ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ КОНТАКТ-ЦЕНТРА, РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЕ УДАЛЕННОЙ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 11
1.1 Понятие и сущность профессионального выгорания сотрудников 11
1.2 Психологические аспекты профессионального выгорания сотрудников 35
1.3 Особенности профессионального выгорания сотрудников Контакт-Центра,
работающих в организационной среде удаленной формы занятости 45
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ КОНТАКТ-ЦЕНТРА, РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЕ УДАЛЕННОЙ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 53
2.1 Организация эмпирического исследования 55
2.2 Результаты эмпирического исследования 63
2.3 Интерпретация результатов эмпирического исследования 79
2.4. Проект профилактической программы по снижению уровня профессионального выгорания сотрудников Контакт-Центра, работающих в организационной среде удаленной формы занятости 87
Выводы по второй главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
Список использованных источников литературы 94
Приложение А 99
Приложение Б 101
Приложение В 104
Приложение Г 106
Текущий ритм жизни человека с каждым годом ускоряется всё сильнее: быстрое развитие технологий, легкий доступ к любому источнику новостей, политические события, межличностные отношения, экологическая повестка, гонка достижений и многое ещё, что может спровоцировать накопление разного уровень стресса. При этом в условиях современной жизни имеет место быть и повышение рабочей нагрузки, и развитие профессионального стресса. Из близкого круга, семьи, соц. сетей и окружающего социума формируются определенные ожидания, которым должен соответствовать каждый человек, что тоже ни капли не снижает уровень накопленного стресса. В ряду этих ожиданий, конечно, находится место и профессиональной карьере, важным достижениям и свершениям, которые в том числе могут привести к последствиям - развитию профессионального выгорания.
Феномен «выгорания» не только является последствием профессиональной деятельности, но также и влияет на снижение эффективности и продуктивности результатов труда, ухудшается качество выполняемой работы, из-за чего у специалиста может повышаться уровень тревоги за свое рабочее место, возрастает угроза эмоционального истощения. Эти последствия могут оказаться катастрофическими, как для самого сотрудника (например, появление аддиктивного поведения), так и для организации (например, увеличение количества увольнений), в которой он трудится.
В долгосрочной перспективе игнорирование состояния эмоционального выгорания может привести к ухудшению состояния человека в целом, как физическому, так и моральному, к снижению удовлетворенности как в профессиональной сфере, так и в остальных сферах жизни. К потере смысла как своей деятельности, так существования, а также к риску развития различных хронических симптомов истощения, депрессии и другим психофизиологическим расстройствам и заболеваниям.
Профессиональное выгорание является скрытым синдромом, оно не очевидно ни для самого человека, носителя выгорания, ни для близких ему людей. Часто ранние симптомы не ощущаются сотрудником, как непосредственное выгорание и ошибочно интерпретируется, как простая усталость .
Феномен выгорания появился в США в 70-х годах ХХ века, в отечественную же психологию пришел в середине 90-х годов. Однако, несмотря на то, что исследования синдрома выгорания проводятся уже более полувека, изучение феномена остаётся актуальным из-за наличия разных подходов, которые могут отличаться как в методах диагностики, так и в способах профилактики. К тому же остаются специальности и условия труда, в которых профессиональное выгорание мало изучено и ещё требует дальнейших исследований.
Важность продолжения изучения выгорания подтверждает также внимание мирового сообществ. Всемирная Организация Здравоохранения включила синдром выгорания в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11), которая вступила в силу с 1 января 2022 года . Синдром включает классификацию факторов, влияющих на состояние здоровья или обращение в медицинские организации, а конкретно в проблемах, связанных с работой или безработицей.
Данная дипломная работа посвящена изучению синдрома выгорания и его психологических аспектов на выборке сотрудников контакт-центра, работающих в рамках удаленной формы занятости.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что возрастной порог «вхождения» в синдром профессионального выгорания отсутствует, как следствие в группе риска его развития могут быть как молодые специалисты, так и опытные сотрудники. При этом оказывать негативный эффект это состояние может на любую возрастную категорию.
К тому же новый виток развития изучения данной проблемы получен изменением в организационном факторе рабочей среды в 2020 году, когда в связи с пандемией COVID- 19 многие организации были вынуждены перевести своих сотрудников на дистанционный формат работы. Этот переход привел к новым факторам стресса: изменение критериев оценки рабочего труда, возможное увеличение рабочей нагрузки, усложнение разделения рабочего и личного времени, а также уменьшение общения и социальной поддержки.
Все эти факторы могут усилить риск развития профессионального выгорания и служат аргументами для его изучения в новых реалиях - в условиях удаленной работы.
Цель исследования - рассмотреть психологические аспекты профессионального выгорания сотрудников Контакт-Центра, работающих в организационной среде удаленной формы занятости.
Гипотеза исследования - ведущим психологическим аспектом профессионального выгорания сотрудников Контакт-Центра является редукция профессиональных достижений.
Объект исследования - психологические аспекты профессионального выгорания.
Предмет исследования - психологические аспекты профессионального выгорания сотрудников КЦ, работающих в удаленной форме занятости.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру, основные характеристики психологического выгорания.
2. Провести теоретический анализ понятия «выгорания», определить его роль для психологического состояния и развития личности.
3. Подобрать методики и методы для психологической диагностики
психологических аспектов профессионального выгорания сотрудников Контакт-Центра.
4. Рассмотреть особенности профессионального выгорания у сотрудников Контакт-Центра с помощью проведения эмпирического исследования и интерпретации полученных результатов.
5. Выделить группу риска, которая может быть подвержена профессиональному выгоранию.
