АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретический разбор литературы 9
1.1. Проблематика волонтерских движений 9
1.2. Антропология профессий: возможности применения подходов
к изучению волонтерских сообществ 21
1.3. Диффузия знаний в структуре волонтерских движений 27
Глава 2. Анализ диффузии знаний в волонтерском движении Том Сойер Фест Томск 33
2.1. Описание кейса, методов сбора и анализа данных 33
2.2. Анализ деятельности Том Сойер Феста в контексте изучения
волонтерских движений и антропологии профессий 37
2.3. Типология знаниевых форм: курсы, безопасность, софт навыки 48
2.4. Возможности и барьеры диффузии знаний и навыков 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А ГАЙД ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ КООРДИНАТОРОВ
ВЕКТОРОВ НА ТОМ СОЙЕР ФЕСТ ТОМСК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ГАЙД ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ ТОМ
СОЙЕР ФЕСТ ТОМСК (ОПЫТНЫХ И НОВИЧКОВ) 83
Проблематика волонтерских движений занимает значимое место в академических публикациях. Исследователи изучают структуры волонтерских сообществ, начиная от деления волонтерских групп и заканчивая системой мотивации активистов. Отечественные социологи и антропологи рассматривают отдельные аспекты и характерные признаки волонтерских движений. Существуют публикации, детально освещающие специфику волонтерской деятельности, к ним относятся труды Г. Алексеевой , М. Певной , Е. Ульяновой . Некоторые авторы, такие как А. А. Похомова , О.Г. Смирнова и М.С Гуляева , Т. Г. Нежина , уделяют значительное внимание типологии участников волонтерских движений, мотивам участия и эффективности волонтерской деятельности. Научные работы зарубежных и отечественных авторов позволят составить подробную матрицу волонтерских движений, подчеркнуть важные наработки в данной проблематике и отразить результаты, к которым пришли исследователи этой темы. В то же время исследований на тему генерации и обмена знаниями в подобных сообществах крайне мало, если говорить об отечественных научных изысканиях.
Актуальностью данной темы является низкая степень изученности процесса курсирования и передачи знаний в волонтерских движениях. Для волонтеров коммуникативные связи и каналы обмена информацией выступают одними из основополагающих черт такого сообщества и отчетливо характеризуют его участников. За время плотного и напряженного общения, добровольческие группы обретают ценный опыт и получают новые знания в области добровольческой деятельности. Накопленные знания и умения волонтеры стремятся передать и поделиться с остальными участниками, которые еще недостаточно хорошо знакомы со спецификой этого сообщества и имеют лишь общее представление о нем. Рассмотрение диффузии знаний на примере волонтерских движений позволяет увидеть, что в основе добровольческих сообществ лежит обмен умениями и информацией, ее разветвленная сеть, которая составляет важный ресурс для волонтеров и формирует отличительные признаки такого сообщества, исходя из специфики деятельности. Поэтому столь необходимо рассмотреть и описать диффузию знаний на конкретном примере волонтерского движения, которая создает основу для взаимодействия в группе и выстраивается в сеть разных видов знаний и навыков, которые непрерывно курсируют внутри волонтерского движения.
Волонтерские сообщества представляют обширный материал с точки зрения изучения автономного сообщества со своими предписаниями и правилами поведения. В некоторым случаях можно говорить о профессиональных чертах этого сообщества, но только с серьезными оговорками и пояснениями. Одним из уточнений является то, что профессиональные объединения нацелены на получения прибыли от предоставления услуг клиентам. В волонтерских движениях подобный тип отношений не может быть воспроизведен хотя бы в силу добровольческого позыва к общественно полезной деятельности. Однако, определенный кодекс правил, стремление к полной автономии и обмен знаниями и получение навыков в процессе деятельности присутствует в обоих типах сообществ: профессиональном и волонтерском. Это дает основания сравнивать две, на первый взгляд, совершенно отличных формы социальной общности, но в некоторых проявлениях похожих одна на другую.
Таким образом, проблемой исследования выступает процесс диффузии знаний и навыков внутри волонтерского движения. Предпринимается попытка анализа выстраивания каналов коммуникации от координаторов направлений к волонтерам, и между волонтерами с помощью накопленных знаний и умений, возможностью обмениваться ими и передавать необходимую информацию новичкам в понятной и легко усваиваемой форме.
