Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №190373

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы70
Год сдачи2025
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты социального самочувствия педагогов 9
1.1 Понятие и структура социального самочувствия 9
1.2 Факторы, влияющие на социальное самочувствие педагогов 16
2. Социальное самочувствие педагогов в системе образования 24
2.1. Современное состояние системы школьного образования в России и Томской области 24
2.2. Проблемы и вызовы в профессиональной деятельности педагогов Томской области 32
2.3. Социальные и экономические аспекты труда учителей в регионе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Социальное самочувствие педагогов, понимаемое как их субъективное восприятие условий жизни, труда и профессиональной деятельности, оказывает непосредственное влияние на качество образовательного процесса, психологический климат в школах и успешность учащихся. В условиях постоянных реформ в образовательной сфере, повышения требований к профессиональной компетентности учителей и растущей нагрузки на педагогов проблема их социального самочувствия становится особенно значимой. Актуальность изучения социального самочувствия работников сферы образования обуславливается несколькими ключевыми аспектами.
Первый аспект заключается в том, что по данным 2024 года в одной только Томской области в сфере образования трудятся 18 372 педагогических работника . Тем не менее, в томских школах наблюдается кадровый дефицит, об этой проблеме заявила начальник департамента образования администрации города Елена Сорокина. В условиях дефицита педагогических кадров у учителей возрастает нагрузка, что может влиять на удовлетворенность педагогов своей работой. Кадровый дефицит также свидетельствует об одной немаловажной проблеме, а именно низкой привлекательности профессии педагога. Несмотря на реализацию государственных и региональных программ, направленных на привлечение молодых специалистов в сферу образования - доля молодых учителей падает. Так, в России средний возраст учителей составляет 45-46 лет. Это говорит о том, что многие молодые специалисты не рассматривают педагогическую деятельность как перспективную карьеру, что связано с низким уровнем заработной платы, высокой нагрузкой и отсутствием социальных гарантий.
Во-вторых, педагоги играют важнейшую роль в формировании будущего общества, так как они не только передают знания, но и воспитывают подрастающее поколение. Однако, их роль часто остаётся недооценённой. Несмотря на высокую социальную значимость профессии, педагоги часто сталкиваются с такими проблемами, как низкий уровень материального вознаграждения, эмоциональное выгорание, высокая нагрузка и недостаточная поддержка со стороны общества и государства. Эти факторы негативно сказываются на их социальном самочувствии, что, в свою очередь, может приводить к снижению качества образовательных услуг и ухудшению психологического климата в школах.
Третий аспект состоит в том, что педагогическая деятельность связана с высоким уровнем стресса и эмоциональной нагрузки, что может приводить к профессиональному выгоранию. Эмоциональное выгорание педагогов негативно сказывается не только на их личном благополучии, но и на качестве взаимодействия с учениками и коллегами, поэтому важно регулярно изучать социальное самочувствие педагогов для оценки эмоционального состояния и ресурсов учителей для улучшения психологического климата в школах и создания условий для профессионального роста и самореализации учителей.
Таким образом, исследование социального самочувствия педагогов в Томской области актуально как с научной, так и с практической точки зрения. Оно направлена на решение важных социальных проблем, связанных с условиями труда и качеством жизни педагогов, что в итоге способствует повышению эффективности образовательной системы региона и созданию благоприятной среды для профессиональной деятельности учителей.
Объект - социальное самочувствие педагогов общеобразовательных школ в Томской области.
Предмет - факторы, влияющие на социальное самочувствие педагогов, и их проявление в условиях профессиональной деятельности в школах Томской области.
Исследовательская проблема состоим в том, чтобы понять каково социальное самочувствие педагогов в Томской области.
Цель - выявление и оценка социального самочувствия педагогов общеобразовательных учреждений Томской области.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «социальное самочувствие» и выделить его структурные компоненты.
2. Выявить основные факторы, влияющие на социальное самочувствие педагогов общеобразовательных учреждений.
3. Оценить влияние государственных программ в сфере образования на социальное самочувствие педагогов.
4. Определить основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги Томской области в профессиональной деятельности.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали основные принципы и теории социологии, которые изучают социальное самочувствие людей, трудовые отношения, образование и профессиональные группы. В исследовании использовался системный подход, который помогает понимать социальное самочувствие учителей как сложное явление, на которое влияют различные связанные между собой факторы: социальные, экономические, психологические и организационные. Также применялся подход, который учитывает активную роль самого человека в формировании своего самочувствия и его взаимодействие с рабочей средой.
