Введение 3
1. Русская усадьба 9
1.1. К трактовке понятия 9
1.2. Исторические этапы развития усадьбы 12
2. Усадьба, как значимое явление отечественной культуры 40
2.1. Усадьба конца XIX - начала XX вв 40
2.2. Мир усадьбы конца XIX - начала XX вв. в отечественной литературе 43
Заключение 67
Список литературы и источников 69
Усадьба - уникальный феномен отечественной культуры. Несмотря на свое непродолжительное существование как конкретно-сложившееся явление: с последней трети XVIII в. и до 1917 г., усадьба является важным и ценным наследием культуры России. Расцвет русской усадьбы приходится на конец XVIII - начало XIX вв., во второй половине XIX в. после отмены крепостного права усадьба начинает постепенно угасать вплоть до 1917 года.
Актуальность работы обусловлена высоким интересом к утраченным ценностям национальной культуры, проблемами самоидентификации русской культуры. Стало быть, обращение к образу усадьбы является способом национального самопознания, самосохранения и восстановления обширного комплекса нравственно-этических норм, утраченных за последние десятилетия.
Русская усадьба является феноменом, который отражал особенности отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Неизменно ее присутствие в изобразительном искусстве, музыке, также усадьба становится актуальным образом в русской литературе.
Со второй половины XIX в. усадьба стала изображаться в художественных произведениях в соответствии с социокультурными реалиями, вступив в пореформенный период, она значительно изменилась, произошел кризис предшествующего уклада жизни.
Писатели этого времени, обращаясь к образу усадьбы, переосмысливают множество вопросов, которые были поставлены русской литературой и культурой XVIII - XIX вв. в целом. Литературные усадебные шедевры этого периода создают: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, в 80-е гг., на рубеже XIX-XX вв.: А.П. Чехов, М.Е. Салтыков- Щедрин, Н.А. Некрасов, лирик А.А. Фет, И.А. Бунин, А. Белый.
Степень теоретической изученности.
Анализу и исследованию усадьбы посвящено большое количество работ, которые можно условно разделить на несколько категорий.
Публицистические исследования. С нарастанием интереса к изучению усадеб, в частности для знакомства с особенностями усадьбы дореволюционной России в 70-е гг. издаются путеводители по Москве, в которых обязательно имеется раздел об усадьбах, такими путеводителями являются: «Седая старина Москвы» И.К. Кондратьева, «Окрестности Москвы» С.М. Любецкого. В начале XX века публикации об усадьбах встречаются в журналах «Мир искусства», «Экскурсионный вестник», «Русский архив», «Исторический вестник». В 1914 году учреждается журнал «Столица и усадьба», который просуществовал до 1917 года, включавший более ста описаний дворянских гнезд. К раскрытию
художественных ценностей усадьбы обращается журнал «Старые годы», который издавался с 1906-1916 годы для ценителей искусства. В нем были опубликованы целые ряды работ искусствоведов, которые говорили о ценностях старинных русских усадеб, об их роли в отечественной культуре. Необходимо сказать, что в последние десятилетия активно
возрождается интерес к усадьбе. В 1992 году в стране возобновляет свое существование Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ) под руководством В.В. Згуры, которое
основывается еще в Серебряном веке и упраздняется в СССР. ОИРУ способствует выходу в свет не одной сотне научных и популярных изданий, в том числе периодических - альманаха «Русская усадьба», журнала «Жизнь в усадьбе», каталога «Русские провинциальные усадьбы» и др.
До революции помимо периодики появляются монографии, посвященные архитектуре и истории отдельных усадеб. Так в период 1907 - 1916 гг. П.С. Шереметев - историк и художник задумывает серию изданий «Русские усадьбы» для публикаций отдельными выпусками с описанием наиболее значимых в историческом и культурном плане усадеб России. Из этой серии выходят в издание лишь два выпуска П.С. Шереметева «Вяземы» в 1916 году и труд кн. М.М. Голицына об усадьбе Петровское Звенигородского уезда Московской губернии в 1912 году.
Также необходимо отметить, что в дореволюционный период выходят в свет, публикуются мемуары отдельных представителей дворянства, а также сборники, включающие воспоминания ряда авторов. В 1911 году под редакцией Н.Н. Русова выходит книга «Помещичья Россия по запискам современников», в которую включены мемуары представителей дворянства конца XVIII - начала XIX веков. Но при этом, в дореволюционной науке не было осуществлено комплексного изучения усадебной культуры; публикации об усадьбе были в основном описательного характера, а авторы статей и монографий выступали больше как историки или летописцы . Изучение усадьбы в советский период практически прекращается либо осуществляется с идеологических позиций. В 1926 году публикуется книга Е.С. Коц «Крепостная интеллигенция», в которой жизнь помещиков представляется с негативной стороны. Мемуары, которые были написаны в советские годы, становятся достоянием читателей, как правило, через многие годы.
