ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический обзор литературы по вопросам информатизации, психодиагностики и автоматизированных методик 6
1.1 Роль информатизации в современном мире 6
1.1.1 Информационные революции. Их роль и значение 6
1.1.2 Компьютеризация как средство информатизации 8
1.1.3 Положительные и отрицательные стороны информатизации 11
1.2 Общая информация о психодиагностических методиках 14
1.2.1 Практическая психология как деятельность психолога 14
1.2.2 Краткая характеристика основных методов исследования и диагностики 18
1.2.3 Требования, предъявляемые к психодиагностическому материалу .. 21
1.2.4 Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К.
Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину 23
1.3 Автоматизация психодиагностических методик 26
1.3.1 Краткая характеристика автоматизированных тестовых методик 26
1.3.2 Достоинства и недостатки автоматизированных тестовых методик.. 27
1.3.3 Особенности методик автоматизированной психодиагностики 30
2 Анализ эффективности автоматизированных тестовых методик 34
2.1 Описание методического материала, направленного на изучение особенностей темперамента 34
2.1.1 Понятие о темпераменте 34
2.1.2 Психологическая характеристика типов темперамента 37
2.1.3 Описание автоматизированных и бланочных вариантов используемых методик 40
2.2 Проведение исследования и анализ результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Психологическая диагностика является неотъемлемой частью психологии; в настоящее время она решительно вышла за рамки научных исследований, став инструментом целенаправленной практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и других специалистов в области изучения человека.
Наравне с изменением науки, развивается и формируется ее методология. На разных этапах развития, инструментарий науки обладал различными характеристиками, к примеру, современной психологии свойственно использование компьютерной техники и автоматизированных методик , в то время как использование бланочных диагностических методик отходит на второй план. Данная тенденция обусловлена растущим уровнем информатизации, которая затрагивает все области культуры. В связи с этим современное общество невозможно представить обособленным от информационных технологий, которые активно используются во всех сферах деятельности людей, облегчают эту деятельность и делают ее более эффективной и продуктивной.
Информационные технологии позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, передавать на любые расстояния, а также продуцировать новую информацию. Однако наравне с плюсами использования компьютера в рамках психодиагностики, существуют и минусы, так, например, Иовлев А.Б, уделяет внимание недостатку обработки результатов при использовании автоматизированных методик: психолог не видит по какому принципу она проводится, как подсчитываются ответы [10]. Проблемой автоматизации тестирований занимались и такие исследователи, как Н.И. Козлов, П.О. Николаев. Авторы считают, что некоторые тестовые методики невозможно автоматизировать с сохранением той доли валидности, что и при бланочном варианте. Этот вывод был сделан в результате изучения степени влияния искажений цветов, свойственных мониторам на порядок выбора цвета в цветовом тесте Люшера [6].
Как мы видим, далеко не всегда очевидны положительные стороны компьютеризации психодиагностического материала. В нашей работе будет уделено внимание общим вопросам информатизации и ее влиянию на практическую деятельность психологов. Мы проанализируем литературу по поставленной проблеме, а также рассмотрим положительные и отрицательные стороны использования автоматизированных тестовых методик в рамках нашего исследования. Актуальность изучения данной темы обусловлена тенденцией к всеобщей компьютеризации, в связи с этим поднимается проблема применения компьютерной техники в психодиагностике. Возникает ряд вопросов: все ли методики могут быть адекватно автоматизированы, сохраняется ли их валидность, будет ли работа с компьютерными методиками удобна, как для психолога, так и для испытуемого. Рассмотрением данного вопроса, а именно, сравнением эффективности автоматизированных и бланочных вариантов методик занимаются такие исследователи, как: Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев, П.О. Николаев, Д. Соловьева, Немов, Р.С и многие другие.
Обозначенная проблема определила выбор темы дипломной работы, а также поставленные цели и задачи.
Цель дипломной работы: проанализировать эффективность использования автоматизированных тестовых методик.
Цель исследования: провести сравнительный анализ результатов бланочного и автоматизированного вариантов тестирования, направленного на изучение темперамента.
Объект исследования: автоматизированные психодиагностические методики.
