МЕСТНЫЕ НАЛОГИ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОЛПАШЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»
|
Введение 3
1 Местные налоги как финансовая основа местного уровня
1.1 Характеристика местных налогов 7
1.2 Местные налоги: историческая справка 8
1.3 Местные налоги, их сущность и виды 9
1.4 Особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц 10
1.5 Особенности исчисления и уплаты земельного налога 14
1.6 Зарубежный опыт местного налогообложения. Механизмы налогообложения 16
1.7 Множественность налогов 17
1.8 Разграничение налоговых сфер 18
2 Бюджетный процесс на уровне муниципального образования: проект бюджета, утверждение и исполнение
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 20
2.2 Местные бюджеты, их утверждение и исполнение 23
2.3 Установление и обеспечение минимального уровня местных бюджетов 27
3 Анализ бюджета муниципального образования «Колпашевское городское
поселение» на 2015-2018 гг.
3.1 Характеристика муниципального образования «Колпашевское городское поселение»
3.2 Формирование доходной и расходной частей бюджета: статистика, динамика, аналитика
3.2.1 Формирование доходной части бюджета. Налоговые и неналоговые поступления. Безвозмездные поступления.
3.2.2 Формирование расходной части бюджета. Структура и динамика расходов местного бюджета
3.3 Анализ налоговых поступлений на основании статистической отчетности налогового органа
3.4 Направления совершенствования налогообложения имущества на местном уровне
3.5 Направления совершенствования налогообложения земли на местном уровне 54
3.6 Рекомендации по формированию доходной и расходной частей бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение»
Заключение 59
Список использованных источников и литературы
1 Местные налоги как финансовая основа местного уровня
1.1 Характеристика местных налогов 7
1.2 Местные налоги: историческая справка 8
1.3 Местные налоги, их сущность и виды 9
1.4 Особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц 10
1.5 Особенности исчисления и уплаты земельного налога 14
1.6 Зарубежный опыт местного налогообложения. Механизмы налогообложения 16
1.7 Множественность налогов 17
1.8 Разграничение налоговых сфер 18
2 Бюджетный процесс на уровне муниципального образования: проект бюджета, утверждение и исполнение
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 20
2.2 Местные бюджеты, их утверждение и исполнение 23
2.3 Установление и обеспечение минимального уровня местных бюджетов 27
3 Анализ бюджета муниципального образования «Колпашевское городское
поселение» на 2015-2018 гг.
3.1 Характеристика муниципального образования «Колпашевское городское поселение»
3.2 Формирование доходной и расходной частей бюджета: статистика, динамика, аналитика
3.2.1 Формирование доходной части бюджета. Налоговые и неналоговые поступления. Безвозмездные поступления.
3.2.2 Формирование расходной части бюджета. Структура и динамика расходов местного бюджета
3.3 Анализ налоговых поступлений на основании статистической отчетности налогового органа
3.4 Направления совершенствования налогообложения имущества на местном уровне
3.5 Направления совершенствования налогообложения земли на местном уровне 54
3.6 Рекомендации по формированию доходной и расходной частей бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение»
Заключение 59
Список использованных источников и литературы
Экономическая политика государства невозможна без планомерной и грамотно организованной налоговой политики. Важность построения налоговой системы, которая будет грамотно регулировать финансовые потоки в бюджетах различных уровней государства, - приоритетная задача на пути построения рыночной экономики.
С учетом перехода к рыночной экономике, административно-территориального деления государства, многоуровневой бюджетной системы особая роль в построении комфортного экономического климата на уровне муниципалитетов отводится местным налогам. Налоговым кодексом местные налоги определены как налоги и сборы, поступающие в доходную часть бюджета муниципального образования, при этом устанавливаются местными органами и обязательны к взиманию и уплате на территории муниципалитета.
Система местного налогообложения как один из источников доходов местных бюджетов является финансовой основой автономности исполнительных органов муниципалитета в решении вопросов локального значения с учетом интересов местного населения. Ко всему прочему возможность сокращения дотаций из бюджетов другого уровня при возможности самостоятельного формирования доходной части бюджета муниципалитета с учетом местных налоговых поступлений гармонично сочетается с общегосударственной политикой в целом.
Стоит отметить, что детальный анализ всех составляющих местного бюджета с учетом как налоговых, так и неналоговых поступлений, их удельный вес в общем объеме доходной части бюджета, планомерная и продуманная налоговая политика и инициатива местных органов исполнительной власти в общей картине стратегии развития муниципального образования в совокупности дают привлекательные условия не только для проживания, но и развития малых и средних бизнес-структур.
