ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ЦЕНТРОВ ПОМОЩИ ДЕТЯМ. ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ: ОПЫТ ГОРОДА ТОМСКА
|
Введение 5
1. Постинтернатное сопровождение выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей: понятие, структура, специфика 9
1.1 Понятие и составляющие постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей 9
1.2 Нормативно-правовая база защиты выпускников центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей 18
2 Организация постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей на примере интернатных учреждений города Томска 29
2.1 Модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 29
2.2 Проблемы организации постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей 47
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 Программа исследования 72
Приложение 2. Анкета 75
Приложение 3 Таблицы обработки 81
Приложение 4. Гайд интервью 88
Приложение 5. Список информантов 92
Приложение 6. Расшифровки интервью 93
1. Постинтернатное сопровождение выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей: понятие, структура, специфика 9
1.1 Понятие и составляющие постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей 9
1.2 Нормативно-правовая база защиты выпускников центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей 18
2 Организация постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей на примере интернатных учреждений города Томска 29
2.1 Модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 29
2.2 Проблемы организации постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей 47
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 Программа исследования 72
Приложение 2. Анкета 75
Приложение 3 Таблицы обработки 81
Приложение 4. Гайд интервью 88
Приложение 5. Список информантов 92
Приложение 6. Расшифровки интервью 93
Согласно словам директора департамента государственной политики, в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Ирины Терехиной, озвученным 14 ноября 2019 года в ходе конференции «Совершенствование деятельности организаций для детей - сирот и постинтернатного сопровождения», «общее количество детей-сирот у нас сейчас, находящихся в детских домах, — это 43,7 тыс. детей, их количество с 2015 года сократилось на 46%. В 2015 году детей-сирот в детских домах у нас было 87,2 тыс. детей. С 2015 года также на 24% сократилось количество детских домов в стране — на данный момент их 1314». Помимо этого И. Терехина отметила, что после изъятия ребенка из неблагополучной семьи только 21% детей отправляются в центры помощи детям, остальных же устраивают в приемные семьи . Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в решении проблемы социального сиротства в России.
Однако повода для успокоения на данный момент нет. Согласно словам Анны Кузнецовой, Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации, ежегодно из сиротских учреждений выпускается около 20000 детей. По данным Федеральной службы исполнения наказания России за последние 3 года в учреждения уголовно-исправительной системы поступило 9855 лиц из числа детей-сирот, наблюдается рост этого показателя на 12,4%. Еще 5772 ребенка понесли наказание, не связанное с лишением свободы. Растет число детей-сирот, попавших в места лишения свободы сразу после выпуска из центра.
Проанализировав эту ситуацию, можно сделать вывод о том, что на выходе из центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, большинство выпускников не приспособлены к жизни вне учреждения, они не могут адаптироваться в связи с отсутствием навыков ведения самостоятельной жизни.
Решение данной проблемы ложится на плечи государства, а именно на систему жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляющую в качестве помощи постинтернатное сопровождение.
Обычный ребенок на выходе из кровной семьи в самостоятельную жизнь имеет «первоначальный капитал» - здоровье, социальный статус, образование, навыки выстраивания межличностного общения с людьми и т.д.
Для ребенка-сироты кровная семья - это государство, которое, взяв однажды на себя ответственность за его воспитание, должно помочь ему сформировать свой «первоначальный капитал», способствующий успешной социальной адаптации, развитию личности и формированию самостоятельности у ребенка для дальнейшей жизни посредством проведения работы как внутри сиротского учреждения, так и вовне, т.е. через осуществление постинтернатного сопровождения.
К сожалению, реальность такова, что на сегодняшний день постинтернатное сопровождение находится в некотором упадке в связи с отсутствием четкой регламентации данной деятельности на уровне федерального законодательства, что, в свою очередь, приводит к возникновению самых различных проблем в сфере сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Объект работы: постинтернатное сопровождение выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Предмет работы: организация постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Проблема работы: Какие существуют проблемы в организации постинтернатного сопровождения в рамках современной российской системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Цель работы: Анализ проблем организации постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на примере учреждений города Томска.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие “постинтернатное сопровождение”;
2. Изучить основные составляющие постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
3. Проанализировать нормативные документы, направленные на защиту прав выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
4. Выявить проблемы организации постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на разных уровнях
Степень изученности проблемы: ведущими исследователями в области постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений являются Е.В. Селенина и В.Н. Ослон - специалисты Центра развития социальных проектов ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».
