АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОТОГРАФИЯ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА: ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ 11
1.1. Актуальный фотографический образ: традиции и новации 11
1.2. Каналы распространения фотографии в профессиональных сферах (университеты,
архивы, музеи) 19
1.3. Развитие частного распространения 27
ГЛАВА 2. ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ - НОВЫЙ ЭТАП И ИЗМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ РОЛИ 33
2.1. Традиционное доцифровое распространение и начало цифрового - отличия каналов. ... 33
2.2 Интернет каналы: новая динамика развития фотографии и другое отношение общества. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
Начало развития разнообразия каналов фотографии наблюдалось во второй половине XX столетия и усилилось во время перехода к цифровизации в 1970-1980-х гг. Развитие каналов распространения вызывалось определенными факторами и причинами. На протяжении всего двадцатого столетия значение фотографии менялось от чего-то редкого, необычного и дорогого, и не самого достоверного до признания фотографии источником, полноценным документом и предметом искусства. В итоге фотография стала для людей обыденным и привычным предметом в их жизни, который представляет ценность только в определенных ситуациях, но при этом одними главных коммуникативных инструментов. Профессиональные фотографии начинают теряться среди большого объема любительских снимков, не представляющих особой ценности. Таким образом, всего чуть больше, чем за 50 лет, фотография сменила несколько образов, во-первых, на рынке фотографии, где стала востребованной, выше в стоимости на фотографических мероприятиях, разнообразная, во-вторых, у отношения к ней людей, когда она может помочь отразить насущные проблемы, помочь в их решении, когда она доступная и масштабная. Сегодня фотография имеет кардинальные отличия от той, когда многообразие каналов только зарождалось. Актуальность заключается в необходимости изучения и анализа развития каналов распространения в аналоговую и цифровую эпохи для лучшего понимания современного положения фотографии, причин такой динамики роста использования фотографии.
Исходя из этого, научную проблему исследования можно определить следующим образом - аналоговые и цифровые каналы как способ продвижения фотографии и изменения ее значимости.
Для более глубокого погружения в тему исследования историографию целесообразно представить в соответствии с проблемно-тематическим принципом.
Прежде всего, для работы использовались энциклопедии и труды по истории фотографии. Из периода середины второй половины двадцатого столетия, когда происходит процесс развития фотографии в сторону ее принятия и признания, среди отечественных авторов выделяется Чибисов К.В. и его труд «Очерки по истории фотографии» . В нем отражена технологическая сторона фотографии - ее процессы и аппаратура. Помимо этого, в монографии отражен научно-технический контекст ее развития.
Труды, в которых фотография начинает отражаться системно, относятся к современному этапу развития историографии. Именно в этот период знания по фотографии объединяются в одно целое. Среди энциклопедий выделяются две: Майкла Переса «Главная энциклопедия фотографии: цифровые изображения, теория и приложения, история и наука» и труд Линна Уоррена «Энциклопедия фотографии двадцатого века» . Первая включает в себя разностороннее рассмотрение фотографии, освещающее как давнее время, так и современный период. Сюда входят история и эволюция фотографии, главные темы изображений и великих фотографов, фотокомпании, освещается цифровая фотография, современные проблемы фотографии и другое. Данная работа помогает понять положение фотографии в целом и правильно интерпретировать специфические знания в фотосфере. Вторая энциклопедия Линна Уоррена характеризуется разделением освещаемых тем на несколько категорий: страна, отдельные виды и темы фотографии, фотограф, компания, каналы, в которых фотография развивается. Для каждого из пунктов дается краткое объяснение и освещение положения. А также к каждому из разделов прикрепляется литература по теме.
Труды по истории фотографии современного этапа, которые автор использовал в своем исследовании, включают «История фотографии с 1839 до наших дней» Вильям С. Джонсона, Марка Райса, Карла Вильямса. Труд отображает историю фотографии с самого момента ее возникновения, а также ее распространение во многих европейских странах, а также отображение фотографии в определенных событиях (например, военных).
