АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ. -6-
Глава 1. Теоретические основы мотивологического исследования интернет-текста -9-
Выводы по главе 1 -14-
Глава 2. Мотивационно связанные слова и их функции в научно-популярном паблике ««Nature Science»» -16-
Выводы по главе 2 -55-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -57-
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА -67-
Данная работа выполняется в русле лингвистического направления мотивологии и развивает идеи Томской мотивологической школы. Традиционно томские мотивологи понимают мотивированность как свойство слова, то есть придерживаются лексикологического подхода к изучению мотивированности слова.
Теоретическую основу работы составляет теория лексической мотивации, изложенная поаспектно в монографии Ольги Иосифовны Блиновой [6]. В настоящей работе задействованы два аспекта мотивологии: онтологический аспект - для усвоения базовых терминов и понятий науки, основных единиц и аспектов мотивологического анализа слова и мотивационно связанных слов; функциональный аспект - для выявления функций слов, вступающих в отношения лексической и структурной мотивации в текстах постов научно-популярного паблика в социальной сети и определения их роли в научно-популярном интернет-тексте постов социальной сети.
Для мотивологического исследования избраны тексты паблика «Nature Science» социальной сети «ВКонтакте». Эта социальная сеть в настоящее время бурно развивается в России, является популярной коммуникативной площадкой для 100 миллионов подписчиков по всему миру.
Паблик «Nature Science» - это научно-популярный ресурс о животных и живой природе в целом. Особенностью структуры паблика является то, что каждый пост сочетает в себе небольшое видео и текст из 100-180 слов. Тексты включают элементы научно-популярного и разговорного стиля, информативно насыщенны.
Привлекает внимание индивидуальный стиль автора постов, который в сочетании с интересным и разнообразным содержанием находит живой отклик у аудитории, каждый пост набирает в среднем 500-1000 просмотров, пользователи активно делятся комментариями (под одним постом от 200 до 800 комментариев), общая атмосфера коммуникации в паблике характеризуется добрым, дружественным тоном, пользователи настроены на обмен информацией о животных и своим эмоциональным отношением к ним.
Изучение научно-популярных интернет-текстов социальной сети представляется актуальным, поскольку позволяет раскрыть возможности лексической системы языка, а именно актуализированных в коротких текстах постов системных мотивационных связей лексических единиц, для воплощения таких специфических характеристик текста, как высокая информативность, образность и выразительность, стилистическое разнообразие речи, склонность к юмору, творческий и вполне ответственный подход к использованию языка, возможность получать обратную связь напрямую, передача информации в различных режимах.
Материал исследования составили 40 публикаций в паблике «Nature Science», размещённые в нём с 14.02.2023 по 19.12.2023 гг.
Объектом исследования являются тексты и заголовки 40 публикаций в научно-популярном паблике «Nature Science» социальной сети «ВКонтакте».
Предмет исследования - функции мотивационных связей слов в текстах и заголовках публикаций в паблике «Nature Science» социальной сети «ВКонтакте».
Цель работы - выявить мотивационные пары и цепочки в исследуемых текстах, определить типы мотивационных связей между словами, проанализировать функции мотивационных связей слов в текстах.
Задачи:
1. Освоить теорию мотивации: изучить термины, их определения, основные классификации, параметры и единицы анализа, функции мотивационно связанных слов в коммуникативной сфере.
2. Определить материал исследования с помощью аспектной выборки, обратившись к социальной сети «ВКонтакте». Отобрать публикации, наиболее насыщенные мотивационно связанными словами.
3. Выявить мотивационно связанные слова в текстах публикаций, составить мотивационные пары и цепочки на основе текстов.
4. Описать мотивационные связи выявленных слов по критерию: лексическая мотивация / структурная мотивация.
5. Проанализировать функции мотивационных связей слов в избранных текстах.
6. Сделать вывод о роли мотивационно связанных слов в научно-популярном интернет-тексте социальной сети.
Методы исследования: метод научного описания с его приёмами сплошной выборки, классификации, интерпретации; метод мотивологического исследования с его приёмами сегментного наложения, выявления лексической и структурной мотивации, типологизации мотивационно связанных слов; приёмы контекстологического и фунционального анализа.
