ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ФОНДА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
Введение 3
1 Коммуникация как теоретическое понятие 4
1.1 Понятие и виды коммуникативной деятельности 5
1.2 Функции и трудности, возникающие при осуществлении коммуникации 8
1.3 Этапы совершенствования коммуникационного процесса 14
1.4 Методы изучения коммуникации 21
2 Роль малого и среднего предпринимательства в развитии общества 25
2.1 Понятие, функции и виды предпринимательства 25
2.2 Федеральные и региональные программы поддержки малого и среднего
предпринимательства 29
2.3 Формы взаимодействия малого и среднего предпринимательства с органами
государственной власти 36
3 Анализ взаимодействия Фонда развития малого и среднего предпринимательства
Томской области и бизнес-структур 44
3.1 Организационно-правовые характеристики Фонда развития малого и среднего
предпринимательства Томской области 44
3.2 Формы взаимодействия Фонда и бизнес-структур 48
3.3 Предложения по совершенствованию коммуникации между Фондом и бизнес-
структурами 60
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложение 70
1 Коммуникация как теоретическое понятие 4
1.1 Понятие и виды коммуникативной деятельности 5
1.2 Функции и трудности, возникающие при осуществлении коммуникации 8
1.3 Этапы совершенствования коммуникационного процесса 14
1.4 Методы изучения коммуникации 21
2 Роль малого и среднего предпринимательства в развитии общества 25
2.1 Понятие, функции и виды предпринимательства 25
2.2 Федеральные и региональные программы поддержки малого и среднего
предпринимательства 29
2.3 Формы взаимодействия малого и среднего предпринимательства с органами
государственной власти 36
3 Анализ взаимодействия Фонда развития малого и среднего предпринимательства
Томской области и бизнес-структур 44
3.1 Организационно-правовые характеристики Фонда развития малого и среднего
предпринимательства Томской области 44
3.2 Формы взаимодействия Фонда и бизнес-структур 48
3.3 Предложения по совершенствованию коммуникации между Фондом и бизнес-
структурами 60
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложение 70
Актуальность темы обусловлена тем, что проблемы коммуникаций между властью и бизнесом относятся к числу приоритетных направлений внутренней политики. При этом коммуникация, по обоснованному мнению Ф.И. Шаркова, рассматривается как закономерный процесс, двухсторонние направленные действия, общение, передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты [32, с.27].
Необходимостью налаживания коммуникаций между властью и бизнесом является, прежде всего, наличием факторов, мешающих росту предпринимательства. Среди них отсутствие адресности в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, высокий уровень налогообложения, финансовые ограничения. В качестве барьеров развития предпринимательства выступает также направленность государственной поддержки преимущественно на крупный бизнес. Проблема неэффективного взаимодействия бизнеса и власти усугубляется дефицитом ресурсов влияния местных бизнес-объединений. Последние функционируют во многом формально. Большинство ассоциаций малого бизнеса фактически представляют собой гибрид предпринимательской и властной инициативы.
Анализируя специальную литературу по теме можно выделить две серьезные проблемы. С одной стороны, можно констатировать явный недостаток специальной литературы. Что касается как монографических изданий, так и работ, публикуемых в научной периодике. С другой стороны, большая часть практикуемых подходов к изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти базируется на любых основаниях, но не на коммуникационных моделях. В частности, в известной работе «GR-связи с государством» под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой авторы выделяют четыре подхода к исследованию проблемы взаимодействия бизнеса и власти: политологии, экономической теории, менеджмента и социологии [36]. Немногочисленные работы с коммуникационной исследовательской парадигмой либо оперируют слишком общими кибернетическими моделями коммуникации, либо ограничиваются разбором коммуникаций по поводу конкретной проблемы. На наш взгляд, в отечественной литературе сегодня недооценен коммуникативный подход в исследованиях по теме взаимодействия бизнеса и власти.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить коммуникационный аспект организации взаимодействия бизнес-структур и органов власти.
Задачи:
- рассмотреть коммуникации как теоретическое понятие;
- выявить роль малого и среднего предпринимательства в развитии общества
- проанализировать взаимодействие Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области и бизнес-структур.
Объект исследования - коммуникационный аспект взаимодействия бизнес- структур и органов власти.
Предмет - формы взаимодействия Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области и бизнеса.
Методы исследования, анализ нормативно-правовых актов и научной литературы по теме исследования, телефонный опрос.
Необходимостью налаживания коммуникаций между властью и бизнесом является, прежде всего, наличием факторов, мешающих росту предпринимательства. Среди них отсутствие адресности в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, высокий уровень налогообложения, финансовые ограничения. В качестве барьеров развития предпринимательства выступает также направленность государственной поддержки преимущественно на крупный бизнес. Проблема неэффективного взаимодействия бизнеса и власти усугубляется дефицитом ресурсов влияния местных бизнес-объединений. Последние функционируют во многом формально. Большинство ассоциаций малого бизнеса фактически представляют собой гибрид предпринимательской и властной инициативы.
