ВЛИЯНИЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА НА ФОРМУЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ЕС В 1973-2020 ГГ.
|
Перечень условных обозначений и сокращений 3
Введение 5
1 Политика развития Европейского Союза 12
1.1. Предыстория политики развития ЕЭС в 1957-1973 гг 12
1.2. Политика развития объединенной Европы в 1973-1990 гг 17
1.3. Новый вектор политики развития в 2000-е гг 23
2 Политика развития Соединенного Королевства 37
2.1. Предыстория политики развития Соединенного Королевства до 1973 г 37
2.2. Политика развития Соединенного Королевства, осуществлявшаяся на двусторонней основе в 1973-2020 гг 45
3 Роль Соединенного королевства в политике развития ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг 52
3.1. Роль Великобритании в политике развития ЕС до начала Брексита 52
3.2. Влияние Брексита на вовлеченность Великобритании в политику развития ЕС ... 59
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
Введение 5
1 Политика развития Европейского Союза 12
1.1. Предыстория политики развития ЕЭС в 1957-1973 гг 12
1.2. Политика развития объединенной Европы в 1973-1990 гг 17
1.3. Новый вектор политики развития в 2000-е гг 23
2 Политика развития Соединенного Королевства 37
2.1. Предыстория политики развития Соединенного Королевства до 1973 г 37
2.2. Политика развития Соединенного Королевства, осуществлявшаяся на двусторонней основе в 1973-2020 гг 45
3 Роль Соединенного королевства в политике развития ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг 52
3.1. Роль Великобритании в политике развития ЕС до начала Брексита 52
3.2. Влияние Брексита на вовлеченность Великобритании в политику развития ЕС ... 59
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
Политика развития получила распространение на европейском континенте еще в первой половине XX века, когда представляла собой сферу независимой внешней деятельности имперских держав по отношению к развивающимся государствам. Окончание Второй мировой войны повлекло за собой пересмотр принципов взаимодействия стран Европы, прежде всего, Великобритании и Франции как крупнейших колониальных держав, с зависимыми территориями. Хотя предпосылки политики развития сформировались еще в период существования колониальных империй, значительный подъем национально-освободительных движений и мировые войны способствовали постепенному отказу метрополий от принципов колониализма и переходу к содействию самостоятельному развитию стран третьего мира.
Политика содействия развитию официально становится сферой деятельности европейским государств после образования интеграционного объединения в Западной Европе - Европейского экономического сообщества, в договоре о создании которого впервые освещались вопросы оказания помощи развивающимся странам, имевшим исключительно тесные исторические связи с бывшими метрополиями. Образовываются первые институты, формируются принципы политики развития и сферы ее осуществления.
В последующие десятилетия меняющаяся международная обстановка, появление новых акторов международных отношений, новых государств - членов в Европейском союзе, начало процессов глобализации, повлекших за собой формирование не только новых глобальных проблем, но и международных угроз, вовлечение все большего количества развивающихся государств в процессы, происходящие на международной арене, а также экономические, политические, культурные и технологические изменения в целом оказывали влияние на реформирование и совершенствование политики развития на европейском континенте на каждом этапе ее существования.
Европейские государства оказывали помощь развивающимся странам не только для обеспечения их экономического развития и возможности выхода на международную арену, как это было заложено в самом начале ее формирования. Новые реалии современности способствовали появлению новых сфер и принципов взаимодействия. Но при этом, если ряд государств - членов ЕС, например, в Восточной Европе, ранее не имели опыта в оказании помощи развитию и на протяжении длительного времени являлись ее реципиентами, то державы Западной Европы имели большой исторический опыт в политике развития. Это отразилось и на их влиянии на политику содействия развитию, осуществляемую Европейским союзом.
Так больше всего среди них выделяется Соединенное Королевство, опыт и возможности которого в осуществлении политики развития значительно возвышали его над прочими государствами - членами Европейского Сообщества. В прошлом являясь крупнейшей колониально державой, именно Великобритания одной из первых начала осуществление политики помощи развивающимся странам. И хотя она оставалась за пределами Европейского союза вплоть до 1973 года, осуществляя самостоятельную политику, даже после присоединения к нему ее влияние находило отражение в политике содействия развитию ЕС вплоть до момента прекращения ее членства в Сообществе.
Актуальность. На сегодняшний день Европейский союз продолжает оставаться ведущим лидером в оказании помощи в рамках политики содействия развитию на мировой арене, охватывая все регионы мира, государства которых нуждаются в наставничестве со стороны развитых государств, обладающих опытом и влиянием в мире. Так как большинство стран - членов ЕС нацелены на разрешение глобальных вопросов современности и готовы предпринимать совместные усилия для создания лучшего миропорядка, они способны внести вклад в развитие третьих стран.
В то же время, прецедент в истории Сообщества имевший место в 2016 году и завершившийся процессом, получившим название Брексит, заставляет исследователей со всего мира задаться вопросом о действительной роли Великобритании как одного из крупнейших доноров помощи в политике развития Европейского союза и какие последствия для его взаимоотношений с развивающимися странами понесет прекращение членства Соединенного Королевства в этой сфере его внешней деятельности. Для лучшего понимания этих процессов необходимо определить в какой мере Великобритания была заинтересована и вовлечена в эти процессы в течение своего почти полувекового членства в Европейском союзе.
