Реферат 2
Введение 6
1 Теоретические основы бизнес-планирования 8
1.1 Бизнес-план как основа эффективной деятельности и развития предприятия 8
1.2 Цели, задачи и функции бизнес-плана 14
1.3 Структура и содержание бизнес-плана 19
2 Исследование рынка фитнес-услуг 34
2.1 Состояние и перспективы развития рынка фитнес-услуг в России 34
2.2 Анализ рынка фитнес-услуг г. Томска 42
2.3 Бенчмаркинг для управления конкурентными преимуществами предприятий в сфере
фитнес-услуг 48
3 Разработка бизнес-плана фитнес-студии «FitFly» 53
3.1 Резюме проекта 53
3.2 Аналитический раздел 54
3.3 Содержательный раздел 56
Заключение 63
Литература 65
Приложение А Планируемый объем продаж фитнес-студии «FitFly» 72
Приложение Б Прогноз выручки фитнес-студии «FitFly» 73
В последние десятилетия высокую популярность в мире, в том числе и в России, приобрел фитнес. Индустрия фитнес-услуг, набирая все большие обороты, становится одним из индикаторов качества жизни людей, их материального достатка, отношения к собственному здоровью.
Фитнес-услуги - относительно молодой для России рынок, процесс формирования которого начался в середине 90-х годов. В настоящее время рынок фитнес-услуг находится в стадии формирования, демонстрируя высокий потенциал для развития. Это означает, что организаций в отрасли становится все больше и конкуренция увеличивается. Несмотря на востребованность банкротство в сфере фитнес-услуг происходит достаточно часто.
Одна из причин связана с тем, что при открытии фитнес-клуба предприниматели мало внимания уделяют разработке бизнес-плана. Успех в бизнесе во многом зависит от планирования эффективности его развития, владения информацией о его текущем положении и перспективах, о состоянии целевых рынков и позиции конкурентов на них.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современных условиях развития экономики бизнес-план необходим поскольку, является одной из самых важных составляющих планирования, так как при составлении бизнес-плана фирмы дается характеристика процесса, определяются цели и стратегии их достижения, формируются финансовые потоки, оценивается экономическая эффективность проекта.
Методология бизнес-планирования рассмотрена в трудах таких ученых и исследователей, как Т.Н. Чудайкина, Е.В. Купцова, А.А. Степанов, А.Ю. Пирнаева, В.Е. Шкурко, Е.К. Торосян, А.А. Сергеев, С.И. Головань, В.П. Буров и другие.
Следует отметить, что не все проблемы в сфере бизнес-планирования исследованы и изучены в достаточной мере. В настоящее время требуется научное обоснование методических подходов при разработке эффективных методов бизнес-планирования. Поэтому выбранная тема выпускной квалификационной работы является значимой и актуальной в современном мире.
Целью данной работы является разработка бизнес-плана по созданию фитнес-студии «FlyFit» в г. Томск.
В соответствии с поставленной целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
- изучение теоретических аспектов разработки бизнес-плана;
- анализ рынка фитнес-услуг;
- проведение бенчмаркинга для управления конкурентными преимуществами предприятий в сфере фитнес-услуг;
- характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия «FitFly».
Объект исследования - организации рынка фитнес-услуг.
Предметом исследования является бизнес-планирование фитнес-студии «FlyFit».
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, методы анализа, синтеза, сравнения, статистический анализ, прогнозирование и планирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и разработанные предложения могут быть применены на практике для создания нового предприятия малого бизнеса в сфере фитнес-услуг.
Структурно работа разделена на три части: теоретическую, исследовательскую и проектную. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бизнес-плана: его назначение, функции, задачи, этапы разработки и содержание. Во 2 главе проведен анализ рынка фитнес-услуг России и Томска, выявлены возможные конкуренты создаваемой фитнес-студии. В 3 главе разработан бизнес-план по открытию фитнес-студии «FitFly». Оценена экономическая эффективность проекта. В заключении сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения по результатам данного исследования.