В ходе работы был использован опросный метод - анкетирование. Была разработана анкета, включающая блоки вопросов, направленные на оценку различных компонентов социального самочувствия педагогов, в том числе психоэмоционального состояния, удовлетворенности трудом, а также их мнений относительно социальных (условия туда, взаимоотношения в коллективе, администрацией, родителями и учениками) и экономических аспектов их профессиональной деятельности. Анкета распространялась через Яндекс-форму В исследовании приняли участие 229 педагогов Томской области.
Ключевая гипотеза исследования: современные педагоги Томской области демонстрируют низкое социальное самочувствие, связанное с высокой нагрузкой, недостаточным материальным вознаграждением, ощущением низкой значимости профессии.
В данной работе был проведен всесторонний анализ различных информационных материалов, включающих законодательные акты, электронные ресурсы и научные публикации.
Теоретической основой социального самочувствия занималась Крупец Я.Н. В своей статье «Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности» рассматривает социальное самочувствие как комплексный индикатор успешности адаптации личности к социальным условиям. Автор анализирует структурные компоненты данного феномена и предлагает методологические подходы к его изучению, что создает теоретическую базу для понимания социального самочувствия как научной категории.
Социологические исследования положения учительства проводила Рубина Л.Я. В статье «Профессиональное и социальное самочувствие учителей» представляет одно из первых комплексных социологических исследований данной проблематики в российском контексте. Работа содержит эмпирические данные о факторах, влияющих на социальное самочувствие педагогов в период социально-экономических трансформаций.
Другие исследователи, такие как Ильин В.А., Шабунова А.А., Леонидова Г.В. в статье «Социальное положение учительства в России» анализируют современное состояние педагогического сообщества. Авторы рассматривают материальное положение, социальный статус и профессиональные перспективы учителей как ключевые детерминанты их социального самочувствия.
Социальной адаптацией и жизненными трудностями занималась Бутуева З. А. В статье «Особенности социального самочувствия людей старшего возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации» исследует влияние сложных жизненных обстоятельств на социальное самочувствие. Хотя работа не посвящена непосредственно педагогам, она предоставляет важные методологические подходы к изучению социального самочувствия в условиях стресса и неопределенности.
Трансформации в образовании и их влияние на педагогов изучал такой исследователь, как Гаспаришвили А.Т. В работе «Учитель в эпоху перемен» анализирует адаптацию педагогического сообщества к изменяющимся социально-экономическим условиям. Автор рассматривает, как реформы в системе образования влияют на профессиональную идентичность и социальное самочувствие учителей.
Социально-психологические аспекты педагогической деятельности отражаются в работе Парыгина Б.Д. «Социально-психологический климат коллектива». В ней он закладывает основы понимания групповых процессов в трудовых коллективах. Его концепция социально-психологического климата напрямую связана с формированием социального самочувствия работников образовательных учреждений, поскольку климат в педагогическом коллективе существенно влияет на профессиональное благополучие учителей.
Тумбаева Н. В. также в исследовании «Регулирование социально-психологического состояния учителя в системе внутришкольного управления» анализирует управленческие механизмы воздействия на психологическое состояние педагогов. Работа раскрывает взаимосвязь между системой управления образовательным учреждением и социальным самочувствием его сотрудников.
Профессиональное развитие и ценностные ориентации педагогов - ещё один аспект, который анализируют исследователи. Так, Панова Н. В. в монографии «Личностно¬профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути» исследует динамику профессионального становления учителя. Автор рассматривает, как различные этапы карьеры влияют на профессиональную идентичность и социальное самочувствие педагога, что важно для понимания возрастных особенностей данного феномена.
Пасько Е. В. в работе «Ценностные ориентиры современного педагога как фактор устойчивого социального самочувствия: профилактика профессионального выгорания» анализирует роль ценностной системы в поддержании психологического благополучия учителей. Исследование показывает, как сформированные профессиональные ценности могут служить защитным фактором против эмоционального истощения и способствовать стабильному социальному самочувствию.
Представленные работы формируют комплексную теоретическую и эмпирическую базу для исследования социального самочувствия работников сферы образования, охватывая различные аспекты данной проблематики от теоретических основ до практических проявлений в современных российских условиях.