Данные исследователи занимаются изучением структуры, моделей постинтернатного сопровождения, психологических особенностей детей-сирот, качества их образования, исследованием опыта регионов, организующих данную деятельность .
Также эти специалисты являются создателями модельной программы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации , послужившей основой для создания программы постинтернатного сопровождения нашего региона.
Методы исследования - анализ научной литературы, количественный анализ данных, синтез полученных эмпирических данных, сравнительный анализ.
Методы сбора эмпирических данных - анкетирование, общее число опрошенных 25 человек; формализованное и полуформализованное интервью, общее число опрошенных 6 человек, 2 и 4 специалистов соответственно.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть полезна специалистам Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, социальными службами и благотворительными фондами, организующими постинтернатное сопровождение выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка литературы, приложений, включающих программу исследования, анкету, гайд интервью, таблицы обработки анкетирования и расшифровки интервью.
Однако повода для успокоения на данный момент нет. Согласно словам Анны Кузнецовой, Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации, ежегодно из сиротских учреждений выпускается около 20000 детей. По данным Федеральной службы исполнения наказания России за последние 3 года в учреждения уголовно-исправительной системы поступило 9855 лиц из числа детей-сирот, наблюдается рост этого показателя на 12,4%. Еще 5772 ребенка понесли наказание, не связанное с лишением свободы. Растет число детей-сирот, попавших в места лишения свободы сразу после выпуска из центра.
Проанализировав эту ситуацию, можно сделать вывод о том, что на выходе из центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, большинство выпускников не приспособлены к жизни вне учреждения, они не могут адаптироваться в связи с отсутствием навыков ведения самостоятельной жизни.
Решение данной проблемы ложится на плечи государства, а именно на систему жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляющую в качестве помощи постинтернатное сопровождение.
Обычный ребенок на выходе из кровной семьи в самостоятельную жизнь имеет «первоначальный капитал» - здоровье, социальный статус, образование, навыки выстраивания межличностного общения с людьми и т.д.
Для ребенка-сироты кровная семья - это государство, которое, взяв однажды на себя ответственность за его воспитание, должно помочь ему сформировать свой «первоначальный капитал», способствующий успешной социальной адаптации, развитию личности и формированию самостоятельности у ребенка для дальнейшей жизни посредством проведения работы как внутри сиротского учреждения, так и вовне, т.е. через осуществление постинтернатного сопровождения.
К сожалению, реальность такова, что на сегодняшний день постинтернатное сопровождение находится в некотором упадке в связи с отсутствием четкой регламентации данной деятельности на уровне федерального законодательства, что, в свою очередь, приводит к возникновению самых различных проблем в сфере сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Объект работы: постинтернатное сопровождение выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Предмет работы: организация постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Проблема работы: Какие существуют проблемы в организации постинтернатного сопровождения в рамках современной российской системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Цель работы: Анализ проблем организации постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на примере учреждений города Томска.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие “постинтернатное сопровождение”;
2. Изучить основные составляющие постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
3. Проанализировать нормативные документы, направленные на защиту прав выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
4. Выявить проблемы организации постинтернатного сопровождения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на разных уровнях
Степень изученности проблемы: ведущими исследователями в области постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений являются Е.В. Селенина и В.Н. Ослон - специалисты Центра развития социальных проектов ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».
Данные исследователи занимаются изучением структуры, моделей постинтернатного сопровождения, психологических особенностей детей-сирот, качества их образования, исследованием опыта регионов, организующих данную деятельность .
Также эти специалисты являются создателями модельной программы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации , послужившей основой для создания программы постинтернатного сопровождения нашего региона.
Методы исследования - анализ научной литературы, количественный анализ данных, синтез полученных эмпирических данных, сравнительный анализ.
Методы сбора эмпирических данных - анкетирование, общее число опрошенных 25 человек; формализованное и полуформализованное интервью, общее число опрошенных 6 человек, 2 и 4 специалистов соответственно.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть полезна специалистам Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, социальными службами и благотворительными фондами, организующими постинтернатное сопровождение выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка литературы, приложений, включающих программу исследования, анкету, гайд интервью, таблицы обработки анкетирования и расшифровки интервью.
Одной из важнейших задач в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации является совершенствование системы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, подготовка их к самостоятельной жизни, оказание помощи бывшему воспитаннику путем организации постинтернатного сопровождения.
