ЭТИКА НАУКИ: ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ К ЭТИКЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Становление и развитие этической проблематики на разных этапах динамики науки в культуре 5
1.1 Взгляд на историю взаимоотношений науки и нравственности. 5
1.2 Классическая наука и вопрос об этической нейтральности научного знания 8
1.3 Постнеклассическая научная рациональность и ее особенности. 9
Глава 2. Этика технонауки. 19
2.1 Этические аспекты отдельных научных дисциплин: робототехники, нанотехнологий,
генной инженерии, синтетической биологии, биотехнологий. 19
2.2 Становление новой этики науки: биоэтика и экологическая этика. 38
2.3 Ответственность ученного и новая этика научного сообщества. 43
2.4 Социальные институты и этика, гумманитарная экспертиза. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. Становление и развитие этической проблематики на разных этапах динамики науки в культуре 5
1.1 Взгляд на историю взаимоотношений науки и нравственности. 5
1.2 Классическая наука и вопрос об этической нейтральности научного знания 8
1.3 Постнеклассическая научная рациональность и ее особенности. 9
Глава 2. Этика технонауки. 19
2.1 Этические аспекты отдельных научных дисциплин: робототехники, нанотехнологий,
генной инженерии, синтетической биологии, биотехнологий. 19
2.2 Становление новой этики науки: биоэтика и экологическая этика. 38
2.3 Ответственность ученного и новая этика научного сообщества. 43
2.4 Социальные институты и этика, гумманитарная экспертиза. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данная работа посвящена освещению темы этики современного этапа науки. Какую характеристику можно дать данному этапу? Его называют «постнеклассической наукой». Приставка пост- предполагает что этот период идет за неклассическим и в каком-то смысле отрицает предыдущий, либо дополняет или меняет его характеристики. Безусловно, постнелассическая наука не отрицает предыдущие достижения научной мысли, но скорее меняются философские и методологические основы науки. Можно также отметить, что в каком-то отношении основы неклассического этапа науки дополняются, а не отменяются в освещаемом периоде. Как отмечает Армин Грунвальд, доктор философии, директор Института. Института оценки техники и системного анализа Исследовательского центра г. Карлсруэ, в своей статье «Этика для нанотехнологии»: «В современной ситуации особенно остро воспринимается вопрос об амбивалентности техники. Времена оптимистического от-ношения к техническому прогрессу безвозвратно прошли, но все еще теплится надежда на решение все новых проблем с помощью будущих его достижений» .
В данной научной работе одной из задач является рассмотреть составляющие современной науки и этику с ними свзанную. Предполагается, что между уровнем развития науки и этикой, существующей в данный период, есть связь. Выявить эту связь, продемонстрировать, в чем она заключается, дать ей характеристику также является задачей данной работы.
Исследуются этические тенденции современного общества связанные с наукой. Актуальность данной исследовательской работы связана с тем, что тема, которой она посвящена остро актуальна в современном обществе. Также причиной актуальности работы является то, что этическая проблематика является на данный момент, можно сказать, последние два десятилетия очень острой и широко обсуждающейся как в научном сообществе, так и среди людей, не участвующих в производстве знаний, техники и технологии. Можно отметить тот факт, что тема этики науки касается каждого человека, ведь этические разработки предполагают нормы ведения научных исследований и внедрения технологий, непосредственно влияющих на среднестатистического человека. Предполагается, что разрабатывающаяся в наше время этика позволит не только мирно сосуществовать человечеству и создаваемой им техногенной среде, но и уменьшать или предотвращать риски связанные с разработкой техники и дальнейшим развитием науки.
Этическая проблематика, связанная со стремительным современным развитием науки и техники приобретает особую значимость в обществе. Это объясняется рисками научного развития и его непосредственного сильного влияния на каждого члена общества. Именно этика призывается как сила, способная предотвратить опасности исходящие от технонаучных разработок. Такие разработки ведутся, в основном, ради улучшения жизни общества, его сфер - коммуникации, производства, здравоохранения, транспорта и множества других. Тем не менее, существуют риски, связанные с прогрессом науки - результаты ее развития способны порождать экологические и техногенные катастрофы, а также влиять на психику и здоровье людей, изменяя их среду обитания.
Классическая наука стремилась дистанцироваться от морали и только после трагедий 20 века даже сами ученые начали задуматься о «небезэтичности» науки, к тому же сейчас появляется новая этика, связанная не просто с наукой, а с информационным обществом , где научные разработки слишком пропитывают и общественную жизнь и жизнь отдельного человека. Также, наука сейчас, в информационном обществе, поднимает совершенно новые этические вопросы - останется ли человек человеком, если части его тела будут заменены роботизированнымим протезами? Насколько нужно контролировать науку, чтобы она не переставала развиваться, но при этом не вредила человечеству?