В свою очередь несбалансированный, дефицитный бюджет, игнорирование рекомендаций в экспертных заключениях Счетной палаты муниципального образования, непродуманная социальная политика, сокращение налоговых поступлений в местный бюджет могут привести к серьезным миграционным оттокам, угасанию экономики и «вымиранию» муниципального образования.
Ориентируясь на опыт западных стран, где роль местных налогов в бюджетах муниципальных образований значительна, стоит предположить, что местные налоги - возможность для развития и достойного уровня жизни, а также автономности в решении насущных проблем.
На территории Томской области находятся 6 городов (4 города областного подчинения и 2 города районного подчинения) и 16 районов. Каждая из этих административно-территориальных единиц располагает не только своим доходами, но также имеет расходы, которые в совокупности образуют бюджет муниципального образования.
Городом районного подчинения является муниципальное образование «Колпашевское городское поселение», которое удалено от городского центра на расстояние более трехсот километров. Колпашево, в прошлом один из важных промышленных, сырьевых, сельскохозяйственных, экономически-стабильных центров области, на сегодняшний день представлен местом, лишенным серьезного производственного и экономического развития.
Общеизвестный факт, что Колпашево, как и многие административно-территориальные единицы Томской области не имеет разработанных разведанных нефте- и газоносных месторождений, в отличие от своих соседей Парабельского и Каргасокского районов, поэтому является «дотационным» районом. Вместе с тем, хочется отметить серьезное экономическое и социальное развитие города за последние 4 города в плане развития коммунальной инфраструктуры, дорожного хозяйства, благоустройства городского поселения, реализованных и реализуемых на его территории стратегических программ.
Реализация этих мероприятий требует серьезных финансовых вливаний, которые поступают из бюджета городского поселения. Но вопрос, действительно ли бюджет муниципального образования представляет собой одни лишь дотации, может подвергаться сомнению в связи с происходящими на уровне города событиями, плодотворно влияющими на качество жизни местного населения и стимулирующие к проявлению собственной активности, например, в предпринимательской деятельности или индивидуальном жилищном строительстве.
Этот вопрос актуализировал интерес в направлении исследования роли и значения местных налогах в структуре бюджета конкретного муниципального образования - «Колпашевского городского поселения».
Гипотеза: местные налоги являются весомой составляющей бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение».
Цель работы: исследование роли и значения местных налогов в формировании доходной части бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение».
С учетом поставленной цели в рамках выпускной квалификационной работы поставлены задачи:
- дать характеристику местным налогам с учетом их экономической и исторически сложившейся специфики, указать их место в налоговой системе РФ;
- ознакомиться с законодательной базой, регламентирующей установление, взимание и порядок уплаты местных налогов, определить место налоговых поступлений в структуре доходной части бюджета муниципального образования;
- охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации, определить особенности формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
- дать аналитическое заключение проектам бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на 2015-2018 гг.;
- определить роль и значение местных налогов в доходной части бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение»;
- провести анализ статистической отчетности налоговых органов о налоговой базе и структуре местных налогов муниципального образования «Колпашевское городское поселение»;
- предложить рекомендации по формированию доходной части бюджета с учетом налоговых и неналоговых поступлений и совершенствованию налоговой политики на местном уровне.
В выпускной квалификационной работе кроме теоретического материала, в котором дается характеристика местных налогов и бюджетного процесса, представлена практическая часть, где анализируется бюджет муниципального образования, его доходная часть как источник деятельности и жизнеобеспечения муниципального образования и расходная часть как отражение основных направлений социальной, экономической политики муниципалитета, а также учет налоговых поступлений, сформированный на основании отчетных форм местной ИФНС и рекомендации по улучшению экономического и социального климата за счет грамотно и рационально организованной налоговой политики и вопросов, касающихся разработки проекта бюджета на местном уровне.
Объектом исследования являются местные налоги.
Предмет исследования: местные налоги в структуре доходной части муниципального образования.
Информационно-эмпирическая база работы представлена официальными источники, такими как Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, федеральные законы, законы Томской области о местном налогообложении, решения Думы Колпашевского района и распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения, программы развития муниципального образования на местном уровне, а также данными Росстата и Федеральной налоговой службы.
Также в рамках исследуемой тематики в написании квалификационной работы использовались современные статьи и публикации, выражающие мнение теоретиков и практиков по вопросам местного налогообложения, организации бюджетного процесса на местном уровне, таких как Вахрин П.И., Климова М.А., Лыкова Л. Н., Миляков Н. В.