Степень разработанности проблемы. Политика развития Европейского союза и Великобритании исследуется многими отечественными аналитиками, историками, политологами, среди которых можно выделить Годованюк К.А, Зинченко А.Н., Хахалкину Е.В., Степанову Н. А., Самойлова Н. Ю., Лене С. Среди зарубежных исследователей: Henokl T., Dearden S. и Carbone M. Также отдельные вопросы внешней политики ЕС в отношении развивающихся государств, аспекты членства Соединенного Королевства в Евросоюзе и европейского вектора британской внешней политики можно найти в работах Лазаревой Е.В, Берстеневой, А., Юна, С.М., Остапенко Г. С., Фурсова К. А. Также ежегодно выпускаются аналитические доклады, статистические данные и актуальная информация по вопросам политики содействия развитию Европейского союза, отдельных стран - членов: data.oecd.org; euaidexplorer.ec.europa.eu; gov.uk/government/statistics/и др. Значительную помощь в написании работы оказали публикации архивных документов, соглашений и учредительных актов Европейской комиссии, Содружества и Британского правительств: Существуют также официальные сайты Европейского союза, Европейской комиссии, Правительства Великобритании и Содружества, а также Европейского центра управления политикой развития и Организации экономического сотрудничества и развития, публикующие актуальную информацию и результаты деятельности организаций и отдельных государств.
Цель исследования:
- определить роль и степень влияния Соединенного Королевства на формулирование и осуществление политики содействия развитию Европейского Союза с момента его присоединения.
Задачи:
- выявить особенности формирования и реализации политики содействия развитию ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг.;
- выявить степень вовлеченности Соединенного Королевства в процесс формирования политики развития ЕЭС/ ЕС до Брексита;
- определить особенности влияния Соединенного Королевства на формирование и реализацию политики содействия развитию ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг.
- оценить результаты и достижения политики содействия развитию до выхода Великобритании из ЕС.
Объект исследования: политика содействия развитию ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг.
Предмет исследования: роль Соединенного Королевства в политике развития Европейского Союза в 1973-2020 г.
Методы исследования: для выявления особенностей политики развития Соединенного Королевства и ЕС будут использоваться общенаучные методы исследования: анализ документов и научных публикаций, а также синтез. Также в работе будут использоваться историко-генетический и историко-описательный подходы для рассмотрения и описания происхождения и реализации политики содействия развитию Европейского Союза и Соединенного Королевства. Кроме того, в работе будет применяться системный подход, подразумевающий оценку контекста, формирования и реализации политики развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1973 года, первого расширения ЕЭС и присоединения к нему Соединенного Королевства, до 2020 года - завершения переходного периода в процессе прекращения членства Великобритании в ЕС.
Источники, использованные в ходе написания работы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся официальные документы, например: учредительные акты (Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года на сайте архивов законодательства Европейского союза, который официально закрепил политику развития ЕС ; Маастрихтский договор 1992 года, учредивший Европейский союз и Общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС, заменивший Римские соглашения ), официальные тексты соглашений и международных договоров (например, Договор Котону 2000 года, закрепивший принципы взаимодействия ЕС со странами АТР после прекращения действия Ломейских конвенций ; Европейский консенсус по вопросам развития 2005 года, установивший согласованность политики развития ЕС Целям развития тысячелетия ООН ), размещенные на официальных сайтах организаций и архивах Европейской комиссии и Содружества.
Ко второй группе можно отнести речи официальных лиц (например, Речь Терезы Мэй на пресс-конференции Содружества в 2018 году, которая определила намерения Великобритании укреплять связи со странами Объединения с целью сотрудничества и содействия развитию ; Выступление комиссара Урпилайнен на пленарном заседании Европейского парламента по Инструменту соседства, развития и международного сотрудничества, в котором озвучено решение создать новый механизм осуществления политики развития ЕС в ближайшем будущем ).
Фактически, все использованные источники имеют важное значение в наиболее глубоком понимании и раскрытии исследуемой проблемы. Они помогли провести анализ и определить основные механизмы, инструменты и принципы, которыми руководствовались политические круги Великобритании и стран Европейского союза в проведении политики содействия развитию.
Также важное значение для исследования имела литература.
До начала процесса Брексита в трудах отечественных и зарубежных исследователей проблема влияния Великобритании на политику развития Европейского союза освещалась редко. Начиная с 2016 года, было проведено большое количество исследований и выпущено значительное число публикаций, в фокусе которых находилось положение Соединенного Королевства в европейской интеграционной группировке в исторической ретроспективе и его главные достижения формирования и реализация содействия развитию.
Среди российских исследователей ЕС следует выделить работу Лазаревой Е.В. и Берстеневой А.А. «Великобритания в ЕС: вступление, отступление, Брексит» , в которой они рассматривают основные этапы развития политики Великобритании в отношении европейской интеграции, причины ее присоединения и степень вовлеченности в дела Союза, ее роли в основных направлениях политики. Они также затрагивают проблему Брексита и дают свою оценку относительно его закономерности и неизбежности.
Особое место в изучении политики развития европейских стран и, прежде всего, Великобритании занимают работы научного сотрудника Центра британских исследований РАН Годованюк К.А. В своей публикации «Гуманитарная политика Великобритании в конфликтных зонах и постконфликтных регионах» она сделала акцент на исторический аспект вопроса развития в политике Великобритании, а кроме того подробно рассмотрела гуманитарный аспект содействия развитию в виду оказания помощи странам и регионам в зоне конфликтов и роли медиатора, которую часто занимает Соединенное Королевство. Эта информация дала представление и о роли политики Великобритании в деятельности ЕС.
