Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕСТО РЕЛКИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Работа №190397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Характеристика культур раннего средневековья Западной 6
Сибири
1.1 Нижнеобская, верхнеобская (одинцовская) археологические 6 культуры
1.2 Потчевашская культура 19
1.3 Релкинская культура 26
Глава 2. Место релкинской культуры в историко-культурной карте 39
Западной Сибири раннего средневековья
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения 56

В эпоху раннего средневековья в Сибири складываются основы нового социально-экономического уклада и происходит образование государств на юге, распадаются первобытные отношения на периферии. Эта эпоха характеризуется многообразием и остротой событий и взаимодействий народов.
В настоящее время невозможно разобраться во всех хитросплетениях тех событий без изучения региональных территорий. Сложность исторической ситуации стала причиной того, что возник вопрос о правомерности выделения археологических культур для данного времени и степени влияния разнородного населения на их формирование.
Неразбериха, которая существует в сибирской археологии уже много лет, возникшая в результате выделения ряда археологических культур, место которых в древней истории Сибири окончательно до сих пор не определено, не позволяет продвинуться в создании относительно непротиворечивой концепции развития культуры населения Западной Сибири. Кроме того, несмотря на достаточно хорошую изученность археологических культур, многие вопросы остаются открытыми. Не до конца ясны хронологические рамки существования этих культур, территориальные границы и этническая принадлежность, по этому поводу ведутся многолетние споры. Возникает необходимость подведения общих итогов этих дискуссий и определения места релкинской культуры в историко-культурной карте Западной Сибири раннего средневековья. Именно в это время закладывается база, на которой формируются основы «современных» этносов, что делает изучение этого периода достаточно актуальным.
К середине I тысячелетия н.э. в Приобье возникает ряд лесных культур, которые отразили новый этап социального и этнического развития. К ним относятся наиболее изученные - верхнеобская (одинцовская), нижнеобская, потчевашская и релкинская. М.П. Грязнов впервые выделил верхнеобскую культуру в 1951 г. и провел ее подробный анализ в работе: «История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая речка», 1956 г. Позднее Т.Н. Троицкая выделила одинцовскую культуру, написав статью «Одинцовская культура в Новосибирском Приобье», 1981 г. В.Н. Чернецов выделил нижнеобскую культуру в 1950-е гг. и написал работу «Нижнее Приобье в I тысячелетии нашей эры», 1957 г. Впервые потчевашская культура была выделена в 1953 г. В.Н. Чернецовым и В.И. Мошинской, которая отнесла ее к раннему железному веку. Вначале 1970-х гг. В.Ф. Генинг и его свердловские коллеги при активной поддержке археологов других центров (В.А. Могильников, Т.Н. Троицкая, Л.А. Чиндина) отнесли потчевашскую культуру к раннему средневековью1. Релкинская культура была выделена Л.А. Чиндиной в конце 60-х - начале 70-х годов. В основу выделения релкинской культуры было положено единство и специфика погребальных обрядов, керамики, художественных изделий.
В последние десятилетия появилось большое количество новых источников - открыты обширные поселенческие и погребальные комплексы в Среднем Приобье и на сопредельных территориях. Это дает новые возможности для изучения лесных культур раннего средневековья, в том числе и релкинской культуры.
Территориальные и хронологические рамки исследования. В территориальные рамки входит ареал распространения нижнеобской, верхнеобской, потчевашской, релкинской культур, который включает в себя практически всю территорию Западной Сибири. Хронологические рамки работы охватывают период раннего средневековья с середины I тыс. н.э. по конец I тыс. н.э., т.е. время бытования перечисленных культур.
Объект исследования - раннесредневековая история населения лесных территорий Западной Сибири (VI-IX вв. н.э.).
Предмет исследования - раннесредневековые культуры лесных районов Западной Сибири и место релкинской культуры в историко-культурной карте Западной Сибири.
Цель настоящей работы - определить место релкинской культуры в историко-культурной карте Западной Сибири раннего средневековья.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начало формирования новых средневековых культурно-исторических образований в регионе связано с закатом культур раннего железного века. Кулайская культура и культурно-историческая общность, занимавшая значительные территории лесных районов Западной Сибири, в это время распадается на отдельные культурные образования. «Длительная сигментация, слабая экономическая связь выделившихся групп с метрополией, экологическая специфика отдельных районов огромной территории, влияние местных и вновь появляющихся традиций извне привели к дроблению кулайского единства и формированию ряда новых культур в Приобье: нижнеобской, релкинской, верхнеобской (одинцовской) и потчевашской»1.
Основной целью дипломной работы являлся определение места релкинской культуры в историко-культурной карте Западной Сибири раннего средневековья. Обобщенно-сравнительный анализ культур раннего средневековья дал следующие результаты:
Во-первых, рассмотрев проблемы лесных культур эпохи раннего
средневековья Западной Сибири, такие как определение хронологии культур, территориальных границ, этнической принадлежности, мы увидели
разнообразие мнений по этому поводу. В рассмотренных выше археологических культурах наблюдается историко-культурная
преемственность. Способность передавать из поколения в поколение традиционные черты культуры, особенности изобразительного искусства, погребального обряда, культовых атрибутов является показателем этнической цельности народа. Все эти культуры имеют определенные общие черты, с уверенностью можно говорить об их схожести из-за кулайского компонента, который явился основой сложения новых культур в раннее средневековье на территории Западной Сибири. Опираясь на археологические данные, ученые считают, что кулайская культура эпохи раннего железа была многокомпонентна, и что кулайцы являются далекими предками селькупов.
