Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретико-методологические основания изучения фэндома как средства
построения идентичности его участников 14
1.1 Фэндом как культурный и социальный феномен современного общества 14
1.2 Фэндом в контексте теории идентичности 21
1.3 Современные исследования фанатских сообществ как социокультурного
феномена 29
1.4 Особенности применения биографического метода в рамках изучения
идентичности участников фэндома 42
2 Исследование процесса построения фанатской идентичности и влияния участия в
фэндоме на жизненный путь участников фэндома «ARMY» 49
2.1 Фэндом «ARMY» как наиболее крупная составляющая фанатского сообщества -
актуальность выбора данного фэндома для исследования 49
2.2 Интерпретация результатов интервью 51
Заключение 82
Список литературы 84
Приложение А Программа исследования 84
Приложение Б Бланк интервью 94
Приложение В Список информантов 95
Приложение Г Расшифровка интервью 96
Музыка как социальный феномен и значимый элемент культуры сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Начиная с древних ритуалов (а по некоторым источникам ранее - в качестве первичного средства коммуникации) и заканчивая современными социальными и культурными практиками, музыка включает в себя большое количество составляющих - мелодия, ритм, гармония, динамика, лирика, условия создания, презентация и т. д. Двигаясь в ногу со временем, музыка менялась, переживая различные кризисы, и к концу XVIII века она по праву становится особым видом искусства, требующим специфической, целевой установки слуха на прослушивание музыки «изнутри» с пониманием её смысла и внутренней структуры. Включение аудитории в процесс изучения музыки произошло в конце XIX века под предлогом невозможности существования музыки без своего слушателя - в основном, это были исследования концертов как средства коммуникации создателей/исполнителей музыки и реципиентов. До середины XX века изучению, в основном, подлежала классическая музыка, которую определяли как подлинную, содержательную и глубокую, созданную по исторически сложившимся правилам и предназначенную только для истинных ценителей, умеющих воспринимать всё художественное многообразие музыкальных произведений. С появлением и распространением в научных кругах понятия «массовая культура» объектом изучения начала становиться и популярная музыка.
Во второй половине XX века на стыке социальных наук начали возникать первые масштабные исследования фанатов, в том числе - музыкальных. Сегодня музыка как самый популярный элемент культуры воздействует на все сферы человеческой жизни, и особенно сильное влияние наблюдается в фанатской среде, где участники регулярно окунаются в мир музыки в силу своей увлечённости определённым жанром, группой или сольным исполнителем. Музыка становится неотъемлемой частью жизни каждого человека, у музыкальных фанатов она зачастую становится «красной нитью», пронизывающей всё их существование и отражённой в их ежедневных действиях. В науке существуют различные интерпретации понятия «фанат» и классификации фанатов, отражающих градации от самых буйных представителей фанатской среды до не включенных в неё «проходящих мимо» потребителей культурного контента. Стоит отметить, что значительная часть исследований феномена фанатства посвящена негативным сторонам данного явления, а порой и вовсе дискредитирует его как объект научного изучения, отказывая фанатству в признании его как культурно значимого феномена. Кроме того, в современном российском обществе существует большое количество стереотипов о фанатах, большинство из этикоторых также 6
носит негативный характер. Тем не менее, современные фанатские сообщества - фэндомы - продолжают расти, и сегодня они образуют огромную кросскультурную сеть, которая претендует на статус серьёзного двигателя общественной жизни за счёт непрерывной и масштабной практической деятельности, приводящей к смысловым сдвигам мирового масштаба. В XXI веке на столь сильное распространение фанатства и укрепление фэндомов повлияло развитие технологий - прежде всего, всемирной сети Интернет - однако не стоит забывать о сути фанатства как социального явления, в основе которого лежит искренняя увлечённость человека чем-либо, объединение в сообщества и формирование идентичности на основе данного увлечения.
В данной работе мы рассматриваем современные фэндомы как средство построения идентичности музыкальных фанатов на примере участников русскоязычного фэндома южнокорейской музыкальной группы BTS - «ARMY». Изучение процесса становления участником фэндома, жизни внутри фанатского сообщества и влияния участия в фэндоме на жизненный путь музыкальных фанатов позволит нам сделать выводы о фэндоме как инструменте формирования фанатского «лоскута» идентичности человека, о значении феномена фанатства в целом, процессах, происходящих в рамках фанатской среды и их проявлениях за пределами фанатского сообщества как культурного поля.
