АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Социально-эколого-экономическая характеристика исследуемого района 6
1.1 Физико-географическая характеристика района исследования 6
1.2 Социальная характеристика 8
1.3 Экономическая характеристика 10
1.4 Экологическая характеристика 12
2 Анализ оптимизации законодательства и нормативно-правовой базы в сфере охраны
окружающей среды 16
2.1 Оптимизация нормативно-правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха ....16
2.2 Оптимизация нормативно-правовой базы в сфере охраны водных ресурсов 18
2.3 Оптимизация нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами 20
2.4 Оптимизация в связи с внедрением системы НДТ 23
2.5 Предложения по оптимизации законодательства и нормативно-правовой базы в
сфере охраны окружающей среды 24
3 Управление в сфере охраны окружающей среды 26
3.1 Система природоохранных органов на федеральном уровне 31
3.1.1 Росприроднадзор 34
3.1.2 Росгидромет 36
3.1.3 Роснедра 38
3.1.4 Росводресурсы 39
3.1.5 Рослесхоз 41
3.2 Система природоохранных органов на региональном уровне 41
4 Оценка эффективности природоохранной деятельности 45
4.1 Государственный экологический надзор 50
4.2 Общественный экологический контроль 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
РЕКОМЕНДАЦИИ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья поколений, а также экологическая безопасность страны могут быть обеспечены только при условии поддержания соответствующего качества окружающей среды. Поэтому система управления в сфере охраны окружающей среды - это важнейшая часть государственного аппарата.
Эффективное функционирование системы управления природоохранной деятельностью является необходимым условием привлечения к ответственности за экологические правонарушения, и с этой точки зрения может рассматриваться как способ обеспечения законности и правопорядка, а также как средство защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Актуальность работы определяется необходимостью постоянной оптимизации системы управления для дальнейшего качественного ее функционирования в связи с непрерывным обновлением нормативно-правовой природоохранной документации.
Изученность: Теоретической основой настоящей работы являются труды
специалистов в области охраны окружающей среды и управления природопользованием Адам А.М. [1], Мамин Р.Г. [1]., Мелехин А.В. [2]. В области экологического законодательства и права выдающимися статьями, учебными пособиями являются труды Боголюбова С.А. [19], Красова О.И. [19], Ерофеев Б.В. [20], Саркисова О.Р. [21], Любарского Е.Л. [21], Агафонова В.Б., Жаворонковой Н.Г. [27], Тесля О.В. [28], Гиззатулин Р.Х. [29], Глушко О.А., Гринь Е.А., Гряда Э.А. [32]. Отдельные аспекты государственного управления охраной природы в Российской Федерации рассматривались в трудах: Г.В.Атаманчука [47], М.М.Бринчука [48], А.Е.Лунева [49], О.Е.Астафьева [56]. Практически отсутствуют специальные работы, посвященные государственному управлению охраной природы на региональном уровне. Обойден вниманием и вопрос о системе государственного управления охраной природы в субъекте Российской Федерации, как сложной подсистеме государственного управления охраной окружающей природной среды в целом. Важным источником является законодательство в сфере охраны окружающей среды: Конституция РФ, Федеральные законы, Федеральные конституционные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, законы Томской области.
Объект исследования: система управления в сфере охраны окружающей среды.
Предмет исследования: эффективность системы управления в сфере охраны окружающей среды.
Цель: оценить эффективность функционирования системы управления в сфере охраны окружающей среды.
Задачи:
1) Изучить область нормативно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.
2) Провести анализ системы управления в сфере охраны окружающей среды в Томской области.
3) Оценить эффективность существующей системы управления в сфере охраны окружающей среды.
4) Разработать рекомендации по повышению эффективности системы управления в сфере охраны окружающей среды в Томской области.
Защищаемые положения:
1) Существующая система управления требует совершенствования в связи с постоянным изменением нормативно-правовой базы.
2) Для улучшения эффективности работы природоохранных органов необходимо усиление функционального взаимодействия.
3) Эффективность системы управления в сфере охраны окружающей среды имеет непосредственное влияние на качество окружающей среды.
Апробация работы: Результаты исследования были представлены на LXX научной студенческой конференции Биологического Института ТГУ «Старт в науку» в 2021 году в направлении экология, природопользование и экологическая инженерия.
