РОК-МУЗЫКАНТ КАК ПУБЛИЦИСТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Жизнь и творчество Шевчука в критике и литературоведении 8
2 Публицистические высказывания Юрия Шевчука 17
2.1 Русский рок в интервью Юрия Шевчука 17
2.2 Социальная проблематика в интервью Юрия Шевчука 29
2.3 Императив поведения Юрия Шевчука 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 52
1 Жизнь и творчество Шевчука в критике и литературоведении 8
2 Публицистические высказывания Юрия Шевчука 17
2.1 Русский рок в интервью Юрия Шевчука 17
2.2 Социальная проблематика в интервью Юрия Шевчука 29
2.3 Императив поведения Юрия Шевчука 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 52
Актуальность исследования. Культура русского рока оказала колоссальное влияние на общественное сознание современной России, культуру и этику, задала высокие этические и эстетические стандарты наших соотечественников. Как в советские годы, так и сейчас русский рок, отражающий стремление человека к индивидуальной свободе, является гимном эпохи.
На ведущих ролях русского рока всегда был Юрий Юлианович Шевчук и его группа «ДДТ». Его музыку слушают многие поколения россиян, а концерты группы в разные годы собирали полные залы с десятками тысяч людей. Помимо своего творчества, Юрий Юлианович проявлял себя и в прямом слове, многократно выступая в медиа пространстве в качестве лидера мнений, комментируя различные проблемы и имея непосредственное влияние на настроение людей. Его высказывания, направленные на осмысление различных социальных явлений, охватывают значительный исторический период в истории нашей страны, и исследование прямого, не опосредованного поэтикой слова Шевчука является очень актуальным. Можно сказать, что по степени своего влияния Юрий Юлианович стоит наравне с академиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым и Александром Исаевичем Солженицыным, являясь одним из столпов национальной культуры.
Объект: мировоззрение Юрия Юлиановича Шевчука
Предмет: публицистические высказывания Юрия Юлиановича
Шевчука
Цель исследования: реконструировать систему представлений Юрия Юлиановича Шевчука, выраженную в прямом слове его публицистики.
Задачи исследования:
1) Сформировать корпус публицистических высказываний автора в жанре интервью в разные периоды творческой деятельности;
2) Обобщить научные работы на тему русского рока и творчества Шевчука;
3) Обосновать понятие публицистики, публицистичности и жанра интервью как публицистического жанра;
4) Проанализировать тексты интервью с 1991 по 2022 годы.
Методологическая база исследования. В основу методологической базы исследования положено понимание публицистики, публицистичности и жанровой природы интервью.
П. П. Каминский определяет следующее понятие публицистики: публицистика - это тип высказывания, в котором максимально развернуто такое свойство мышления и коммуникативной ситуации, как публицистичность, т.е. прямое выражение мысли автором высказывания. Публицистический дискурс, представляя собой разновидность риторического, прагматичен, выполняет эмотивную функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения. Автор в публицистике занимает позицию редуцированного отстранения, непосредственно выражен как личность оценивающая. Содержание публицистического высказывания тяготеет к опредмеченности в этических определениях, выражает определенное ценностное отношение к чему-либо. Мысль, чистая познавательно-моральная оценка полностью совпадает с автором, выражена напрямую и ориентирована на навыки суждения и способ мышления адресата.
Публицистичность трактуется как свойство мышления автора публицистического произведения, который отождествляет себя с неким корпоративным целым, выступает не сам по себе, а от лица какой -либо общности (коллектива единомышленников, социальной группы, общества в целом). Автор находится в отношениях взаимозависимости с адресатом, который является недифференцированным другим и выступает объектом риторического воздействия.
Интервью понимается как жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Интервью Юрия Юлиановича Шевчука по классификации в зависимости от целей можно трактовать как интервью-мнение, в основе которого цель сбора мнений по каким-либо конкретным, как правило узким, вопросам. В центре таких интервью - мнение компетентного источника относительно социально значимых событий и явлений. В интервью-мнении проявляется отношение автора к сообщаемой информации.