Стоит также отметить статью Хахалкиной Е.В. «Деколонизация в контексте политики развития ЕС и миграционного законодательства Великобритании» , в которой она рассматривает вопросы изменения подхода к миграции во внешней политике Великобритании в середине XX века, а также связывает введение миграционного законодательства и контроля за миграцией с политикой развития, представляя миграционные проекты как одно из направлений помощи развивающимся странам. Интересно, что в последующем именно Соединенное Королевство выдвинет предложение о влечении вопроса миграции в повестку дня ЕС по политике развития.
Важной для исследования стала книга «Национальные стратегии содействия международному развитию» под редакцией. М. В. Ларионова на базе Высшей школы
экономики. Авторы книги представляют подробное хронологическое развитие и формирование политики развития стран ЕС и Великобритании вне рамок Сообщества. Они приводят весомые факты и статистические данные, помогающие оценить роль политики содействия развитию в национальной политике государства и во внешних отношениях с другими купными державами и развивающимися странами.
Наиболее полные исследования политики развития и Брексита были проведены представителями Европейского центра управления политикой развития. В своих работах «The UK proposes a ‘win-win opt-in’ on international cooperation» , «Brexit day is here - What’s next for EU-UK development cooperation?» , «The Brexit negotiations: Who thinks what» Шерифф А. (Sherriff A.), Де Гру Е. (De Groo E.) и другие исследователи дают оценку последствий Брексита для ЕС и Великобритании, проводят подробный анализ, рассматривая ключевые моменты их взаимодействия на протяжении последних десятилетий, а также уделяя особое внимание непосредственно деятельности Соединенного Королевства в рамках Евросоюза.
Также подробный анализ отношений Великобритании и ЕС провел исследователь европейского Центра Карнеги Стефан Лен в работе «Соперники или партнеры? Внешнеполитические отношения ЕС и Великобритании после Брексита» . Автор придерживается позиции, что роль Соединенного Королевства в политике ЕС в действительности не была столь велика. Он приводит достоверные аргументы в поддержку слабости Евросоюза как организации и ставит под сомнение мнение ряда исследователей о больших потерях ЕС после ухода Великобритании.
В работе Пакмента Ф. «How Development Assistance from France and the United Kingdom Has Evolved: Fifty Years on from Decolonization» отражена наиболее полная история формирования политики развития Великобритании со времен колониальной империи, когда появлялись только зачатки будущих изменений и отказа от принципа колониализма, и до наших дней. Автор также проводит сравнительный анализ политики развития Франции, зарождавшейся параллельно британской, а кроме того, делает акцент на членстве государств в Евросоюзе и делает краткое заключение его влиянии на национальные принципы и приоритеты помощи развитию.
Среди зарубежных исследователей политики развития и последствий Брексита также стоит отметить: Lightfoot S., Mawdsley E., Whitman R.G., Steingass S. и Henokl T.
Политика содействия развитию официально становится сферой деятельности европейским государств после образования интеграционного объединения в Западной Европе - Европейского экономического сообщества, в договоре о создании которого впервые освещались вопросы оказания помощи развивающимся странам, имевшим исключительно тесные исторические связи с бывшими метрополиями. Образовываются первые институты, формируются принципы политики развития и сферы ее осуществления.
В последующие десятилетия меняющаяся международная обстановка, появление новых акторов международных отношений, новых государств - членов в Европейском союзе, начало процессов глобализации, повлекших за собой формирование не только новых глобальных проблем, но и международных угроз, вовлечение все большего количества развивающихся государств в процессы, происходящие на международной арене, а также экономические, политические, культурные и технологические изменения в целом оказывали влияние на реформирование и совершенствование политики развития на европейском континенте на каждом этапе ее существования.
Европейские государства оказывали помощь развивающимся странам не только для обеспечения их экономического развития и возможности выхода на международную арену, как это было заложено в самом начале ее формирования. Новые реалии современности способствовали появлению новых сфер и принципов взаимодействия. Но при этом, если ряд государств - членов ЕС, например, в Восточной Европе, ранее не имели опыта в оказании помощи развитию и на протяжении длительного времени являлись ее реципиентами, то державы Западной Европы имели большой исторический опыт в политике развития. Это отразилось и на их влиянии на политику содействия развитию, осуществляемую Европейским союзом.
Так больше всего среди них выделяется Соединенное Королевство, опыт и возможности которого в осуществлении политики развития значительно возвышали его над прочими государствами - членами Европейского Сообщества. В прошлом являясь крупнейшей колониально державой, именно Великобритания одной из первых начала осуществление политики помощи развивающимся странам. И хотя она оставалась за пределами Европейского союза вплоть до 1973 года, осуществляя самостоятельную политику, даже после присоединения к нему ее влияние находило отражение в политике содействия развитию ЕС вплоть до момента прекращения ее членства в Сообществе.
Актуальность. На сегодняшний день Европейский союз продолжает оставаться ведущим лидером в оказании помощи в рамках политики содействия развитию на мировой арене, охватывая все регионы мира, государства которых нуждаются в наставничестве со стороны развитых государств, обладающих опытом и влиянием в мире. Так как большинство стран - членов ЕС нацелены на разрешение глобальных вопросов современности и готовы предпринимать совместные усилия для создания лучшего миропорядка, они способны внести вклад в развитие третьих стран.
В то же время, прецедент в истории Сообщества имевший место в 2016 году и завершившийся процессом, получившим название Брексит, заставляет исследователей со всего мира задаться вопросом о действительной роли Великобритании как одного из крупнейших доноров помощи в политике развития Европейского союза и какие последствия для его взаимоотношений с развивающимися странами понесет прекращение членства Соединенного Королевства в этой сфере его внешней деятельности. Для лучшего понимания этих процессов необходимо определить в какой мере Великобритания была заинтересована и вовлечена в эти процессы в течение своего почти полувекового членства в Европейском союзе.
