экспедиции 1960-1980-х гг. В ходе их проведения участники встречались со старообрядцами, живущими в сибирских таежных скитах. В этих поездках было найдено немало крестьянских сборников сочинений древнерусской и
старообрядческой книжности, а также получена информация об их авторах.
Тысячи найденных в деревнях книг указывают на то, что деревня являлась куда более «книжной» и читающей, чем можно было бы предположить изначально. В самых разных жизненных ситуациях и в разные периоды истории эти книги прочитывались современниками и осознавались по-новому, возможно, помогая решить текущие задачи .
Монография О. Н. Бахтиной дает понимание того, какими представлялись произведения старообрядческой литературы в контексте понимания христианских
традиций. На примере житий и автобиографий автор исследует отличительные и своеобразные черты старообрядческих литературных текстов .
Диссертация С. А. Семячко, в которой она исследует малоизученный сборник «Старчество», помогает разобраться в механизмах формирования сборников с текстами разного содержания, а также больше узнать о методах текстологического и историко - литературного исследования . И.М. Грицевская. в своей статье анализирует структуру и формирование старообрядческих сборников на базе материала рукописного сборника, датируемого концом XVIIIB, также, помимо основного анализа, автор прослеживает происхождение сборников различных типов, рассматривает их как культурный феномен .
Так как исследуемый сборник находится в составе коллекции Скитской библиотеки, куда входят книги и рукописные сборники старообрядческой общины, то монография и большое количество научных статей помогли как в реконструкции исторического контекста, так и в прикладной части работы по анализу текста сборника. В своей монографии Е. Е. Дутчак описывает историю общины томско-чулымских староверов-странников, приводит анализ способов адаптации старообрядцев к изменениям. В работе используется широкий круг источников, с помощью которых освещаются разнообразные стороны и аспекты жизни общины на территории томско - чулымской тайги. В рамках дипломной работы монография помогла в выстраивании общего контекста при работе со сборником назидательного характера .
В коллективную статью ««Крестьянская община и старообрядческий скит: формула притяжения» помимо всего прочего включен разбор старообрядческого сборника назидательно характера, сердцевиной которого является повесть о завоевании Царьграда. Проанализирована не только сама повесть, но и ее текстологический конвой. Это исследование представляет собой особую ценность для работы, так как является единственным по изучаемому старообрядческому сборнику .
Третью группу исследований, привлеченную для реконструкции информационного пространства сибирской деревни, составили работы М.В. Шиловского, Н.В. Жиляковой, О.В. Чудакова.
Особую важность для ВКР имела монография М.В. Шиловского «Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь», в которой автор предпринимает попытку рассмотреть экономику, социальную жизнь, военную повседневность сибиряков в военный период с 1914 по 1918 гг. Кроме того, исследователь анализирует связь, которая существовала между фронтом и тылом, культуру, общество и политику региона .
Следует отметить корпус статей О.В. Чудакова, в которых охарактеризован информационный потенциал сибирских газет:«Материалы периодической печати как источник по истории местного самоуправления в сибирских городах в годы Первой мировой войны» , «Составление расходной части бюджета органами городского самоуправления в Сибири в годы Первой мировой войны (1914-февраль 1917)» . По мнению автора, периодическая печать не только транслировала основную информацию с военных фронтов о войне, отражала настроения населения, но и способствовала формированию у читающей публики представлений и взглядов по основным общественным проблемам.
Ряд исследовательских работ освещает аспекты политической печати партий и тесно связан с их деятельностью. В работах Н. В. Жиляковой «Цензурная история газеты «Сибирская жизнь» 1894-1919гг.» и «Становление и формирование системы газетной периодики дореволюционного Томска» отмечается, что в Сибири цензурой изданий занимались в основном местные чиновники, которые имели собственные представления о том, какими должны быть органы печати и какой вид им следует иметь, выходя в свет.
Завершая историографический обзор, следует обратить внимание, что старообрядческий сборник и тексты, включенные в него, такие, как Повесть о взятии Царьграда, открывает широкий спектр тем для изучения. Анализируя его наполнение, исследователь неминуемо сталкивается со своеобразными чертами старообрядческой литературы как жанра. Находящаяся в его составе воинская повесть ставит перед исследователями ряд таких тем, как причины ее переписки и соединения с другими текстами, идеологическое и смысловое значение сборника
Объектом исследования является Повесть о взятии турками Царьграда в составе старообрядческого сборника назидательного характера.
Предметом - Древнерусская воинская повесть как источник формирования представлений о войне и военных действиях в старообрядческой крестьянской среде
Цель выпускной квалификационной работы - Выявить причины интереса старообрядческих книжников 1910-х гг. к «Повести о взятии турками Царьграда в 1453 году».
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Охарактеризовать структуру древнерусских воинских повестей и обозначить особенности их сюжетов и приемов построения.
2. Определить историко-культурный контекст возникновения Повести и проследить историю ее бытования для выяснения причин ее переписки в 1910-е гг.