Итогом исследовательской работы станут предложения совершенствования местного налогообложения, за счет которых возможно увеличение доходной части бюджета муниципального образования и повышение привлекательности муниципалитета как для граждан, так и для бизнеса.
С учетом перехода к рыночной экономике, административно-территориального деления государства, многоуровневой бюджетной системы особая роль в построении комфортного экономического климата на уровне муниципалитетов отводится местным налогам. Налоговым кодексом местные налоги определены как налоги и сборы, поступающие в доходную часть бюджета муниципального образования, при этом устанавливаются местными органами и обязательны к взиманию и уплате на территории муниципалитета.
Система местного налогообложения как один из источников доходов местных бюджетов является финансовой основой автономности исполнительных органов муниципалитета в решении вопросов локального значения с учетом интересов местного населения. Ко всему прочему возможность сокращения дотаций из бюджетов другого уровня при возможности самостоятельного формирования доходной части бюджета муниципалитета с учетом местных налоговых поступлений гармонично сочетается с общегосударственной политикой в целом.
Стоит отметить, что детальный анализ всех составляющих местного бюджета с учетом как налоговых, так и неналоговых поступлений, их удельный вес в общем объеме доходной части бюджета, планомерная и продуманная налоговая политика и инициатива местных органов исполнительной власти в общей картине стратегии развития муниципального образования в совокупности дают привлекательные условия не только для проживания, но и развития малых и средних бизнес-структур.
В свою очередь несбалансированный, дефицитный бюджет, игнорирование рекомендаций в экспертных заключениях Счетной палаты муниципального образования, непродуманная социальная политика, сокращение налоговых поступлений в местный бюджет могут привести к серьезным миграционным оттокам, угасанию экономики и «вымиранию» муниципального образования.
Ориентируясь на опыт западных стран, где роль местных налогов в бюджетах муниципальных образований значительна, стоит предположить, что местные налоги - возможность для развития и достойного уровня жизни, а также автономности в решении насущных проблем.
На территории Томской области находятся 6 городов (4 города областного подчинения и 2 города районного подчинения) и 16 районов. Каждая из этих административно-территориальных единиц располагает не только своим доходами, но также имеет расходы, которые в совокупности образуют бюджет муниципального образования.
Городом районного подчинения является муниципальное образование «Колпашевское городское поселение», которое удалено от городского центра на расстояние более трехсот километров. Колпашево, в прошлом один из важных промышленных, сырьевых, сельскохозяйственных, экономически-стабильных центров области, на сегодняшний день представлен местом, лишенным серьезного производственного и экономического развития.
Общеизвестный факт, что Колпашево, как и многие административно-территориальные единицы Томской области не имеет разработанных разведанных нефте- и газоносных месторождений, в отличие от своих соседей Парабельского и Каргасокского районов, поэтому является «дотационным» районом. Вместе с тем, хочется отметить серьезное экономическое и социальное развитие города за последние 4 города в плане развития коммунальной инфраструктуры, дорожного хозяйства, благоустройства городского поселения, реализованных и реализуемых на его территории стратегических программ.
Реализация этих мероприятий требует серьезных финансовых вливаний, которые поступают из бюджета городского поселения. Но вопрос, действительно ли бюджет муниципального образования представляет собой одни лишь дотации, может подвергаться сомнению в связи с происходящими на уровне города событиями, плодотворно влияющими на качество жизни местного населения и стимулирующие к проявлению собственной активности, например, в предпринимательской деятельности или индивидуальном жилищном строительстве.
Этот вопрос актуализировал интерес в направлении исследования роли и значения местных налогах в структуре бюджета конкретного муниципального образования - «Колпашевского городского поселения».
Гипотеза: местные налоги являются весомой составляющей бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение».
Цель работы: исследование роли и значения местных налогов в формировании доходной части бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение».
С учетом поставленной цели в рамках выпускной квалификационной работы поставлены задачи:
- дать характеристику местным налогам с учетом их экономической и исторически сложившейся специфики, указать их место в налоговой системе РФ;
- ознакомиться с законодательной базой, регламентирующей установление, взимание и порядок уплаты местных налогов, определить место налоговых поступлений в структуре доходной части бюджета муниципального образования;
- охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации, определить особенности формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
- дать аналитическое заключение проектам бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на 2015-2018 гг.;
- определить роль и значение местных налогов в доходной части бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение»;
- провести анализ статистической отчетности налоговых органов о налоговой базе и структуре местных налогов муниципального образования «Колпашевское городское поселение»;
- предложить рекомендации по формированию доходной части бюджета с учетом налоговых и неналоговых поступлений и совершенствованию налоговой политики на местном уровне.