Степень разработанности проблемы. Политика развития Европейского союза и Великобритании исследуется многими отечественными аналитиками, историками, политологами, среди которых можно выделить Годованюк К.А, Зинченко А.Н., Хахалкину Е.В., Степанову Н. А., Самойлова Н. Ю., Лене С. Среди зарубежных исследователей: Henokl T., Dearden S. и Carbone M. Также отдельные вопросы внешней политики ЕС в отношении развивающихся государств, аспекты членства Соединенного Королевства в Евросоюзе и европейского вектора британской внешней политики можно найти в работах Лазаревой Е.В, Берстеневой, А., Юна, С.М., Остапенко Г. С., Фурсова К. А. Также ежегодно выпускаются аналитические доклады, статистические данные и актуальная информация по вопросам политики содействия развитию Европейского союза, отдельных стран - членов: data.oecd.org; euaidexplorer.ec.europa.eu; gov.uk/government/statistics/и др. Значительную помощь в написании работы оказали публикации архивных документов, соглашений и учредительных актов Европейской комиссии, Содружества и Британского правительств: Существуют также официальные сайты Европейского союза, Европейской комиссии, Правительства Великобритании и Содружества, а также Европейского центра управления политикой развития и Организации экономического сотрудничества и развития, публикующие актуальную информацию и результаты деятельности организаций и отдельных государств.
Цель исследования:
- определить роль и степень влияния Соединенного Королевства на формулирование и осуществление политики содействия развитию Европейского Союза с момента его присоединения.
Задачи:
- выявить особенности формирования и реализации политики содействия развитию ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг.;
- выявить степень вовлеченности Соединенного Королевства в процесс формирования политики развития ЕЭС/ ЕС до Брексита;
- определить особенности влияния Соединенного Королевства на формирование и реализацию политики содействия развитию ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг.
- оценить результаты и достижения политики содействия развитию до выхода Великобритании из ЕС.
Объект исследования: политика содействия развитию ЕЭС/ЕС в 1973-2020 гг.
Предмет исследования: роль Соединенного Королевства в политике развития Европейского Союза в 1973-2020 г.
Методы исследования: для выявления особенностей политики развития Соединенного Королевства и ЕС будут использоваться общенаучные методы исследования: анализ документов и научных публикаций, а также синтез. Также в работе будут использоваться историко-генетический и историко-описательный подходы для рассмотрения и описания происхождения и реализации политики содействия развитию Европейского Союза и Соединенного Королевства. Кроме того, в работе будет применяться системный подход, подразумевающий оценку контекста, формирования и реализации политики развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1973 года, первого расширения ЕЭС и присоединения к нему Соединенного Королевства, до 2020 года - завершения переходного периода в процессе прекращения членства Великобритании в ЕС.
Источники, использованные в ходе написания работы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся официальные документы, например: учредительные акты (Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года на сайте архивов законодательства Европейского союза, который официально закрепил политику развития ЕС ; Маастрихтский договор 1992 года, учредивший Европейский союз и Общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС, заменивший Римские соглашения ), официальные тексты соглашений и международных договоров (например, Договор Котону 2000 года, закрепивший принципы взаимодействия ЕС со странами АТР после прекращения действия Ломейских конвенций ; Европейский консенсус по вопросам развития 2005 года, установивший согласованность политики развития ЕС Целям развития тысячелетия ООН ), размещенные на официальных сайтах организаций и архивах Европейской комиссии и Содружества.
Ко второй группе можно отнести речи официальных лиц (например, Речь Терезы Мэй на пресс-конференции Содружества в 2018 году, которая определила намерения Великобритании укреплять связи со странами Объединения с целью сотрудничества и содействия развитию ; Выступление комиссара Урпилайнен на пленарном заседании Европейского парламента по Инструменту соседства, развития и международного сотрудничества, в котором озвучено решение создать новый механизм осуществления политики развития ЕС в ближайшем будущем ).
Фактически, все использованные источники имеют важное значение в наиболее глубоком понимании и раскрытии исследуемой проблемы. Они помогли провести анализ и определить основные механизмы, инструменты и принципы, которыми руководствовались политические круги Великобритании и стран Европейского союза в проведении политики содействия развитию.
Также важное значение для исследования имела литература.
До начала процесса Брексита в трудах отечественных и зарубежных исследователей проблема влияния Великобритании на политику развития Европейского союза освещалась редко. Начиная с 2016 года, было проведено большое количество исследований и выпущено значительное число публикаций, в фокусе которых находилось положение Соединенного Королевства в европейской интеграционной группировке в исторической ретроспективе и его главные достижения формирования и реализация содействия развитию.
Среди российских исследователей ЕС следует выделить работу Лазаревой Е.В. и Берстеневой А.А. «Великобритания в ЕС: вступление, отступление, Брексит» , в которой они рассматривают основные этапы развития политики Великобритании в отношении европейской интеграции, причины ее присоединения и степень вовлеченности в дела Союза, ее роли в основных направлениях политики. Они также затрагивают проблему Брексита и дают свою оценку относительно его закономерности и неизбежности.
