Введение 3
Глава 1. Общая характеристика кинотерапии 7
1.1 Понятие и значение кинотерапии 7
1.2 Методология и правила проведения дискуссии в кинотерапии 11
Глава 2. Специфика социально-педагогического процесса при применении методов кинотерапии в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта 18
2.1 Причины и специфика нарушений интеллекта 18
2.2 Значение кинотерапии при работе с детьми с нарушениями интеллекта 24
Глава 3. Практическое применение кинотерапии на примере социально-педагогической работы с учащимися МБОУ ООШИ № 22 г. Томска 29
3.1 Проведение кинотерапии с учащимися пятых и шестых классов МБОУ ООШИ № 22 г.
Томска 29
3.2 Инструментарий: анализ интервью с учителями МБОУ ООШИ №22 г. Томска 43
3.3 Инструментарий: анализ результатов тестирований «Несуществующее животное»,
«Кактус» учащихся пятых и шестых классов МБОУ ООШИ №22 г. Томска 48
Заключение 59
Список использованной литературы и источников 63
Приложение А Гайд интервью 66
Приложение Б Материалы интервью 67
Приложение В Дневник наблюдений 72
Приложение Г Программа исследования 80
Приложение Е Примеры рисунков при проведении проективного тестирования учащихся пятых и шестых классов МБОУ ООШИ №22 г. Томска
Разнообразие средств и методов помощи клиенту в социальной работе обеспечивает возможность индивидуального подхода к человеку и его проблеме. Некоторые методики и практики устаревают в силу различных обстоятельств, и их место занимают более современные и продуктивные. С изменением условий среды, экономического, политического, социального развития общества меняются потребности человека, его проблемные ситуации также приобретают новые формы. Поэтому необходим постоянный поиск наиболее подходящих средств и методов помощи. Возможно, кинотерпия способна ответить на подвижные запросы людей и быть полезной в социальной работе.
Кинотерапия получила высокую оценку профессионалов на методических семинарах, мастер-классах и научно-практических конференциях. Впервые понятие кинотерапии было упомянуто в Большой медицинской энциклопедии 1949 г. Теоретически рассуждая, можно создать специально подобранные фильмовые программы, составленные на основе научного изучения восприятия зрителей различных категорий, в том числе и больного, которые будут иметь определённое положительное психотерапевтическое воздействие». Как можно наблюдать, ученые в 1940-ых годах проводили исследования о возможностях влияния кинотерапии на процессы возбуждения, торможения, а также реакции клиентов на внешние раздражители .
Концепция модернизации российского образования предусматривает, что воспитание как высший приоритет в образовании должно стать органичной частью педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правовой идентичности, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности и умения успешно социализироваться в обществе.
Очень важно, чтобы образовательная среда была максимально разнообразной и разносторонней. В связи с этим возникает проблема создания условий для свободного выбора специалистами форм и методов обучения и воспитания на основе развития общечеловеческих ценностей. Поэтому сегодня психологическая и педагогическая поддержка - это не просто сумма различных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а функционирующая комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией и самореализацией.
Для воспитания полноценной и высокоадаптивной личности необходимо осуществлять передачу культурного опыта, моральных и нравственных ценностей, которые формируют «настоящего человека». К таким ценностям относят умение сопереживать, любить и понимать не только себя, но и других людей, умение контролировать возникающие агрессивные импульсы, не наносить вред окружающим, умение добиваться поставленных перед собой целей, а также уважать и свои и чужые интересы.
На сегодняшний день растет число детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, это связано с различными причинами. Поэтому встает вопрос о своевременном оказании психологической и социальной помощи таким детям. Важно рассмотреть и изучить особые технологии, которые можно использовать специалистами в дальнейшей практической работе, с учётом личностных особенностей ребёнка.