Научные исследования. Сборники Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) включают в себя работы: Г.Ю. Стернина, О.С. Евангуловой, Т.П. Каждан, М.В. Нащокиной, Л.П. Соколовой, Л.В. Рассказовой, Е.Н. Савиновой, В.И. Новикова, А.А. Шмелева, А.В. Разиной, М.Ю. Коробки и других. Данные авторы в своих трудах привлекают внимание к усадьбе, как к элементу культуры, хранительнице и создательнице собственного мира.
Также в это время создаются историко-культурологические работы, посвященные быту, культуре, архитектуре и истории усадьбы. Таким трудом является работа Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX веков)». В этой работе освещаются особенности времяпровождения дворян, дворянского этикета, взаимоотношений в дворянской среде.
Нельзя не отметить коллективный фундаментальный труд «Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI - XX вв.», в котором наиболее полно и комплексно отражается история и культура усадьбы, хронология исследования по принципу: от возникновения усадеб и до ее гибели. Также сборник исторических очерков «Мир русской усадьбы» в котором на примере двадцати двух усадеб России раскрывается история формирования и возникновения усадьбы, начиная с XIV в. и до начала XX в.
В русле искусствоведения историю и культуру русского дворянского быта рассматривает Н.Н. Врангель в труде «Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры». А.Н. Греч дает монументальный образ устройства и судеб известнейших усадеб в работе «Венок усадьбам». Д.С. Лихачев в известной книге «Поэзия садов» уделяет большое внимание садам в устройстве усадеб, развивает мысль о восприятии сада как эстетической системы. Особенности архитектурно-паркового ансамбля усадьбы, отражение историкоархитектурной эволюции русского усадебного быта, изучение среды, в которой протекает жизнь обитателей имения, формируется их мировоззрение, воспитываются ценности в материальной и духовной сферах бытия представлены в работе Т.П. Каждан «Художественный мир русской усадьбы».
В работе О.С. Евангуловой «Художественная Вселенная русской усадьбы» усадьба рассматривается как отдельный особый микрокосм, как целая вселенная, являющаяся универсальным символом российской жизни. Ученые подчеркивают также ценность личностного, индивидуального начала в дворянской усадьбе, что отчетливо отражается в труде Ю.М. Кузнецовой «Русская дворянская усадьба. Экономические, политические и социально-культурные аспекты».
Исследования в рамках литературы. Образ усадьбы в русской литературе XVIII - XX вв. получает широкое и многоаспектное освещение в книге Е.Е. Дмитриевой, О.Н. Купцовой «Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай». Создатели данного труда обращаются к огромному количеству литературных источников. Но в большой степени эта работа носит искусствоведческий характер, а не литературоведческий, так как художественные произведения используются чаще всего, как иллюстративный материал к культурологическим аспектам, показывающий, как реально существующая усадьба влияла на русскую литературу, либо как литература формировала «усадебный быт, и реальное усадебное пространство, и сам способ проживания в усадьбе» .
Обращение к образу дворянской усадьбы в произведениях И.А. Бунина, А. Белого содержится в трудах таких ученых, как Л.А. Колобаева, О.В. Сливицкая, Р.С. Спивак. Но в трудах этих ученых образ дворянской усадьбы не является объектом обособленного анализа. Отдельное исследование образа дворянской усадьбы в работах Н.С. Авиловой, У.К. Абишевой, Л.В. Ершовой, Н.В. Зайцевой, которые посвящены творчеству И.А. Бунина и А.Н. Толстого.
Наиболее полно образ дворянской усадьбы изучается в русской литературе второй половины XIX века в произведениях И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого. Это отражается в работах В.М. Марковича «И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века», В.Г. Щукина «Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе»; В.Б. Легоньковой «Образ дворянской усадьбы в произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого». Критики XX века уделяют внимание изображению поместной жизни в творчестве И.А. Бунина, А.Н. Толстого. Однако в критических работах начала XX века отсутствует рассмотрение образа дворянской усадьбы как феномена русской культуры в литературе определенного периода в целом, они говорят лишь об обращении авторов к изображению поместного быта. Образ дворянской усадьбы, оказавшись принятым во внимание в произведениях И.А. Бунина, А.Н. Толстого, но не получив достаточной разработки, в произведениях других писателей конца XIX - начала XX веков оказывается совершенно не изучен критикой Серебряного века.
Новизна исследования заключается в попытке использования художественной литературы конца XIX - начала XX вв., как источника историко-культурного исследования усадьбы. Для этого выявляются ее черты и особенности, на основе которых формируется образ усадьбы, нашедший отражение в отечественной литературе.