Анализируя специальную литературу по теме можно выделить две серьезные проблемы. С одной стороны, можно констатировать явный недостаток специальной литературы. Что касается как монографических изданий, так и работ, публикуемых в научной периодике. С другой стороны, большая часть практикуемых подходов к изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти базируется на любых основаниях, но не на коммуникационных моделях. В частности, в известной работе «GR-связи с государством» под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой авторы выделяют четыре подхода к исследованию проблемы взаимодействия бизнеса и власти: политологии, экономической теории, менеджмента и социологии [36]. Немногочисленные работы с коммуникационной исследовательской парадигмой либо оперируют слишком общими кибернетическими моделями коммуникации, либо ограничиваются разбором коммуникаций по поводу конкретной проблемы. На наш взгляд, в отечественной литературе сегодня недооценен коммуникативный подход в исследованиях по теме взаимодействия бизнеса и власти.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить коммуникационный аспект организации взаимодействия бизнес-структур и органов власти.
Задачи:
- рассмотреть коммуникации как теоретическое понятие;
- выявить роль малого и среднего предпринимательства в развитии общества
- проанализировать взаимодействие Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области и бизнес-структур.
Объект исследования - коммуникационный аспект взаимодействия бизнес- структур и органов власти.
Предмет - формы взаимодействия Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области и бизнеса.
Методы исследования, анализ нормативно-правовых актов и научной литературы по теме исследования, телефонный опрос.
Понятие «коммуникация» весьма широкое. Оно активно используется в самых различных областях деятельности человека: в лингвистике, в биологии, технических науках: физике, электронике и так далее (например: «телекоммуникационные системы», «подземные коммуникации», «клеточная коммуникация», «химическая коммуникация бактерий»).
В управленческом процессе существует два аспекта коммуникаций: информационный аспект характеризует процессы движения информации; личностный аспект характеризует взаимодействие личностей.
Коммуникации можно классифицировать по следующим видам: 1. Коммуникации внешние и внутренние. 2. Коммуникации одноканальные и многоканальные. 3. Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. 4. Коммуникации могут быть формальными и неформальными. 5. По условиям возникновения и характеру проявления в деятельности человека коммуникации могут быть ситуационными и постоянными. 6. Коммуникации могут быть мнимыми и реальными. 7. Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека. 8. Невербальная коммуникация.
Г. Лассуэлл считает основными функциями такие как: 1. «Информационная, связанная с обозрением окружающего мира; 2. Воздействующая, то есть корреляция с социальными структурами общества; 3. Познавательно-культорологическая, в рамках которой происходит передача культурного начала».
Изучение составляющих коммуникационного процесса позволяет существенно повысить его результативность. Методы не исчерпывают методологическую базу теории коммуникации, но являются одними из наиболее широко ею используемых. Необходимо учитывать, что нет какого-либо одного метода, который бы позволил глубоко проникнуть в суть изучаемого явления.
Сущность малого бизнеса состоит в его простоте и его преимуществах: простоте контроля, учета и управления, мобильности, ориентированности на научно -технический прогресс, восприимчивости к инновациям. Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: малые, средние, крупномасштабные.
В соответствии со ст. 16 закона 209-ФЗ формами поддержками субъектов МСП являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, поддержка в области ремесленничества, поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса.
Изучение коммуникационного воздействия с МСП в Томской области производилось на примере Некоммерческая организация «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области». Основное направление деятельности Фонда - содействие в реализации отдельных направлений Государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области».
Высшим органом Фонда является Высший коллегиальный орган Фонда, который руководит деятельностью Фонда в соответствии с законодательством и Уставом Фонда. Высший коллегиальный орган может принимать к своему рассмотрению и решать любые вопросы, связанные с деятельностью Фонда.
Для анализа коммуникаций некоммерческой организации Фонда и органов власти Томской области считаем целесообразным использовать модель Г.Лассуэла, так как данная модель имеет статус классической в коммуникационной практике. Для того, чтобы описать процесс коммуникации, необходимо ответить на следующие пять вопросов: кто? (передает сообщение) - коммуникатор; что? (передается) - сообщение; как? (осуществляется передача) - канал; кому? (направлено сообщение) - аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) - результат.
Можно выделить четыре основных канала коммуникации между Фондом развития и МСП: передача сообщения в устной форме, передача сообщения в документальной форме, передача сообщения в электронном виде, передача сообщения в устной форме на расстоянии. Соответственно, при выборе подходящего канала необходимо учитывать обстоятельства и характер передаваемого сообщения.
Для выявления проблемных зон МСП был проведен опрос малых предприятий по выявлению проблем в осуществлении коммуникации между Фондом и МСП. В результате, проанализировав проведенные исследования, можно сделать следующие выводы:
- МСП не владеют информацией о возможности получить поддержку на уровне государства;
- коммуникации в лице Фонда не являются эффективными, так как МСП не владеют информацией о проведении Программ поддержки МСП в Томской области.