Вовлечение эмоциональной сферы ребенка создает условия для осмысления и оценки полученного опыта, а также дальнейшего формирования его мировоззренческих установок. Кинотерапия задействует эмоциональную сферу личности, стимулирует её способность анализировать собственные ощущения, желания, ценности, мысли. Важно отметить, что потенциал кинотерапии стимулирует активацию и рост самосознания, рефлексию имеющегося опыта, ценностей и переживаний. Просмотр кинокартин и дальнейшее групповое обсуждение способствует формированию эмпатии, стремлению к самопознанию и саморазвитию.
Так, погружение кинообраза в сознание, подкрепленное верой и эмоциями, оказывает сильное влияние на психологические процессы и поведенческие реакции. Поэтому важно контролировать процесс кинотерапии и ограничивать его во времени. Акцентировать внимание клиента на его собственную ситуацию, напоминать, что кино это просто выдуманная реальность, которая может помочь только при здравом анализе.
Кинотерапия посредством ярких эмоциональных сцен способна вызвать у человека сопереживание и вовлечение в сюжет. Л.С. Выготский утверждает, что искусство способствует усвоению социально значимых норм и правил: «искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Таким образом, посредством влияния на необходимые эмоциональные переживания, кино способно включить человека в социум и помочь ему адаптироваться там.
Представленная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и четырёх приложений.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает применение кинотерапии в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта
Предметом работы является методы, потенциальные возможности и влияние кинотерапии на эмоциональные и личностные особенности детей, имеющих нарушения интеллекта.
В выпускной квалификационной работе поднимается проблема потенциальных возможностей кинотерапии в работе с детьми, имеющими нарушениями интеллекта. способна ли кинотерапия оказать влияние на эмоциональное состояние ребенка, личностные качества, усвоение моральных норм и ценностей в обществе
Цель работы - провести комплексное научное и эмпирическое исследование возможностей кинотерапии при социально-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить понятие и значение кинотерапии;
2. Описать методологию и правила дискуссии в кинотерапии;
3. Определить специфику и причины нарушений интеллекта;
4. Выяснить значение кинотерапии при работе с детьми с нарушениями интеллекта;
5. Провести кинотерапию с учащимися пятых и шестых классов МБОУ ООШИ №22 г. Томска;
6. Провести анализ интервью с учителями МБОУ ООШИ №22 г. Томска;
7. Провести анализ рисуночных тестов учащихся пятых и шестых классов МБОУ ООШИ №22 г. Томска;
Научной базой исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных авторов, таких как Березин С.В. «Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие для психологов и социальных работников.», Антонио Менегетти «Кино. Театр. Бессознательное.», а также затрагиваются идеи В. А. Петровского, Л.С.Выготского, А.С. Спиаковской и др.
В представленной работе использовались такие методы как кинотерапия, проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Кактус», наблюдение, полуформальное интервью, анализ данных.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы, четырёх приложений.
В заключении выпускной квалификационной работы бакалавра на тему «Применение кинотерапии в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта» представляется возможным сделать вывод о том, что цель, поставленная автором перед началом работы, была достигнута - проведено комплексное научное и эмпирическое исследование возможностей кинотерапии при социально-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Задачи, сформулированные в соответствии с указанной целью, были выполнены:
1. сформулировано понятие и значение кинотерапии;
2. описана методология и правила дискуссии в кинотерапии;
3. определена специфика и причины нарушений интеллекта;
4. выяснено значение кинотерапии при работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта;
5. проведена кинотерапия с учащимися пятых и шестых классов МБОУ ООШИ №22 г. Томска;
6. проведён анализ интервью с учителями МБОУ ООШИ №22 г. Томска;
7. проведён анализ рисуночных тестов учащихся пятых и шестых классов МБОУ ООШИ №22 г. Томска
В результате проведённого исследования следует сформулировать ряд важнейших выводов.