Цель данного исследования: Сравнительный анализ состояния этики науки в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах научной рациональности. Характеристика этоса постнеклассической науки.
Задачи:
1) Охарактеризовать динамику научного этоса в классической, неклассической и постнеклассической науках.
2) Выявить и исследовать проблему этики науки на современном этапе развития науки.
3) Найти и аргументировать наличие связи между состоянием науки и этическими представлениями общества и научного сообщества на данном этапе развития общества.
Объект: объектом исследования являются наука и научное познание.
Предмет: этика науки.
Методы: Сравнительно-исторический метод, диалектический метод с целью
компаративистского анализа научного этоса в различных парадигмах научности.
В связи с первой из поставленных задач первой главе будут рассмотрены история формирования этики науки, а так же общие взгляды на науку вообще, а во второй главе перейду к рассмотрению взглядов на этические проблемы в разделах современной технонауки.
Актуальность данной дипломной работы определяется значимостью этической проблематики в современной науке (технонауке) и необходимостью философской рефлексии над новыми аспектами этики науки.
Будут рассматриваться проблемы, которые в данное время широко обсуждаются современными философами науки и, кроме того, интересуют все общество.
Новизна:
-Выявлены этапы становления этической проблематики в западной науке
-Обозначена корреляция этических проблем и типа научной рациональности научной рациональности
-Проанализированы этческие аспекты технонауки в таких ее формах как робототехника, нанотехнологии, генная инженерия, синтетическая биология, биотехнологии.
-Дана характеристика этики современной науки на примере биоэтики и экологической этики
-Обозначена специфика проблемы личной и коллективной ответственности ученого в постнеклассической науке.
Данная исследовательская работа посвящена изучению того, в каком положении сейчас находиться этика науки, какие на данный момент она предлагает ответы на означеннные вызовы человечеству.
В истории человечества нет аналогов данной ситуации, потому что сейчас человек находиться на грани выживания как вид. Это огромный вызов разуму. От человечества требуется выработать новое мышление, новые этические нормы поведение в техногенной среде современного мира.
В данной научной работе одной из задач является рассмотреть составляющие современной науки и этику с ними свзанную. Предполагается, что между уровнем развития науки и этикой, существующей в данный период, есть связь. Выявить эту связь, продемонстрировать, в чем она заключается, дать ей характеристику также является задачей данной работы.
Исследуются этические тенденции современного общества связанные с наукой. Актуальность данной исследовательской работы связана с тем, что тема, которой она посвящена остро актуальна в современном обществе. Также причиной актуальности работы является то, что этическая проблематика является на данный момент, можно сказать, последние два десятилетия очень острой и широко обсуждающейся как в научном сообществе, так и среди людей, не участвующих в производстве знаний, техники и технологии. Можно отметить тот факт, что тема этики науки касается каждого человека, ведь этические разработки предполагают нормы ведения научных исследований и внедрения технологий, непосредственно влияющих на среднестатистического человека. Предполагается, что разрабатывающаяся в наше время этика позволит не только мирно сосуществовать человечеству и создаваемой им техногенной среде, но и уменьшать или предотвращать риски связанные с разработкой техники и дальнейшим развитием науки.
Этическая проблематика, связанная со стремительным современным развитием науки и техники приобретает особую значимость в обществе. Это объясняется рисками научного развития и его непосредственного сильного влияния на каждого члена общества. Именно этика призывается как сила, способная предотвратить опасности исходящие от технонаучных разработок. Такие разработки ведутся, в основном, ради улучшения жизни общества, его сфер - коммуникации, производства, здравоохранения, транспорта и множества других. Тем не менее, существуют риски, связанные с прогрессом науки - результаты ее развития способны порождать экологические и техногенные катастрофы, а также влиять на психику и здоровье людей, изменяя их среду обитания.
Классическая наука стремилась дистанцироваться от морали и только после трагедий 20 века даже сами ученые начали задуматься о «небезэтичности» науки, к тому же сейчас появляется новая этика, связанная не просто с наукой, а с информационным обществом , где научные разработки слишком пропитывают и общественную жизнь и жизнь отдельного человека. Также, наука сейчас, в информационном обществе, поднимает совершенно новые этические вопросы - останется ли человек человеком, если части его тела будут заменены роботизированнымим протезами? Насколько нужно контролировать науку, чтобы она не переставала развиваться, но при этом не вредила человечеству?
Цель данного исследования: Сравнительный анализ состояния этики науки в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах научной рациональности. Характеристика этоса постнеклассической науки.
Задачи:
1) Охарактеризовать динамику научного этоса в классической, неклассической и постнеклассической науках.
2) Выявить и исследовать проблему этики науки на современном этапе развития науки.
3) Найти и аргументировать наличие связи между состоянием науки и этическими представлениями общества и научного сообщества на данном этапе развития общества.
Объект: объектом исследования являются наука и научное познание.