В ходе работы над темой выпускной квалификационной работы были освоены положения и термины теории мотивации, разрабатываемой в Томской школе русистики в лексикологическом ключе. Определены базовые понятия мотивации и её типы, приёмы выявления лексических и структурных мотиваторов, актуализации мотивационно связанных слов в тексте. В основу мотивологического исследования текстов постов паблика социальной сети ВКонакте положен спектр функций мотивационно связанных слов в коммуникативной сфере.
Научно-популярный паблик «Nature Science» в формате коротких постов, сопровождающихся небольшими видеорликами без текстового содержания повествует о животных и живой природе в целом. Тексты ориентированы на передачу научных фактов в сжатом формате и развлекательной манере, они включают элементы научно-популярного и разговорного стиля, высоко информативны. Индивидуально-авторский стиль удачно сочетается с интересным и разнообразным содержанием, что находит живой у аудитории, которая постоянно растёт и на данный момент составляет 537 380 подписчиков.
Приёмом сплошной выборки в паблике «Nature Science» отобрано 40 публикаций, насыщенных мотивационно связанными словами, в ходе анализа выялено более 90 мотивационных пар и цепочек, выполняющих более 170 функций в текстах. С наибольшей активностью в текстах актуализирована лексическая мотивация, она составляет примерно 80% выявленных случаев, структурная мотивация выявляется реже и менее функционально нагружена.
Проанализированы функции мотивационных связей слов в избранных текстах, выявлена следующая частотность функций МСС в паблике «Nature Science».
Таблица 1 - Частотность функций МСС в паблике «Nature Science»
Функция МСС Количество контекстов
Собственно информативная функция 53 (30 %)
Информативная функция, сравнение 3 (2 %)
Информативная функция, перечисление 14 (8 %)
Информативная функция, уточнение 6 (3 %)
Информативная функция, характеристика 29 (16 %)
Информативная функция, классификация 20 (11 %)
Метаязыковая функция 4 (2 %)
Собственно текстоформирующая функция 21 (12 %)
Текстоформирующая функция: функция скрепа 24 (13 %)
Функция стилевого разнообразия 3 (2 %)
Заголовочная функция 1 (0,5 %)
Общее количество функций 178
Как видно из таблицы, чаще всего МСС выполняют собственно информативную функцию - служат передаче информации о животных, или являются смысловым центром характеристики животного (информативная функция, характеристика), или указывают на место животного в классификации живых организмов, называя его род, вид или семество (информативная функция, классификация).
Столь же значима роль слов, вступающих в отношения мотивации, в организации текстовой ткани поста. Публикация в научно-популярном паблике невелика по объёму, но концентрирует в себе ёмкое содержание - научные факты о живой природе. Их эффективной передаче служит текст, пронизанный ключевыми словами, часто представляющими из себя мотивационно связанные слова, которые удерживают внимание читателя поста от заголовка и до конца текста (текстоформирующая функция), а также при переходе от одного предложения к другому (функция скрепа).
Мотивологическое исследование научно-популярных постов социальной сети «ВКонтакте» позволяет раскрыть возможности МСС для воплощения специфических характеристик интернет-текста, таких как высокая информативность, образность и
выразительность, склонность автора к юмору, стилистическое разнообразие речи, творческий и вполне ответственный подход к использованию языка.
Таблица 2 - Связь особенностей интернет-текста с функциями мотивационно
связанных слов.
Особенность интернет-текста Функция МСС
1. Высокая
информативность 1. Информативная функция, классификация (17 контекстов). Пример: пенница слюнявая - цикад-пенниц. "А производит эту пену никто иной, как пенница слюнявая . Это вид полужесткокрылых насекомых из семейства цикад-пенниц (Aphrophoridae). Найти и увидеть ее можно с июня по сентябрь".
2. Информативная функция, характеристика (20 контекстов). Пример: сирийский дятел - сирийца. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла.".
3. Текстоформирующая функция: функция скрепа (14 контекстов). Пример: слюна - пенница слюнявая. "В народе такие плевки на траве так и называют -"заячья слюна".А производит эту пену никто иной, как пенница слюнявая ".