Особое место в изучении политики развития европейских стран и, прежде всего, Великобритании занимают работы научного сотрудника Центра британских исследований РАН Годованюк К.А. В своей публикации «Гуманитарная политика Великобритании в конфликтных зонах и постконфликтных регионах» она сделала акцент на исторический аспект вопроса развития в политике Великобритании, а кроме того подробно рассмотрела гуманитарный аспект содействия развитию в виду оказания помощи странам и регионам в зоне конфликтов и роли медиатора, которую часто занимает Соединенное Королевство. Эта информация дала представление и о роли политики Великобритании в деятельности ЕС.
Стоит также отметить статью Хахалкиной Е.В. «Деколонизация в контексте политики развития ЕС и миграционного законодательства Великобритании» , в которой она рассматривает вопросы изменения подхода к миграции во внешней политике Великобритании в середине XX века, а также связывает введение миграционного законодательства и контроля за миграцией с политикой развития, представляя миграционные проекты как одно из направлений помощи развивающимся странам. Интересно, что в последующем именно Соединенное Королевство выдвинет предложение о влечении вопроса миграции в повестку дня ЕС по политике развития.
Важной для исследования стала книга «Национальные стратегии содействия международному развитию» под редакцией. М. В. Ларионова на базе Высшей школы
экономики. Авторы книги представляют подробное хронологическое развитие и формирование политики развития стран ЕС и Великобритании вне рамок Сообщества. Они приводят весомые факты и статистические данные, помогающие оценить роль политики содействия развитию в национальной политике государства и во внешних отношениях с другими купными державами и развивающимися странами.
Наиболее полные исследования политики развития и Брексита были проведены представителями Европейского центра управления политикой развития. В своих работах «The UK proposes a ‘win-win opt-in’ on international cooperation» , «Brexit day is here - What’s next for EU-UK development cooperation?» , «The Brexit negotiations: Who thinks what» Шерифф А. (Sherriff A.), Де Гру Е. (De Groo E.) и другие исследователи дают оценку последствий Брексита для ЕС и Великобритании, проводят подробный анализ, рассматривая ключевые моменты их взаимодействия на протяжении последних десятилетий, а также уделяя особое внимание непосредственно деятельности Соединенного Королевства в рамках Евросоюза.
Также подробный анализ отношений Великобритании и ЕС провел исследователь европейского Центра Карнеги Стефан Лен в работе «Соперники или партнеры? Внешнеполитические отношения ЕС и Великобритании после Брексита» . Автор придерживается позиции, что роль Соединенного Королевства в политике ЕС в действительности не была столь велика. Он приводит достоверные аргументы в поддержку слабости Евросоюза как организации и ставит под сомнение мнение ряда исследователей о больших потерях ЕС после ухода Великобритании.
В работе Пакмента Ф. «How Development Assistance from France and the United Kingdom Has Evolved: Fifty Years on from Decolonization» отражена наиболее полная история формирования политики развития Великобритании со времен колониальной империи, когда появлялись только зачатки будущих изменений и отказа от принципа колониализма, и до наших дней. Автор также проводит сравнительный анализ политики развития Франции, зарождавшейся параллельно британской, а кроме того, делает акцент на членстве государств в Евросоюзе и делает краткое заключение его влиянии на национальные принципы и приоритеты помощи развитию.
Среди зарубежных исследователей политики развития и последствий Брексита также стоит отметить: Lightfoot S., Mawdsley E., Whitman R.G., Steingass S. и Henokl T.
В последние годы политика содействия развитию все чаще находит отражение в международной повестке большого количества развитых государств. Хотя лидерами помощи развивающимся странам по-прежнему остаются мировые державы в лице бывших метрополий, где ведущую позицию занимает Соединенное Королевство, на мировую арену выходят новые акторы, активно включившиеся в разработку основных принципов и инструментов развития во второй половине XX века. Особое место среди них занимает европейское интеграционное объединение - Европейский союз.
На протяжении всей истории Евросоюза политика развития оставалась важным вектором его взаимодействия с развивающимися странами. Еще в Римском договоре 1957 года впервые устанавливались отношения государств - основателей со странами и территориями, связанными с ними колониальным прошлым, сформировались первые институты (например, Генеральный директорат по внешним связям, Европейский фонд развития), были выработаны первые принципы взаимодействия на основе международных соглашений (Яундские конвенции 1964, 1969 гг. со странами ААГ и Мадагаскаром). При этом географически политика была ограничена границами бывших колониальных империй, политически - сохранялась приверженность бывших метрополий позиции наставника нежели партнера для третьих стран.
Процессы расширения ЕС, начавшиеся с присоединения Ирландии, Дании и Великобритании в 1973 году, сыграли большую роль в формировании и реализации политики развития Сообщества. Обретение членства новыми государствами Европы несло за собой расширение сферы влияния и интересов в рамках Евросоюза. Это требовало создания специальных условий для взаимодействия, учета особенностей не только развитых стран - членов, но и каждого из государств/групп государств в партнерских отношениях с Европой.
В 1975 - 1989 годах это обеспечивалось установлением системы партнерства со странами АТР на основе Ломейских соглашений, учитывающих специфику развития стран региона и расширявших сферы взаимодействия, включая продвижение демократии и прав человека, изменения климата и др. Кроме того, создавались специальные институты (например, Совета министров АКТ-ЕС, Совместной Ассамблеи АКТ-ЕС) и финансировались определенные секторы экономики. С расширением 1980-х годов в зону действия политики развития ЕС были включены страны Латинской Америки, а, следовательно, появилась необходимость реорганизации полномочий и средств, затрачиваемых на помощь третьим странам. Таким образом, согласно Маастрихтскому договору 1992 года политика развития становилась сферой деятельности внешней политики ЕС, а само соглашение обозначило обязательство координации политики и проведения взаимных консультаций с международными организациями для осуществления совместных действий.