Позднее появляются труды отечественных авторов. Например, В. Левашова и его «Лекции по истории фотографии» ; «Фотовек. Очень краткая история фотографии за последние 100 лет» . Более полный анализ получает история именно ранней фотографии, ее направления. Современный этап почти не затрагивается. Разбирается процесс попыток фотографии интегрироваться с искусством и наделение ее обществом определенным свойствами.
Также были использованы труды, отражающие цифровую обстановку и проблемы современной фотографии в ней. Данная тема является достаточно раскрытой в научном пространстве. Работы относятся к современному этапу, так как цифровизация в плане фотографии произошла меньше, чем тридцать лет назад. Аспекты, которые данные труды отражают, касаются отображения отношения общества, его внедрения в цифровую среду с фотографиями, значимости снимков, публикующихся в данный период, а также достоинств и недостатков, к которым приводит трансформация аналогового способа производства фотографий к цифровому. Например, Деникин А.А. в своей работе «Цифровая фотография и современное искусство» анализирует глобализацию на арт- рынке, в котором также одну из ведущих ролей занимает фотография. Он делает вывод, что унификация мировой экономики 1990-2000-х гг. автоматически повлекла за собой унификацию мировой культуры, когда начинает пропагандироваться толерантность и интерес к другим чуждым культурам. Это становится особенностью, которая берет распространение и отражает социальные проблемы стран, тем самым, изменяет их положение на рынке фотографии.
В трудах Гука А. А. и Голуба В.А. отражается фотография в цифровой обстановке, исследователи пытаются взвесить все «за» и «против» данного перехода. Первый исследователь своей целью ставит выявление новых тенденций, уточнение современного предназначения фото-, видеолюбительства, вызванное новыми потребностями людей информационного общества. Утверждает, что в безынтернетную эру количество фото- и кинолюбителей было значительно меньше, а их увеличению поспособствовало развитие коммуникативных технологий и «визуальный поворот» в культуре. Среди тенденций он выделяет, например, ликвидацию гендерного неравенства в деле фотографии, другое отношение к профессиональной культуре, грамотности в сфере фотографии и другие. Голуб В.А. в своей работе оценивает негативные последствия внедрения цифровых технологий в фотографию. Выделяет особую роль фотографий в СМИ, где издания определяют ценностные ориентиры читательской аудитории, а как последствие ухудшение качества фотоиллюстраций рассматривается снижение массового культурного уровня.
Работой, которая содержит системную информацию о способах производства и потребления фотографических снимков в цифровой период, является труд авторов Ерофеевой М.А. и Федорова А.А. «Производство и потребление изображений в цифровую эпоху». Согласно их исследованию, причиной трансформации любительских фотоснимков в начале XXI века является переход к использованию цифровых камер и активное развитие нового подхода к организации интернет-контента Web 2.0, в результате чего основной функцией любительской фотографии становится самопрезентация.
Другие работы, использованные автором в Выпускной квалификационной работе, затрагивают организацию интернет-пространства как одного из основных каналов распространения фотографии в современном мире. Сюда относятся работы Юргеневой А.Л. , Ковалевой Л.А. , а также Серикова А.В. и Сальникова А.В. Стоит учесть, что информация была переработана, и для моего исследования было взято только то, что соотносится с моей тематикой. По мнению Юргеневой А.Л., фотография в интернет- пространстве выполняет ряд основных ритуальных функций, а именно функции социализации, интеграции, воспроизводящую и психотерапевтическую функции. Комиссарова Е.В. считает, что фотография, рожденная научной и технологической революцией, осуществляет важные социокультурные функции исторического источника и произведения художественного творчества фотографа. Является мощным инструментом научного познания во многих сферах. Например, в истории, и это вызывает особенности фотографии как исторического источника, а именно запечатление только одного момента, возможность корректирования фотоснимка, доступность такого источника и другие.