Предмет исследования: эффективность автоматизированных психодиагностических методик.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Подобрать методики бланочного и автоматизированного образцов для исследования особенностей темперамента испытуемых;
3) Организовать и провести исследование;
4) Провести сравнительный анализ результатов исследования путем сопоставления полученных данных;
5) Проанализировать эффективность использования автоматизированных тестовых методик в практической деятельности психолога.
В рамках нашего исследования была поставлена следующая гипотеза: Данные, полученные в результате проведения бланочных и автоматизированных методик, будут идентичны.
В качестве инструментов для анализа эффективности автоматизированных методик нами были выбраны опросники, направленные на исследование особенностей темперамента, а именно:
1) Автоматизированный и бланочный варианты личностного опросника Ганса Айзенка (EPI), направленного на определение типа темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости. Данная диагностика самооценки по Г. Айзенку является классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.
2) Автоматизированный и бланочный варианты опросника К. Г. Юнга, направленного на выявление типологических особенностей личности: экстраверсию и интроверсию.
В рамках дипломной работы нами был проведен теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования. Мы выяснили роль информатизации на становление современного общества, а также ее влияния на практическую деятельность психологов; рассмотрели теоретические подходы к психодиагностическому материалу, а также проанализировали литературу по проблеме автоматизации и выяснили, что автоматизация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, например, непосредственная работа с автоматизированной методикой сводит к минимуму ограниченное живое общение психологов и испытуемых. А это значит, что исследователь теряет большое количество информации, которую он мог бы получить во время разговора с испытуемым.
Вопрос эффективности использования компьютерной техники в рамках психодиагностики по сей день остается открытым. Многие специалисты изучают вопрос переноса психодиагностического материала в компьютерную среду, однако следует признавать, что не все методики могут быть автоматизированы одинаково эффективно, но автоматизированные методики, прошедшие проверку соответствия адекватности их бланочным аналогам, существенно облегчают деятельность психолога и являются, по мнению многих специалистов, не только удобными, но и обязательными в работе практических психологов.
Анализ эффективности применения автоматизированных тестовых методик мы проводили, используя инструменты, направленные на исследование особенностей темперамента, в силу того, что темперамент является устойчивой характеристикой личности. Решающими факторами для использования темперамента в качестве основы для исследования были относительно простой уровень проведения тестирования и обработки данных, а также высокая надежность методик. Итак, нами были выбраны следующие методики: автоматизированный и бланочный варианты личностного опросника Ганса Айзенка (EPI), направленного на определение типа темперамента с учетом экстраверсии - интроверсии личности и эмоциональной устойчивости; а также автоматизированный и бланочный варианты опросника К. Г. Юнга, направленного на выявление типологических особенностей личности: экстраверсию и интроверсию.
Обязательным условием для реализации финальной задачи было проведение проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционным бланочным аналогам. Мы сравнили и проанализировали результаты обработки данных. В процессе обработки тестов автоматизированных и бланочных образцов был получен следующий итог: более 97% результата характеризуются 100% совпадением, что свидетельствует о высоком уровне валидности и надежности методик. Гипотеза, поставленная нами в начале работы, подтвердилась: мы можем сказать, что данные, полученные в результате проведения бланочных и автоматизированных методик идентичны.
Следующим шагом был анализ эффективности использования автоматизированных тестовых методик в практической деятельности психолога, проведенный нами в ходе эмпирического исследования.
Вывод об эффективности применения автоматизированных методик обусловлен их повышенной мобильностью, быстротой получения результатов, отсутствием ошибок обработки результатов, которые возможны при работе с бланочными тестами, особенно, в условиях проведения исследования с масштабной выборкой и большим количеством методик. При таких условиях, если психолог предпочитает автоматизированные методики бланочным- рутинная работа сводится к минимуму. Применение автоматизированных психодиагностических средств продиктовано большими возможностями компьютера по реализации многомерных измерений в психологии, способности всестороннего и динамичного изучения психики человека. Практика применения автоматизированных тестов демонстрирует наглядные преимущества компьютерных техник над бланковыми методами, однако следует учесть, что обязательным условием применения автоматизированной методики в практической деятельности психолога должно быть знание о том что из себя представляет методика и как происходит обработка данных.