В выпускной квалификационной работе кроме теоретического материала, в котором дается характеристика местных налогов и бюджетного процесса, представлена практическая часть, где анализируется бюджет муниципального образования, его доходная часть как источник деятельности и жизнеобеспечения муниципального образования и расходная часть как отражение основных направлений социальной, экономической политики муниципалитета, а также учет налоговых поступлений, сформированный на основании отчетных форм местной ИФНС и рекомендации по улучшению экономического и социального климата за счет грамотно и рационально организованной налоговой политики и вопросов, касающихся разработки проекта бюджета на местном уровне.
Объектом исследования являются местные налоги.
Предмет исследования: местные налоги в структуре доходной части муниципального образования.
Информационно-эмпирическая база работы представлена официальными источники, такими как Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, федеральные законы, законы Томской области о местном налогообложении, решения Думы Колпашевского района и распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения, программы развития муниципального образования на местном уровне, а также данными Росстата и Федеральной налоговой службы.
Также в рамках исследуемой тематики в написании квалификационной работы использовались современные статьи и публикации, выражающие мнение теоретиков и практиков по вопросам местного налогообложения, организации бюджетного процесса на местном уровне, таких как Вахрин П.И., Климова М.А., Лыкова Л. Н., Миляков Н. В.
Итогом исследовательской работы станут предложения совершенствования местного налогообложения, за счет которых возможно увеличение доходной части бюджета муниципального образования и повышение привлекательности муниципалитета как для граждан, так и для бизнеса.
В современных условия рыночной экономики доля прямого участия государства в экономических, производственных, социальных вопросов снижается. Вместе с тем планомерная и продуманная политика в развитии бизнеса и заинтересованности населения в проявлении своей собственной активности - одна из главных задач современного государства.
Вместе с тем, в масштабах нашей огромной страны уесть мнение каждого в реализации финансовой и бюджетной политики, направленной во благо населения, невозможно. В этом случае превалирующая роль отводится органам местного самоуправления, которые в рамках действующего законодательства обязаны направлять все ресурсы для комфортного жизнеобеспечения населения и инвестиционной привлекательности подконтрольной территории.
Стоит отметить, что любая финансовая деятельность требует материальных ресурсов, что в понятиях бюджетного процесса выражается в расходах муниципального образования. Если присутствуют расходы, то логично, что они должны быть профинансированы их доходной части бюджета.
Формирование местного бюджета муниципального образования, как уже говорилось ранее, прерогатива органов исполнительной власти местного уровня. Вместе с этим, доходная часть бюджета представлена налоговыми и неналоговыми поступлениями и безвозмездными поступлениями.
Превалирующая доля безвозмездных поступлений говорит о низкой финансовой состоятельности муниципального образования, что сказывается крайне негативно на общем функционировании исполнительной власти в решении вопросов местного уровня. Безвозмездные поступления - продиктованные условия «свыше». Но ведь сложно согласиться с тем, что о насущных проблемах в области знают лучше, чем в конкретном муниципалитете.
Только на местном уровне можно адекватно оценить сильные и слабые стороны муниципального образования и грамотно распределить имеющиеся финансовые ресурсы в нужных направлениях.
В этой связи роль местных налогов становится определяющей. И при соблюдении всех прочих условий, таких как эффективное муниципальное управление, организованная работа местного налогового органа, адекватное налоговое законодательство, инвестиционная привлекательность муниципального образования, развитие бизнеса, местные налоги могут, возможно, стать не основными источниками дохода бюджета муниципального образования, но наверняка повысить его финансовую самостоятельность.
Налог на имущество физических лиц и земельный налог, как показал анализ, жизнеспособны в муниципальным образовании «Колпашевское городское поселение», у этих налогов намечается тенденция к повышению и развитию, что явно определяется в проектах бюджета муниципального образования за последние 4 финансовых года.
В общероссийской бюджетной практике закономерно, что доля налоговых поступлений составляет 10-15% доходной части местного бюджета, с минимизированным уровнем доли местных налогов. Что касается Колпашевского городского поселения, то увеличение доли налоговых поступлений становится не тенденцией, а фактом: доля налоговых поступлений в плановом бюджете 2018 года составляют 39.9% в структуре доходной части бюджета.
Это не говорит о том, что муниципальному образованию стоит отказаться от безвозмездных поступлений и рассчитывать только на свои налоговые и неналоговые доходы. Тем самым повышая свою финансовую самостоятельность.