Также используются труды, в которых отражена деятельность людей, участвовавших в процессе трансформации фотографии. В работе Афанасьевской Н.В. «Фотография в контексте постмодернистского дискурса» отражена специфика работ А. Картье-Брессона, его отношение к снимкам и вписывание их в межкультурный диалог . Фоменко А.Н. в контексте своей статьи «Авангард и критика фотографии» отражает особенности работ советского фотографа А. Родченко, его отношение к требованиям официальной культуры. В работе Климановой К. «Появление документальной эстетики в фэшн-фотографии США и Европы первой половины XX века» отражена деятельность таких фотографов как Ирвин Пенн, Ричард Аведон и Уильям Кляйн в контексте эволюции документальной эстетики в фэшн-фотографии.
Также автором работы использовались труды по отдельным жанрам фотографии. Например, работа О. Ю. Бойцовой отражают сущность любительской фотографии. Анализируются сюжеты любительской фотографии и ее изменение с приходом новых медиа. Любительская фотография рассматривается как своеобразный «язык», который используется для передачи визуальных сообщений. Еще одна работа, отражающая тип определенной фотографии - труд Красиковой К.В. , где системно рассматривается фотография: ее исторический экскурс, ее становление, специфика, положение в цифровую эпоху.
Исходя из специфики исследования, где необходимо проследить отношение общества, используются философские труды - Козлова, Н. С. «Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление»1920 и психологические - Кантен Бажак «История фотографии. Возникновение изображения» для выражения особенностей людей, задействованных в каналах распространения.
Историографический анализ показал, что исследователи системно подошли к изучению развития фотографии. Существует много исследований, касающихся технического развития фотографии, ее аппаратуры, также философских и культурологических трудов. В связи с популярностью фотографии в настоящее время, все больше появляется трудов, связанных с изменением сущности фотографий с приходом цифровых технологий. Однако в исследовательской литературе не уделено должного внимания достаточному процессу перехода от аналогового способа производства и сравнительного анализа каналов распространения в ту и другую эпоху. Также в моей исследовательской работе проводится сравнение технологического развития фотографии таких стран как США и СССР. Выбор данных стран обусловлен тем, что США являлись страной, показавшей большие успехи в области фотографии, которые касались как фотоаппарата, так и изначальных разработок. СССР в данном случае приобретает и интегрирует позитивный опыт развитых стран, и в частности США, в свои разработки. Но в случае с Советским Союзом, имеется больший доступ документов, освещающих данную сторону. Недостаточное освещение выше указанных вопросов определило объект, предмет, цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: развитие фотографии 2-й половины XX и начала XXI вв. в контексте технологических и социально-культурных изменений.
Предмет исследования: влияние каналов распространения на место фотографии и ее использование.
Цель ВКР - выявление факторов, вызвавших изменение в развитии каналов распространения фотографии во 2-ой половине XX - начале XXI вв. и определение влияния данной трансформации на место фотографии в новый цифровой период.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Выявить особенности развития историко-культурной среды 2-ой половины XX века для определения специфики развития фотографии в данный период;
2. Охарактеризовать развитие каналов распространения фотографий в доцифровой период для анализа и сравнения с последующими изменениями в фотосфере (появлением новых каналов).
3. Выявить особенности цифровых каналов распространения фотографии, проследить динамику распространения фотографии в данный период; отношение общества к изменениям в данной сфере.
Хронологические рамки исследования включают в себя вторую половину XX в. и начало XXI в. Нижняя временная граница выбрана из -за того, что начиная с начала второй половины XX века происходит постепенное принятие фотографии в прессе и в науке, это далее поспособствует ее полному принятию и абсолютной трансформации как в технологическом, так и смысловом плане. Выбор верхней границы обусловлен тем, что в начале нового столетия удобнее всего проследить новые цифровые каналы распространения в пик их славы и общедоступности.
Источниковая база исследования. В соответствии с видовой классификацией источников в дипломной работе использованы: периодическая печать, источники личного происхождения (личные монографии деятелей, задействованных в сфере фотографии) и копии письменных источников (переписка деятелей). Меньшую часть составляют статистические источники.