Среди разных теоретических подходов к определению понятия кинотерапии и видения этого метода в общей системе терапии выделяются общие элементы. Во-первых, каждый автор признаёт индивидуальность человеческого бытия, субъективность понимания и восприятия происходящего в жизни человека и его межличностных отношений. Во-вторых, отличность жизненного опыта порождает разность в оценках, интерпретациях действий героев из кинокартины, в искажениях и избирательности восприятия содержания и событий фильма, однако, в этом видится важность и правильность каждого увиденного смысла в кинокартине
В рамках данной работы кинотерапия представляет собой методику групповой работы, с использованием стимульного материала в виде кинокартины, с обязательной дискуссией после просмотра. Выбор кинокартины зависит от состава группы и её потребностей, каждый из участников может увидеть свой смысл кинокартины, исходя из своего жизненного опыта и личностных характеристик, этим обеспечивается одновременно универсальность и индивидуальность кинотерпии в профилактической и коррекционной работе.
Березин выделил пять правил для проведения успешной дискуссии - говорить от своего имени, высказывать своё мнение относительно кинокартины, а не задавать провокационные вопросы участникам группы или ведущему, уважать мнение другого участника, высказываться по очереди, понимать уникальность каждой личности и его субъективного мнения.
К основным методам кинотерапии относят метод познания, дидактический, метод вытеснения, подавления, компенсации, проекции, ассоциации, идентификации, рационализации. В процессе занятий кинотерапией задействована вся группа методов, с их помощью участники могут разрешить сложную ситуацию и обнаружить в себе ресурс, чтобы выйти из нее, расширить кругозор восприятия жизни, поощрить себя действовать, испытать горе или счастье, изучить свою личность и модели поведения других переоценить и скорректировать свои действия, и в конце концов начать свой путь к сознательному изменению жизни.
Значение кининотерапии заключается в формировании навыков гармоничного и целостного понимания своих чувств и мыслей. Специалист предоставляет возможность выбора различных кинокартин, которые более или менее связанные с трудной жизненной ситуацией клиента. Кинотерапия как метод групповой работы может использоваться как средство самосознания и раскрытия внутренних резервов человека, так и как средство эффективной саморегуляции. Это одновременно вспомогательный метод психологического консультирования и дидактический материал в воспитательном процессе. Кинотерпия способна послужить основой для консультативной беседы с клиентом и образцом для разрешения неоднозначных жизненных ситуаций.
Под нарушениями интеллекта понимают качественные изменения всей психики человека, всей его личности в целом, которые являются результатом различных перенесенных органических повреждений или травм центральной нервной системы.
Можно выделить две основные причины, вызывающие отклонения в психическом и умственном развитии. Первая группа причин это эндогенно-наследственные факторы, внутрисемейные клинические заболевания. Вторая группа - причины, вызванные экзогенными воздействиями, негативное воздействие на развитие плода от зачатия до родов.
Специфика нарушений интеллекта проявляется в особенностях развитие речи, мышления, памяти, внимания, самооценки, а также нарушении моторно-двигательного аппарата. Чем глубже умственная отсталость, тем больше человек нуждается в особом уходе, тем более явно выражены отклонения от нормы, а способы проявления эмоций радости или гнева примитивны.
При работе с умственно отсталыми детьми следует учитывать их особенности, такие как медлительность, выборочность внимания, небольшой словарный запас и другие. Специалисту необходимо помогать увидеть детям общую картину материала, наталкивать на верные выводы, давать подсказки и наводящие вопросы при анализе ситуаций, уделять внимание каждому ребенку и стимулировать их на эмоциональное вовлечение в групповую дискуссию.
В данной работе исследовательской работе было проведено 16 занятий с учащимися МБОУ ООШИ №22 г. Томска, длительностью по 40-50 минут, возраст детей варьировался от 12-13 лет. Были использованы следующие кинокартины: «Чудо», «Полианна», «Одарённая», «А теперь улыбнитесь», «Комната грусти», «день справедливости», «Утерянные извинения».