Предмет: этика науки.
Методы: Сравнительно-исторический метод, диалектический метод с целью
компаративистского анализа научного этоса в различных парадигмах научности.
В связи с первой из поставленных задач первой главе будут рассмотрены история формирования этики науки, а так же общие взгляды на науку вообще, а во второй главе перейду к рассмотрению взглядов на этические проблемы в разделах современной технонауки.
Актуальность данной дипломной работы определяется значимостью этической проблематики в современной науке (технонауке) и необходимостью философской рефлексии над новыми аспектами этики науки.
Будут рассматриваться проблемы, которые в данное время широко обсуждаются современными философами науки и, кроме того, интересуют все общество.
Новизна:
-Выявлены этапы становления этической проблематики в западной науке
-Обозначена корреляция этических проблем и типа научной рациональности научной рациональности
-Проанализированы этческие аспекты технонауки в таких ее формах как робототехника, нанотехнологии, генная инженерия, синтетическая биология, биотехнологии.
-Дана характеристика этики современной науки на примере биоэтики и экологической этики
-Обозначена специфика проблемы личной и коллективной ответственности ученого в постнеклассической науке.
Данная исследовательская работа посвящена изучению того, в каком положении сейчас находиться этика науки, какие на данный момент она предлагает ответы на означеннные вызовы человечеству.
В истории человечества нет аналогов данной ситуации, потому что сейчас человек находиться на грани выживания как вид. Это огромный вызов разуму. От человечества требуется выработать новое мышление, новые этические нормы поведение в техногенной среде современного мира.
Одно из множества следствий усиления в XX в. размышления философии над наукой формирование новой отрасли научного знания, которую принято сегодня именовать этикой науки. Главным объектом этой философской и внутринаучной рефлексии стали нравственные аспекты научной деятельности.
Всеобемлющая пропитанность человеческой жизни духом достижений науки принципиально изменила статус и ценность научного знания в нашей культуре, придав ему социальное измерение: его содержание и форма от начала и до конца социальны.
На сегодняшний день можно говорить о двух таких типах связи между этикой и накой: внешней и внутренней. Под внешним типом подразумевается связь науки с этикой на этапе использования готовых научных истин во благо или во зло. С этим связана профессиональная этика ученых. Это о проблемах моральной ответственности научного деятеля перед обществом.
Внутренний тип связи связан с вопросами об этических идеалах и нормах и о том участвуют ли они в создании научного знания, об этической нагруженности или этическом нейтралитете такого знания. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы сначала обрат имся к истории данной проблемы, посмотрим на главные исторические стадии осмысления взаимоотношений науки и этики.
В дорефлексивной форме этика науки начиналась в XVII в., в тот исторический и культурный период, когда впервые наука стала оформляться в качестве социального института.
Целью дипломной работы было показать общие черты этики науки на разных этапах ее развития. Особое внимание удедено анализу этики технонауки в ее разных формах. Главным объектом дискуссий стал вопрос о том, ответственны ли, и если да, то в какой мере, наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно¬технического прогресса. Тем самымбыла поставлена под сомнение безусловность и восходящего к просветителям представления о научном знании как о социальном благе, и столь значимой для европейской культуры ценности, как свобода научного поиска.
В данной работе мы провели философское исследование изменений позиций этики по отношению к науке, как наука и этика взаимодействуют с течением времени, в истории. А показали как изменялись этические категории, взаимосвязь этих изменений с событиями в самой науке, с изменениями в обществе, а также, с изменением общего сознания человеческого сообщества.
Ввыводы сделанные в ходе исследования таковы:
1. Произошла гуманнизация науки. Наука стала больше зависеть от общественного мнения, точнее, стала обращать внимание на то, к каким последствиям могут привести действия ученых в плане воздействия на общество, на природу. Появились специальные механизмы этической проверки научных исследований. Как мы можем заметить, появилось движения против экспериментов на животных, что можно связать именно с обозначенным явлением. То есть, наука перестала быть «бездушным явлением» и стала больше взаимодействовать с обществом, относительно допустимости проведения научных экспериментов, а также использования результатов исследований.
2. Изменяется категория ответственности ученого. Если раньше ученый не задавался вопросами о том, к каким последствиям приведет опубликование его открытий, то сейчас исследователь несет за это моральную ответственность. Согласно Х. Ленку не только отдельный ученый несет ответственность, но и научный коллектив.
3. Появляются новые области этической философии науки: биоэтика, экологическая этика. Этих сфер этической проблематики мы не находим в истории до середины XX века.
Актуальность данной работы заключатся в том, что исследуется важный для современной философии науки вопрос - чем отличатся классическая этика науки от современной нам. Этот вопрос важен, потому что, живя в современном мире, мы должны знать историю этих вопросов, для того чтобы иметь возможность отвечать корректно.