Проблема исследования заключается в соотношении трансформации образа русской усадьбы под действием социокультурных реалий и его отражении в отечественной литературе.
Целью данного исследования является анализ усадьбы второй половины XIX в., вплоть до 1917 г., с учетом его трансформации под действием социокультурных реалий и
выявлением характерных особенностей для данного периода и трансляция этого образа на примере отечественной литературы.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определиться с содержанием понятия «русская усадьба»;
2. Выделить исторические этапы жизни усадьбы в отечественной культуре и определить, какие черты сохраняются, а какие утрачиваются;
3. Выявить и описать характерные черты усадьбы рубежа XIX - XX вв. и проанализировать особенности изображения русской усадьбы данного периода в отечественной литературе рубежа XIX - XX вв.
Гипотеза данного исследования строится на основе предположения о том, что в отечественной художественной литературе конца XIX - начала XX вв. образ усадьбы интерпретируется с учетом сложившихся социокультурных реалий данного периода. Усадьба представляется, как отдельный образ художественного мира, как пространство частной жизни, как воплощение нравственно-эстетических норм. В связи с этим возникает возможность сложить целостный образ усадьбы конца XIX - начала XX вв.
Объект исследования: русская усадебная культура в целом. Предмет исследования: образ русской усадьбы в литературных произведениях конца XIX - начала XX вв.
Источниковой базой исследования являются художественные произведения ограниченного круга авторов: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, лирика А.А. Фета, И.А. Бунина, А. Белого. Также для анализа привлекаются прозаические произведения других писателей конца XIX - начала XX вв.
Методологической основой исследования является комплексный подход к изучению литературного наследия и рассмотрения усадьбы как культурного феномена, ориентированный на следующие методы: дескриптивный, историко-культурный, историкотипологический, структурно-семиотический. Дескриптивный метод заключается в описании зарождения усадьбы, ее становления, угасания, с учетом характерных особенностей на каждом этапе для наиболее полного исследования. Историко-культурный метод заключается в выявлении соотношения явлений, событий и фактов культурного процесса в рамках усадьбы в контексте времени и условий в которых они происходили, в восприятии художественного произведения как документа эпохи, отражение реалий, знаменующих собой эту эпоху. Историко-типологический метод в данной работе направлен на выявление специфических типов усадеб в рамках данного периода. Структурно-семиотический метод заключается в рассмотрении функционального смыслового содержания художественного произведения, его анализе, для того, чтобы проследить особенности изображения русской усадьбы в отечественной литературе рубежа XIX - XX вв.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Русская литература конца XIX - начала XX вв. формирует образ усадьбы, который фиксирует и репрезентирует динамику социокультурных процессов в России;
2. Неоднозначность образа русской усадьбы, представленного в отечественной
художественной литературе, обусловлена длительным и сложным процессом
становления усадьбы и ее трансформаций;
3. В отечественной художественной литературе конца XIX - начала XX вв. образ усадьбы транслируется как цельный мир, как воплощение исторической действительности, как память о прошлом, отражающая чувство патриотизма.
Теоретическая значимость предложенной исследовательской работы заключается в концептуализации недостаточно проработанной в культурологическом контексте заявленной темы работы.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования ее материалов и результатов в лекционных курсах по истории русской литературы и специальных курсах по истории русской культуры XIX - XX вв., также на уроках литературы и факультативных занятиях в средней школе.
Апробация. Основные положения исследования отражены в публикациях: «Идейнохудожественный образ дворянской усадьбы в русской литературе», «Мир дворянской усадьбы первой трети XIX века в отечественной литературе на примере творчества А.С. Пушкина», а также в докладе на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» в г. Томске в 2016 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, которые подразделены на параграфы, заключения и списка литературы и источников.
Итак, в данной работе мы обращались к проблеме соотношения трансформации образа русской усадьбы под действием социокультурных реалий и его трансляции в отечественной литературе. Цель исследования заключалась в том, чтобы проанализировать усадьбу второй половины XIX в., вплоть до 1917 г., с учетом трансформации ее образа под действием социокультурных реалий и выявлением характерных особенностей данного периода и отражением их в отечественной литературе.
В ходе работы были сделаны следующие выводы. Усадьбу, сформированную столетиями, принято воспринимать, как комплекс жилых, хозяйственных, производственных, парковых и других построек, составляющих единое хозяйственное и архитектурное целое, включавшее жилой дом для семьи помещика и являвшееся центром земельного владения; усадьба стала средоточием культуры во всех ее проявлениях: материальной, производственной и духовной.
В работе были выделены исторические этапы жизни усадьбы: рубеж XV - XVI вв. - период господской усадьбы, когда она только начинает формироваться; усадьба конца XVII в. - начала XVIII в. - дворянская, характеризующаяся расцветом строительства и созданием собственного внутреннего уклада жизни; на рубеже XVIII в. - начала XIX в. открывается новый этап в развитии усадьбы, это ее яркий период, когда изменяется облик, интерьер и быт. Во второй половине XIX в. в усадьбе намечаются изменения, связанные с отменой крепостного права, и последующими трансформациями, приведшими в итоге к ее угасанию.
