На заре появления менеджмента главная задача управления заключалась в рациональном разделении труда на функции, обеспечение выполнения этих функций требуемым количеством работников, контролю их деятельности и этого было вполне достаточно. Советская власть более семидесяти лет обосновывала и внедряла механизмы мотивации и стимулирования персонала, которые работали по принципу не столько материальной заинтересованности, сколько сознательного отношения к труду.
Выполнение в наше время различных преобразований в формах и методах руководства, организационных структурах компаний различных форм собственности, которые направлены на стимулирование их деятельности и развитие рыночных взаимоотношений, как правило недостаточно и не приводит к достижению поставленных целей.
Актуальной проблемой для предприятия является разработка механизма поддержки и развития инновационной ориентации персонала промышленного предприятия и формирование требуемого поведения, то есть заменить модель негативного коллективного мышления по принципу «все плохо» на позитивное поведение и мышление в рамках идеологии «Кайдзен» - японской модели управления.
Компания с помощью кайдзен постепенно становится эффективнее. Потом делает большой «прыжок» - внедряет инновацию. Затем с этой новой высоты вновь продолжает постепенное движение вверх - и опять совершает рывок. В результате компания оказывается в более выгодном положении в сравнении с компаниями, которые применяют только инновационный подход и двигаются одними скачками, не закрепляя положительные эффекты.
Целью работы является анализ возможности внедрения японской модели управления на отечественных предприятиях на материалах компании ООО «Урал».
Для выполнения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность японской модели управления на примере стратегии «Кайзен».
2. Проанализировать систему управления на предприятии ООО «Урал» и определить проблемы данной системы.
3. Разработать мероприятия по совершенствованию управления организацией.
Объект исследования - японский опыт управления организацией и кайдзен в сравнении с практикой управления в российской организации.
Предмет исследования - результат внедрения японской модели управления на отечественные предприятия.
Объект наблюдения - ООО «Урал».
В работе нашли применение следующие методы исследования: диалектический метод, который предопределяет изучение экономических тенденций в их неизменном и взаимообусловленном развитии, широко использовались общенаучные приемы и методы познания, такие как: экономико-статистические сравнения, системно-структурный анализ, синтез, анализ и наблюдение процессов, опрос и тестирование.
Методологической базой выпускной квалификационной работы являются труды российских и зарубежных ученых по теории и практике повышения производительности труда.
Японская модель управления - это больше, чем набор методов. Это фундаментальный подход к совершенствованию производственного процесса.
В процессе реализации стратегии кайдзен используется философия, ориентированная на потребителя, межфункциональный менеджмент, развертывание политики качества.
Стратегия кайдзен позволяет добиться следующих результатов:
- люди быстрее схватывают суть дела;
- больше внимания уделяется этапу планирования;
- создаются благоприятные условия для мышления, ориентированного на процесс;
- люди сосредотачиваются на самых острых вопросах;
- в создании новой системы участвуют все.
Из вышесказанного следует, что необходимо менять не процессы, не технологии, не системы трудовых отношений, а мышление рядовых сотрудников через формирование ключевых установок и их позитивное подкрепление. Необходимо изменить систему традиционного мышления на кайдзен-мышление.
Практикуя кайдзен каждый день, и улучшая существующие процессы, появляются способы по конструированию новых процессов, которые инженеры даже не предвидели.
То есть, отдельные инновации, как разовые акции, не достигают цели - постоянного улучшения. При всех положительных эффектах систем, которые работают на наших предприятиях, они работают только лишь как системы разовых акций.
Идея совершенствования принадлежит не только японской культуре, она носит глобальный характер, но у кайдзен есть некоторые важные характеристики, которые и отличают японскую культуру от остальных. Главная из них - стремление к простоте, наглядности и дешевизне используемых приемов. Важную роль, определяющую различия восточного и западного подходов, играет психология. Ежедневные незначительные улучшения не способны поразить начальство и остальных коллег. В этом нет ничего героического, чем можно было бы прославиться. Проект, не требующий основательных материальных вложений не воспринимается серьезно. Совсем другое, это когда своего рода инновация во внедрение дорогостоящих информационных технологий, которые будут разрабатываться и внедряться в достаточно большом промежутке времени, и только специалисты определенных областей смогут оценить ее результаты.
Кайдзен - это и стиль, и философия, и технология управления. Из этого можно сделать следующие выводы:
Нельзя получить сертификат «Кайдзен», как, например, можно получить сертификат ISO9000. Однако, стоит отметить, что существуют награды, которые можно получить за внедрение бережливого производства на предприятии, например существует премия Деминга, которую в Японии вручают за достижения в организации контроля качества.
Кайдзен прежде всего задает правила поведения и человеческих отношений на предприятии.
1. 5S для рабочих: как улучшить свое рабочее место [Текст] / Пер.с англ. Инги Попеско. - Москва: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. - 160 с.
2. Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник для вузов по направлению "Менеджмент" [Текст] / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2011 . - 253 с. -
3. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие [Текст] / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - Москва.: Омега-Л, 2006. - 415 с
4. Горин И.А. Внедрение эффективной производственной системы, основанной на
принципах кайдзен, на российских промышленных предприятиях [Электронный ресурс]/ И.А. Горин // Вестник мордовского университета - 2009. - №3. - с. 148-152. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/vnedrenie-effektivnoy-proizvodstvennoy-sistemyosnovannoy-na- printsipah-kaydzen-na-rossiyskih-promyshlennyh-predpriyatiyah
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2015 -11-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию. - Изд. официальное. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 28 с.
6. Гринин А.Ю. Управление заводом в стиле кайдзен: Как снизить затраты и повысить прибыль [Текст] / А.Ю. Гринин - Москва: Альпина Паблишер, 2012. -189 с.
7. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами [Текст] / Э. Деминг Пер. с англ. м 5-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2012. - 419 с.
8. Джеффри К. Лайкер. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира [Текст]/ К. Лайкер Джеффри - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.
9. Ингиу О. Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и будущее [Текст]/ О. Ингиу - Москва: Эксмо, 2007. - 387с.
10. Итикава А. ТРМ в простом и доступном изложении [Текст] / А. Итикава, И. Такаги, Ю. Такаэбэ Пер. с яп. А.Н. Стерляжникова; Под науч. ред. В.Е. Растимешина, Т.М. Куприяновой. - Москва: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 128 с.
11. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куин; пер. с англ. А. Токарев. - СПб: Питер, 2001. — 320 c.
12. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества [Текст]/ М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, Схиртладзе А.Г. 2- е изд., - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 578 с.
13. Кокорева О. О. Применение философии Кайдзен для современного управления компаниями [Электронный ресурс] / О. О. Кокорева, В. М. Сасиев // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 312-315.
14. Корнеева Е.Н. Оценка отношения персонала к инновациям как основа выработки мер по управлению изменениями на промышленных предприятиях [Электронный ресурс] / Е.Н. Корнеева // Российское предпринимательство. - 2008. - № 2-2. - с. 15-20. URL: https:// creativeconomy.ru/lib/2980
15. Крис К. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций [Текст]/ К. Крис, П. Джефф / Пер.с англ. Инги Попеско. - Москва: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. - 296 с...42