Новизна исследования заключается в том, что был проведён срез актуального самочувствия педагогов в условиях функционирования системы образования в Томской области, определены проявления кадрового кризиса в данной сфере. Выявлен феномен «мотивационного конфликта», когда высокие внутренние мотивы педагогов (любовь к детям, стремление к саморазвитию) блокируются внешними организационными и социально-экономическими факторами.
Исследование социального самочувствия педагогов Томской области имеет высокую практическую значимость. Его результаты могут быть использованы органами управления образованием, администрациями школ и общественными организациями для разработки программ поддержки педагогов, улучшения условий их труда и повышения уровня социального благополучия. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности образовательной системы региона и улучшению качества жизни педагогов.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется объект, предмет, проблема, ставятся цели и задачи работы.
Основная часть разделена на 2 главы. В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия и основы социального самочувствия педагогов, а также выделяются ключевые факторы, влияющие на его формирование и изменение. Во второй главе анализируется современное состояние системы школьного образования в России и Томской области, выявляются основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги региона в своей профессиональной деятельности. Кроме того, вторая глава включает обобщение результатов социологического исследования, в рамках которого рассмотрены экономическое положение работников и их семей, а также уровень здоровья педагогов, являющийся важным фактором социального самочувствия. Также проанализировано отношение педагогов к своей профессиональной деятельности и оценена степень их удовлетворенности текущим положением в образовательном учреждении.
Заключение содержит основные выводы исследования и рекомендации по улучшению условий труда и повышения социального самочувствия педагогов Томской области, что важно для повышения эффективности образовательного процесса и устойчивого развития региона.
В приложении представлены результаты проведенного автором анкетного опроса


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальное самочувствие представляет собой многогранное и комплексное понятие, на которое оказывают влияние различные факторы: экономические условия, социальная среда, профессиональные особенности и личностные характеристики. В контексте педагогической деятельности важно учитывать, что психологическое и физическое состояние учителя, его мировоззрение, отношение к государственным реформам и принятие социальных норм напрямую связаны с качеством образовательного процесса и формированием личности подрастающего поколения. Это, в свою очередь, играет ключевую роль в развитии общества в целом.
Изменения в социально-экономической ситуации в стране, а также трансформации в сфере образования существенно влияют на положение педагогов в России и их социальное самочувствие. Социальное самочувствие учителей можно рассматривать как интегральную характеристику, которая отражает взаимосвязь экономического и социального статуса, воздействие внешних условий на личность и включает внутреннее состояние педагога (здоровье, эмоции, настроение), его оценку окружающей среды и восприятие собственного места в меняющихся обстоятельствах. Таким образом, социальное самочувствие педагогов является важным показателем, демонстрирующим не только их личностное и профессиональное состояние, но и общую эффективность системы образования в условиях современных вызовов и изменений.
Одной из ключевых проблем работников образования в Томской области и в целом по стране является низкий престиж профессии. Чаще всего, это связано с низким уровнем материального благополучия педагогов. Реальные доходы учителей часто оказываются значительно ниже официальных данных: по оценкам самих работников, средняя заработная плата колеблется в пределах 40-50 тысяч рублей в месяц. Таких средств хватает лишь на базовые потребности, такие как продукты питания и одежда. Приобретение дорогих бытовых товаров, мебели или недвижимости, оплата отдыха и других услуг становятся практически недоступными.
Низкий уровень оплаты труда вынуждает учителей искать дополнительные источники дохода, увеличивая рабочую нагрузку, что приводит к постоянному стрессу и чувству безысходности. Это напрямую влияет на уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Более половины педагогов в регионе вынуждены перерабатывать допустимые нормы, беря на себя дополнительные часы, подработки или репетиторство.
Особую озабоченность вызывает отсутствие адекватных условий для психологической разгрузки и восстановления: больше половины педагогов не удовлетворены возможностями для отдыха на рабочем месте, что усугубляет процессы эмоционального выгорания. Также значительная часть педагогов (около половины) выражает неудовлетворенность высокой рабочей нагрузкой, что влияет на нехватку времени для профессионального развития, которую отмечает треть респондентов, это блокирует важный мотивационный ресурс, связанный со стремлением к саморазвитию.