4. Собственно текстоформирующая функция (17 контекстов). Пример: носорог - носороговых - носорожонок - рог. "Это единственный сохранившийся представитель рода и самый
мелкий представитель семейства носороговых. Суматранский носорог самый мелкий из всех существующих носоргов. Его высота в холке 112—145 см, длина тела 236—318 см, масса всего-то 800—2000 кг. "
5. Собственно информативная функция (37 контекстов). Пример: сирийский дятел - сирийца. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла. ".
6. Метаязыковая функция (3 контекстов). Пример: листовая - листьями. "Малайская листовая лягушка проводит большую часть своей жизни в лесной подстилке. Ее окрас, рисунок на спине, выросты над глазами придают лягушке сходство с листьями и очень хорошо маскируют амфибию в опаде".
7. Информативная функция, сравнение (3 контекста). Пример: маленький- большой. "Самый маленький - суматранский. Самый большой - белый (представители этого вида и могут достигать пресловутых пяти тонн и размером рога под полтора метра) ".
8. Информативная функция, уточнение (3 контекста). Пример: носорогов - носорожонок. "В национальном парке Уэй-Камбас на Суматре 25 ноября самка носорога родила детеныша, самца весом 25 килограммов. Это пятый носорожонок, рожденный в нацпарке с 2012 года".
9. Информативная функция, перечисление(6 контекста).
Пример: млекопитающих - головоногих - морских. "У них очень разнообразный рацион, который включает ракообразных, рыб, морских млекопитающих, птиц, головоногих, морских змей и черепах".
2. Образность и 1. Функция стилевого разнообразия (3 контекста). Пример:
выразительность травинки - траве. "Видели ли вы такое, как будто кто-то наплевал на травинки? В народе такие плевки на траве так и называют -"заячья слюна".
2. Собственно текстоформирующая функция (4 контекста). Пример: львы - львиных - лев. "В национальном парке Чобе (Ботсвана) один из крупных львиных прайдов (30 взрослых львов) наловчился охотится на слонов. И практикует это с августа по ноябрь, когда стада копытных мигрируют с их территории охоты, а слоны остаются. Там хищники додумались пользоваться тем, что слоны хуже них видят в темноте, и выходят охотиться на слонов в безлунные ночи".
3. Собственно информативная функция (14 контекстов). Пример: большого - пестрого. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла".
4. Информативная функция, характеристика (7 контекстов). Пример: сирийский дятел - сирийца. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием
соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла. ".
5. Метаязыковая функция (1 контекст). Пример: кузовок горбатый - горб. "На спине эта кромка формирует довольно крупный и острый горб, за что вид и получил своё название. В окраске в основном преобладает ярко-жёлтый цвет с небольшим количеством тёмных пятен".
3. Склонность к юмору 1. Сбственно информативная функция (5 контекстов). Пример: тушканчик-тушканить. "Проживает в норе и ведет ночной образ жизни, появляясь в сумерках, чтобы тушканить (аналог "хомячить") семена, зеленые части растений, и не успевших удрать насекомых".
2. Информативная функция, характеристика (6 контекстов). Пример: носороги - нос - рог. "Даже если организм с рогом на носу ещё не дорос до пяти тонн, он может твёрдо сказать: "Не бибикай!". И сломать бибикалку, вместе со всем, что к ней прилегает".
3. Текстоформирующая функция: функция скрепа (3 контекста). Пример: наплевал - плевки. " Видели ли вы такое, как будто кто-то наплевал на травинки? В народе такие плевки на траве так и называют -"заячья слюна".
4. Функция стилевого разнообразия (2 контекстов). Пример: травинки - траве."Видели ли вы такое, как будто кто-то наплевал на травинки? В народе такие плевки на траве так и называют -"заячья слюна".
5. Информативная функция, перечисление (1 контекст).
Пример: бурый — гималайский. "Граждане из этого семейства настолько здорово наловчились релаксировать, что некоторые их виды (Бурый медведь, гималайский и барибал, а также самки белого медведя в период беременности)".
