Понятие бессознательного в психологии и философии: генезис и рационализация
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ О ЗАРОЖДЕНИИ И
РАЗВИТИИ ФЕНОМЕНА «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» 9
1.1 Истоки зарождения феномена «бессознательное» в античной
традиции 9
1.2 Бессознательное в схоластической истории 12
1.3. Зарождение учения о бессознательном в психологии 13
1.4. Феномен бессознательного в философии нового времени 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЯЗЫКОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Классический психоанализ в интерпретации языковой реальности...26
2.2. Бессознательное и язык в структуралистском подходе 30
2.3. Бессознательное и язык в экзистенциальной философии 34
2.4. Бессознательное и язык в феноменологическом направлении 38
ГЛАВА 3. РАССМОТРЕНИЕ ФЕНОМЕНА «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» В
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ 41
3.1. Соотношение рационального и иррационального 41
3.2. Методы постижения иррационального в психоанализе 42
3.3. Рационализация бессознательного в философии 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ О ЗАРОЖДЕНИИ И
РАЗВИТИИ ФЕНОМЕНА «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» 9
1.1 Истоки зарождения феномена «бессознательное» в античной
традиции 9
1.2 Бессознательное в схоластической истории 12
1.3. Зарождение учения о бессознательном в психологии 13
1.4. Феномен бессознательного в философии нового времени 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЯЗЫКОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Классический психоанализ в интерпретации языковой реальности...26
2.2. Бессознательное и язык в структуралистском подходе 30
2.3. Бессознательное и язык в экзистенциальной философии 34
2.4. Бессознательное и язык в феноменологическом направлении 38
ГЛАВА 3. РАССМОТРЕНИЕ ФЕНОМЕНА «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» В
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ 41
3.1. Соотношение рационального и иррационального 41
3.2. Методы постижения иррационального в психоанализе 42
3.3. Рационализация бессознательного в философии 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
Актуальность вопроса о проблеме бессознательного заявляет о себе уже в античной философии. Внимание данной проблематике уделял Сократ, характеризуя бессознательное как нечто интуитивно «схватываемое», а также Платон, который говорил о бессознательном как о забытом знании. Данный вопрос рассматривался в гносеологическом аспекте до XIX века. Но далее он переходит в рассмотрение конкретно научных областей: психологии, физиологии. На данный момент важность этого вопроса учитывается при изучении теории познания. В современном мире когнитивных наук становится все более ясно, что исследования сознания будут неполными без учета такого компонента как бессознательное. Построение реальной картины мира без этого компонента станет невозможным.
Отношение рационального к иррациональному всегда было неоднозначным и более сложным, чем отношение рационального к эмпирическому, например. Если эмпирическое необходимо дополняло иррациональное, то про иррациональное так сказать было затруднительно. Эпоха классического рационализма воздвигла между рациональным и иррациональным непреодолимое препятствие. Следствием такой преграды стало то, что разум начали очищать от того, что было по сути материалом рационализирована. Его начали очищать от иррационального и внерационального контекста своего существования. Рациональность в эпоху классического рационализма стала полностью господствовать в философии, что несомненно привело к достаточно скудному пониманию картины мира. Отношение к иррациональному в данную эпоху можно продемонстрировать на примере высказывания Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я есть». Данное высказывание полностью отражает отношение к бессознательным феноменам в той эпохе. Иррациональное не есть хорошо, а разумное - это и есть рациональное.
Духовный кризис на рубеже веков воздвиг иррациональное в главенствующую позицию. Это можно наблюдать в работах Ф. В. Й. Шеллинга, О. А. Г. Шпенглера, Ф. Ницше, А. Бергсона. Так, по представлениям А. Шопенгауэра, человеком управляет мировая воля и окружающий человека мир есть мир неподлинный. «Слепо действующая мировая воля в своих бесконечных бессознательных проявлениях неуловима для людей, непознаваема ими. В то же время она проявляется в их воле, которая также бессознательна и определяет все их поведение». [43 С. 155].
У второй половины 20 века появилась тенденция к рационализации рационального. В современную же эпоху происходит распад мыслительных структур, которые воздвигли тождество мысли и бытия и статус безусловного превосходства рационального над иррациональным пошатнулся.