Селькупы - самодийская народность. Отсюда делается вывод о том, что релкинскую, верхнеобскую (одинцовскую), потчевашскую культуры можно считать в основе самодийскими, этот факт доказывается антропологическими материалами. Нижнеобскую культуру следует считать угорской, это также подтвердили антропологи. С VII в. н.э. наблюдается постепенная тюркизация потчевашской и верхнеобской (одинцовской) культур.
Территориальные рамки распространения нижнеобской, верхнеобской (одинцовской), потчевашской, релкинской культур включают в себя практически всю территорию Западной Сибири (рис.С.1). Время бытования перечисленных культур охватывает период раннего средневековья с середины I тыс. н.э. по конец I тыс. н.э.
Во-вторых, проанализировав релкинскую культуру как одну из лесных культур эпохи раннего средневековья Западной Сибири, опираясь на понятие археологической культуры (как системы материальных признаков, которые отражают реальную жизнь человеческого коллектива, бытовавшего на определенной территории и в определенное время), мы сделали вывод о том, что правомерно говорить о выделении самостоятельных культур раннего средневековья на территории Западной Сибири, таких как нижнеобская, верхнеобская (одинцовская), потчевашская и релкинская.
Наконец, сравнив основные критерии выделения археологических культур (керамика, погребальный обряд), мы сделали вывод о том, что эти археологические культуры в свою очередь можно резонно объединить в этнокультурную общность (объединение родственных этнических групп, связанных общностью происхождения и исторического развития, длительного взаимовлияния и устойчивых культурных традиций), названную релкинской, т.к. история кулайской культуры началась в Среднем Приобье, где позже обитали и релкинцы. Позже кулайцы расселились на новые территории, там происходило их смешение с местными племенами, в то же время кулайцы не испытывали миграционных воздействий и политических потрясений на своей родине. Отсюда наблюдается стабильность в социальном и экономическом плане и устойчивость этнокультурных традиций. «Живучесть автохтонных кулайско-релкинских традиций сказалась и на позднесредневековой культуре, уже принадлежащей селькупскому этносу


1. Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1981. - С. 18-21.
2. Беликова О. Б. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. н.э. / О. Б. Беликова, Л. М. Плетнева. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1983. - 244 с.
3. Борзунов В. А., Чемякин Ю. П. Карымская керамика таежного Приобья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2015. - №1 (28). - С. 56-66.
4. Васютин А. С. На северной границе кочевого мира. Дописьменная история населения юга Западной Сибири раннего средневековья / А. С. Васютин, С. А. Васютин, С. С. Онищенко. - Томск, 2008. - 201 с.
5. Васютин А. С. Калтышинский археологический микрорайон в конце VIII - первой половине XI вв. н.э. : природа и культура (степное Присалаирье) / А. С. Васютин, С. А. Васютин, С. С. Онищенко. - Кемерово, 2012. - 212 с.
6. Генинг В. Ф., Корякова Л. Н., Овчинникова Б. Б., Федорова Н. В. Памятники железного века в Омском Прииртышье // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1970. - С. 203-228.
7. Грязнов М. П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая речка / М. П. Грязнов. - М : Академия наук СССР, 1956. - 163 с.
8. Зыков А. П. Барсова гора. Очерки археологии Сургутского Приобья / А. П. Зыков. - Екатеринбург : изд-во «Уральский рабочий», 2012. - 232 с.
9. Илюшин А. М. К вопросу об этнической принадлежности погребений по обряду кремации на стороне конца I тыс. н.э. в лесостепной зон Западной Сибири // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: по данным археологии. - Омск : Изд-во Омского ун­та, 1992. - С. 52-56.
10. Казаков А. А. К вопросу о формировании одинцовской культуры // Погребальный обряд древних племен Алтая. - Барнаул : Изд-во Алтайского ун­та, 1996. - С. 166-177.
11. Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // Советская археология. - 1972. - № 2. - С. 18-36.
12. Клейн Л. С. Проблема определения археологической культуры // Советская археология. - 1970. - № 2. - С. 37-51.
13. Клейн Л. С. Археологическая типология / Л. С. Клейн. - Л. : ЛФ ЦЭНДИСИ, 1991. - 447 с.
14. Коников Б. А. Материалы к характеристике вооружения среднеиртышского населения в эпоху раннего средневековья // Археология Прииртышья. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1980. - С. 68-78.
15. Коников Б. А. Омское Прииртышье в эпоху средневековья / Б. А. Коников. - Омск, 2005. - 243 с.
16. Могильников В. А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири // Финно-угры и балты в эпоху средневековья // Археология СССР. - М. : Наука, 1987. - С. 163-235.
... всего 25 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