6. Собственно текстоформирующая функция (4 контекста). Пример: медведь — медвежья - медвежачий. "Ну и так как медвежачий организм получает в это время все питательные вещества и воду из запасов накопленного жира, то и на горшок ему ходить не надо. Тем более, пока входное отверстие организма у него похрапывает, выходное отверстие во время такого крепкого сна заткнуто специальной фекальной пробкой".
7. Информативная функция, характеристика (1 контекст). Пример: сирийский дятел - сирийца. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла. ".
4. Стилистическое разнообразие речи 1. Собственно текстоформирующая функция (21 контекст). Пример: стебельчатые - бесстебельчатые - без стебелька - стебельком. "Морские лилии бывают стебельчатые и бесстебельчатые (их гораздо больше). Первые, закрепившись стебельком, словно цветочек, сидят на одном месте и фильтруют из воды всякий планктон и детрит. А морские лилии без стебелька (бесстебельчатые), когда им необходимо, покидают родной участок морского дна, и отправляются, куда
глаза не глядят (потому что глаз то и нет) ".
2. Текстоформирующая функция: функция скрепа (19 контекстов). Пример: морские лилии - морей. "Бесстебельчатые морские лилии наиболее разнообразны на мелководьях тропических морей, часто ярко и пёстро окрашены. Примерно 65 % бесстебельчатых морских лилий обитает на глубине менее 200 м".
3. Информативная функция, уточнение (5 контекстов). Пример: носорогов-носорожонок. "В национальном парке Уэй-Камбас на Суматре 25 ноября самка носорога родила детеныша, самца весом 25 килограммов. Это пятый носорожонок, рожденный в нацпарке с 2012 года".
4. Информативная функция, классификация (19 контекстов). Пример: серые - голубовато-серые. "Белухи - большие; белые (При рождении синие и тёмно-синие, после года серые и голубовато-серые); способны поворачивать голову (Для китов это редкость) ".
5. Информативная функция, перечисление (14 контекстов). Пример: южной - восточной. "КТК любит наводить суету в южной и восточной Монголии и северо-западном Китае. Его естественная среда обитания - песчаная пустыня и полупустыня".
6. Метаязыковая функция (4 контекста). Пример: паутинник - паутинистых. "Также паутинистое покрывало создает оптимальные микроусловия для созревающих спор. Но оно не вечно. Паутинистая защита исчезает по мере роста плодового тела".
7. Информативная функция, сравнение (3 контекста). Пример:
сирийский дятел большого пестрого дятла. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла , но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла".
8. Информативная функция, характеристика (22 контекста). Пример: носорогов-носорожонок. "В национальном парке Уэй-Камбас на Суматре 25 ноября самка носорога родила детеныша, самца весом 25 килограммов. Это пятый носорожонок, рожденный в нацпарке с 2012 года".
9. Собственно информативная функция (49 контекстов). Пример: сирийский дятел - сирийца. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла. ".
5. Творческий и вполне ответственный подход к
использованию языка 1. Метаязыковая функция (1 контекст). Пример: кузовок горбатый- горб. "На спине эта кромка формирует довольно крупный и острый горб, за что вид и получил своё название. В окраске в основном преобладает ярко-жёлтый цвет с небольшим количеством тёмных пятен".
2. Информативная функция, перечисление (1 контекст). Пример: тропические - субтропические. "Шишечниковые — небольшое семейство лучепёрых рыб из отряда Trachichthyiformes. Бороздят тропические и субтропические
воды Индийского и Тихого океанов. Популярны у аквариумистов, но считаются дорогими и сложными в уходе".
3. Собственно информативная функция (14 контекстов). Пример: сирийский дятел - сирийца. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла.".
4. Информативная функция, уточнение (2 контекста). Пример: сквозь-насквозь. "Этот весьма необычный вид наиболее примечателен своим прозрачным телом. Удлинённое, сплюснутое с боков, оно отлично пропускает свет — сквозь них можно видеть буквально насквозь. В их естественной среде обитания эта особенность служит им хорошей маскировкой".
5. Текстоформирующая функция: функция скрепа (9 контекстов). Пример: синица - синицевых. "Согласно филогенетическим данным, полученным в результате исследования митохондриальной и ядерной ДНК, вероятными родственниками усатой синицы являются жаворонки! Поэтому, несмотря на название, вид не имеет отношения к семейству синицевых.".