Несмотря на принятие государством мер, направленных на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает ситуация того, что выпускники выходят из интернатных учреждений неподготовленными к самостоятельной жизни.
По результатам проведенного исследования, было выявлено, что причиной этому является несовершенство системы организации постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений, складывающееся из таких проблем, как:
1. Отсутствие законодательного регулирования организации постинтернатного сопровождения на федеральном уровне, что приводит к отсутствию системности работы в регионах с выпускниками интернатных учреждений, каждый регион в силу своих возможностей занимается законотворчеством;
2. Формирование иждивенческой и инфантильной позиции у выпускников вследствие постоянного нахождения в состоянии защищенности и тотального контроля;
3. Сложность в организации систематического межведомственного взаимодействия между интернатными учреждениями и вышестоящими властями, профессиональными образовательными организациями и другими интернатными учреждениями;
4. Низкий уровень квалификации сотрудников, отсутствие систематизированности в реализации плана мероприятий по организации постинтернатного сопровождения.
С целью решения вышеперечисленных проблем требуется новый опыт, который позволит уйти от традиционных форм постинтернатного сопровождения, основанного на тотальном контроле, к более мягким, в которых сотрудники могут оказывать помощь выпускнику, но делая это ненавязчиво, побуждая выпускника к проявлению самостоятельности в организации собственной жизни.
Необходимо найти новый подход в выстраивании межведомственного взаимодействия, с целью совершенствования организации социальной адаптации выпускников путем создания и трансляции нового опыта, методов, технологий реализации постинтернатного сопровождения, поиска общих взаимовыгодных способов разрешения наиболее острых проблем.
Организация процесса постинтернатного сопровождения должна носить систематический характер, т.е. мероприятия, направленные на формирование того или иного навыка, должны постоянно повторяться, отрабатываться, в целях формирования интереса к процессу обучения воспитателю необходимо постоянно трансформировать, совершенствовать занятие, основываясь на современных тенденциях.
Также немаловажным является забота о сотрудниках, реализующих программы постинтернатного сопровождения, об их здоровье и благополучии. Необходимо проводить обучение, семинары, курсы повышения квалификации, давать возможность сотрудникам для творчества, т.е. для реализации собственных идей и проектов, направленных на улучшение организации процесса постинтернатного сопровождения. С целью профилактики профессионального выгорания можно проводить для сотрудников тренинги, групповые психотерапии, супервизии. Сопоставимая труду заработная плата и поощрительные выплаты являются одним из факторов развития мотивации у сотрудника, способствует его продуктивной и добросовестной работе.
Несомненно, главным событием в реформировании организации постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений должно стать принятие законодательного акта, регламентирующего данную деятельность, и по данным «Российского агентства правовой и судебной информации» попытки в решении этого вопроса начинают предприниматься.
11 февраля 2020 года Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова направила письмо председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с предложениями по постинтернатному сопровождению детей-сирот и лиц из их числа.
Для проработки данных инициатив при уполномоченном была создана рабочая группа, в которую вошли представители федеральных органов исполнительной власти, эксперты, общественники и сами дети-сироты. По итогам работы были сформулированы изменения в федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно словам Анны Кузнецовой, принятие данных изменений позволит закрепить институт постинтернатного сопровождения на федеральном уровне, установить обязанность повсеместного ведения данной работы, тем самым обеспечив защиту прав и законных интересов детей-сирот и лиц из их числа .
«Тема поддержки выпускников сиротских учреждений не оставляет равнодушным многих. Но хотелось бы, чтобы федеральные решения продвигались быстрее. Идут достаточно серьезные дискуссии об обеспечении жильем детей-сирот. Но параллельно с этим нужно и заниматься вопросами постинтернатного сопровождения, чтобы жилье, доставшееся таким непростым путем, выпускники сиротских учреждений не утрачивали ввиду их правовой неграмотности, ввиду того, что некоторые личности преступным образом злоупотребляют их положением. Грамотное и чуткое сопровождение нужно и в вопросах получения профессии. Выбор профессии должен быть основан на призвании, а не обусловлен наличием общежития или иными причинами, не имеющими ничего общего с профессиональным самоопределением», — заключила Анна Кузнецова , показав органам вышестоящей власти высокую необходимость в совершенствовании системы постинтернатного сопровождения.
Несмотря на принятие государством мер, направленных на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает ситуация того, что выпускники выходят из интернатных учреждений неподготовленными к самостоятельной жизни.