Здоровье педагогов, как физическое, так и эмоциональное, также напрямую связано с их социальным самочувствием. В процессе профессиональной деятельности учителя сталкиваются с рядом трудностей: конфликты с родителями, недопонимание со стороны администрации, усталость, стрессы, низкая зарплата и отсутствие возможности полноценно отдыхать или лечиться. При этом руководство образовательных учреждений и органы управления образованием редко уделяют должное внимание проблемам профессионального выгорания, оставляя педагогов один на один с их трудностями. Современные требования к учителям предполагают высокую психическую устойчивость даже при длительных нервных нагрузках, что может привести к перевозбуждению, неврозам и развитию профессиональных заболеваний.
Схожая картина наблюдается при оценке общего уровня профессионального самочувствия: только около трети работников образования Томской области характеризуют его как удовлетворительное, несмотря на осознание трудностей, связанных с их профессией. Примерно такое же количество педагогов испытывают хроническую усталость, хотя многие уже адаптировались к этому состоянию. Более четверти учителей попадает в группу повышенного риска, отмечая крайнюю неудовлетворенность своей работой и своим положением в обществе. На фоне такой самооценки показательным является высокий уровень намерений покинуть не только текущее место работы, но и профессию в целом. Только половина учителей в целом сохраняют ориентацию на дальнейшую работу в системе образования, причем только пятая часть ориентированы устойчиво. Половина же педагогов потенциально в той или иной степени готовы уйти из системы образования. Всё это говорит о глубоком кадровом кризисе в такой значимой для национального развития сфере.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о низком уровне социального самочувствия работников образования. Современная система образования сталкивается с множеством острых проблем и стрессовых факторов, которые влияют на профессиональное благополучие учителей. Уровень удовлетворенности своей деятельностью остается недостаточным. Важно подчеркнуть, что социальное самочувствие педагогов напрямую связано с качеством обучения и воспитания подрастающего поколения, а значит, с развитием общества в целом. Поэтому в процессе реформирования системы образования необходимо сосредоточить внимание на поддержке педагогов, обеспечивая её не только словесными декларациями, но и конкретными, действенными мерами.



1. Бергис Т.А., Кривуля Ю.С. Проблема профессионального стресса педагогов в
условиях современной образовательной системы // КНЖ. 2020. №1 (30). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalnogo-stressa-pedagogov-v-usloviyah-sovremennoy-obrazovatelnoy-sistemy(дата обращения: 26.05.2025).
2. Борокина В.А. Причины стрессов в деятельности педагогов: обзор научной
литературы // Вестник науки и образования. 2021. №7-3 (110). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-stressov-v-deyatelnosti-pedagoga-obzor-nauchnoy-literatury(дата обращения: 30.05.2025).
3. Бочаров В. Ю. Социальное самочувствие // Большая российская
энциклопедия: научно-образовательный портал - URL:https://bigenc.ru/c/sotsial-noe-
samochuvstvie-862f36/?v=8730574. - Дата публикации: 18.10.2023
4. Бугаенко Б.А. «Школа нормального просвещения поселян» // Народное образование 2024 №5. С 49-56.
5. Будылдина А.А. Педагог — профессия будущего // Научные труды
Московского гуманитарного университета. 2024. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-professiya-buduschego(дата обращения: 27.05.2025).
6. Бутуева З. А. Особенности социального самочувствия людей старшего возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 9. - С.66 URL:http://www.teoria-practica.ru/ru/9-2013.html(дата обращения: 12.03.25)
7. Волков А.А., Маслова Т. Ф., Джегутанова Н.И. Социальное самочувствие и
психологическое консультирование педагогов в контексте развития гражданской идентичности обучающихся // Гуманизация образования. 2024. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZsotsialnoe-samochuvstvie-i-psihologicheskoe-konsultirovanie-pedagogov-v-kontekse-razvitiya-grazhdanskoy-identichnosti(дата обращения: 06.03.2025).
8. Гаспаришвили А.Т. Учитель в эпоху перемен. М., 2006. С. 72.
9. Головчин М.А., Соловьева Т. С. Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. - 2018. - № 3, т. 2. - С. 233-252
10. Грязнова Е. В., Жерихова Н. А. Проблема снижения социального статуса профессии педагога // Образование и проблемы развития общества. 2020. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-snizheniya-sotsialnogo-statusa-professii-pedagoga(дата обращения: 07.05.2025).
11. Ильин, В. А. Социальное положение учительства в России / В. А. Ильин, А.
А. Шабунова, Г. В. Леонидова // Социологические исследования. - 2012. - № 8(340). - С.