Итак, в сложившейся ситуации необходимо рекомендовать проведение следующих мероприятий:
1) необходимо проводить мониторинги, в целях определения проблемных зон малого и среднего предпринимательства города Томска и Томской области, а так же перспективы их решения;
2) расширить границы распространения информации о деятельности Фонда путем: адресных интернет-рассылок; реклама в СМИ; проведение интервью в программах региональных каналах ТВ с руководством и сотрудниками Фонда.
3) Информация о деятельности Фонда должна содержать: подробное описание о целях и сроках проведения Программ развития МСП; информация об оказании финансовой поддержки МСП; информацию о проведении тренингов, мастер-классов и различных форм обучения.
4) Обучение представителей МСП пользованию сайтом «Госуслуги». Единый портал обеспечивает доступ к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, результатом информирования целевой аудитории о реализуемых мероприятиях, а также проработанности самих мероприятий на предмет соответствия потребностям бизнеса является уровень интереса предпринимателей к поддерживающим Программам.
В управленческом процессе существует два аспекта коммуникаций: информационный аспект характеризует процессы движения информации; личностный аспект характеризует взаимодействие личностей.
Коммуникации можно классифицировать по следующим видам: 1. Коммуникации внешние и внутренние. 2. Коммуникации одноканальные и многоканальные. 3. Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. 4. Коммуникации могут быть формальными и неформальными. 5. По условиям возникновения и характеру проявления в деятельности человека коммуникации могут быть ситуационными и постоянными. 6. Коммуникации могут быть мнимыми и реальными. 7. Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека. 8. Невербальная коммуникация.
Г. Лассуэлл считает основными функциями такие как: 1. «Информационная, связанная с обозрением окружающего мира; 2. Воздействующая, то есть корреляция с социальными структурами общества; 3. Познавательно-культорологическая, в рамках которой происходит передача культурного начала».
Изучение составляющих коммуникационного процесса позволяет существенно повысить его результативность. Методы не исчерпывают методологическую базу теории коммуникации, но являются одними из наиболее широко ею используемых. Необходимо учитывать, что нет какого-либо одного метода, который бы позволил глубоко проникнуть в суть изучаемого явления.
Сущность малого бизнеса состоит в его простоте и его преимуществах: простоте контроля, учета и управления, мобильности, ориентированности на научно -технический прогресс, восприимчивости к инновациям. Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: малые, средние, крупномасштабные.
В соответствии со ст. 16 закона 209-ФЗ формами поддержками субъектов МСП являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, поддержка в области ремесленничества, поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса.
Изучение коммуникационного воздействия с МСП в Томской области производилось на примере Некоммерческая организация «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области». Основное направление деятельности Фонда - содействие в реализации отдельных направлений Государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области».
Высшим органом Фонда является Высший коллегиальный орган Фонда, который руководит деятельностью Фонда в соответствии с законодательством и Уставом Фонда. Высший коллегиальный орган может принимать к своему рассмотрению и решать любые вопросы, связанные с деятельностью Фонда.
Для анализа коммуникаций некоммерческой организации Фонда и органов власти Томской области считаем целесообразным использовать модель Г.Лассуэла, так как данная модель имеет статус классической в коммуникационной практике. Для того, чтобы описать процесс коммуникации, необходимо ответить на следующие пять вопросов: кто? (передает сообщение) - коммуникатор; что? (передается) - сообщение; как? (осуществляется передача) - канал; кому? (направлено сообщение) - аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) - результат.
Можно выделить четыре основных канала коммуникации между Фондом развития и МСП: передача сообщения в устной форме, передача сообщения в документальной форме, передача сообщения в электронном виде, передача сообщения в устной форме на расстоянии. Соответственно, при выборе подходящего канала необходимо учитывать обстоятельства и характер передаваемого сообщения.
Для выявления проблемных зон МСП был проведен опрос малых предприятий по выявлению проблем в осуществлении коммуникации между Фондом и МСП. В результате, проанализировав проведенные исследования, можно сделать следующие выводы:
- МСП не владеют информацией о возможности получить поддержку на уровне государства;
- коммуникации в лице Фонда не являются эффективными, так как МСП не владеют информацией о проведении Программ поддержки МСП в Томской области.
Итак, в сложившейся ситуации необходимо рекомендовать проведение следующих мероприятий:
1) необходимо проводить мониторинги, в целях определения проблемных зон малого и среднего предпринимательства города Томска и Томской области, а так же перспективы их решения;
2) расширить границы распространения информации о деятельности Фонда путем: адресных интернет-рассылок; реклама в СМИ; проведение интервью в программах региональных каналах ТВ с руководством и сотрудниками Фонда.
3) Информация о деятельности Фонда должна содержать: подробное описание о целях и сроках проведения Программ развития МСП; информация об оказании финансовой поддержки МСП; информацию о проведении тренингов, мастер-классов и различных форм обучения.
4) Обучение представителей МСП пользованию сайтом «Госуслуги». Единый портал обеспечивает доступ к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, результатом информирования целевой аудитории о реализуемых мероприятиях, а также проработанности самих мероприятий на предмет соответствия потребностям бизнеса является уровень интереса предпринимателей к поддерживающим Программам.