Актуальность и проблемная ситуация: идентичность как сознательное или бессознательное соотнесение человеком себя с теми или иными социальными группами (а также разделение норм, ценностей, установок данной группы и непосредственно восприятие человека окружающими в качестве участника данной социальной группы) лежит в основе формирования структуры общества и самой личности. Однако идентичность не является постоянным, монолитным элементом личности человека - она разнообразна, словно лоскутное одеяло, и подвержена изменениям в течение жизни.
В современном российском обществе проблема идентичности в молодёжной среде сегодня стоит достаточно остро - таковы последствия распада Советского Союза, повлекшего за собой потерю национальной и гражданской идентичности многих россиян. Расхождения масс людей в том, какую память чтить, каких взглядов придерживаться и какие законы соблюдать породили всеобщее состояние аномии и поспособствовали размытию, смешению и уничтожению старых маркеров идентичности, за которые так привычно цеплялись граждане. Особенно сильно данный процесс отразился на молодом, тогда ещё не сформированном в личностном плане поколении, и сегодня мы имеем дело с отголосками этого «общественного землетрясения». Стоит отметить, что молодёжь как социальная группа в целом маргинальна, её представители находятся в постоянном поиске себя и тех социальных групп, с которыми впоследствии будет себя идентифицировать, а потому вопрос 7
идентичности здесь будет актуален всегда. Для молодёжи важным источником формирования и поддержания идентичности всегда была музыка - при помощи данного вида искусства современное молодое поколение стремится прежде всего к духовной самоидентификации, в то время как социально-политическая роль музыки в процессе идентификации молодого поколения практически исчерпала себя. При этом имеющийся социальный контекст в предпочитаемой молодежью музыке тесно связан с феноменом противостояния официальной и неофициальной культур - музыкальный протест против расизма, сексизма, тоталитаризма и др. может быть выражен открыто или иметь изысканно скрытые формы. [38]
Современная музыкальная культура сегодня достигает огромных масштабов и распространяется с невероятной скоростью за счёт развития технологий. Музыка оказывает значительное влияние на все стороны жизни общества, и особенно сильному влиянию подвергаются музыкальные фанаты, большинство из которых являются представителями молодёжи. Фанаты ежедневно уделяют время потреблению оригинального и фанатского контента в целях удовлетворения естественного желания быть в курсе происходящих с кумиром событий, и зачастую с удовольствием причисляют себя к соответствующему фанатскому сообществу, или фэндому, внося новый «лоскут» в своё «полотно идентичности».
Фанатские движения за рубежом начали формироваться ещё в конце XIX века - в советской же культуре это явление берёт начало гораздо позднее. В силу тоталитарной политики Советского Союза в области культуры фанаты, или поклонники, получили свободу и возможность объединяться для общей деятельности только в 70-е годы XX столетия - прежде всего, это были любители научной фантастики и футбольные болельщики, затем сообщества поклонников стали появляться в других культурных сферах общества. На сегодняшний день сеть фанатских сообществ достигает огромных масштабов - прежде всего, это происходит благодаря развитию новых медиа и средств коммуникации, где особая роль в распространении фанатской культуры отводится сети Интернет.
Участники фанатских сообществ отличаются особым типом идентичности, выстроенной в результате «фанатской жизни», объединяющей в себе увлечение любимым артистом и процесс участия в фэндоме. культурным капиталом, который зачастую насквозь пронизан влиянием объекта их увлечения. Сегодня в молодёжной среде благодаря фэндомам уже происходит активная трансформация культурных слоёв, спрогнозировать последствия которой на данном этапе не представляется возможным - возникает необходимость изучения культурного капитала фанатов и массива фанатских практик здесь и сейчас для получения более чёткой картины изменений, происходящих в социальном и культурном пространстве.