П. П. Каминский отмечает , что доминирующая коммуникативная установка интервью обусловливает случайность средств выражения мысли; целью говорения может являться внушение собеседнику нашей мысли, т.е. выражено такое свойство мышления, как публицистичность.
В интервью велика степень случайности содержания диалога: тематика речи развивается не самостоятельно, а из пересечения мотивов разговора, выдвигаемых собеседниками. При этом инициатива в определении предмета высказывания чаще всего принадлежит журналисту, имеющему интенцию узнать мнение респондента о интересующих его и публику вопросах. Это определяет фрагментарность высказывания, дискретность его логики. Можно отметить столкновение двух различных интенций - интервьюера и интервьюируемого. В основе коммуникативной позиции интервьюера лежит профессиональная установка добиться наиболее развернутых ответов, объемного выражения мнения героя интервью. Коммуникативное намерение интервьюируемого в беседах определяется адресатом, к которому он обращается. С одной стороны, адресат высказывания - вполне конкретный собеседник, журналист. С другой стороны, через него он обращается и к широкой аудитории, так как разговор не является приватным, а записывается для дальнейшего обнародования. Во втором случае интервьюируемый в полной мере реализует публицистическую интенцию.
При проведении исследования будут использованы конкретные методики: структурно-семантический анализ, направленный на выявление структуры представлений Юрия Юлиановича Шевчука, выраженных в прямом слове, адресованном публике, их предметные уровни и содержание; коммуникативно-прагматический анализ, при проведении которого учитываются структура и функции коммуникации: адресант, сообщение, средство связи, адресат, эффект сообщения [Lasswell, 1948].
Эмпирическая база исследования. Материал исследования составляет 42 интервью Юрия Юлиановича Шевчука с 1991 по 2022 годы в соответствии с периодизацией его творчества. Принцип выборки основан на необходимости учесть хронологически долгий период, учитывая изменчивость как ситуации, так и представлений Шевчука, его взросление, чтобы проследить эволюцию его представлений.
Новизна исследования. Теоретическая ценность работы заключается в том, что интервью рок-музыканта впервые рассматриваются в научном пространстве в публицистическом аспекте. Таким образом до нас подобный материал не рассматривал никто, считая его периферийным. Практическая ценность работы заключается в том, что исследование позволит как наиболее полно понять творчество Юрия Юлиановича Шевчука, так и определить тенденции развития рок-культуры в нашей стране.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы журналистики» в городе Томске 27 - 28 апреля 2023 года с дипломом I степени.
На ведущих ролях русского рока всегда был Юрий Юлианович Шевчук и его группа «ДДТ». Его музыку слушают многие поколения россиян, а концерты группы в разные годы собирали полные залы с десятками тысяч людей. Помимо своего творчества, Юрий Юлианович проявлял себя и в прямом слове, многократно выступая в медиа пространстве в качестве лидера мнений, комментируя различные проблемы и имея непосредственное влияние на настроение людей. Его высказывания, направленные на осмысление различных социальных явлений, охватывают значительный исторический период в истории нашей страны, и исследование прямого, не опосредованного поэтикой слова Шевчука является очень актуальным. Можно сказать, что по степени своего влияния Юрий Юлианович стоит наравне с академиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым и Александром Исаевичем Солженицыным, являясь одним из столпов национальной культуры.
Объект: мировоззрение Юрия Юлиановича Шевчука
Предмет: публицистические высказывания Юрия Юлиановича
Шевчука
Цель исследования: реконструировать систему представлений Юрия Юлиановича Шевчука, выраженную в прямом слове его публицистики.
Задачи исследования:
1) Сформировать корпус публицистических высказываний автора в жанре интервью в разные периоды творческой деятельности;
2) Обобщить научные работы на тему русского рока и творчества Шевчука;
3) Обосновать понятие публицистики, публицистичности и жанра интервью как публицистического жанра;
4) Проанализировать тексты интервью с 1991 по 2022 годы.
Методологическая база исследования. В основу методологической базы исследования положено понимание публицистики, публицистичности и жанровой природы интервью.