3. На основе исследований информационного пространства сибирской деревни реконструировать состав и характер доступных ей сведений о причинах и ходе Первой мировой войны.
4. На примере текстов, включенных в старообрядческий сборник (НБ ТГУ. ОРКП. В-26.169), определить особенности осмысления военных событий в старообрядческой крестьянской среде в 1910-е гг.
Хронологические рамки исследования: 1910-1917 гг. определены сведениями о датировке старообрядческого сборника (составлен не ранее этого десятилетия) и участием России в сражениях Первой мировой войны.
Территориальные рамки исследования: Петропавловская и Александровская волости Томского уезда Томской губернии; определены исходя из исследовательской литературы о контактах старообрядческого скита - владельца «Скитской библиотеки» - с близлежащими населенными пунктами.
Источниковый базой данной работы является старообрядческий сборник назидательного характера из коллекции собраний «Скитской библиотеки», переданной Научной библиотеке Томского университета томско-чулымской общиной староверов- странников. В составе рукописного сборника находится старообрядческий список «Повети о взятии Царьграда турками в 1453 году», который является одним из ключевых исследуемых в работе источников .
Кроме того, для реконструкции информационного фона Сибири и сибирской деревни в изучаемый период были проанализированы номера газеты «Сибирская жизнь» .
Газетная печать является наиболее валидным источником при изучении информационного пространства сибирской деревни, поэтому активно используется для изучения разных явлений войны, как на территории Сибирского региона, так и на остальной части страны. Популярность газеты как источника можно объяснить его массовостью, широким распространением и доступностью для исследователя и интересующегося. Периодика того времени была едва ли не самым крупным способом доведения информации до масс, безусловно, она сыграла определенную роль в жизни государства. Мировой конфликт освещался в газетах с разных ракурсов и точек зрения. Номера выходили почти ежедневно, а от работы цензоров, редакторов, издателей зависело наполнение номера и достоверность информации, касающейся положения в тылу и на фронте .
«Сибирская жизнь» была ежедневной общественно-политической газетой, которая издавалась в городе Томск с 1894 по 1919 гг. тиражом до 25 тысяч экземпляров. В тесном сотрудничестве с газетой находились профессора Императорского Томского университета, чиновники, депутаты Государственной Думы, представители региональной интеллигенции. Издание было либерального толка. В редакцию приходила корреспонденция из самых разных населенных пунктов Сибири. Основателем газеты был П.И. Макушин .
В данной работе использованы номера газеты «Сибирская жизнь» от 20 декабря и 25 июня 1914 года, а также номера за 25, 26, 27, 29 мая, 8 июня, 1 июля 1916 года. Номера за 11 июня и 3 марта, 27 октября 1917 года.
Газета обладала устоявшейся структурой, при этом динамичной, что позволяло при необходимости смены повестки менять содержание номеров. На протяжении исследуемого периода газета часто писала о международной политической жизни, в номера входили новости как общероссийские, так и региональные сибирские. С началом Первой мировой войны рубрика «Накануне войны» сменилась на рубрики «Европейская война», «Военные заметки» и «Отголоски войны» «Война». Данные рубрики, непосредственно отображавшие участие Российской империи, описывающие международную повестку, рассматриваются в ВКР.
Помимо прочего, в газете публиковались сводки с фронтов, где подробно рассказывалось об успехах и достижениях русской армии, освещалась международная повестка в виде новостей о внутренних делах иностранных государств. Помимо этого, в газете публиковались письма с фронта, где воины-сибиряки передают родным, близким, землякам приветствия и просьбы о пересылке вещей из дома, которых не было или не хватало на фронте. Несколько подобных примеров также рассмотрено в работе.
Для решения поставленных задач Выпускная квалификационная работа привлечены следующие методы: общие принципы системности и историзма, которые позволят изучить и проанализировать книжную культуру и круг чтения сибиряков- крестьян.
При написании работы был использован подход literacy studies , который помог исследовать читательские предпочтения крестьян сибирской деревни в контексте национального и регионального информационного пространства.
Герменевтический метод интерпретации текста помог исследовать «Повесть о взятии турками Царьграда в 1453 году» по отношению к ее принадлежности к рассматриваемой эпохе, исследовать, в том числе с помощью научной литературы, количество известных науке редакций и определить, к какой именно близок старообрядческий список Повести.