Поначалу учащиеся стеснялись, но вскоре стали открыто выражали свои эмоции, смеялись в комичных моментах, плакали во время напряжённых сцен. Каждый ребёнок хотел высказать свою точку зрения и быть услышанным, что может подтверждать заинтересованность сценами из фильмов и эмоциональную связь с персонажами. Характерной чертой занятий по кинотерапии с учащимися пятых и шестых классов было то, что детям сложно восстанавливать последовательность событий, проводить сравнительный анализ между героями и поведением персонажей, однако, у них отлично получается замечать отдельные детали без вписывания их в общую систему.
Учащимся было проще понять и ассоциировать себя с персонажами, близкими к ним по возрасту, и по схожим жизненным обстоятельствам, например, учёба в школе. Кинотерапия также позволяет с помощью специалиста расширить словарный запас ребёнка посредством обсуждения сцен из фильма, использовать слово на примере ситуации и людей, относительно которых его можно употреблять.
Важно учитывать, что каждый учащийся вкладывал свой смысл в кинокартину, каждый человек видел свой собственный фильм и переживал личные, уникальные эмоции. Занятия кинотерапией оказывают индивидуальное воздействие на человека, благодаря многообразию смыслов в кинокартине, кинотерапия способна удовлетворить разные запросы в уникальных переживаниях разных людей.
В интервью с учителями МБОУ ООШИ №22 г. Томска была дана оценка проведённой исследовательской работы. Специалисты высоко оценили работу, по десятибалльной шкале один педагог поставил 9, другой 10. Также хороший отзыв был по поводу способа взаимодействия с учащимися «мне понравилось вообще, как вы нашли общий язык с нашими детьми, класс-то вообще он, тем более 5 класс в этом году, они сложные дети, не все могут найти к ним подход, а Вы нашли». Учителя заметили, что 61
учащиеся внимательно следили за происходящим в кинокартине, запоминали имена персонажей, их личностные качества. «Занятия прошли интересно», были активные дискуссии по поводу ситуаций из фильмов и обсуждение жизненных историй. Дети учились анализировать свои чувства и переживания: «...вот вы прям с детьми так хорошо обсуждали, всё и они участвовали в беседе». И в конце отметили, что кинотерапия имеет положительный эффект и занятия дети запомнили, проведённая работе «не пройдёт даром».
Интервью подтвердило возможности кинотерапии в развитии эмпатийных навыков, формировании толерантного отношения к окружающим людям. Методы кинотерапии оказывают индивидуальный эффект с одной стороны и универсальны в применении с другой. Кинотерапия способствует налаживанию коммуникативных навыков внутри коллектива и обогащению словарного запаса, как посредством общения между учащимися, так и посредством наблюдения за диалогами героев фильма, а также научению и усвоению правил поведения в обществе и повышению культурного уровня учащихся.
В рамках данной исследовательской работы было также проведено проективное тестирование «Несуществующие животное» и «Кактус», с использованием метода фокус- группы. Тестирование показало улучшение показателей и в экспериментальной, и в контрольной группах, что может говорить об успешной социально-педагогической работе школы и родителей, однако, разница показателей при первичном и вторичном тестировании как правило, была выше у экспериментальной группы, что может служить аргументом в пользу результативности занятий кинотерапии.
У учащихся из экспериментальной группы в большей мере нормализовалась самооценка, появилось понимание своей уникальности и стремления заявить о себе. В процессе занятий кинотерапии у детей улучшились навыки коммуникации, проявляли терпимость к инакомыслию, учащиеся не просто слушали высказывания своих товарищей, но анализировали его, развивали навыки проявления сочувствия и сострадания. Кроме того, есть положительные изменения в сторону усиления самоконтроля учащихся. Ребята стали больше интересоваться окружающим миром, жизнью своих товарищей, а также стремятся получить поддержку в кругу семьи.