Документы по истории фотографии представляют собой сборник 163 документов, где опубликованы источники, относящиеся к XIX веку и времени зарождения фотографии. Они включают переписку Нисефора Ниепса с Леметром, произведения Ниепса, записки, предисловия, договоры. Данный источник представляет ценность для общего понимания зарождения и развития фотографии, а также деятелей, которые внесли огромный вклад в фотографические исследования.
Большую часть источников, использованных в Выпускной квалификационной работе, составляет пресса. На анализе их статей была сделана большая часть выводов. В работе используется периодическая печать, выпущенная в двадцатом столетии и представляющая как Соединенные Штаты Америки, европейские страны, так и журналы, издающиеся в Советском Союзе.
Что касается советской прессы, то большая часть информации об обстановке на рынке фотографии и ее взаимоотношений с обществом, была взята из серии журналов «Советское фото» . Мной были использованы выпуски, относящиеся к 1950-1991 годам из-за хронологических рамок исследования. Журнал помог проанализировать техническое развитие советской фотографии, ее аппаратуру, положение людей, популярные образы, а также взаимодействие советской фотоиндустрии с другими странами и институты, популяризирующие ее. В этом отношении помогали такие рубрики как «Фотограф фотографу», «Читатели предлагают», «Читатель - редакция - читатель», «Письма фотолюбителей».
Зарубежными журналами данной эпохи, использованные автором, были Vogue , Look Magazine , Revue Photografie , Aperture . Данные журналы имеют мало текстового материала, в сравнении с другими журналами, используются фотографии разных жанров, раскрывающих изучаемый период. Изучение содержания данных журналов позволило сделать сравнительный анализ аналоговой и цифровой эпох, а также выявить особенные черты фотопроизводства изучаемых стран.
Помимо журналов с фотографическим содержанием, использовались новостные журналы как The New York Times . Путем анализа опубликованных статей он позволил проследить отношение к нововведениям в плане техники, изучить биографию известных личностей в сфере фотографии, их заслуги и отношение общества к ним.
Также исследовательская работа включает в себя изучение фотокниг29303132, посвященных определенному фотографу. Данные труды включают сами фотографические работы, а также пояснения и размышления автора.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, типология. А также используется специфический исторический метод - историко-генетический, который отражается в моей работе в виде исследования происхождения и развития фотографии, деления ее на этапы прогрессирования и связи этого с конкретными историческими событиями.
В соответствии с поставленной целью и задачами выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: в первой главе проводится анализ историкокультурной среды, в которую внедрена фотография, а именно выделяются наиболее распространенные фотографические образы, которые связаны с тенденциями эпохи. Также данная глава отражает каналы распространения в профессиональных сферах, в них оценивается состояние фотографии, причины их возникновения и влияние на остальные сферы жизни, в которых задействована фотография. В первой главе внимание уделено развитию частного распространения, его сущности и взаимодействию с остальным рынком фотографии. Вторая глава отражает состояние традиционных каналов фотографии и отличных от них цифровых, анализируется технологическое развитие, а также изменение социальных возможностей людей, которые имеют желание присоединиться к сфере фотографии.
Фотография была передовой технологией визуализации второй половины двадцатого столетия, радикально новым средством записи и изобретения мира. Сферы в которых была внедрена фотография, варьировались от серьезных и научных областей до развлекательных. Следовательно, с постепенным принятием фотографии, формировались и прогрессировали каналы ее распространения, тем самым, наполняя рынок фотографии разнообразием. Вследствие этого, образы и фотографы также разделились на несколько частей: многие из них внедрились в документалистику, в то время как другие исследовали выразительные и художественные возможности среды. В зависимости от популярности того или иного канала, его использования, зависел дух эпохи.
В ходе исследования из анализа литературы по теме и оценки событий в сфере фотографии, было выявлено, что главный фактор развития и изменения каналов распространения фотографии - это ее революционность, выражающаяся в переходе на проблемное смысловое содержание и отходе от технических правил. Переход от того, какой она была в традиционном виде - «правильной», затрагивающей только определенные темы, и какой она стала - разнообразной, необычной, вызывающей у общества интерес, она стала средством выражения проблем, с помощью которого возможно повлиять на какую-либо группу людей.