Сравнительный и историко-текстологический методы, позволили сопоставить версии текста между собой и выявить разночтения в древнерусских и старообрядческом списках повести. Метод фронтального просмотра периодического издания «Сибирская жизнь», а также дискурсного анализа журнальных текстовбыл задействован для отбора публикаций, описывающих быт сельского населения деревни и общих тем, волновавших сибиряков.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Главы, в свое очередь, разделены на два параграфа каждая. В структуру входят введение, заключение, список литературы. В первой главе рассмотрены особенности структуры и сюжетосложения воинских повестей как жанра русской литературы, а также исследованы вопросы, касающиеся происхождения, бытования, особенностей элементов сюжета, авторства «Повесть о взятии турками Царьграда в 1453 году». Вторая глава включает в себя исследование образов войны в газетной периодической печати и религиозной литературе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования важным было понять, какое информационное поле было внутри сибирской деревни в годы Первой мировой войны, так как, события, происходившие в Константинополе в 1453 году имели символические параллели с событиями, которые происходили с 1914 по 1917 год в стране и о которых сибирские крестьянское население получало информацию из прессы. Информационное пространство сибирской деревни пережило своеобразный переход от активного обсуждения и освещения замкнутых внутренних процессов до соприкосновения с событиями Первой мировой войны, и вскоре под давлением внутренних процессов, проходящих в государстве, сосредоточилось на событиях внутри своего населенного пункта и страны в целом. Конечно, в определение «пресса» входят не только газеты такие как «Сибирская жизнь». Как правило, туда включаются еще и журналы. Однако в исследуемый период самым массовым, доступным и оперативным ресурсом получения информации были именно они, им же принадлежала ведущая роль в формировании у современников представлений о происходящем в мире.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был рассмотрен такой жанр литературы, как русские воинские повести. Период активного развития жанра XI¬XVII вв. Повесть представляет собой сюжетный рассказ о воинских ратных подвигах с поэтичным описанием батальных сцен, воинского быта, досуга между военными действиями.
Особенность жанра заключается в том, что большинство воинских повестей проникнуты патриотическим пафосом, трагизмом. С невероятной тревогой и трагизмом описывалась борьба народа за свою независимость, походы против врагов. Победы воспевались с присущим литературным размахом, а поражения оплакивались.
Главная цель произведений данного жанра - показать мужество, отвагу, героизм и доблесть воинов, описать исторические события в совокупности с художественными литературными приемами.
Кроме того, стоит отметить, что герои повестей имеют сложный, неоднозначный образ. Воины с русской и противоположной сторон наделяются одновременно мужественностью, доблестью, честью и справедливостью. Нельзя сказать, что герои с противоположной стороны описываются с негативной стороны, с презрением или принижением их достоинств. В повести воин имеет схожесть с богатырями из русских былин и одновременно заступником православной веры. Султан Магомет в Повести о взятии Царьграда наделен схожими доблестными качествами с императором Константином, разница в том, что он выражает интересы веры мусульманской. Герои не 47
боятся пролить свою кровь за родную землю и за свою веру. Они молчаливы и задумчивы. Много места в повести отводится на то, чтобы описать размышления, показать какое место в сердце занимает молитва, при описании религиозно-фантастических сюжетных линий, герой уповает на помощь сил небесных.
«Повесть о взятии турками Царьграда в 1453 году» является важным этапом развития жанра воинской повести. Эмоциональные красочные эпизоды баталий перекликаются с картинами вещих знамений. Традиционно ученые представляют эту повесть, как одно из древнерусских произведений, которое сыграло значительную роль в принятии и установлении этой идеологии в России. Поэтому затрагивалось влияние доктрины «Москва - Третий Рим» на становление национального самосознания молодого объединенного Московского государства.
Содержание старообрядческой литературы как наследницы древнерусской тесно связано с эсхатологическими идеями о скором конце времен и пришествии антихриста. В Повести также можно обнаружить эти идеи в описанияхзавоевания турками Византии как конец света, а султана как антихриста. В выпускной работе исследовалась история бытования Повести в древнерусской литературе. На сегодняшний день исследователям известно несколько списков Повести. В работе был рассмотрен список из Хронографа 1512 года, входящий в состав старообрядческого сборника назидательного характера. Помимо Повести в сборнике содержится корпус религиозных текстов. Вместе Повесть и ее тектослогический конвой отчасти создают религиозную мировоззренческую картину для деревенских староверов и помощников скита. Составление сборника приходится на 1910-е гг., когда Российская империя находилась в гуще исторических


1. Научная библиотека ТГУ. Отдел рукописей и книжных памятников. В-26160.
Сборник назидательного характера с Повестью о взятии Царьграда турками в 1453 г.: рукопись (не ранее 1910 г.). - 42 л.
Периодическая печать
2. Сибирская жизнь. 1914. 20 декабря.
3. Сибирская жизнь. 1914.25 июня.
4. Сибирская жизнь. 1916.25 мая.
5. Сибирская жизнь. 1916. 10 марта.
6. Сибирская жизнь. 1916. 26 мая.
7. Сибирская жизнь. 1916. 27 мая.
8. Сибирская жизнь. 1916. 29 мая.
9. Сибирская жизнь. 1916. 1 июля.
10. Сибирская жизнь. 1916. 8 июня.
11. Сибирская жизнь. 1916.11 июня.
12. Сибирская жизнь. 1917. 3 марта.
13. Сибирская жизнь. 1917. 18 мая
14. Сибирская жизнь. 1917. 27 октября.
Литература
15. Brooks J. When Russia learned to read: lite racy and popular literature, 1861-1917. - Princeton, 1985.
..114


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