Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА КАТУНСКИЙ

Работа №190301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы56
Год сдачи2020
Стоимость4560 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Общие сведения о ГПБЗ «Катунский» 8
1.1 Физико-географическая характеристика местоположения заповедника 13
1.2 Флора и фауна 17
2 Эколого-просветительская деятельность государственного природного биосферного заповедника «Катунский» 20
2.1 Экологические исследования 21
2.2 Экологическое образование населения 24
2.3 Работа по созданию демонстрационных материалов для поддержки
интереса населения к ГПБЗ «Катунский» 39
3 Анкетирование посетителей - косвенный способ эколого-экономической оценки деятельности заповедника 40
3.1 Содержание анкет опроса 42
3.2 Анализ результатов опроса 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . . 53


Природные заповедники - это природоохранные, научно-исследовательские учреждения общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения в природном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны природных комплексов со всей совокупностью их компонентов, изучения природных процессов и явлений, которые происходят в них, разработки научных мер охраны окружающей природной среды, эффективного использования природных ресурсов и экологической безопасности [1].
Заповедники и национальные парки создаются с целью:
- охраны и сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса
- поддержания биологического разнообразия редких и исчезающих видов растений и животных
- проведения научно-исследовательских работ по изучению и наблюдению за жизнью растений и животных, находящихся в дикой среде
- для сохранения редких видов ландшафта [2].
Функции природных заповедников:
- сохранение природных комплексов и объектов на их территории;
- проведение научных исследований и наблюдений за состоянием окружающей природной среды;
- разработка на основе научных исследований природоохранных рекомендаций;
- распространение экологических знаний;
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области окружающей природной среды и заповедного дела [1].
Сотрудники Катунского заповедника активно занимаются эколого-просветительской деятельностью с целью обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедником своих природных функций, содействия решению региональных экологических проблем, участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения. Свою эколого-просветительскую деятельность заповедник осуществляет по следующим направлениям:
- целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения в каждом регионе;
- работа с посетителями;
- тесное сотрудничество со школами и учительским коллективом;
- органами государственной власти и местного самоуправления;
- средствами массовой информации;
- участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы;
- формирование в заповеднике необходимой организационной и материально - технической базы эколого-просветительской деятельности;
- постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской деятельности на современном уровне [3].
Стоит отметить ряд естественников-пропагандистов, которые выбрали такую научную направленность своих исследований, как эколого-просветительская деятельность. Публикации Архиповой И. В. и Чехлова Н. Г. посвящены истории возникновения и основным направлениям эколого-просветительской направленности заповедников в целом, и Катунского заповедника в частности. Байлагасов Л. В., Аргокова Ю. В. обеспечивают информационную доступность для широких масс населения о функциях заповедников республики Алтай и тематике проводимых ими экологических мероприятиях. Важность экологического просвещения на территории заповедников отмечена в публикациях Хотяновской Ю. В., на примере ГПБЗ "Катунский" и ГПЗ "Вишерский" [4].
Основная цель выпускной квалификационной работы - анализ эффективности эколго-просветительской деятельности в природном биосферном заповеднике Катунский.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- собрать и проанализировать информацию о деятельности заповедника, с использованием фондовых, архивных материалов учреждения и других доступных источников;
- составить анкету «Посетителя заповедника», провести опрос;
- проанализировать результаты анкетирования и сделать выводы об эффективности эколого-просветительской деятельности в заповеднике;
- предложить рекомендации по улучшению эколого-просветительской деятельности.
При выполнении работы использовали визуальные, описательные, аналитические, эколого-географические методы и подходы, и программные средства обработки данных как Microsoft Excel, MapInfo.
Рисунки, таблицы, фотографии и другие иллюстрационные материалы, на которые в тексте выпускной квалификационной работе не сделаны ссылки являются авторскими.
Объект исследования - природный биосферный заповедник Катунский находится на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай. Он расположен в самой высокогорной части Алтая - на Катунском хребте. Площадь заповедника 151 тыс. га. К территории заповедника прилегает Гора Белуха (4 506 м) - самая высокая точка Сибири, объект Всемирного
природного наследия ЮНЕСКО. Заповедник расположен на высотах от 1300 до 3280 м.
Катунский заповедник включен во Всемирную сеть биосферных резерватов Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» - 2000 год. Цели этой деятельности, согласно уставу, заключаются в получении достоверной информации, повышении качества прогнозов о состоянии окружающей среды, а также в сборе и обобщении данных [5].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам выполненных исследований сделаны следующие выводы:
1. Сотрудники заповедника Катунский относятся ответственно и творчески к одному из направлений своей деятельности - как экологическое просвещение населения, вызывая интерес к организуемым мероприятиям у людей любого возраста.
Начиная с 1999 года и по сей день, ими проводятся спортивно-образовательные мероприятия, направленные в основном на участие в них детей дошкольного, школьного возраста и молодёжи - это «Зарница», «Заповедный забег», «Земля - наш общий дом», «Заповедный диктант» и многие другие. С целью повышения экологической культуры, сбережения этнических традиций, расширения кругозора местного населения и посетителей заповедника организуются летние экосмены, экофестивали («Земля снежного барса», «Заповедная Родина»), концерты и другие встречи, на которых рассказывают о деятельности заповедника, о природных ценностях охраняемой территории, что в итоге влияет на уровень экологического сознания и мировоззрения.
Важно отметить, что сотрудники заповедника оказывают помощь в приобретении профессиональных навыков студентам, обучающимся по направлениям соответствующих профильной деятельности заповедника.
Эффективность работы сотрудников заповедника по экологическому просвещению населения подтверждается ростом численности участников организуемых экологических мероприятий в среднем ежегодно на 13 %.
2. Для косвенной социально-экономической оценки эффективности деятельности заповедника прибегли к методу анкетирования посетителей.
В социально-экономическом исследовании участвовало 20 человек. В результате выявили, что 43 % посетителей составляют мужчины, 57 % - женщины. Средний возраст составил 38 лет, 75 % респондентов готовы затратить на отдых в заповеднике, в среднем более 40 тыс. руб., что сопоставимо со стоимостью отдыха за рубежом.
В качестве рекомендации стоит отметить необходимость более тесного сотрудничества заповедника Катунский с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, неправительственными организациями и средствами массовой информации для более широкого охвата населения с целью пропаганды экологического образа жизни, привития экологического мировоззрения.