П. П. Каминский определяет следующее понятие публицистики: публицистика - это тип высказывания, в котором максимально развернуто такое свойство мышления и коммуникативной ситуации, как публицистичность, т.е. прямое выражение мысли автором высказывания. Публицистический дискурс, представляя собой разновидность риторического, прагматичен, выполняет эмотивную функцию и направлен на достижение конкретного эффекта внушения, убеждения или побуждения. Автор в публицистике занимает позицию редуцированного отстранения, непосредственно выражен как личность оценивающая. Содержание публицистического высказывания тяготеет к опредмеченности в этических определениях, выражает определенное ценностное отношение к чему-либо. Мысль, чистая познавательно-моральная оценка полностью совпадает с автором, выражена напрямую и ориентирована на навыки суждения и способ мышления адресата.
Публицистичность трактуется как свойство мышления автора публицистического произведения, который отождествляет себя с неким корпоративным целым, выступает не сам по себе, а от лица какой -либо общности (коллектива единомышленников, социальной группы, общества в целом). Автор находится в отношениях взаимозависимости с адресатом, который является недифференцированным другим и выступает объектом риторического воздействия.
Интервью понимается как жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Интервью Юрия Юлиановича Шевчука по классификации в зависимости от целей можно трактовать как интервью-мнение, в основе которого цель сбора мнений по каким-либо конкретным, как правило узким, вопросам. В центре таких интервью - мнение компетентного источника относительно социально значимых событий и явлений. В интервью-мнении проявляется отношение автора к сообщаемой информации.
П. П. Каминский отмечает , что доминирующая коммуникативная установка интервью обусловливает случайность средств выражения мысли; целью говорения может являться внушение собеседнику нашей мысли, т.е. выражено такое свойство мышления, как публицистичность.
В интервью велика степень случайности содержания диалога: тематика речи развивается не самостоятельно, а из пересечения мотивов разговора, выдвигаемых собеседниками. При этом инициатива в определении предмета высказывания чаще всего принадлежит журналисту, имеющему интенцию узнать мнение респондента о интересующих его и публику вопросах. Это определяет фрагментарность высказывания, дискретность его логики. Можно отметить столкновение двух различных интенций - интервьюера и интервьюируемого. В основе коммуникативной позиции интервьюера лежит профессиональная установка добиться наиболее развернутых ответов, объемного выражения мнения героя интервью. Коммуникативное намерение интервьюируемого в беседах определяется адресатом, к которому он обращается. С одной стороны, адресат высказывания - вполне конкретный собеседник, журналист. С другой стороны, через него он обращается и к широкой аудитории, так как разговор не является приватным, а записывается для дальнейшего обнародования. Во втором случае интервьюируемый в полной мере реализует публицистическую интенцию.
При проведении исследования будут использованы конкретные методики: структурно-семантический анализ, направленный на выявление структуры представлений Юрия Юлиановича Шевчука, выраженных в прямом слове, адресованном публике, их предметные уровни и содержание; коммуникативно-прагматический анализ, при проведении которого учитываются структура и функции коммуникации: адресант, сообщение, средство связи, адресат, эффект сообщения [Lasswell, 1948].
Эмпирическая база исследования. Материал исследования составляет 42 интервью Юрия Юлиановича Шевчука с 1991 по 2022 годы в соответствии с периодизацией его творчества. Принцип выборки основан на необходимости учесть хронологически долгий период, учитывая изменчивость как ситуации, так и представлений Шевчука, его взросление, чтобы проследить эволюцию его представлений.
Новизна исследования. Теоретическая ценность работы заключается в том, что интервью рок-музыканта впервые рассматриваются в научном пространстве в публицистическом аспекте. Таким образом до нас подобный материал не рассматривал никто, считая его периферийным. Практическая ценность работы заключается в том, что исследование позволит как наиболее полно понять творчество Юрия Юлиановича Шевчука, так и определить тенденции развития рок-культуры в нашей стране.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы журналистики» в городе Томске 27 - 28 апреля 2023 года с дипломом I степени.