В 2000-е годы произошла активизация политики развития ЕС. Было принято большое количество международных договоров и соглашений, ни раз менялось содержание Концепции развития ЕС в соответствии с непредсказуемостью и изменчивостью международной обстановки из-за обострения большого количества глобальных проблем (например, миграция, борьба с терроризмом, торговля оружием и др.) и усиления роли вопросов безопасности и поддержания мира. Для более успешной координации усилий проводятся институциональные изменения внутри Сообщества. Появляются новые органы, отвечающие за все направления политики развития (например, EuropeAid), новые инструменты финансирования (например, Инструмент соседства, развития и международного сотрудничества) и новые концепции. Среди них можно выделить:
- Котонское соглашение, ставшее приемником принципов Ломейских конвенций и основой взаимодействия ЕС и стран АКТ в первые два десятилетия XXI века. Страны отказывались от политики торговых преференций и создавали новый торговый режим на принципах взаимности, политическом диалоге и сотрудничестве в целях содействия развитию. Кроме того, включение неправительственных организаций в кооперацию между странами позволяло им более успешно включиться в мировую экономику;
- Европейские консенсусы по вопросам развития 2005 г, 2017 г. Консенсус 2005 года стал ответом вызовам безопасности XXI века (в то числе событиям 11 сентября в США) и предполагал новый, двусторонний, подход к политике через взаимосвязь между содействием развитию и обеспечением безопасности. Фактически, он определил принципы, цели и методы политики развития ЕС в новом столетии. Консенсус 2017 года отражает поддержку Евросоюзом Повестки дня по вопросам развития в период до 2030 года.
- Совместную стратегию Африка-ЕС 2007 года, которая отражала основные приоритеты стран по вопросам будущего взаимодействия и развития, среди которых: опросы поддержания мира, безопасности и управления, и другие.
На сегодняшний день Европейский союз и государства - члены остаются ведущими донорами средств в рамках политики содействия развитию. Несмотря на то, что фактически политика развития является одной из общих компетенций Сообщества и совместной внешней политики, каждая из стран - участником имеет возможность оказывать помощь из национального бюджета в рамках существующих институтов и концепций.
Великобритания, ставшая членом Европейского экономического сообщества в 1973 году, является одним из пионеров в области политики содействия развитию на европейском 69
континенте. Она является активным сторонником действий Европейского Союза, направленных на поддержание экономического развития развивающихся государств, программ и инициатив, целью которых является помощь третьим странам в разрешении проблем социальной сферы, окружающей среды, обеспечения мира и безопасности.
Несмотря на то, что с 1 января 2021 года Соединенное Королевство больше не является членов Европейского союза, за период полувекового членства в Сообществе она являлась активными участником и сторонником проведения успешной политики развития. Степени ее вовлеченности в вопросы взаимодействия Евросоюза с развивающимися странами и международными организациями, а также между государствами - членами по вопросам развития можно дать различную оценку в зависимости от рассматриваемых направлений политики.
С точки зрения финансирования программ политики развития, на протяжении последних десятилетий Великобритания занимала лидирующие позиции среди стран - участников по предоставлению средств для оказания помощи третьим странам через инструменты ЕС. Так, за период 2007-2021 годов она внесла в бюджет ЕС средства в размере 141, 778 млрд евро на помощь развитию, в 2013 году стала первым членом ЕС, достигшим вклада 0,7% ВНД в финансирование программ Европейского сообщества. Таким образом, после прекращения ее членства в Союзе, европейские государства понесут большие потери средств помощи развивающимся странам.
Относительно влияния Великобритании на процесс принятия решений или ее вовлеченности в процессы разработки новых концепций развития, ее роль была особенно заметна в период первого десятилетия XXI века - время ее председательства в Совете ЕС. Фактически, Соединенное Королевство было заинтересовано в продвижении своих национальных концепций развития на уровне Сообщества, среди которых особое место занял вопрос о гендерном неравенстве. Ее представители также принимали активное участие в процесс разработки новой Концепции развития, которая должна была отвечать принципам Целей развития тысячелетия Организации Объединённых Наций. В целом, именно дипломатическое влияние государства, его исторический опыт, в том числе в вопросах оказания помощи развивающимся странам, во многом помог сформировать оптимальное функционирование ЕС в современных реалиях.
Относительно вопросов Общей внешней политики и политики безопасности, становится ясно, что Великобритания, являясь членом ЕС и выступая за оказание гуманитарной помощи в зонах конфликтов, явна придерживалась давно известной позиции наблюдения издалека, предпочитая направлять средства и выступать в роли переговорщика. В дополнение, стоит отметить, что большая часть миротворческих действий, например, в странах Африки, осуществлялись Соединенным Королевством на двусторонней основе, при минимальной поддержке со стороны союзников по интеграции.
Определяя особенности влияния Великобритании на политику развития Европейского союза, стоит отметить особый характер взаимоотношений государства со странами - членами ЕС. Если, например, рассматривать воздействие международных организаций на действия Евросоюза в этой области, то, например, Организация Объединенных Наций как один из крупнейших мировых институтов, объединяющих почти все государства мира, может повлиять на решения ЕС исключительно извне. Европейские страны стараются отстаивать свою независимость и способность решать вопросы мирового значения внутри Европейского сообщества. То есть не могут принять общие принципы, но могут и адаптировать их под свои интересы.