На основе прессы, личных работ, фотодокументов было установлено, что получают распространение фотографии, на которых отсутствует техническая «правильность» композиции, что порождает новый взгляд и отношение к фотоснимкам. Упрощение технических требований стал привлекать общество. Таким образом, перечисленные особенности в этой период дали толчок к развитию и непрерывающемуся совершенствованию фотографии вплоть до сегодняшнего дня.
Революционность и современность фотографии вызвали желание общества обучаться фотографическим практикам, тем самым, фотография стала внедряться в учебные заведения, культурно-просветительские и узконаправленные для фотографов мероприятия. Также на данный процесс повлияло признание фотографии в научных сферах (история, археология) и дало распространение профессиональных каналов распространения (университеты, архивы, музеи). Данные каналы были распространены в расцвет аналогового способа создания снимков наряду с периодической печатью.
Начиная с 70-х гг. цифровые технологии начинают внедряться со сферой фотографии, что вносит определенные изменения в прессу. Анализ журнальной прессы (Life, Look, Советское фото, Revue Photografie, Aperture) позволил установить, что с 57
началом развития цифровых технологий содержательная вариативность фотографии изменилась, но разнообразие цифровых достижений не сделало образы принципиально новыми. Изменились сами образы в фотографиях, появилось большое разнообразие, но оно не отличалось кардинально от того, что было распространено в доцифровую эпоху.
В этот же период происходит пересмотр традиционных отношений между производителями и потребителями фотографии, которые выразились в выравнивании их положения, а именно наступило начало внедрения потребителей в статус производителей. Период характеризуется началом самостоятельного продвижения без помощи наставника или куратора. Благодаря появлению специализированных мероприятий для фотографов, они могли сами найти способ участия в международных конкурсах, или, например, в размещении журналов.
Переход к популярности цифрового способа производства снимков привел к тому, что фотография сейчас распространяется через все каналы медиапространства. Получив распространение от Интернет-каналов, фотография стала еще более широкодоступной. В пик развития цифровых технологий, совершенствовалась оперативность представления фотографии, улучшались ее печать и качество. В интернет-каналах фотография стала выполнять другую роль - дневниковый характер ведения
1. Авилов-Валерианов. О книгах-близнецах / Письма фотолюбителей / Советское фото №1. 1957. - С.24
2. Вендеровский К. В., Жутовский Б. И.. Фотолюбителю-туристу// Библиотека
фотолюбителя/ Искусство. М. - 1961. №21. 49 с.
3. Георгиевский Г. Без чего не обойдешься / Письма фотолюбителей// Советское фото. 1957. №1. С.24
4. Градобоев В. Пути развития фото- и киноаппаратуры // Советское фото. 1971. № 4. 37с.
5. Консулов Х.30-летие народной республики Болгарии. К миру и счастью // Советское фото. 1974. № 9. С.14
6. Князев Г.А., Кравец Т.П.. Документы по истории изобретения фотографии // Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С.510.
7. Леньо Л. Завод «форте» и его продукция // Советское фото 1971. № 4. 37с.
8. Магазин, рынок, аукцион // Советское фото. 1993. №7-8. С. 42
9. Симонов К. К 30-летию Великой победы / Советское фото. 1975. №1. С. 10-13
10. Фотографу - высшее образование / Советское фото. 1975. № 9. С. 43
11 Фотограф фотографу // Советское фото 1992. №7-8. С. 29
12. Читатели предлагают // Советское фото. 1975. № 1. С. 37.
13. Читатель - редакция - читатель // Советское фото. 1975. № 3. С. 44.
14. American Heritage Archive (1949-Present). - [Электронный ресурс] - URL.:
https://www.americanheritage.com/magazine/archive (дата обращения: 02.05.2022).
15. Aperture. - N.Y.: Aperture Foundation, 1950-2000.
..85