Наоборот, жители города, как и остальное население нашей страны, уплачивает огромное количество федеральных налогов и налоги субъектов, поэтому обоснованно, что в муниципальное образование получает дотации из бюджетов других уровней, ведь доля налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ достигает до 90%.
Дотации идут на финансирование таких стратегических программ, с помощью которых повышается уровень финансовой и инвестиционной привлекательности муниципалитета, а также качество жизни. Тем самым, подготавливается благоприятная почва для увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что местные налоги не занимают первостепенное значение в доходной части бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение», но намечается явная тенденция к увеличению налоговых поступлений от местных налогов, о чем свидетельствуют статистические данные и проекты бюджета муниципалитета. Стоит отметить, реализация законодательных инициатив с учетом зарубежного опыта в области местного налогообложения позволит повысить финансовую самостоятельность муниципальных образований, а вместе с этим и качество жизни проживающего там населения, и организовать процесс эффективного использования бюджетных средств.
Вместе с тем, в масштабах нашей огромной страны уесть мнение каждого в реализации финансовой и бюджетной политики, направленной во благо населения, невозможно. В этом случае превалирующая роль отводится органам местного самоуправления, которые в рамках действующего законодательства обязаны направлять все ресурсы для комфортного жизнеобеспечения населения и инвестиционной привлекательности подконтрольной территории.
Стоит отметить, что любая финансовая деятельность требует материальных ресурсов, что в понятиях бюджетного процесса выражается в расходах муниципального образования. Если присутствуют расходы, то логично, что они должны быть профинансированы их доходной части бюджета.
Формирование местного бюджета муниципального образования, как уже говорилось ранее, прерогатива органов исполнительной власти местного уровня. Вместе с этим, доходная часть бюджета представлена налоговыми и неналоговыми поступлениями и безвозмездными поступлениями.
Превалирующая доля безвозмездных поступлений говорит о низкой финансовой состоятельности муниципального образования, что сказывается крайне негативно на общем функционировании исполнительной власти в решении вопросов местного уровня. Безвозмездные поступления - продиктованные условия «свыше». Но ведь сложно согласиться с тем, что о насущных проблемах в области знают лучше, чем в конкретном муниципалитете.
Только на местном уровне можно адекватно оценить сильные и слабые стороны муниципального образования и грамотно распределить имеющиеся финансовые ресурсы в нужных направлениях.
В этой связи роль местных налогов становится определяющей. И при соблюдении всех прочих условий, таких как эффективное муниципальное управление, организованная работа местного налогового органа, адекватное налоговое законодательство, инвестиционная привлекательность муниципального образования, развитие бизнеса, местные налоги могут, возможно, стать не основными источниками дохода бюджета муниципального образования, но наверняка повысить его финансовую самостоятельность.
Налог на имущество физических лиц и земельный налог, как показал анализ, жизнеспособны в муниципальным образовании «Колпашевское городское поселение», у этих налогов намечается тенденция к повышению и развитию, что явно определяется в проектах бюджета муниципального образования за последние 4 финансовых года.
В общероссийской бюджетной практике закономерно, что доля налоговых поступлений составляет 10-15% доходной части местного бюджета, с минимизированным уровнем доли местных налогов. Что касается Колпашевского городского поселения, то увеличение доли налоговых поступлений становится не тенденцией, а фактом: доля налоговых поступлений в плановом бюджете 2018 года составляют 39.9% в структуре доходной части бюджета.
Это не говорит о том, что муниципальному образованию стоит отказаться от безвозмездных поступлений и рассчитывать только на свои налоговые и неналоговые доходы. Тем самым повышая свою финансовую самостоятельность.
Наоборот, жители города, как и остальное население нашей страны, уплачивает огромное количество федеральных налогов и налоги субъектов, поэтому обоснованно, что в муниципальное образование получает дотации из бюджетов других уровней, ведь доля налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ достигает до 90%.
Дотации идут на финансирование таких стратегических программ, с помощью которых повышается уровень финансовой и инвестиционной привлекательности муниципалитета, а также качество жизни. Тем самым, подготавливается благоприятная почва для увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что местные налоги не занимают первостепенное значение в доходной части бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение», но намечается явная тенденция к увеличению налоговых поступлений от местных налогов, о чем свидетельствуют статистические данные и проекты бюджета муниципалитета. Стоит отметить, реализация законодательных инициатив с учетом зарубежного опыта в области местного налогообложения позволит повысить финансовую самостоятельность муниципальных образований, а вместе с этим и качество жизни проживающего там населения, и организовать процесс эффективного использования бюджетных средств.
Подобные работы
- РОЛЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД ТОМСК”
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