В ходе исследования были обобщены научные работы на тему русского рока и творчества Юрия Юлиановича Шевчука; обосновано понятие публицистики, публицистичности и жанра интервью как публицистического жанра; сформирован корпус публицистических высказываний автора с 1991 по 2022 годы, тексты которых были проанализированы. В результате этих действий была реконструирована система представлений Шевчука, выраженная в прямом слове его публицистики.
Практическая часть работы показала, что, важной темой высказываний Шевчука является рок-культура и текущая повестка. Поэт размышляет о том, что такое русский рок, выделяет этапы его развития, помещает себя в его контекст и говорит от лица его аутентичных представителей, осмысляя себя важной частью его истории. В первые 10-12 лет своей творческой деятельности Шевчук прошёл через нонконформистское мироощущение, обусловленное его пониманием рока как культуры протеста против запретов и устоявшихся псевдоценностей. К концу 80-х - кризис русского рока, обусловленный снятием запретов и потерей протестной функции; тематика песен становится не протестной, а лиричной и философичной. После чеченских событий Шевчук начинает осознавать миссию рок-поэта, заключающуюся в том, чтобы помогать людям. К концу 00-х Шевчук стал говорить о том, что к року со всем его текущим багажом снова вернулась функция протеста, так как в обществе есть много нерешенных проблем, о которых нужно говорить, потому что власть не слышит людей. К 2022 году рок понимается Шевчуком, во-первых, как культура протеста, во-вторых, как миссия, в-третьих, как солидарная общность единомышленников, в- четвертом, как лиричная и философичная музыка, говорящая о высоком. На данный момент в русской рок-музыке существует множество разных жанров и исполнителей, большинство из которых Шевчук не считает аутентичными, отмечая кризис жанра.
Помимо рок-культуры, предметом публицистики Шевчука является текущая повестка. Он говорит о долговременных военных событиях с участием России, социальных явлениях и кратковременных локальных событиях, высказываясь против войн и ограничений любых прав и свобод человека. Отмечается переход от аполитичности середины 90 -х годов, когда музыкант не хотел резко высказываться о чеченских событиях, к появлению у него чувства особой гражданской ответственности к концу 00-х годов. С этого времени Шевчук стал более заметной фигурой в СМИ: начал давать интервью, желая повлиять на общественное мнение по тем или иным вопросам. В частности, он выступал за демократизацию общества, с резкой критикой власти, против войн, а также предлагал этические и политические пути решения социальных проблем.
В контексте подобных высказываний Шевчук как рок-музыкант не может мыслить иначе. Если рок исторически зиждется на идеях пацифизма, то и он не может призывать к насилию и войне. Если рок всегда был запрещён и существовал в «подполье», то и он не может принять никакую власть, устанавливающую запреты. Если рок - это идея свободы, то и он не видит для своей страны никакого другого устройства, кроме демократического.
Идеализм Шевчука заключается в том, что на протяжении более тридцати лет он всегда говорил о том, как должно, а как не должно быть, утверждая идею выше материи. Например, он никогда не вставал на чью-либо сторону в военных конфликтах, утверждая, что война - это неприемлемо в принципе, не ища для неё оправданий. Даже о рок-культуре Шевчук говорит как идеалист: чёрное у него - это коммерческая и бездушная музыка, а белое - созданная ради идеи, говорящая на вечные темы, помогающая людям. Выбор Юрия Юлиановича - всегда нравственный, обусловленный внутренними, а не внешними причинами, выбор христианский: он призывает не убивать, не ссориться, любить, помогать, бороться с прагматичным в себе.
Можно отметить, что Шевчук не менялся во многих своих убеждениях на протяжении всего этого времени. Например, в начале 90-х он утверждал, что любовь - это высшее благо, и не изменил своего мнения в 2022 году. Или с горечью отзывался о чеченских событиях ещё в середине 90 -х точно также, как и об украинских в последние годы.