Также был проведен сравнительный анализ парадигм научных рациональностей означеных этапов развития научной мысли и этического содержания в каждой из этих парадигм. Кроме того, во второй главе были исследованы этические основы отдельных научных дисциплин, особенно быстро развивающихся на данном, современном этапе научного развития - постнеклассическом. Были рассмотрены этические представления робототехники, генной инженерии, синтетической биологии, биотехнологий, изучены вопросы экологической этики и ответственности ученого.
Отдельно освещена тема гуманитарной экспертизы, как непосредственного применения философии, философской методологии в отношении науки.
Всеобемлющая пропитанность человеческой жизни духом достижений науки принципиально изменила статус и ценность научного знания в нашей культуре, придав ему социальное измерение: его содержание и форма от начала и до конца социальны.
На сегодняшний день можно говорить о двух таких типах связи между этикой и накой: внешней и внутренней. Под внешним типом подразумевается связь науки с этикой на этапе использования готовых научных истин во благо или во зло. С этим связана профессиональная этика ученых. Это о проблемах моральной ответственности научного деятеля перед обществом.
Внутренний тип связи связан с вопросами об этических идеалах и нормах и о том участвуют ли они в создании научного знания, об этической нагруженности или этическом нейтралитете такого знания. Чтобы найти ответы на эти вопросы мы сначала обрат имся к истории данной проблемы, посмотрим на главные исторические стадии осмысления взаимоотношений науки и этики.
В дорефлексивной форме этика науки начиналась в XVII в., в тот исторический и культурный период, когда впервые наука стала оформляться в качестве социального института.
Целью дипломной работы было показать общие черты этики науки на разных этапах ее развития. Особое внимание удедено анализу этики технонауки в ее разных формах. Главным объектом дискуссий стал вопрос о том, ответственны ли, и если да, то в какой мере, наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно¬технического прогресса. Тем самымбыла поставлена под сомнение безусловность и восходящего к просветителям представления о научном знании как о социальном благе, и столь значимой для европейской культуры ценности, как свобода научного поиска.
В данной работе мы провели философское исследование изменений позиций этики по отношению к науке, как наука и этика взаимодействуют с течением времени, в истории. А показали как изменялись этические категории, взаимосвязь этих изменений с событиями в самой науке, с изменениями в обществе, а также, с изменением общего сознания человеческого сообщества.
Ввыводы сделанные в ходе исследования таковы:
1. Произошла гуманнизация науки. Наука стала больше зависеть от общественного мнения, точнее, стала обращать внимание на то, к каким последствиям могут привести действия ученых в плане воздействия на общество, на природу. Появились специальные механизмы этической проверки научных исследований. Как мы можем заметить, появилось движения против экспериментов на животных, что можно связать именно с обозначенным явлением. То есть, наука перестала быть «бездушным явлением» и стала больше взаимодействовать с обществом, относительно допустимости проведения научных экспериментов, а также использования результатов исследований.
2. Изменяется категория ответственности ученого. Если раньше ученый не задавался вопросами о том, к каким последствиям приведет опубликование его открытий, то сейчас исследователь несет за это моральную ответственность. Согласно Х. Ленку не только отдельный ученый несет ответственность, но и научный коллектив.
3. Появляются новые области этической философии науки: биоэтика, экологическая этика. Этих сфер этической проблематики мы не находим в истории до середины XX века.
Актуальность данной работы заключатся в том, что исследуется важный для современной философии науки вопрос - чем отличатся классическая этика науки от современной нам. Этот вопрос важен, потому что, живя в современном мире, мы должны знать историю этих вопросов, для того чтобы иметь возможность отвечать корректно.
Также был проведен сравнительный анализ парадигм научных рациональностей означеных этапов развития научной мысли и этического содержания в каждой из этих парадигм. Кроме того, во второй главе были исследованы этические основы отдельных научных дисциплин, особенно быстро развивающихся на данном, современном этапе научного развития - постнеклассическом. Были рассмотрены этические представления робототехники, генной инженерии, синтетической биологии, биотехнологий, изучены вопросы экологической этики и ответственности ученого.
Отдельно освещена тема гуманитарной экспертизы, как непосредственного применения философии, философской методологии в отношении науки.
Подобные работы
- ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - СТРАХ В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА:
КЛАССИЧЕСКИЕ, НЕКЛАССИЧЕСКИЕ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЕ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНИЗМА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4440 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭТИКЕ ПОСТНЕЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2023 - ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПРИРОДА ЕГО РАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Проблема прогресса нравственности в свете современных трансформаций научной рациональности
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4570 р. Год сдачи: 2021 - Эмпирический поворот в биоэтике как форма междисциплинарного диалога
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2024 - СИНТЕЗ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СВЯЗЕЙ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ И ПОНЯТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024 - НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ ЭТИКИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