Исходя из результатов нашего предыдущего исследования по данной тематике, сегодня фэндомы как неформально возникшие вокруг определённого артиста коллективы фанатов в рамках всей фанатской субкультуры, участники которых чувствуют сильную идейно-ценностную взаимосвязь между собой и обладают схожей фанатской идентичностью, являются важной составляющей жизни самих участников фэндомов, в значительной мере влияют на их повседневность и зачастую определяют дальнейшую жизненную траекторию. Несмотря на это, слабая изученность фанатских сообществ в России и искажающая подача феномена фанатства в СМИ остаются причинами процветания стереотипов об их участниках - фанаты часто сталкиваются с дискриминацией и неуважением несмотря на их масштабную роль в развитии современной культуры. Сегодня в российском обществе до сих пор принято считать, что фанатство - явление сугубо негативное и даже девиантное независимо от сферы увлечения, отчасти поэтому фанаты вынуждены скрывать свои увлечения: согласно опросу Фонда общественного мнения, 41% москвичей признались в своей любви к футболу, однако к футбольным фанатам отнесли себя только 2% москвичей; отношение же к этой социальной группе в столице чаще негативное: 54% респондентов плохо относятся к спортивным фанатам, хорошо - только 12%. [25] Среди прочих фанатских сообществ дела обстоят схожим образом, и это также оказывает влияние на жизненный опыт и формирование идентичности молодых участников фэндомов - поэтому возникает необходимость выявления позитивного значения фанатства как социального феномена современного российского общества.
Важным условием формирования и гармоничного существования идентичности индивида является сохранение целостности его биографии в его памяти, а также рефлексия относительно прожитых событий. Для того, что сделать выводы о том, какой вклад в формирование идентичности молодых музыкальных фанатов могут внести современные фанатские сообщества, нам необходимо выявить условия и механизмы формирования идентичности участника фэндома, а также их влияние на повседневность и жизненную траекторию участника фэндома. Это возможно проследить через автобиографический нарратив, отражающий личный жизненный опыт музыкальных фанатов в процессе описания и интерпретации ими фактов своей жизни.
Для исследования музыкальных фанатов нами было выбрано восточное, а именно - южнокорейской музыкальное направление. За последние 5 лет южнокорейская поп-культура начала активно захватывать мировое культурное пространство - появилось огромное количество фанатов музыкальных групп в жанре k-pop, поклонников «дорам», южнокорейских фильмов и т. д. Постепенно исполнители из Южной Кореи выходят на мировую музыкальную арену, соперничают в крупнейших чартах с англоязычными поп- 9
гигантами и даже занимают лидирующие позиции - появление корейских артистов на вершинах рейтингов перестало быть исключением из правил и превратилось в новую реальность на радость давним и новоиспечённым поклонникам. Собравшиеся вокруг южнокорейской популярной музыки фэндомы на сегодняшний день считаются самыми масштабными в мире - как в количественном, так и в качественном смысле, поскольку благодаря невероятной активности своих фанатов в интернет-пространстве корейские исполнители получают всё большее признание в рамках мировой культуры. Многочисленные голосования за премии, выведение фанатских хэштегов в мировые топы социальных сетей, фотографии профиля с любимыми артистами и прочее - многочисленные осколки мощной и яркой фанатской идентичности этих сообществ заставляет заинтересоваться южнокорейской музыкальной культурой даже самого заядлого скептика. Безусловно, фэндомы столь нетипичных для мирового культурного пространства музыкальных коллективов оказывают уникальное влияние на биографию участников и способствуют построению их идентичности. На сегодняшний день самой крупной фанбазой среди южнокорейских музыкальных групп является фэндом бой-бэнда «BTS» - «A.R.M.Y» - именно его мы приняли решение взять в качестве основы для эмпирического исследования фэндомов как средства построения идентичности.
Ключевые понятия работы:
Фанат - человек, который активно увлечён какой-либо идеей, личностью или деятельностью, предан своему увлечению и осуществляет социокультурные практики, связанные с ним, а также склонен к объединению с другими почитателями данного увлечения.
Фанатство - социокультурный феномен, заключающийся в активном увлечении какой-либо идеей, личностью или деятельностью, преданности своему увлечению и осуществлении социокультурных практик, связанных с ним, а также объединением людей вокруг данного увлечения.
Поклонник - человек, который увлечён какой-либо идеей, личностью или деятельностью, но не осуществляет социокультурных практик, связанных с этим увлечением, и редко объединяется с другими почитателями данного увлечения.
Идентичность - сознательное или бессознательное соотнесение человеком себя с теми или иными социальными группами и объективно занимаемыми позициями в социальном пространстве, а также разделение норм, ценностей, установок данной группы и непосредственное восприятие человека окружающими в качестве участника данной социальной группы, что порождает возникновение набора личностных качеств и иных индивидуальных характеристик, которыми определяет себя индивид и предоставляет возможность дифференциации от других людей.