1. Природные заповедники [Электронный ресурс] // Студопедия. [Б.
М.], [Б. И.]. 2014. URL: https://studopedia.ru/3_103412_prirodnie-
zapovedniki.html. (Дата обращения: 19.04.2020).
2. С какой целью создаются заповедники, национальные парки [Электронный ресурс] // Знания. [Б. М.], [Б. И.]. 2013. URL: https://znanija.Com/task/3864063#readmore. (Дата обращения: 19.04.2020).
3. Эколого-просветительская деятельность [Электронный ресурс] // Южно-Уральский государственный природный заповедник. [Б. И.], [Б. Г]. URL: http://www. south-ural-reserve.ru/information-about-the-organization/2010- 02-11-16-39-12. (Дата обращения: 19.04.2020).
4. Эколого-просветительская деятельность Катунского заповедника [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. [Б. И.], [Б. Г]. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp. (Дата обращения: 19.04.2020).
5. Катунский биосферный заповедник [Электронный ресурс] // Государственный природный биосферный заповедник «Катунский». Усть- Кокса. 2020. URL: http://katunskiy.ru. (Дата обращения: 18.04.2020).
6. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
[Электронный ресурс] // Гарант. [Б. М.], [Б. И.], [Б. Г]. URL:
https://base.garant.ru/10107990/. (Дата обращения: 19.04.2020).
7. Катунский заповедник [Электронный ресурс] // Википедия. Новосибирск. 2020. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Катунский_заповедник. (Дата обращения: 18.04.2020).
8. Государственный природный биосферный заповедник
«Катунский» (ГПБЗ «Катунский») [Электронный ресурс] // Отдых на Алтае. [Б. М.], [Б. И.], [Б. Г]. URL: http://gotoaltay.ru/altay/prirodnye-
dostoprimechatelnosti/zapovedniki/gosudarstvenny-prirodny-biosfernyj- zapovednik. (Дата обращения: 19.04.2020).
9. Катунский заповедник - флора и фауна [Электронный ресурс] //
ГдеАлтай. [Б. М.], [Б. И.]. 2020. URL:
https://gdealtai.ru/dostoprimechatelnosti/katunskij-biosfernyj-zapovednik/. (Дата обращения: 19.04.2020).
10. Просвещать [Электронный ресурс] // Г осударственный природный
биосферный заповедник «Катунский». Усть-Кокса. 2019. URL: http://katunskiy.ru/com_content-article-2/com_content-article-31. (Дата
обращения: 21.04.2020).
11. Исследование экологическое [Электронный ресурс] // Академик. [Б. М.], [Б. И.], [Б. Г]. URL: https://ecolog.academic.ru/4120/ИССЛЕДОВАНИЕ. (Дата обращения: 19.04.2020).
12. Необходимость экологических исследований [Электронный
ресурс] // CoderLessons. [Б. М.], [Б. И.]. 2018. URL:
https://coderlessons.com/tutorials/akademicheskii/izuchit-ekologicheskie- issledovaniia/ekologicheskie-issledovaniia-kratkoe-rukovodstvo. (Дата
обращения: 19.04.2020).
13. Методы экологических исследований [Электронный ресурс] // Студопедия. [Б. М.], [Б. И.]. 2018. URL: https://studopedia.ru/19_347027_metodi- ekologicheskih-issledovaniy.html. (Дата обращения: 19.04.2020).
14. Методы изучения зоопланктона [Электронный ресурс] //
Студенческая библиотека онлайн. [Б. М.], [Б. И.], [Б. Г]. URL:
https://studbooks.net/1378114/agropromyshlennost/metody_izucheniya_zooplankt ona. (Дата обращения: 18.08.2020).
15. Рекреационный мониторинг [Электронный ресурс] // Государственный природный биосферный заповедник «Катунский». Усть- Кокса. 2020. URL: http://katunskiy.ru/com_content-article-2/com_content-article- 3/com_content-article-15/com_content-article-17. (Дата обращения: 18.04.2020)...20



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