Современный этап развития философии характеризуется изменениями представлений о научной рациональности и ростом интереса к проблеме иррационального. Лосев рассуждая о субъективном восприятии природы пишет: «Ибо никто никогда не воспринимает чистую, вне-историческую природу. На ней всегда лежит густой слой интуиций данной эпохи, и исключение их приводит не к природе как предмету обычного человеческого восприятия, но к природе как абстрактной формуле научной мысли. С такой формулой имеем дело не мы, но лишь наш рассудок. И глупо ставить рассудок в такое привилегированное положение, чтобы все остальное перед ним смолкло. Скажут: не природа сама по себе исторична, а наш субъект делает ее таковой, наделяя теми или другими качествами, в зависимости от характера эпохи, в которой живет этот субъект». [26 С. 165]. По мнению философа, за рационализацией и научной картиной мира скрываются личные убеждения и бессознательная интуиция.
Л.А. Микешина пишет: «рациональность претерпела серьезные изменения, связанные с присутствием самого субъекта в познании: обнаружились неявные компоненты познания, влияющие на индивидуальный стиль мышления ученого». [31. С. 133].
Так, абсолютное признание главенствующих ролей за рациональностью, как и за бессознательными процессами - достаточно утопичны. Как отмечал А. Е. Шерозия: «ни общая теория сознания, ни общая теория бессознательного психического по сути не могут быть построены, если брать их порознь и вне их единой системы отношений». [40. С.77]. Бессознательное должно восприниматься не как нечто, абсолютно чужеродное разуму, но как нечто такое, с чем необходим контакт и диалог. Так, самый оптимальный вариант искать сотрудничество между сознательными и бессознательными процессами, не противопоставлять одно другому, а выявлять точки их соприкосновения для дальнейшего получения нового, более полного знания.
Объект исследования:
Феномен «бессознательное» в системе существующих философских подходов и психологии
Предмет исследования:
Интерпретация понятия «бессознательного» в философии и психологии, особенности рационализации.
Цель работы:
Изучить специфику зарождения и развития феномена бессознательное, а также методику рационализации бессознательных процессов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этапы формирования понятия бессознательного в философии и психологии.
2. Изучить методы рационализации бессознательного в философии и психологии.
3. Проследить специфику взаимодействия сознательных и бессознательных процессов с целью нахождения их точек соприкосновения .
4. Проанализировать преимущества и недостатки существующих учений о бессознательном в философии.
Отношение рационального к иррациональному всегда было неоднозначным и более сложным, чем отношение рационального к эмпирическому, например. Если эмпирическое необходимо дополняло иррациональное, то про иррациональное так сказать было затруднительно. Эпоха классического рационализма воздвигла между рациональным и иррациональным непреодолимое препятствие. Следствием такой преграды стало то, что разум начали очищать от того, что было по сути материалом рационализирована. Его начали очищать от иррационального и внерационального контекста своего существования. Рациональность в эпоху классического рационализма стала полностью господствовать в философии, что несомненно привело к достаточно скудному пониманию картины мира. Отношение к иррациональному в данную эпоху можно продемонстрировать на примере высказывания Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я есть». Данное высказывание полностью отражает отношение к бессознательным феноменам в той эпохе. Иррациональное не есть хорошо, а разумное - это и есть рациональное.
Духовный кризис на рубеже веков воздвиг иррациональное в главенствующую позицию. Это можно наблюдать в работах Ф. В. Й. Шеллинга, О. А. Г. Шпенглера, Ф. Ницше, А. Бергсона. Так, по представлениям А. Шопенгауэра, человеком управляет мировая воля и окружающий человека мир есть мир неподлинный. «Слепо действующая мировая воля в своих бесконечных бессознательных проявлениях неуловима для людей, непознаваема ими. В то же время она проявляется в их воле, которая также бессознательна и определяет все их поведение». [43 С. 155].
У второй половины 20 века появилась тенденция к рационализации рационального. В современную же эпоху происходит распад мыслительных структур, которые воздвигли тождество мысли и бытия и статус безусловного превосходства рационального над иррациональным пошатнулся.