Социальная идентичность - субъективные представления индивида о ценностно и эмоционально подкреплённой принадлежности к данной социальной группе.
Личностная идентичность - набор личностных качеств и черт или иных индивидуальных характеристик (интеллектуального, нравственного, духовного и др. характера), которыми определяет себя индивид и которые позволяют дифференцировать его в обществе.
Фэндом - неформально возникший вокруг определённого артиста коллектив фанатов в рамках всей фанатской субкультуры, участники которого чувствуют сильную идейно-ценностную взаимосвязь между собой и обладают схожей фанатской идентичностью.
Фанатское сообщество - в широком смысле - вся совокупность фанатов в фанатской субкультуре в целом; в узком смысле - совокупность фанатов, объединённых единым интересом к определённой идее, личности или деятельности (близко к понятию фэндома).
Участник фэндома - музыкальный фанат, перенёсший своё увлечение на глубоко личный уровень и являющийся частью неформально возникшего вокруг определённого артиста коллектива фанатов в рамках всей фанатской субкультуры. Участники фэндома чувствуют сильную идейно-ценностную взаимосвязь между собой и обладают схожей фанатской идентичностью.
Фанатские практики - усвоенные и «опривыченные» социальные действия фанатов, которые обусловлены их фанатской идентичностью, носят в большинстве своём коллективный характер и способствуют воспроизведению фанатского сообщества как значимого культурного поля.
Стоит отметить, что в данной работе мы не рассматриваем негативные проявления фанатства как социального явления, поскольку считаем, что исследований на эту тему на сегодняшний день достаточно.
Проблема: Каким образом фэндом «ARMY» влияет на формирование идентичности его участников?
Цель: изучить влияние фэндома «ARMY» на формирование идентичности его участников.
Задачи:
Теоретические :
1. Описать фэндом как культурный и социальный феномен современного общества;
2. Рассмотреть фэндом в контексте социологической теории идентичности;
Проанализировать современные исследования фэндомов как социокультурного феномена;
4. Выявить особенности применения биографического метода в рамках изучения
идентичности участников фэндома.
Эмпирические:
1. Создать модель построения идентичности участников фэндома «ARMY»;
2. Выявить влияние, которое оказывает фэндом «ARMY» на жизненный путь его участников.
Объект: в теоретическом плане - жизненный мир музыкальных фанатов; в эмпирическом плане - участники русскоязычного фэндома южнокорейской группы «BTS» - «ARMY».
Предмет: в теоретическом плане - условия и механизмы формирования идентичности музыкальных фанатов; в эмпирическом плане - интерпретация фактов биографии, репрезентирующая специфику идентичности участников фэндома «ARMY».
Гипотеза: фэндом представляет собой не отделимое от жизненного мира его участников явление - некоторое комьюнити, участие в котором влияет на изменения в жизненном пути членов фэндома.
Теоретико-методологические основания написания работы:
1. Символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Ч. Кули) и феноменологический конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман, Л. Г. Ионин) в контексте теории идентичности: в рамках данной работы нам было близко понимание идентичности символическими интеракционистами, которые определяли её как символический конструкт, формирующийся во внутреннем мире индивида в процессе социальной жизни, а именно - в ходе присвоения и восприятия социальных ролей, и феноменологами-конструктивистами, которые говорили об идентичности как о результате осмысления себя как части социальной реальности, динамической форме отражения реальности, состоящей из смысловых и оценочных представлений человека о себе как члене группы;
2. Работы исследователей в области социологии молодёжи (Е. Омельченко) и поле Fan Studies (Г. Дженкинс, Н. В. Самутина): нами была рассмотрена концепция культурных «сцен» как процессуальной составляющей становления идентичности музыкальных фанатов, а также использована теоретическая база научного поля Fan studies, занимающегося изучением фэндомов, самих фанатов, фанатских практик и артефактов как социокультурных феноменов в контексте современного общества. Данное научное поле отвергает понятие субкультуры, поскольку оно уже не способно описать данный феномен во всём его многообразии. В область внимания данного научного поля входят вопросы самоидентификации фанатов, создания фанатского контента, вступления в фэндом и деятельности в его рамках, участия фанатов в общественной жизни в целом, гендерно-возрастные вопросы фанатства и др. Представители данного научного поля своими исследованиями преследуют цель изменить отношение общества к фанатским практикам и фанатскому сообществу в целом.