В качестве изученного кейса в данном исследовании рассматривается организация по сохранению и восстановлению исторического наследия в Томске - Том Сойер Фест (далее - ТСФ). На фестивале существует множество векторов деятельности, которые требуют определенных базовых компетенций для понимания стоящих перед волонтерами задач и способов их достижения. Начиная от элементарных и обязательных правил по технике безопасности и переходя к более специфическим и узкоприкладным навыкам, которые волонтеры осваивают посредством участия на рабочей площадке ТСФ. Между организаторами центра управления и волонтерами возникает сеть каналов коммуникаций и осуществляется передача компетенций от руководителей направлений к волонтерам, между волонтерами и руководителями направлений. Участники фестиваля проходят специальных курс обучения на одном из векторов и применяют полученные знания на практике, одновременном делясь ими друг с другом, запуская, тем самым, процесс диффузии знаний, который всегда находится в движении.
Объект: организаторы из центра управления (кураторы векторов) и волонтеры томского движения Том Сойер Фест.
Предмет: процесс курсирования знаний и навыков между различными
участниками ТСФ в процессе сезонных работ на городских объектах.
Цель: выявить механизм распространения компетенций и обмена знаниями от координаторов векторов к волонтерам с помощью повседневной коммуникации на объекте.
Поставленная цель диктует следующие задачи для ее достижения:
1. Сделать обзор научной литературы, посвященной проблематике волонтерских движений, их типологизации и системы мотиваций волонтеров;
2. Описать подходы к изучению проблематики профессиональных сообществ в исследованиях российских и зарубежных социологов, антропологов;
3. Рассмотреть проблематику диффузии знаний и навыков в научных исследованиях;
4. Обосновать метод исследования на материале интервью с участниками;
5. Описать волонтерское движение в контексте изучения волонтерских движений и антропологии профессий;
6. Рассмотреть процесс курсирования знаний и навыков внутри волонтерского движения и применение полученных знаний участниками вне фестивальных проектов;
7. Выявить формы производства и распространения знаний внутри волонтерского движения
Методы исследования: включенное наблюдение (20 часов), неформализованное интервью (15 респондентов).
В качестве теоретической рамки используют наработки отечественных исследований по проблематике волонтерских движений. Некоторые исследователи рассматривают волонтерство через призму социологического подхода, а также приводят собственную типологизацию волонтерских групп. Этим вопросам посвящены публикации Л. А. Кудринской, Г. Е. Зборовского . В работах А. А. Похомовой , О.Г. Смирновой, М.С Гуляевой , Т. Г. Нежиной . приводятся системы мотивации волонтеров и описывается подробная классификация интересов и мотивов. Изучаются семантика термина «волонтерство» и система мотивации участия в волонтерских проектах (И. Киселев10 , Е. Коган, Д. Квон ). Разрабатываются подходы к проблематике и основные векторы волонтерской деятельности (Г. Алексеева , М. Певная , Е. Ульянова ). Более развернутую типологию системы мотивации предлагают исследователи М. Никонов, В. Стегний .
Рассмотрению темы профессиональных сообществ в социологии и антропологии посвящены статьи российских антропологов и социологов П. Романова и Е. Ярской - Смирновой . В работах российских исследователей - Т. Щепанской , В. Мансурова, О. Юрченко - анализируется история развития направления антропологии профессий и его последующая эволюция у разных авторов. Приводятся этнографические методы описания профессиональных сообществ через призму «профессиональных традиций» в каждом из случаев.
Описание диффузии знаний, определения понятия и характерных черт приводятся в публикациях М. Б. Оселедчика , Ж. К. Спендера . Типологизации знаний в волонтерском движении, созданию каналов для курсирования знаний и барьеров, препятствующих процессу диффузии, посвящены статьи исследователей Г. Рэгсделла и А.
Джепсона , Д. Блэкмана и А. Бенсона , Д. Колдуэлла и А. Фрида . В работах Э. Лопес затрагивается тема практик обмена и генерации знаний внутри волонтерского сообщества.
Структура работы: Дипломный проект включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена рассмотрению проблематики волонтерских движений, описываются понятия «волонтерство» и «волонтеры» с опорой на отечественную литературу, рассматриваются подходы к исследованию волонтерской деятельности, приводятся системы мотивов участия волонтеров. В отдельном параграфе проводится сравнения волонтерского и профессионального сообществ на основе признаков и критериев последнего. Также существенное внимание уделяется описанию диффузии знаний и навыков, формулируется понятие, выводится типология знаний, анализируются барьеры, препятствующие процессу диффузии.
Во второй главе описывается выбранный кейс для исследования. На основе эмпирических данных, электронных публикаций в социальных сетях описывается процесс диффузии знаний и навыков на примере волонтерского движения Том Сойер Фест в Томске. Разбирается типология знаний, анализируются механизм распространения компетенций и генерации уникальных умений и знаний, характеризующих данное сообщество. Анализируются деятельность ТСФ с помощью социологических подходов, система мотивации волонтеров. Сопоставление черт профессионального сообщества на примере томского филиала ТСФ. Значительное внимание уделяется типам и свойствам барьеров, которые сопровождают процесс передачи и усвоения новых знаний на Том Сойер Фесте.