Современный этап развития философии характеризуется изменениями представлений о научной рациональности и ростом интереса к проблеме иррационального. Лосев рассуждая о субъективном восприятии природы пишет: «Ибо никто никогда не воспринимает чистую, вне-историческую природу. На ней всегда лежит густой слой интуиций данной эпохи, и исключение их приводит не к природе как предмету обычного человеческого восприятия, но к природе как абстрактной формуле научной мысли. С такой формулой имеем дело не мы, но лишь наш рассудок. И глупо ставить рассудок в такое привилегированное положение, чтобы все остальное перед ним смолкло. Скажут: не природа сама по себе исторична, а наш субъект делает ее таковой, наделяя теми или другими качествами, в зависимости от характера эпохи, в которой живет этот субъект». [26 С. 165]. По мнению философа, за рационализацией и научной картиной мира скрываются личные убеждения и бессознательная интуиция.
Л.А. Микешина пишет: «рациональность претерпела серьезные изменения, связанные с присутствием самого субъекта в познании: обнаружились неявные компоненты познания, влияющие на индивидуальный стиль мышления ученого». [31. С. 133].
Так, абсолютное признание главенствующих ролей за рациональностью, как и за бессознательными процессами - достаточно утопичны. Как отмечал А. Е. Шерозия: «ни общая теория сознания, ни общая теория бессознательного психического по сути не могут быть построены, если брать их порознь и вне их единой системы отношений». [40. С.77]. Бессознательное должно восприниматься не как нечто, абсолютно чужеродное разуму, но как нечто такое, с чем необходим контакт и диалог. Так, самый оптимальный вариант искать сотрудничество между сознательными и бессознательными процессами, не противопоставлять одно другому, а выявлять точки их соприкосновения для дальнейшего получения нового, более полного знания.
Объект исследования:
Феномен «бессознательное» в системе существующих философских подходов и психологии
Предмет исследования:
Интерпретация понятия «бессознательного» в философии и психологии, особенности рационализации.
Цель работы:
Изучить специфику зарождения и развития феномена бессознательное, а также методику рационализации бессознательных процессов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этапы формирования понятия бессознательного в философии и психологии.
2. Изучить методы рационализации бессознательного в философии и психологии.
3. Проследить специфику взаимодействия сознательных и бессознательных процессов с целью нахождения их точек соприкосновения .
4. Проанализировать преимущества и недостатки существующих учений о бессознательном в философии.
Рассмотрение феномена «бессознательное» в историко-философском контексте дает возможность проследить динамику его развития от античной философии до нового времени. Что в свою очередь приводит к более полному пониманию о степени влияние бессознательных процессов на различные сферы человеческой активности.
Ход эволюции психоанализа не был однонаправленным, однолинейным. Вследствие чего и накапливается материал, требующий осмысления. Проблема постоянного доминирования на протяжении всей истории философии одной из сторон сознания человека приводит к достаточно ограниченным взглядам, которые способны были в большей степени задавать вопросы, чем давать на эти вопросы ответы. Так, крайне иррационалистические концепции не признавали возможность познаваемости человеком этого мира. В философии Шопенгауэра стоит отказаться от активной познавательной деятельности, так как она является бессмысленной, вследствие мирового иррационального начала и конца. Единственный правильный путь человеческого пребывания в этом мире есть погружение в нирвану.
Последствия вытравливания или подмены иррационального на рациональное и наоборот, в истории философии всегда приводило к абсурдным гносеологическим последствиям, поэтому будет лучшим признать равнозначность и равноценность рационального и иррационального компонентов без тенденций к доминированию одного из них. Такой подход сотрудничества позволяет дать более полное непротиворечивое знание, которое согласуется с человеческим существованием в объективном мире.
Постепенно психоанализ приобретает разные стороны своего рассмотрения. Рационализация бессознательных процессов дает выстроить новые толкования иррационального, создать новые теории и учения о бессознательных процессах, которые повышают результативность наших познавательных возможностей в реконструировании человеком своей реальности.