Отечественная литература отражает трансформацию усадебного образа, включающего такие элементы, как: архитектура и интерьер, сады и парки, досуг. Обратившись к творчеству конкретного круга авторов: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, лирика А.А. Фета, И.А. Бунина, А. Белого, были проанализированы особенности изображения предмета исследования. Для этого были выявлены и описаны характерные черты усадебной среды и ее быта рубежа XIX - XX, такие как: экономический упадок и оскудение помещичьего хозяйства связанный с внутриполитическими событиями в стране, вступление усадьбы в жизнь торговопромышленного и финансового сословия, что подразумевало изменения в мировоззрении хозяина; зарождение дачной культуры и новых ключевых ценностей: уют, спокойствие, поэтичность окружения, бытовые удобства, произвольные решения и смешение художественных стилей в архитектурном устройстве; демократизация, способствующая зарождению интереса к искусству в среднепоместных усадьбах и появлению нового типа помещика - представителя творческой интеллигенции.
Образ, представленный в произведениях отечественной литературы, по сути дела, отражает процессы и установки, присущие изучаемому периоду. Авторы создают произведения, описывая облик изменяющейся усадьбы, вступившей в пореформенный период, под действием сложившихся социокультурных реалий, в соответствии с собственными настроениями, переживаниями, размышлениями, тоской по уходящей культуре, по «родовому гнезду», ощущением причастности к истории страны.
Усадебная жизнь у данных авторов воспринималась неоднозначно. С одной стороны, как транслятор социально-экономического уклада, как историческая неизбежность в условиях социокультурных реалий. С другой стороны, усадебная жизнь для авторов воспринималась, как гармоничное единение человека и природы. Бытие помещичьего дома изображается во многих известных произведениях, и, таким образом, русская литература является источником для изучения усадебной культуры и быта. Причем каждый писатель относится к жизни усадьбы по-разному. Для кого-то она предстает лишь пространством, для других - вместилищем социальных проблем конфликтов, для третьих - средоточием патриархальных ценностей. Одни авторы выражали восхищение хозяйственности помещика нового времени, овладевшего наукой ведения хозяйства в условиях рыночных отношений, другие видели в нем неопределенность и в целом неизбежность гибели усадьбы. Но при этом все произведения объединяются общей темой эпохи - ее суровой и нелицеприятной действительностью.
Подводя итоги, стоит сказать, что усадьба, ушедшая в прошлое, стала вечным образом в истории нашей страны. Неподдельный интерес к ее изучению сегодня обусловлен тем, что она, впитавшая в себя и отражающая главные установки исторической действительности, позволяет проследить ключевые моменты эпохи. Усадьба не теряет актуальности, продолжает изучаться и является важным элементом национального самопознания
1. Абрамович Г.В. Новгородское поместье в годы экономического кризиса последней трети XVI в. // Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. Сб.8.М., 1974. С.8-9, 11-12, 14-20.
2. Авадяев Е. Н. Энциклопедия русской усадьбы / Е. Н. Авадяев. - М.: Олма-Пресс, 2000. - 380 с.: ил., [32] с.
3. Анфимов А.М. Экономическое положение и классовая борьба крестьян Европейской России, 1881-1904 гг. М.: Наука, 1984. 232 с.
4. Аронов А.А. История русской культуры: Узловые вопросы, IX — XX века. М., 1999. 120 с.
5. Барабанов В.В. Материалы по истории России. - М.: Изд-во Астрель, 2004. - 494, [2] с.
6. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статья пятая восьмая, девятая) // Русская критика. Л. 1973. 559 с.
7. Белый А. Эмблематика смысла. Предпосылки к теории символизма // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 527 с., [1] л. портр.: ил.
8. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. Л.: Наука, 1980. - Т. I. - Кн. I-III. 711 с.: 19 л. ил.
9. Большой Энциклопедический словарь. Т. 2. М. : Большая Российская энциклопедия Спб.: Норинт, 1991. 1434 с.
10. Вергунов А.П. Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1987. — 418с.
11. Врангель Н.Н. Помещичья Россия // Старые усадьбы. СПб.: Коло, 1999. 297 с.
12. Врангель Н.Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 2000. - 320 с., ил.
13. Греч А. Венок усадьбам. М.: Аст - Пресс Книга, 2006. 440 с.
14. Даль В. И. Толковый словарь живого Великорусского языка. М., 1955. Т.1. 704 с.
15. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI—XX вв.: Исторические очерки / Ред. Л.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 784 с.
..70