Таким образом, благодаря доступному формату стимульного материала, занятия кинотерапии способствуют формированию положительных личностных качеств, грамотной речи, улучшению коммуникативных навыков ребенка, усвоению моральных норм и ценностей в обществе.
1. Аминов Н. А. Психофизиология и психофизиологические предпосылки педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопросы психологии, 1988. №5. С. 54-60.
2. Архип И.А. Проблемы развития и совершенствования системы специального (коррекционного) образования Мурманской области / И.А. Архип // Дети с проблемами развития. 2005. - №2. - С. 46-47.
3. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология / Н. Л. Белопольская. - М.: Когито-центр, 2004. - 321 с.
4. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг: практическое пособие для психологов и социальных работников / С.В. Березин. - Самара, 2003. -112 с.
5. Березин С.В. Кинотерапия как метод вторичной профилактики наркомании в семье // Материалы Третьих антинаркотических чтений профессорско- преподавательского состава, студентов и практических работников Самарского гос. экон. ун-та. Самара, 4 апр. 2008 г. - Самара, 2008. - с. 24-27.
6. Волкова Л. С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л. С. Волкова, Н. Е. Граш, А. М. Волков // Дефектология, 2002. - № 3. - С. 3-8.
7. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов / В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009. - 400 с.
8. Выготский Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
10. Выготский Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
11. Гуревич К.М. Психология познавательных процессов / К. М. Гуревич. - М.: Юнити, 2011. - 325 с.
12. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
13. Добрыгина Г.Н. Формирование ценностный ориентаций у умственно отсталых подростков посредством социально-психологического тренинга с элементами кинотерапии / Г.Н. Добрыгина // Уральский государственный педагогический университет. 2015 г. С. 50-54.
17. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева // Социально-гуманитарные знания, 2007. №2. С. 334-338.
18. Жинкин Н. И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. М.: Искусство, 1971. Вып. 2. - С. 16-20.
19. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М.: Академия, 1993. - 321 с.
20. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.
21. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «Детство-пресс», 2001. -128 с.
23. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никофорова. - М.: Академия, 2004. - 372 с.
24. Карварский Б.Д. Клиническая психология / Б. Д. Карварский. - СПб.: Питер, 2003. - 290 с.
25. Коломинский Я. Л. Психология детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский. - М.: Питер, 2004. - 480 с.
26. Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе / К.П. Корбут // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №2. С. 58-59
27. Лондон Н. Кинематограф // Большая энциклопедия (ред. Н.А. Семашко). Т. 12. : Советская энциклопедия, 1949.
28. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.
29. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Том 1. / Пер. с итальянского ННБФ "Онтопсихология". - М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001. - 384 с.
30. Пузанов Б. П. Дефектология:Словарь-справочник / Б. П. Пузанов. - М:. Творч. центр «Сфера», 2005. - 208 с.
31. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1995. - 529 с.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Издательство: «Питер», 2008. - 685 с.
33. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - М., Просвещение, 1986. - 192 с.
34. Саратова Л. М. Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями // Молодой ученый, 2011. - №7. - Т.2. - С. 60-64.
35. Спиваковская А. С.12 диалогов о психологии преображения себя и своей жизни / Спиваковская А. С., Мхитарян А. В. — М.: «Беато-пресс», «Поматур», 2006. — 216 с.
36. Шаляпникова И. А. Проективные методы психодиагностики: Учебное пособие / И. А. Шаляпникова. Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 70 с.
37. Шипицына Л. М.Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Шипицына [и др.] ; под редакцией Л. М. Шипицыной. — М. : Изд-во Юрайт, 2018. — 287 с.
38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М. : Прогресс, 1996. — 344 с.
39. Награды фильма «Чудо» [электронный ресурс] // сайт КиноПоиск, крупнейший русскоязычный интернет-сервис о кино. - Электронню данные. - URL: https://www.kinopoisk.ru/film/722951/awards/,(дата обращения 01.12.2020).