Выражаю благодарность за оказанную помощь в процессе написания выпускной квалификационной работы своему научному руководителю профессору А.М.
В ходе исследования анализу подвергнуты материалы практики природоохранных государственных органов - служб федерального, регионального уровней, а также органов местного самоуправления Томской области. Анализ системы управления природопользованием и экологической безопасностью на региональном уровне важен, так как именно на этом уровне осуществляется взаимодействие с производственнохозяйственным комплексом, пользующимися природными ресурсами и оказывающими воздействие на окружающую среду, а также с населением.
Эффективное функционирование системы управления природоохранной деятельностью является необходимым условием привлечения к ответственности за экологические правонарушения, и с этой точки зрения может рассматриваться как способ обеспечения законности и правопорядка, а также как средство защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1) С 1 января 2019 года вступил в силу ряд поправок в Федеральном законодательстве (в части водных отношений и обращения с отходами), приняты новые Постановления Правительства (например, Постановление Правительства №2398), актуализированы 9 ИТС по НДТ, а также изменения претерпели муниципальные законы;
2) Анализ действующей системы управления в сфере охраны окружающей среды на примере Томской области показал, что существует разрыв между муниципалитетом и государственной властью;
3) В целом за 5 лет (с 2014 по 2018гг.) наблюдается тенденция к уменьшению объема сброса сточных вод на 2-3%. Однако в 2019 году виден резкий рост объема загрязненных сточных вод с 2018 по 2019 год почти в 10 раз, в связи с изменением категорий сточных вод в 2-ТП водхоз. Количество образуемых отходов стабильно в течение 5 лет, но в 2019 году наблюдается рост в 2 раза, в связи с изменением отчетной документации (2-ТП отходы). Ситуация с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стабильно идет на спад (в среднем на 6%).
4) За пять лет регион (с 2014 по 2019гг.) опустился с 7 на 39 место национального экологического рейтинга регионов Российской Федерации.
1) Адам А.М., Мамин Р.Г. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири // Издательство НИА - Природа Москва - 2001г. - 172с.;
2) Мелехин А. В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии. // Lex Russica. Закон русский. - 2016. - №11(120) - С. 33-45.;
3) Адам А.М., Акерман Е.Н. Кирпотин С.Н. Эколого -экономические аспекты устойчивого развития Западной Сибири (на примере Томской области) // Издательство Томского университета - 2011. - 160с.;
4) Отчет о деятельности в 2019 году [электронный ресурс] URL: https://www.tomsk.gov.ru/otchet-o-dejatelnosti-v-2019-godu (дата обращения 05.03.21);
5) Статистика населения Томской области [электронный ресурс] URL: https://depzdrav.tomsk.gov.ru/Statistika (дата обращения 10.03.21);
6) Карты России [электронный ресурс] URL: https://maps-rf.ru/ (дата обращения
18.03.21);
7) Промышленность Томской области [электронный ресурс] URL: https://www.tomsk.gov.ru/Promishlennosty (дата обращения 18.03.21);
8) Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области [электронный ресурс] URL: https://depagro.tomsk.gov.ru/ (дата обращения 18.03.21);
9) Управление в области охраны окружающей среды [электронный ресурс] URL: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/upravlenie-v-oblasti-ohrany-okruzhayushhej- sredy.html#2220 (дата обращения 28.03.21);
10) Федеральный закон Российской Федерации / ФЗ-№7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.
11) Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Томской области в 2019 году» [электронный ресурс] URL: https://depnature.tomsk.gov.ru/ (дата обращения: 10.04.21);
12) Сравнения изменений в природоохранном законодательстве [электронный ресурс]
URL: https://www.zakonrf.info/izmeneniya-v-zakonodatelstve/sravnenie-17207/ (дата
обращения 15.04.21);
13) Архив изменений законодательства в области экологического права 2019-2020
[электронный ресурс] URL: https://www.pgplaw.ru/practice-and-
industry/branch/ecology/reviews/ (дата обращения 16.04.21);
14) Федеральный закон Российской Федерации / ФЗ-№96 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г.
15) Водоохранная деятельность организаций [электронный ресурс] URL: https://mprso.mid ural.ru/news/show/id/518#:~:text=С%201%20января%202019%20года,в%20водные%20объе кты%20организациями%2О%20осуществляющими (дата обращения 17.04.21);
..63