129.
12. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39 -44.
13. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально - психологическая безопасность предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30 -34.
14. Колесник Н. В., Бояркина С. И. Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период // Мир России. Социология. Этнология. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rabochaya-nagruzka-uchitelya-v-postpandemicheskiy-period(дата обращения: 28.05.2025).
15. Корнилова, М. В. Социальное самочувствие: понятие и основные показатели / М. В. Корнилова // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - Т. 2, № 3(3). - С. 135-137.
16. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 143-144.
17. Лепешкин С. А. Различные подходы к определению понятия «Социальное
самочувствие» // Вестник МГПУ Серия: Философские науки. 2020. №2 (34). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-sotsialnoe-samochuvstvie(дата обращения: 01.02.2025).
18. Лопаткина В. А. Методы изучения феномена социального самочувствия // Вестник Удмурдского университета: проблемы гуманитарного знания. 1997. Вып. 5. С. 232¬233.
19. Меркулова, А. М. Образ современного учителя в общественном мнении россиян: сравнительный анализ социологических исследований / А. М. Меркулова, Ю. Г. Миронова // Прикладные социологические исследования Астраханского региона: Сборник статей. - Астрахань: Индивидуальный предприниматель Сорокин Роман Васильевич (Издатель: Сорокин Роман Васильевич), 2023. - С. 180-193.
20. Михайлова, Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами / Л. И. Михайлова // Социс. — 2010. — № 3. С 46.
21. Орлова Л.А. О социальном самочувствии учителей Московской области // Социологические исследования. 1998. № 8. С.88.
22. Осинский И. И., Бутуева З. А. Социальное самочувствие: понятие, факторы
формирования и показатели измерения // Вестник БГУ 2015. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-ponyatie-faktory-formirovaniya-i-pokazateli-izmereniya(дата обращения: 12.03.2025).
23. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72-80.
24. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1981. С. 12-15.
25. Пасько Е. В. Ценностные ориентиры современного педагога как фактор устойчивого социального самочувствия профилактика профессионального выгорания //Социальная политика в системе высшего образования в условиях пандемии и после ее окончания: новые вызовы и возможности. - 2021. - С. 39.
26. Подымов Н. А. Напряженные ситуации в профессиональной деятельности
учителя как проблема исследования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2025. №1 (73). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/napryazhennye-situatsii-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya-kak-problema-issledovaniya(дата обращения: 06.06.2025).
27. Прямикова Е. В., Шапко И. В. Социальное и профессиональное самочувствие педагогов Свердловской области как предмет исследования // Вестник социально¬гуманитарного образования и науки. - 2014. - №. 2. - С. 24-29.
28. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема // Вестник СПбГУ 1994. Сер. 6. Вып. 1. С. 53.
29. Русских Л.В. Социальное самочувствие учителей // Вестник ЮУрГУ Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnoe-samochuvstvie-uchiteley(дата обращения: (07.05.2025).
30. Рязанцева М. В., Якушова Е. С. Повышение престижа профессии
преподавателя как стратегическая задача государства. - 2024.
31. Симонович Н. Е. Понятие и содержательные аспекты социального
самочувствия // Вестник РГГУ Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2012. №15 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-soderzhatelnye-aspekty-sotsialnogo-
samochuvstviya-1(дата обращения: 26.03.2025).
32. Симонович Н. Е. Понятие и содержательные аспекты социального
самочувствия // Вестник РГГУ Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2012. №15 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-soderzhatelnye-aspekty-sotsialnogo-
samochuvstviya-1(дата обращения: 26.05.2025).
33. Симонович Н. Н., Симонович Г. Н., Бокова Н. В. Социальное самочувствие человека с точки зрения психолога и педагога // АОН. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-cheloveka-s-tochki-zreniya-psiho-loga-i-pedagoga(дата обращения: 24.11.2024).
34. Смолин О. Н. Статус правовой или реальный? О некоторых итогах законотворческой работы в Год педагога и наставника. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2024. Том 18, № 1. С. 92-103.
35. Тумбаева Н.В. Регулирование социально-психологического состояния учителя в системе внутришкольного управления. автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 20с.
36. Хапова З. А. Социальное самочувствие: проблемы и противоречия дефиниции в контексте социологического подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. №3 (184). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-problemy-i-protivorechiya-definitsii-v-kontekste-sotsiologicheskogo-podhoda(дата обращения: 26.05.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