Так, структуралистская позиция усматривает бессознательное в языковых проявлениях и отождествляет структуру языка со структурой бессознательного. Интерпретация бессознательного как языковой действительности выглядит достаточно заманчиво, тем самым претендуя на объективацию психических феноменов в большей степени, чем методы интроспекции, и в то же время субъективней чем физиологические способы исследования.
Итогом структуралистского подхода в теоретическом плане стало появление новой модели бессознательного после его психологизации и биологизации, а также направляя все усилия на формализацию целей означающего. В практическом плане это не столь интерпретация словесного материала, сколько метод фрустрации и лечение молчанием.
Стоит отметить, что сами «родители» такого учения не рассматривают бессознательное только в рамках психологической сферы. Даже Фрейд, несмотря на приверженность его бессознательного чисто к биологическим процесса, дает разъяснение, что именно бессознательное формирует в человеке те ценности, благодаря которым человек есть человек.
В экзистенциальном психоанализе основной целью является внутренняя согласованность человека с самим собой во всех его жизненных аспектах, умение понимать себя и брать ответственность за свои действия в следствии осознанных поступков.
Наиболее успешное видение на проблемы бессознательного дает Рикер, который пытается легитимировать все трактовки учений о бессознательном, подчеркивая, что только в таком случае можно говорить о достаточно полном понимании данного феномена, а также его проявления в нашей жизни.
Ход эволюции психоанализа не был однонаправленным, однолинейным. Вследствие чего и накапливается материал, требующий осмысления. Проблема постоянного доминирования на протяжении всей истории философии одной из сторон сознания человека приводит к достаточно ограниченным взглядам, которые способны были в большей степени задавать вопросы, чем давать на эти вопросы ответы. Так, крайне иррационалистические концепции не признавали возможность познаваемости человеком этого мира. В философии Шопенгауэра стоит отказаться от активной познавательной деятельности, так как она является бессмысленной, вследствие мирового иррационального начала и конца. Единственный правильный путь человеческого пребывания в этом мире есть погружение в нирвану.
Последствия вытравливания или подмены иррационального на рациональное и наоборот, в истории философии всегда приводило к абсурдным гносеологическим последствиям, поэтому будет лучшим признать равнозначность и равноценность рационального и иррационального компонентов без тенденций к доминированию одного из них. Такой подход сотрудничества позволяет дать более полное непротиворечивое знание, которое согласуется с человеческим существованием в объективном мире.
Постепенно психоанализ приобретает разные стороны своего рассмотрения. Рационализация бессознательных процессов дает выстроить новые толкования иррационального, создать новые теории и учения о бессознательных процессах, которые повышают результативность наших познавательных возможностей в реконструировании человеком своей реальности.
Так, структуралистская позиция усматривает бессознательное в языковых проявлениях и отождествляет структуру языка со структурой бессознательного. Интерпретация бессознательного как языковой действительности выглядит достаточно заманчиво, тем самым претендуя на объективацию психических феноменов в большей степени, чем методы интроспекции, и в то же время субъективней чем физиологические способы исследования.
Итогом структуралистского подхода в теоретическом плане стало появление новой модели бессознательного после его психологизации и биологизации, а также направляя все усилия на формализацию целей означающего. В практическом плане это не столь интерпретация словесного материала, сколько метод фрустрации и лечение молчанием.
Стоит отметить, что сами «родители» такого учения не рассматривают бессознательное только в рамках психологической сферы. Даже Фрейд, несмотря на приверженность его бессознательного чисто к биологическим процесса, дает разъяснение, что именно бессознательное формирует в человеке те ценности, благодаря которым человек есть человек.
В экзистенциальном психоанализе основной целью является внутренняя согласованность человека с самим собой во всех его жизненных аспектах, умение понимать себя и брать ответственность за свои действия в следствии осознанных поступков.
Наиболее успешное видение на проблемы бессознательного дает Рикер, который пытается легитимировать все трактовки учений о бессознательном, подчеркивая, что только в таком случае можно говорить о достаточно полном понимании данного феномена, а также его проявления в нашей жизни.
Подобные работы
- Структурно-функциональная организация психологической защиты личности (19.00.03 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019