В случае с Великобританией в период ее членства в ЕС, многие достижения в политике развития стали итогом стратегий и планов, инициированных Королевством. Так до окончания Брексита Европейский союз претерпел довольно много изменений в его внутреннем устройстве - создавались новые институты, инструменты развития, согласно Концепциям по вопросам развития были определены принципы политики развития, определяющие схемы действий Союза с целью решения глобальных проблем.
Так с 2017 года действует Концепция по вопросам развития, в которой заложена гарантия соответствия политики развития ЕС Повестки дня на период до 2030 года; с 2018 года решено создать новый механизм политики развития - Инструмент соседства, развития и международного сотрудничества, который объединил бы уже существующие инструменты помощи и достаточно количество других инициатив.
Таким образом, получается, что за полувековой период совместного сосуществования стран - членов ЕС и Великобритании в рамках Сообщества, последняя сумела преуспеть в ряде сфер политики содействия развитию, повлияв на процессы принятия решений, включения новых актуальных вопросов в повестку дня или же финансируя программы помощи развивающимся странам. С другой стороны, можно с уверенностью полагать, что остался ряд областей совместной политики сторон, от участия в которых Соединенное Королевство предпочло воздержаться ввиду противоречия его внутренним принципам или целям.
Несмотря на напряженные отношениям между Евросоюзом и Великобританией, участие последней в этом интеграционном объединении было оправданным. Результаты, к которым привела совместная политика сторон, в том числе в области содействия развитию развивающихся государств, превышают показатели любого другого донора помощи в мире. Как финансовый вклад, так и опыт, и способности Соединенного Королевства на 71
протяжении определенного промежутка истории ЕС несли в себе что-то новое. Идеи и принципы, которых придерживалась Великобритания в собственной политике были в какой-то мере перенесены и включены в деятельность Евросоюза, что еще раз подтверждает тот факт, что вовлеченность государства в деятельность ЕС несла в себе прогрессивные взгляды на благо Сообщества.
На протяжении всей истории Евросоюза политика развития оставалась важным вектором его взаимодействия с развивающимися странами. Еще в Римском договоре 1957 года впервые устанавливались отношения государств - основателей со странами и территориями, связанными с ними колониальным прошлым, сформировались первые институты (например, Генеральный директорат по внешним связям, Европейский фонд развития), были выработаны первые принципы взаимодействия на основе международных соглашений (Яундские конвенции 1964, 1969 гг. со странами ААГ и Мадагаскаром). При этом географически политика была ограничена границами бывших колониальных империй, политически - сохранялась приверженность бывших метрополий позиции наставника нежели партнера для третьих стран.
Процессы расширения ЕС, начавшиеся с присоединения Ирландии, Дании и Великобритании в 1973 году, сыграли большую роль в формировании и реализации политики развития Сообщества. Обретение членства новыми государствами Европы несло за собой расширение сферы влияния и интересов в рамках Евросоюза. Это требовало создания специальных условий для взаимодействия, учета особенностей не только развитых стран - членов, но и каждого из государств/групп государств в партнерских отношениях с Европой.
В 1975 - 1989 годах это обеспечивалось установлением системы партнерства со странами АТР на основе Ломейских соглашений, учитывающих специфику развития стран региона и расширявших сферы взаимодействия, включая продвижение демократии и прав человека, изменения климата и др. Кроме того, создавались специальные институты (например, Совета министров АКТ-ЕС, Совместной Ассамблеи АКТ-ЕС) и финансировались определенные секторы экономики. С расширением 1980-х годов в зону действия политики развития ЕС были включены страны Латинской Америки, а, следовательно, появилась необходимость реорганизации полномочий и средств, затрачиваемых на помощь третьим странам. Таким образом, согласно Маастрихтскому договору 1992 года политика развития становилась сферой деятельности внешней политики ЕС, а само соглашение обозначило обязательство координации политики и проведения взаимных консультаций с международными организациями для осуществления совместных действий.
В 2000-е годы произошла активизация политики развития ЕС. Было принято большое количество международных договоров и соглашений, ни раз менялось содержание Концепции развития ЕС в соответствии с непредсказуемостью и изменчивостью международной обстановки из-за обострения большого количества глобальных проблем (например, миграция, борьба с терроризмом, торговля оружием и др.) и усиления роли вопросов безопасности и поддержания мира. Для более успешной координации усилий проводятся институциональные изменения внутри Сообщества. Появляются новые органы, отвечающие за все направления политики развития (например, EuropeAid), новые инструменты финансирования (например, Инструмент соседства, развития и международного сотрудничества) и новые концепции. Среди них можно выделить:
- Котонское соглашение, ставшее приемником принципов Ломейских конвенций и основой взаимодействия ЕС и стран АКТ в первые два десятилетия XXI века. Страны отказывались от политики торговых преференций и создавали новый торговый режим на принципах взаимности, политическом диалоге и сотрудничестве в целях содействия развитию. Кроме того, включение неправительственных организаций в кооперацию между странами позволяло им более успешно включиться в мировую экономику;
- Европейские консенсусы по вопросам развития 2005 г, 2017 г. Консенсус 2005 года стал ответом вызовам безопасности XXI века (в то числе событиям 11 сентября в США) и предполагал новый, двусторонний, подход к политике через взаимосвязь между содействием развитию и обеспечением безопасности. Фактически, он определил принципы, цели и методы политики развития ЕС в новом столетии. Консенсус 2017 года отражает поддержку Евросоюзом Повестки дня по вопросам развития в период до 2030 года.
- Совместную стратегию Африка-ЕС 2007 года, которая отражала основные приоритеты стран по вопросам будущего взаимодействия и развития, среди которых: опросы поддержания мира, безопасности и управления, и другие.