Гражданская позиция Юрия Юлиановича заметно выражена: он настолько остро реагирует на общественно-политические события и явления, что говорит о них не только в творчестве, но и в прямом, не опосредованном поэтикой слове. Он понимает - у него есть особая поэтическая миссия, а вдобавок - влияние на людей, следовательно, возможность что-то исправить, кому-то помочь. Шевчук желает изменить свою страну в лучшую сторону, и это является его мотивом высказываться
Практическая часть работы показала, что, важной темой высказываний Шевчука является рок-культура и текущая повестка. Поэт размышляет о том, что такое русский рок, выделяет этапы его развития, помещает себя в его контекст и говорит от лица его аутентичных представителей, осмысляя себя важной частью его истории. В первые 10-12 лет своей творческой деятельности Шевчук прошёл через нонконформистское мироощущение, обусловленное его пониманием рока как культуры протеста против запретов и устоявшихся псевдоценностей. К концу 80-х - кризис русского рока, обусловленный снятием запретов и потерей протестной функции; тематика песен становится не протестной, а лиричной и философичной. После чеченских событий Шевчук начинает осознавать миссию рок-поэта, заключающуюся в том, чтобы помогать людям. К концу 00-х Шевчук стал говорить о том, что к року со всем его текущим багажом снова вернулась функция протеста, так как в обществе есть много нерешенных проблем, о которых нужно говорить, потому что власть не слышит людей. К 2022 году рок понимается Шевчуком, во-первых, как культура протеста, во-вторых, как миссия, в-третьих, как солидарная общность единомышленников, в- четвертом, как лиричная и философичная музыка, говорящая о высоком. На данный момент в русской рок-музыке существует множество разных жанров и исполнителей, большинство из которых Шевчук не считает аутентичными, отмечая кризис жанра.
Помимо рок-культуры, предметом публицистики Шевчука является текущая повестка. Он говорит о долговременных военных событиях с участием России, социальных явлениях и кратковременных локальных событиях, высказываясь против войн и ограничений любых прав и свобод человека. Отмечается переход от аполитичности середины 90 -х годов, когда музыкант не хотел резко высказываться о чеченских событиях, к появлению у него чувства особой гражданской ответственности к концу 00-х годов. С этого времени Шевчук стал более заметной фигурой в СМИ: начал давать интервью, желая повлиять на общественное мнение по тем или иным вопросам. В частности, он выступал за демократизацию общества, с резкой критикой власти, против войн, а также предлагал этические и политические пути решения социальных проблем.
В контексте подобных высказываний Шевчук как рок-музыкант не может мыслить иначе. Если рок исторически зиждется на идеях пацифизма, то и он не может призывать к насилию и войне. Если рок всегда был запрещён и существовал в «подполье», то и он не может принять никакую власть, устанавливающую запреты. Если рок - это идея свободы, то и он не видит для своей страны никакого другого устройства, кроме демократического.
Идеализм Шевчука заключается в том, что на протяжении более тридцати лет он всегда говорил о том, как должно, а как не должно быть, утверждая идею выше материи. Например, он никогда не вставал на чью-либо сторону в военных конфликтах, утверждая, что война - это неприемлемо в принципе, не ища для неё оправданий. Даже о рок-культуре Шевчук говорит как идеалист: чёрное у него - это коммерческая и бездушная музыка, а белое - созданная ради идеи, говорящая на вечные темы, помогающая людям. Выбор Юрия Юлиановича - всегда нравственный, обусловленный внутренними, а не внешними причинами, выбор христианский: он призывает не убивать, не ссориться, любить, помогать, бороться с прагматичным в себе.
Можно отметить, что Шевчук не менялся во многих своих убеждениях на протяжении всего этого времени. Например, в начале 90-х он утверждал, что любовь - это высшее благо, и не изменил своего мнения в 2022 году. Или с горечью отзывался о чеченских событиях ещё в середине 90 -х точно также, как и об украинских в последние годы.
Гражданская позиция Юрия Юлиановича заметно выражена: он настолько остро реагирует на общественно-политические события и явления, что говорит о них не только в творчестве, но и в прямом, не опосредованном поэтикой слове. Он понимает - у него есть особая поэтическая миссия, а вдобавок - влияние на людей, следовательно, возможность что-то исправить, кому-то помочь. Шевчук желает изменить свою страну в лучшую сторону, и это является его мотивом высказываться