Методы сбора и анализа данных: метод нарративного автобиографического интервью, нарративный анализ, ситуативные методы порождения смысла (методы конденсации и интерпретации смыслов и нарративного структурирования), методология «обоснованной теории». Для того, что сделать выводы о том, какой вклад в формирование идентичности молодых музыкальных фанатов могут внести современные фанатские сообщества, нам необходимо выявить условия и механизмы формирования идентичности участника фэндома, а также их влияние на повседневность и жизненную траекторию участника фэндома. Это возможно проследить через автобиографический нарратив, отражающий личный жизненный опыт музыкальных фанатов в процессе описания и интерпретации ими фактов своей жизни.
Анализ и описание результатов были проведены нами исходя из основных принципов феноменологического подхода и при использовании ситуативного подхода анализа - сочетания различных методов анализа интервью для получения лучшего результата исходя из возможностей исследования. Так, в ходе анализа нами были совмещены методы конденсации и интерпретации смыслов и нарративного структурирования, а также использована методология «обоснованной теории» для каждого из интервью с целью формирования общей теории на основе отдельных случаев.
Новизна: в рамках данной работы фэндом рассматривается как средство построения идентичности посредством автобиографического интервью нарративного типа. Результатом исследования стала модель процесса участия фанатов в фэндоме с точки зрения конструирования «фанатской» идентичности и возможных изменений на жизненном пути.
Практическая значимость: сведения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы работниками в сферах средств массовой информации, коммуникаций и государственного и муниципального управления, а также могут послужить материалом для дальнейших исследований фанатских сообществ в России и пополнения отечественной научной базы.
В результате данной работы нами был рассмотрен фэндом как средство построения идентичности на примере русскоязычного фэндома южнокорейской музыкальной группы BTS - «ARMY». Для этого нами был проведён анализ отечественны и зарубежных источников, касающихся теории идентичности, методологии качественного исследования, а именно - нарративного автобиографического интервью и методов его анализа, а также источников в рамках социологии молодёжи и исследовательского поля Fan studies.
Современные фэндомы являются значимым культурным и социальным феноменом современного общества, получивший особо бурное развитие с распространением сети Интернет - сегодня виртуальная реальность является значимым игроком в плоскости культуры, участники же фэндомов являются её активными обитателями, воспроизводя виртуальное фанатское культурное поле, выходящее в реальную жизнь посредством самих фанатов. Кроме того, фэндомы способствуют формированию определённых «лоскутов» идентичности их участников, помогая им самоопределиться и взять максимум от своего увлечения и участия в фэндоме (опыта фанатства в целом). Мы рассмотрели музыкальный фэндом в контексте социологической и психологической теории идентичности, а также изучили результаты современных исследований музыкальной идентичности молодёжи. В рамках данной работы наиболее близкими для нас стали взгляды на идентичность символических интеракционистов и феноменологов-конструктивистов. Исследовательская тенденция в отношении идентичности, заключающаяся в различении социальной и личностной идентичности, также была взята нами за основу при дальнейшем анализе результатов интервью. В рамках нашего исследования мы рассматривали вопрос идентичности через призму автобиографического нарративного интервью. Данный тип интервью характеризуется особой, крайне естественной коммуникативной ситуацией и нацелен на воссоздание биографии рассказчика с опорой на тематические рамки исследования. Нарративный анализ интервью подразумевает нацеленность на понимание индивидуальных смыслов рассказчика, структуризацию и тщательный анализ сегментов нарратива в соответствии с его целостным содержанием. Перед нами стояла задача посредством коммуникативного процесса интервью выстроить концептуальную модель нарративной идентичности музыкальных фанатов, выявить условия и процесс её становления в ходе жизни рассказчика, а также определить роль отдельного коллектива фанатов, неформально возникшего вокруг какого-либо артиста - фэндома в становлении фанатской идентичности. Кроме того, в ходе анализа результатов качественного исследования нами были использован ситуативный подход к анализу качественного интервью, который сочетает в себе различные методы анализа интервью для получения лучшего результата исходя из возможностей исследования. Так, в ходе анализа нами были совмещены методы конденсации и интерпретации смыслов и нарративного структурирования, а также использован метод «обоснованных теорий» для каждого из интервью с целью формирования общей теории на основе отдельных случаев.
