ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МИНИМАЛИЗМ В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 9
1.1 Определение минимализма 9
1.2 Минимализм в изобразительном искусстве XX века 12
1.3 Минимализм в архитектуре и дизайне XX века 17
1.4 Минимализм в музыке XX века 23
1.5 Эстетические и идейные основания минимализма 30
ГЛАВА 2 МИНИМАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 36
2.1 Минимализм в документальных фильмах 39
2.2 Минимализм в литературе 47
2.3 Минимализм в видео на YouTube 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Минимализм зарождается как направление в искусстве в XX веке, развивается и XXI веке переосмысляется в философию повседневности. В данной работе предлагается отследить этот процесс и выявить это как сформированный тренд в современной культуре.
Актуальность данной темы исследования, во-первых, объясняется переосмыслением реальности, в которой мы живем через преодоление общества потребления и его негативных проявлений, во-вторых, природой появления тенденции к осмыслению в культуре упрощения и снижения потребления. В-третьих, идеологическими составляющими минимализма, которые возвращают человека к пониманию истинного счастья, которое не зависит от излишних материальных благ. И в-четвертых, минимализм как движение затрагивает не только тему личности и индивида, но и взаимодействует с другими сферами жизни - это экологическая ситуация и экономический вопрос, тем самым объясняя и давая механизмы понимания правильного образа жизни с точки зрения материальной культуры.
Хронологические рамки или границы данной работы заключены как в современности, то есть действительности настоящего времени, в том, что происходит и существует сейчас, так и во второй половине XX века, когда начинает зарождаться минимализм как направление в искусстве. Таким образом, в работе представлен процесс развития и трансформирования минимализма. Современность в контексте данной работы - это 2010-е гг., в которые было произведено больше всего культурных продуктов на тему философии минимализма. В данных продуктах заключен опыт их авторов, который набирался в течение десятилетия, затрагивая более ранние годы, поэтому современность для дискурса минимализма можно расширить до 2005 года, когда впервые появилась книга Доминики Лоро «Искусство жить просто: Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь». Она является одной из первых, кто начал осмыслять и писать в современном понимании о минимализме как движении и образе жизни.
Несмотря на возрастающую популярность минимализма, проблема исследования видится в отсутствии общего системного подхода к выявлению основополагающих принципов, положений и идей в обосновании минимализма, что не позволяет изучать данное культурное явление полноценно в рамках более серьезных научных дисциплин.
Степень теоретической разработанности проблемы связана в первую очередь с развитием минимализма в искусстве. Направлению посвящено множество разноплановых статей в словарях и энциклопедиях по культурологии, искусству и дизайну. Так же существуют монографии, посвященные развитию направления в музыке, одна из них рассматривается ниже, ее автор Двужильная И. Ф. Для изучения минимализма в живописи и скульптуре были взяты электронные источники. Так используются статьи из научных журналов. В современном дискурсе теоретическая разработанность тесно связана с понятием повседневности, и с тем, как интерпретируют мыслители и философы мышление людей в обыденной жизни, анализируя какое поведение и речь они выбирают, какие ценности этому способствуют. Минимализм отвечает на вопрос как жить правильно, но делает это не первым. В современной философии концепт «заботы о себе» поднимает М. Фуко, который в свою очередь отсылает в Древнюю Грецию к Сократу, который первый из философов говорит о приоритете развития духа, заботе о вечном в себе - душе, а не тела, которое рано или поздно умрет. Так же минимализм по свои идейным аспектам близок к рассуждениям Э. Фромма в его работе «Иметь или быть», где он утверждает, что центр существования человека находится в нем самом, если он есть то, что он есть, а не то, что имеет. В России своими идеями близок к минимализму в современном понимании Л.Н. Толстой, который придерживался идеи «опрощения», то есть отказа от излишних материальных благ, так же он уделял внимание недеянию, которое в первую очередь противостоит негативным последствиям от незнания, поспешности, страстного желания и душевного упадка, в своей работе «Путь жизни». Что тоже отсылает к человеческой сущности, обдумыванию и принятию истинного блага для себя, вне навязываемых нам обществом благ. В своей статье Н.Г. Дядык рассматривает минимализм как форму философии повседневности, тем самым позволяет утвердить и закрепить позиции минимализм в области науки. В процессе написания данной работы так же предстоит проанализировать культурные продукты, ставшие опорой в понимании минимализма в сознании современных людей: фильм режиссера Мэтта Д’Авелла «Минимализм: документальный фильм о важных вещах», 2015; проект Колина Бивена «Нулевое потребление», 2009; книга Доминики Лоро «Искусство жить просто: Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь», 2005; книга Джошуа Беккер «Меньше значит больше. Минимализм как путь к осознанной и счастливой жизни, 2016; книга Кэла Ньюпорта «Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном мире», 2019.