6. Информативная функция, классификация (1 контекст). Пример: стебельчатые - бесстебельчатые. "Морские лилии бывают стебельчатые и бесстебельчатые (их гораздо больше). Первые, закрепившись стебельком, словно цветочек, сидят на одном месте и фильтруют из воды всякий планктон и детрит. А
морские лилии без стебелька (бесстебельчатые), когда им необходимо, покидают родной участок морского дна, и отправляются, куда глаза не глядят (потому что глаз то и нет) ".
7. Собственно текстоформирующая функция(4 контекстов). Пример: львы -львиных - лев. "В национальном парке Чобе (Ботсвана) один из крупных львиных прайдов (30 взрослых львов) наловчился охотится на слонов. И практикует это с августа по ноябрь, когда стада копытных мигрируют с их территории охоты, а слоны остаются. Там хищники додумались пользоваться тем, что слоны хуже них видят в темноте, и выходят охотиться на слонов в безлунные ночи".
8. Информативная функция, характеристика (5 контекстов). Пример: сирийский дятел - сирийца. "Сирийский дятел очень похож на привычного всем большого пестрого дятла (Dendrocopos major), но отличается от него отсутствием соединения между черными "усами" и черным зашейком, на лбу есть белая полосочка, которая шире, чем у большого дятла, а еще попка сирийца не такая ярко-красная, как у большого пестрого дятла. ".
Таким образом, роль мотивационно связанных слов в научно-популярном паблике «Nature Science» социальной сети «ВКонтакте» связана с концентрированной подачей научных фактов; удержанием внимания читателя на посте за счёт насыщения его мотивационными парами и цепочками, связывающими как отдельные предложения, так и весь текст, и подчиняющими его центральной теме поста; насыщением научно-популярного текста средствами образности и выразительности, приданием тексту стилистического разнообразия; реализацией творческого подхода к передаче научной информации в развлекательной форме.
1. Пение пеночки-веснички URL: https://vk.com/wall-159839157 735152 (дата обращения 30.05.2023)
2. Богатый внутренний мир стеклянного сомика. URL: https://vk.com/wall-159839157 734525 (дата обращения 29.05.2023)
3. Пара усатых синиц. URL: https://vk.com/wall-159839157_734043(дата обращения 25.05.2023)
4. Свиристель - будь слегка подшофе и распространяй семена растений. URL: https://vk.com/wall-159839157_730046 (дата обращения 21.05.2023)
5. Сенокосец, косящий под зайку. URL:
https://vk.com/wall-159839157_726871(дата обращения 10.05.2023)
6. Полёт бабочек. URL: https://vk.com/wall-159839157 728017 (дата
обращения 05.05.2023)
7. Медведица кайя - от яйца до имаго.URL: https://vk.com/wall-159839157 712477 (дата обращения 01.05.2023)
8. Малайская листовая лягушка.URL:
https://vk.com/wall-159839157_708737(дата обращения 20.04.2023)
9. Восточная степная гадюка (Vipera renardi) Я опасна! Я убегаю! Я снова опасна!! !URL: https://vk.com/wall-159839157_702405(дата обращения 25.04.2023)
10. Психоделические танцы паротии.URL:
https://vk.com/wall-159839157_701094(дата обращения 10.04.2023)
11. Битва енотов! URL: https://vk.com/wall-159839157_699668(дата обращения 05.04.2023)
12. Хоботный анолис. URL: https://vk.com/wall-159839157_695799(дата обращения 10.03.2023)
13. Кто умеет качественно отдыхать, тот медвежье (ursidae)! URL: https://vk.com/wall-159839157_684958(дата обращения 20.03.2023)
14. Ловко ныряющее воробьинообразное. Американская оляпка (Cinclus mexicanus) на рыбалке.ИКЬ: https://vk.com/wall-159839157_683813(дата обращения 15.03.2023)
15. Петух принимает "огонь" на себя.ИКЬ:
https://vk.com/wall-159839157_682941(дата обращения 23.03.2023)
..90