Мы рассмотрели вопрос с точки зрения эффективности и удобства использования автоматизированных методик для психолога, однако существует и другая сторона исследования - работа испытуемого с методиками. О данном вопросе можно судить по результатам полученной статистики. Так как при работе с бланочными и автоматизированными образцами методик были получены идентичные данные, мы можем предположить, что в рамках современного общества люди приспособились работать с информацией на компьютерах на таком же уровне, как и с печатной информацией.
Взяв за основу все вышесказанное можно сделать заключение о том, что использование автоматизированных тестовых методик в практической деятельности психолога характеризуется повышенной эффективностью, однако специалист должен считаться с требованиями, предъявляемыми к этим методикам.
В ходе работы были выполнены все поставленные перед нами задачи, цель дипломной работы полностью достигнута.
1. Дюк, В.А. Компьютерная психодиагностика : учебное пособие / В.А. Дюк. - Санкт-Петербург : Братство, 1994. - 364 с.
2. Ермаков, И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной психодиагностики и прогнозирование за рубежом / И.В. Ермаков // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 170-176.
3. Ефремов, Е.А. Автоматизация психодиагностических методик с применением технологий / Е.А. Ефремов, С.В. Королев // Молодежь и наука: сборник материалов VI Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс]. / Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2011.
4. Рубинштейн, С.Л Основы общей психологии: В 2Т. Т2 / С.Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1989. - 328 с.
5. Вассерман Л. И., Дюк В. А., Червинская Б. В. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб.: Питер, 1997. - 296 с.
6. Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев, П.О. Николаев. Влияние искажений цвета на порядок выбора цветов в цветовом тесте Люшера /.И. Козлов, А.Н. Лебедев, П.О. Николаев // Онлайн энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. / Научный центр Международной Ассоциации профессионалов развития личности. - 2009.
7. Д. Соловьева. Использование автоматизированных компьютерных технологий в работе школьного психолога // Психологический журнал «Школьный психолог » - 2009, №24. - С. 56-65.
8. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога /Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенин, И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Акаде¬мия», 2006.-288с.
9. Немов, Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн.3. - С. 45-73.
10. Иовлев А.Б., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Об автоматизации психодиагностических исследований. Тр./НИИ им. В.М. Бехтерева.—Л.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288с.
11. Сидорин В.В. Оценка целесообразности внедрения автоматизированного тестирования // Интернет-журнал «Науковедение» [электронный ресурс]. / Научный центр Международной Ассоциации профессионалов развития личности. - 2013. - No1.
12. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Монография. Астрахань: Астраханский университет, 2008.
13. Вешняковская Е. Информационная эволюция в кого мы превращаем ся? // Наука и жизнь. — 2012. — № 1. — С. 2—9.
14. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотер. журнал. — 1992. — № 1. — С. 15 — 31.
15. Ананьев, И. И. Использование информационной системы для модульной организации образовательного процесса / И. И. Ананьев, П. И. Ананьев, А. В. Бобров // Измерение, контроль, информатизация. - Барнаул, 2007. - С. 161-163.
16. Бидайбеков Е. Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е. Ы.Бидайбеков// Информатика и образование. - 2010. - №14. - С. 15-25.
17. Захарова, Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н. И. Захарова // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 31-34.
18. Суздальцев, Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - 2008. - №9. - С. 125-126.
19. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 688 с.
20. Соловьева, Д. Компьютерные технологии для психолога / Д. Соловьева // Школьный психолог. - 2009. - №24. - с. 8-10.
21. Шевандрин, Н.И.2 Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.: ил.
22. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
23. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента / В.М. Русалов: Методическое пособие. - М., 1990.
24. Хьелл Л., Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.
25. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - С.306-316.
26. Айзенка личностные опросники // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностике. - Киев: “Наукова Думка”, 1989. С. 8-11.
27. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224
28. http: //psyline.retter.ru/auzeng/start.php
29. http://www.iqrate.ru/oprosnik Yunga.php