На сегодняшний день Европейский союз и государства - члены остаются ведущими донорами средств в рамках политики содействия развитию. Несмотря на то, что фактически политика развития является одной из общих компетенций Сообщества и совместной внешней политики, каждая из стран - участником имеет возможность оказывать помощь из национального бюджета в рамках существующих институтов и концепций.
Великобритания, ставшая членом Европейского экономического сообщества в 1973 году, является одним из пионеров в области политики содействия развитию на европейском 69
континенте. Она является активным сторонником действий Европейского Союза, направленных на поддержание экономического развития развивающихся государств, программ и инициатив, целью которых является помощь третьим странам в разрешении проблем социальной сферы, окружающей среды, обеспечения мира и безопасности.
Несмотря на то, что с 1 января 2021 года Соединенное Королевство больше не является членов Европейского союза, за период полувекового членства в Сообществе она являлась активными участником и сторонником проведения успешной политики развития. Степени ее вовлеченности в вопросы взаимодействия Евросоюза с развивающимися странами и международными организациями, а также между государствами - членами по вопросам развития можно дать различную оценку в зависимости от рассматриваемых направлений политики.
С точки зрения финансирования программ политики развития, на протяжении последних десятилетий Великобритания занимала лидирующие позиции среди стран - участников по предоставлению средств для оказания помощи третьим странам через инструменты ЕС. Так, за период 2007-2021 годов она внесла в бюджет ЕС средства в размере 141, 778 млрд евро на помощь развитию, в 2013 году стала первым членом ЕС, достигшим вклада 0,7% ВНД в финансирование программ Европейского сообщества. Таким образом, после прекращения ее членства в Союзе, европейские государства понесут большие потери средств помощи развивающимся странам.
Относительно влияния Великобритании на процесс принятия решений или ее вовлеченности в процессы разработки новых концепций развития, ее роль была особенно заметна в период первого десятилетия XXI века - время ее председательства в Совете ЕС. Фактически, Соединенное Королевство было заинтересовано в продвижении своих национальных концепций развития на уровне Сообщества, среди которых особое место занял вопрос о гендерном неравенстве. Ее представители также принимали активное участие в процесс разработки новой Концепции развития, которая должна была отвечать принципам Целей развития тысячелетия Организации Объединённых Наций. В целом, именно дипломатическое влияние государства, его исторический опыт, в том числе в вопросах оказания помощи развивающимся странам, во многом помог сформировать оптимальное функционирование ЕС в современных реалиях.
Относительно вопросов Общей внешней политики и политики безопасности, становится ясно, что Великобритания, являясь членом ЕС и выступая за оказание гуманитарной помощи в зонах конфликтов, явна придерживалась давно известной позиции наблюдения издалека, предпочитая направлять средства и выступать в роли переговорщика. В дополнение, стоит отметить, что большая часть миротворческих действий, например, в странах Африки, осуществлялись Соединенным Королевством на двусторонней основе, при минимальной поддержке со стороны союзников по интеграции.
Определяя особенности влияния Великобритании на политику развития Европейского союза, стоит отметить особый характер взаимоотношений государства со странами - членами ЕС. Если, например, рассматривать воздействие международных организаций на действия Евросоюза в этой области, то, например, Организация Объединенных Наций как один из крупнейших мировых институтов, объединяющих почти все государства мира, может повлиять на решения ЕС исключительно извне. Европейские страны стараются отстаивать свою независимость и способность решать вопросы мирового значения внутри Европейского сообщества. То есть не могут принять общие принципы, но могут и адаптировать их под свои интересы.
В случае с Великобританией в период ее членства в ЕС, многие достижения в политике развития стали итогом стратегий и планов, инициированных Королевством. Так до окончания Брексита Европейский союз претерпел довольно много изменений в его внутреннем устройстве - создавались новые институты, инструменты развития, согласно Концепциям по вопросам развития были определены принципы политики развития, определяющие схемы действий Союза с целью решения глобальных проблем.
Так с 2017 года действует Концепция по вопросам развития, в которой заложена гарантия соответствия политики развития ЕС Повестки дня на период до 2030 года; с 2018 года решено создать новый механизм политики развития - Инструмент соседства, развития и международного сотрудничества, который объединил бы уже существующие инструменты помощи и достаточно количество других инициатив.
Таким образом, получается, что за полувековой период совместного сосуществования стран - членов ЕС и Великобритании в рамках Сообщества, последняя сумела преуспеть в ряде сфер политики содействия развитию, повлияв на процессы принятия решений, включения новых актуальных вопросов в повестку дня или же финансируя программы помощи развивающимся странам. С другой стороны, можно с уверенностью полагать, что остался ряд областей совместной политики сторон, от участия в которых Соединенное Королевство предпочло воздержаться ввиду противоречия его внутренним принципам или целям.
Несмотря на напряженные отношениям между Евросоюзом и Великобританией, участие последней в этом интеграционном объединении было оправданным. Результаты, к которым привела совместная политика сторон, в том числе в области содействия развитию развивающихся государств, превышают показатели любого другого донора помощи в мире. Как финансовый вклад, так и опыт, и способности Соединенного Королевства на 71
протяжении определенного промежутка истории ЕС несли в себе что-то новое. Идеи и принципы, которых придерживалась Великобритания в собственной политике были в какой-то мере перенесены и включены в деятельность Евросоюза, что еще раз подтверждает тот факт, что вовлеченность государства в деятельность ЕС несла в себе прогрессивные взгляды на благо Сообщества.