В конце исследования подводятся итоги, полученные в результате проведенного исследования.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что Том Сойер Фест Томска - это многосоставное и разнотипное движение, которое за небольшой срок своего существования успело набрать известность в городе и получить одобрение томской администрации. Люди разного возраста интересов, стимулов приходят на фестиваль, чтобы доказать свою любовь к городу и сохранить его историческое наследие. Осознавая безвозмездный и добровольческий мотив волонтерской деятельности, участники находят свободное время и стремятся вовлечь в орбиту фестиваля как можно больше новых людей из числа знакомых и друзей.
В Том Сойер Фесте прослеживаются элементы профессионального сообщества, но в незначительной степени. Стремление к автономии деятельности, демократическая, гибкая форма управления, где вопросы выносятся на предварительное обсуждение членов центра движения, а затем дорабатываются с участниками фестиваля. Альтруистические мотивы участия на Том Сойер Фесте выражены наиболее ярко в командной работе над объектами, когда волонтеры и прорабы объединяют свои усилия и знания, слаженно действуют в зависимости от ситуации и оказывают взаимную поддержку. Полновесным кодексом правил фестиваль не успел обзавестись, поскольку серьезной необходимости в регулировании действий и поведения волонтеров у организаторов не возникает. С другой стороны, волонтерскую деятельность невозможно полностью регламентированно и строго подчинять требованиям центра управления, потому что это ставит под сомнение горизонтальный принцип отношений между волонтерами и организаторами и значительно сокращает пространство для творческого экспериментирования.
Безусловно, на Том Сойер Фесте установлены свои правила поведения и нормы деятельности, их ключевое отличие в том, что границы правил очень гибкие и прозрачные, что позволяет достигать компромисса в сложных ситуациях и решать возникающие вопросы в индивидуальном порядке. Волонтерское движение, Том Сойер Фест не исключение из правил, равно как и профессиональное сообщество возникают и формируются из определенного набора знаний и навыков, который приносит каждый из участников, обменивается с другими представителями и своими действиями запускает процесс курсирования компетенций внутри группы, будь то томский городской фестиваль или профессиональная компания, специализирующаяся в определенной области. Навыки могут быть как теоретического характера, так и практического применения и применяться в арсенале каждого из участников сообщества.
Основой механизм диффузии заключается в том, что объем знаний и навыков группы или социума гораздо выше, чем объем знаний одного индивида. Перемещение элементов из области большей концентрации в измерение меньшей рассредоточенности, возможно благодаря самоорганизации структуры знаний. Серьезное значение имеет культурный признак диффузии, под которым понимается передача культурных черт сформировавшегося сообщества новоприбывшему участнику. Характерные признаки группы, ее правила и формы поведения транслируются на индивида, делая его равноправным и узнаваемым участником. Другой немаловажной чертой диффузии является то, что приобретенные и усвоенные навыки, ставшие элементом нового знания, делают этот навык неотъемлемой составляющей персональной системы ценностей. Диффузия знаний реализуется через каналы коммуникации и повседневное взаимодействие волонтерских движений, где принцип постоянного общения и групповой деятельности возведен в абсолют. Складывающиеся отношения между координаторами волонтерских проектов и самими волонтерами покрывают все вербальное и невербальное пространство сообщества, образуя сети для передачи и обмена знаниями.
Подробное наблюдение за процессом диффузии знаний и навыков удалось проследить благодаря полевому материалу и включенному наблюдению за участниками движения. Диффузией знаний в контексте фестиваля называется обмен, трансляция, приток знаний и компетенций, которые через первоначальных носителей (в основном, организаторов векторов) передаются всем участникам сообщества и приобретают широкий диапазон пользования. Транслирование и передача знания формирует между участниками разветвленные и многоуровневые каналы связи, через которые непрерывно движутся знания. Диффузия покрывает весь фестиваль сетью тончайших нитей взаимодействия, которые могут быть незаметны при беглом взгляде наблюдателя. Координаторы проводят специальные курсы по каждому из направлений на фестивале, который подразделяются на блоки теоретической информации и предусматривает практический пласт информации, который можно применять как в рамках волонтерской деятельности Том Сойер Феста, так и за его пределами, на уровне повседневности.