...
В заключение данной выпускной квалификационной работы мы подведем итоги проделанной работы в ходе исследования минимализма в культуре XX и XXI вв.
В первой главе было выведено определение минимализма, согласно всем изученным источникам исследования, минимализм (англ. Minimalism от лат. minimus - наименьший; другие названия - Minimal Art, минимальное искусство, ABC Art, искусство ABC) -направление современного искусства, возникшее в 1960-х годах XX века в Нью-Йорке. Последователи минимализма отказываются от традиционного восприятия действительности, транслируя ее в простейших формах, отходя от индивидуальности в пользу общего. Основные особенности минимализма: отказ от сложных
художественных приемов; минималисты активно работают с пространством, вписывая в него свои арт-объекты, делая частью своего проекта или превращая все пространство в произведение искусства; в художественных практиках минималисты используют в своем творчестве простые геометрические формы и линии, создавая из них лаконичные или многослойные композиции; индустриальный характер направления состоит в том, что используются различные промышленные объекты серийного производства: трубы, рамы, кирпич и др.; материалы, свойственные
минимализму - это дерево, металл, пластмасса, стекло и др.; так же минимализму в общем контексте искусства присущи повтор элементов произведения, единообразие цвета и формы, конкретика и равномерное заполнение пространства.
Для достижения цели работы были изучены источники и литература, которые заключают в себе информацию о проявлениях минимализма в пространственных и динамичных видах искусства. Таким образом, в работе присутствует анализ репрезентаций минимализма как направления в современном искусстве в архитектуре, дизайне, живописи, скульптуре и
музыке. На его основе были выявлены эстетические и идейные основания минимализма. А так же изучена роль направления в контексте культуры.
К эстетическим основаниям относятся: отказ от сложных
художественных приемов, активная работа деятелей искусства с пространством, использование простых форм, индустриальный характер произведений, природные материалы и текстуры, повтор элементов.
Идейные основания минимализма: индустриализированное мышление, функциональность как главная цель предмета и работы художника, отказ от традиционного восприятия действительности, дзен-буддизм и принципы японской культуры в основе концепции. В современной культуре к идейным основаниям минимализма присоединяется аксиологическое. Оно заключается в поиске новых ценностей в жизни человека, которые противопоставлены ценностям общества потребления.
Во второй главе исследования были проанализированы культурные продукты, созданные под влиянием минимализма. Были рассмотрены такие категории как документальные фильмы, книги и видео, представленные на видео-хостинге YouTube. На основе проведенного анализа было выявлено следующее понимание: минимализм - это образ мышления и жизни, концепция философии повседневности, которая исходит из эстетических и идейных оснований минимализма как направления в искусстве, главной целью которого выступает качественное улучшение жизни человека. Для этого в минималисты переосмысляют ценности общества потребления и выделяют свои собственные, этот шаг добавляет в общую концепцию еще одно идейное основание: аксиологическое, которое базируется на ценностях любви, отношений, возможность свободно распоряжаться своим временем и альтруизм.
Минимализм - это отсеивание всех не нужны вещей в жизни, от предметов материальной среды до информации и окружающих людей. Задача минимализма помочь людям выбрать все важное для них в разных сферах жизни, концентрируя их внимание на созидание и развитие в этих областях. Именно возврат к личности человека и его внутреннему миру становится фактором его популярности.
Таким образом, при написании работы, были выполнены все задачи, поставленные в начале исследования, при помощи заявленных методов. Была предпринята попытка системного подхода к выявлению эстетических и идейных основ минимализма, которая бы решала проблему данного исследования.