Итак, для достижения устойчивого успеха в современных рыночных условиях предпринимателям необходимо эффективно и точно планировать свой труд, регулярно находить и анализировать соответствующую информацию как об их собственных условиях и планах на будущее, так и об общем положении рынка и конкурентов. Бизнес-планирование - это эффективный механизм, используемый во многих сферах предпринимательской деятельности, позволяющий бизнес-проектам успешно функционировать в условиях постоянно растущей конкуренции, моментально реагируя на внешние угрозы и непредвиденные ситуации.
Бизнес-план рассматривается как один из важнейших управленческих инструментов, помогающих определить стратегию и тактику ведения бизнеса, оценить целесообразность и жизнеспособность проекта, обеспечить объективное представление о возможностях создаваемого проекта. Бизнес-планирование позволяет построить своего рода модель проекта, которая позволит взглянуть на него со стороны и дать более объективную оценку.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая функция связана с разработкой стратегии бизнеса. Второй функцией является планирование, помогающее определить цели развития проекта, способы их достижения, оценить перспективы и будущую устойчивость проекта. Третья функция заключается в привлечении денежных средств для реализации проекта. Четвертая функция позволяет привлечь к выполнению планов компании потенциальных инвесторов, их денежный капитал, ресурсы и технологии. Пятая функция способствует улучшению информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, помогает скоординировать усилия и повысить их мотивацию на достижение целей.
На практике характерно использование типовой структуры бизнес-плана, состоящей из резюме, анализа отрасли, описания продукта, составления маркетингового, организационного, производственного и финансового плана. Было выявлено, что структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от типа предприятия, целей, задач, от требуемого объема инвестиций, стандартов составления данного документа. Наиболее распространенными методиками по составлению бизнес-планов являются методики, разработанные такими учреждениями как UNIDO, ЕБРР, KPMG Group. Однако существующие методики по составлению бизнес-планов носят лишь рекомендательный характер.
Изучив современное состояние рынка фитнес-услуг в России можно сделать некоторые выводы. Объем рынка в 2019 году оценивается в 132, 7 млрд рублей, так, рынок продолжает расти, хоть и более медленными темпами. Со стороны правительства наблюдается повышение интереса к фитнес-отрасли в связи с выполнением национальных проектов по повышению здоровья граждан.
Для столичного рынка фитнес-услуг характерен процесс консолидации, он фактически сформирован и насыщен предложениями, а региональный рынок, наоборот является низкоконкурентным и отличается значительным количеством небольших игроков.
Результаты исследований рынка фитнес-услуг в Томске свидетельствуют, что рынок находится в стадии активного формирования. Число посетителей фитнес-клубов составляет около 3% от населения города, что соответствует общей ситуации в российских регионах.
Эпидемиологическая ситуация 2020 года привела к тому, что все фитнес-объекты в стране временно закрылись, большая часть рынка фитнеса перешла в онлайн-пространство.
На основе проведенного бенчмаркинга были отобраны лучшие практики, используемые в рассмотренных компаниях -лидерах фитнес-отрасли, опыт которых был использован в процессе написания бизнес-плана.
В заключительной главе был разработан бизнес-план по открытию фитнес-студии «FitFly» в г. Томск. Составлено резюме проекта и описаны услуги, которые будет предоставлять компания. Разработан маркетинговый план, отражающий основные способы продвижения услуг фитнес-студии. Сформированы операционный и организационный планы, в которых отражена организационная структура компании и основные бизнес- процессы.
Составлен финансовый план и оценена экономическая эффективность проекта, произведены все необходимые расчеты и обоснования целесообразности проекта, проведен анализ рисков проекта.
По данным расчетов, срок окупаемости для данного проекта составляет 1 год 11 месяцев, что говорит о достаточно небольшом сроке возврата вложенных денежных средств. Индекс рентабельности, равный 1,489, доказывает эффективность использования капитала в данном бизнес-проекте.
Так, на основе показателей эффективности данного проекта можно сделать вывод о том, что создание фитнес-студии экономически целесообразно, проект является эффективным.