Типология знаний и навыков на фестивале представляет разветвление информации по векторам деятельности, каждый из которых имеет индивидуальные компоненты и обобщающие элементы. В соответствие с этим, знания делятся на теоретический блок и практическую часть. К теоретической информации можно отнести инструктаж по технике безопасности, нюансы работы на объектах, использование и предназначение инструментов, ранжируемых согласно специфике деятельности, лекционный курс (присутствует на векторе «Ландшафтное озеленение» и в частичном виде на 73
«Восстановление деревянных дореволюционных домов с историей»), обсуждение плана работ и этапов ее выполнения. Источников теоретических знаний являются организаторы векторов и в некоторых случаях волонтеры со стажем участия в фестивальных проектах. Практическими знаниями считаются прикладные навыки или ручной труд, сопровождающий волонтеров на реставрационных проектах, ландшафтном озеленении или арт-консервации окон. В данном случае носителем знаний может быть несколько человек с разной степенью осведомленности о том или ином направлении волонтерской деятельности. Кроме того, практические знания не что иное, как перенесенные в реальную плоскость правила техники безопасности, обращения с инструментами и прослушанный курс лекций в рамках фестивальных мероприятий. Каждое из типов знаний имеет свою уникальность и в зависимости от источника приобретает дополнительное содержание.
Каналы коммуникации на Том Сойер Фесте делятся на три вида: прямой посреднический и дистанционный. Прямой канал коммуникации подразумевает общение организатора и волонтера непосредственно лицом к лицу на примере знакомства новых участников с направлениями, обучению базовых навыков работы с инструментами и техники безопасности на рабочей площадке. Посреднический канал передачи знаний заключается в присутствии третьего лица, опытного волонтера или активиста-волонтера своей группы, которое налаживает контакт между волонтером и организатором, выполняет дополнительные задачи, назначенные организатором, объясняет новичку его ошибки и неточности в проделанной работе. Дистанционный канал коммуникации предполагает взаимодействие организаторов и волонтеров посредство социальных сетей, активных чатов в WhatsApp или Telegram. Благодаря электронным каналам участники узнают полезную информацию о предстоящем сезоне, возможным корректировкам в расписании или графике работ. Чаты поделы на официальные, полуофициальные, они различаются от степени важности новостей и количеству участников. Более серьезные и комплексные вопросы волонтеры и организаторы Том Сойер Феста предпочитают обсуждать в живом диалоге.
Движение и передачи знаний не обходится без вездесущих барьеров, которые ощутимо затормаживают диффузию и негативно отражаются на коммуникативных связях внутри команды. Первый тип барьера - кратковременный - возникает в результате споров или разногласий двух или более волонтеров по причинам личной мотивации, заинтересованности в проекте, погруженности в рабочий процесс. Случайное выключение из контекста или сознательная перемена вектора легко решается на уровне самоуправления и носит непродолжительный характер. Долгосрочный тип барьера может серьезно осложнить внутренние процессы на фестивале, приводящие к заметным 74
изменениям в графике работ с риском замораживания проектов на неопределенный срок. Причинами долгосрочных барьеров служат нарушение правил техники безопасности, неосторожности в пользовании инструментами, конфликтные ситуации волонтеров с организаторами направлений. Их возможно разрешить в несколько стадий: начиная от выяснение и снятие претензий двух сторон и заканчивая пересмотром и трансформацией управленческой структуры. Долгосрочный тип барьера способен вывести из строя отлаженную систему горизонтальны отношений и остановить движение знаний на длительный промежуток времени. Однако, второй тип барьера встречается на ТСФ в порядке редчайшего исключения и успешно предупреждается продуманными и командными действиям со стороны организаторов и прорабов.
Таким образом, на Том Сойер Фесте сформировалась обширная и многоуровневая сеть знаний и навыков, которые передаются от участника к участнику, носят утилитарный или теоретический характер. В некоторых случаях процесс диффузии остается неучтенным, если опираться на интервью с участниками фестиваля. Во многом, обмен и передача информации - это процесс ситуативный и не всегда явный с позиции наблюдателя. Наглядней всего он проявляется при личном опыте участия, когда человек становится частью сообщества и разделяет внутренние перипетии как полноправный волонтер, становятся понятны мотивации людей, их заинтересованность в проектах и желание сохранить уникальный облик своего города.
1. Дневники включенного наблюдения. Томск. Апрель Май 2023 // Полевой материал автора.
2. Респондент 1., Ж, организатор (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023) // Полевой материал автора
3. Респондент 2., Ж, организатор (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
4. Респондент 3., М, прораб (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
5. Респондент 4., Ж, организатор (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
6. Респондент 5., Ж, организатор (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
7. Респондент 6., Ж, организатор (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
8. Респондент 7., М, прораб (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
9. Респондент 8., М, прораб (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
10. Респондент 9., Ж, волонтер (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
11. Респондент 10., Ж, организатор (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
12. Респондент 11., Ж, волонтер (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
13. Респондент 12., Ж, волонтер (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
14. Респондент 13., Ж, организатор (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
15. Респондент 14., Ж, волонтер (записано Нарышевым В. В. - Томск 2023).
....46