По результатам проведенного исследования, было выявлено, что причиной этому является несовершенство системы организации постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений, складывающееся из таких проблем, как:
1. Отсутствие законодательного регулирования организации постинтернатного сопровождения на федеральном уровне, что приводит к отсутствию системности работы в регионах с выпускниками интернатных учреждений, каждый регион в силу своих возможностей занимается законотворчеством;
2. Формирование иждивенческой и инфантильной позиции у выпускников вследствие постоянного нахождения в состоянии защищенности и тотального контроля;
3. Сложность в организации систематического межведомственного взаимодействия между интернатными учреждениями и вышестоящими властями, профессиональными образовательными организациями и другими интернатными учреждениями;
4. Низкий уровень квалификации сотрудников, отсутствие систематизированности в реализации плана мероприятий по организации постинтернатного сопровождения.
С целью решения вышеперечисленных проблем требуется новый опыт, который позволит уйти от традиционных форм постинтернатного сопровождения, основанного на тотальном контроле, к более мягким, в которых сотрудники могут оказывать помощь выпускнику, но делая это ненавязчиво, побуждая выпускника к проявлению самостоятельности в организации собственной жизни.
Необходимо найти новый подход в выстраивании межведомственного взаимодействия, с целью совершенствования организации социальной адаптации выпускников путем создания и трансляции нового опыта, методов, технологий реализации постинтернатного сопровождения, поиска общих взаимовыгодных способов разрешения наиболее острых проблем.
Организация процесса постинтернатного сопровождения должна носить систематический характер, т.е. мероприятия, направленные на формирование того или иного навыка, должны постоянно повторяться, отрабатываться, в целях формирования интереса к процессу обучения воспитателю необходимо постоянно трансформировать, совершенствовать занятие, основываясь на современных тенденциях.
Также немаловажным является забота о сотрудниках, реализующих программы постинтернатного сопровождения, об их здоровье и благополучии. Необходимо проводить обучение, семинары, курсы повышения квалификации, давать возможность сотрудникам для творчества, т.е. для реализации собственных идей и проектов, направленных на улучшение организации процесса постинтернатного сопровождения. С целью профилактики профессионального выгорания можно проводить для сотрудников тренинги, групповые психотерапии, супервизии. Сопоставимая труду заработная плата и поощрительные выплаты являются одним из факторов развития мотивации у сотрудника, способствует его продуктивной и добросовестной работе.
Несомненно, главным событием в реформировании организации постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений должно стать принятие законодательного акта, регламентирующего данную деятельность, и по данным «Российского агентства правовой и судебной информации» попытки в решении этого вопроса начинают предприниматься.
11 февраля 2020 года Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова направила письмо председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с предложениями по постинтернатному сопровождению детей-сирот и лиц из их числа.
Для проработки данных инициатив при уполномоченном была создана рабочая группа, в которую вошли представители федеральных органов исполнительной власти, эксперты, общественники и сами дети-сироты. По итогам работы были сформулированы изменения в федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно словам Анны Кузнецовой, принятие данных изменений позволит закрепить институт постинтернатного сопровождения на федеральном уровне, установить обязанность повсеместного ведения данной работы, тем самым обеспечив защиту прав и законных интересов детей-сирот и лиц из их числа .
«Тема поддержки выпускников сиротских учреждений не оставляет равнодушным многих. Но хотелось бы, чтобы федеральные решения продвигались быстрее. Идут достаточно серьезные дискуссии об обеспечении жильем детей-сирот. Но параллельно с этим нужно и заниматься вопросами постинтернатного сопровождения, чтобы жилье, доставшееся таким непростым путем, выпускники сиротских учреждений не утрачивали ввиду их правовой неграмотности, ввиду того, что некоторые личности преступным образом злоупотребляют их положением. Грамотное и чуткое сопровождение нужно и в вопросах получения профессии. Выбор профессии должен быть основан на призвании, а не обусловлен наличием общежития или иными причинами, не имеющими ничего общего с профессиональным самоопределением», — заключила Анна Кузнецова , показав органам вышестоящей власти высокую необходимость в совершенствовании системы постинтернатного сопровождения.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ О ПРАКТИКАХ НАСТАВНИЧЕСТВА
(СОПРОВОЖДЕНИЯ СИРОТ) В РОССИЙСКИХ ДЕТСКИХ ДОМАХ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2024 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