В рамках социологического исследования мы рассматривали фэндом как средство построения идентичности его участников на примере русскоязычного фэндома южнокорейской музыкальной группы BTS - «ARMY». Изучение процессов знакомства с будущими кумирами, вступления в фэндом, осознания себя в качестве участника фэндома и участия в жизни фэндома, а также вопросы различения категорий «фанат» и «участник фэндома», выхода из фэндома и влияния участия в фэндоме на жизненный путь музыкальных фанатов позволили нам сделать выводы о том, каким образом в современном российском обществе существует и функционирует фанатская среда и как проявляют себя музыкальные фанаты в России.
Одной из ключевых задач нашей работы являлось построение модели процесса становления идентичности участников фэндома. В результате проведённой работы нами была предложена единая схема фанатского опыта на жизненном пути индивида с указанием 5 стадий построения идентичности участника фэндома.
Таким образом, в результате данной работы задачи, ранее поставленные нами для достижения цели, были выполнены, в ходе исследования была подтверждена выдвинутая ранее гипотеза исследования о том, что фэндом представляет собой не отделимое от жизненного мира его участников явление - некоторое комьюнити, участие в котором влияет на изменения в жизненном пути членов фэндома. Кроме того, в результате работы мы пришли к выводу о том, что опыт фанатства, опыт участия в фэндоме является естественным и значимым процессом в рамках жизненного пути человека. Фэндом является рабочим средством построения идентичности человека, причём данный её фанатский «лоскут» носит в большинстве своём личностный характер и социально проявляется только как структурно нейтральный элемент культуры при помощи относительно слабых социальных маркеров.
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс. - СПб. : Алетей, 2000. - 272 с.
2. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование / Х. Абельс // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 1. - С. 98-124.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
4. Антипина Ю. В. Фанатские сообщества: от литературного к медийному фандому // ХУ Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 20-23 марта 2012 г., Екатеринбург. - Екб., 2012. - С. 729-734.
5. Антонов Д. А. Различные подходы к изучению идентичности личности в западном философском теоретизировании XVII-XVIII вв. / Д. А. Антонов // Историч., филос., полит. и юр. науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 9(83). - С. 18-21.
6. Апполонов В. С. Роль и значение музыки в молодёжных субкультурах // Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. - Т. 2. - С. 627-632.
7. Артефакт - Социологический словарь [Электронный ресурс] // Gufo.me -
коллекция словарей и энциклопедий - URL:
https://gufo.me/dict/social/%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%95%D0%A4%D0%90%D0%9A% D0%A2 (дата обращения: 15.04.2020).
8. Бурдье П. Структуры, habitus, практики [Электронный ресурс] / Журнал социологии и социальной антропологии. - Электрон. журн. - 1998. - Т. 1. - Вып. 2. - URL: http://www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 22.05.2020).
9. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] / Пер. М. С. Добрякова, под ред. В. В. Радаева. // Экономическая социология. - 2005. - Т. 6. - № 3. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601 (дата обращения: 22.05.2020).
10. Быховская И. М. Фандомы - сообщества цифровой эпохи: гибридная культура в околоспортивном измерении / И. М. Быховская, И. Ю. Люлевич // Социология власти. - 2018. - № 2. - С. 40-54.
11. Виды и функции идентичности [Электронный ресурс] // Studme.org - URL: https://studme.org/74058/psihologiya/vidy_funktsii_identichnosti (дата обращения: 20.05.21)
12. Вся правда о фандомах Echelon, A.R.M.Y. и Dears [Электронный ресурс] // Новости МУЗ-ТВ - URL: https://muz-tv.ru/news/vsya-pravda-o-fandomah-echelon-a-r-m-y-i- dears/ (дата обращения: 18.06.2020).
13. Деменева А. О. Социологические теории идентичности // XXII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». - Екб., 2019. - С. 261-271.
14. Дивисенко К. С. Биографическое исследование жизненного мира / К. С. Дивисенко // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований - 2009. - №5. - С. 41-45.
15. Добреньков В. И. Фундаментальная социология : В 15 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко - М. : ИНФРА-М, 2007. - Т. 11 : Культура и религия. — 1104 с...59