6. Определить направления психологической профилактической работы.
Теоретическими основами работы стали труды отечественных и зарубежных авторов: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Л.С. Чутко, Т.И. Ронгинская, Г. Фрейденбергер, К. Маслак, Klastova Pappova, S. W. Hayes, J. Priestley, H. Ray, N. Ishmakhametov и других авторов.
В современном мире человек ежедневно подвергается разного уровня стрессам и переживаниям эмоционально сложных ситуаций. Сегодня как никогда важно заботится о себе и своем здоровье, как физическом, так и психологическом. В быстром ритме жизни можно не заметить, как те или иные процессы в организме начали работать иначе: ухудшился сон, проявляются эмоциональные перепады настроения, нестабильное пищевое поведение (резкое снижение или повышение аппетита на продолжительной основе), хроническая усталость и прочее. Чем чаще человек обращает внимание на свое общее состояние и самочувствие, тем быстрее у него есть возможность заметить ухудшения в нем и обратиться за помощью. Данные обстоятельства актуальны не только для общей жизни человека, но и для его профессиональной сферы.
Нарушения в условиях труда, может значительно негативно сказаться и на остальных сферах жизни человека. Синдром выгорания, который в последнее время распространяется на больший спектр профессий и специальностей, имеет не ярко выраженные симптомы на ранних стадиях развития. Чем и опасен для сотрудников сферы «человек - человек» и других. Процесс развития выгорания начинается с бурной и эффективной вовлеченности в рабочую среду, что в самом начале даёт позитивные результаты в виде продуктивной деятельности, повышенной мотивации и т.д. Однако в дальнейшем, если продолжать увеличивать активное участие в рабочих задачах и уменьшать время для отдыха, ограничивать социальные контакты с близкими в пользу работы, то это увеличивает риск развития более высокой стадии выгорания, которая может служить полному истощению всех внутренних ресурсов специалиста.
Поэтому важно обращать внимание на гигиену профессиональной среды и проводить профилактику развития данного синдрома. Сфера специалистов сервисного обслуживания и менеджеров по продажам в последнее время набирает популярность по количеству кадрового спроса на таких сотрудников. При этом специалисты данного звена имеют риск развития профессионального выгорания из-за ежедневной высокой нагрузки работы на линии с клиентами. Особенно актуальная сейчас дистанционная работа может быть условием труда для таких специалистов. В связи с чем необходимо понимать риски и психологические аспекты выгорания в рамках данной категории сотрудников.
Ведущим психологическим аспектом выраженного синдрома выгорания у сотрудников Контакт-Центра, работающих в организационной среде удаленной формы занятости, является «Редукция профессиональных достижений». Иными словами, это обесценивание результатов своего труда, ощущение нехватки своих компетенций для выполнения поставленных целей и задач, постепенная потеря смысла своей рабочей деятельности из-за отсутствия достаточного количества позитивной обратной связи от субъектов своей деятельности (клиентов). Развитие данного синдрома приводит к ухудшению качества жизни самого сотрудника, а компании теряют показатели качества сервиса, т.к. идёт частая сменяемость кадров.
Результаты данного исследования показывают специфичность представленной выборки сотрудников, а значит, имеют научную новизну в представлении о характеристиках данной профессии и возможностей исследования её психологических аспектов. Таким образом, освещение данной темы, поможет найти обновленные рекомендации для диагностики, профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания сотрудников КЦ, работающих в дистанционной форме.
1. Аверьянов Алексей Иванович. "Синдром эмоционального выгорания: попытка логотерапевтического объяснения" Психологические проблемы смысла жизни и акме, no. XXV, 2020, pp. 217-221. doi:10.24411/9999-042A-2020-00028
2. Анесян, Ф. А. Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у
преподавателей медицинского института / Ф. А. Анесян, Д. В. Кулаков, Д. А. Мамонова. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/86/3872/(дата
обращения: 16.05.2024).
3. Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г.. "СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА И НЕВРОЛОГА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)" Вестник новых медицинских технологий, vol. 28, no. 2, 2021, pp. 45-57. doi:10.24412/1609- 2163-2021-2-45-57
4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов ;
[науч. ред В. П. Сальников]. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 1 онлайн-ресурс (270, [1] с.): ил. - ( Психологический практикум URL:
http://sun.tsu.ru/limit/2017/000576671/000576671.pdf
5. Блинков А. Н., Лебединцева О. И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) // Акмеология. 2018. № 1 (65). С. 27-32.
6. Бойко Виктор Васильевич Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472 с
7. Бочкарева Екатерина Николаевна. "Взаимосвязь профессионального выгорания и эмоционального интеллекта сотрудников контактного центра" Психология. Журнал Высшей школы экономики, vol. 13, no. 3, 2016, pp. 576-587.
8. Бочкарева Екатерина Николаевна. "Компоненты выгорания и стратегия поведения в стрессовых ситуациях операторов контактного центра" Организационная психология, vol. 6, no. 2, 2016, pp. 75-88.
9. Булатова, Т. А. Синдром эмоционального выгорания в сфере педагогической деятельности / Т. А. Булатова, Н. В. Павлова, А. Н. Захаров // Сибирская психология: между прошлым и будущим : Сборник научных статей кафедры психологии развития личности Томского государственного педагогического университета. - Томск : Томский государственный педагогический университет, 2021. - С. 108-119. - EDN BPAAGO.
10. Быкова А. Н. Исследование эмоционального выгорания у сотрудников
строевых подразделений полиции / А. Н. Быкова, И. В. Щелин // Инновации. Наука. Образование [Электронный ресурс]. 2021. № 34. С. 3266-3271. URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/koha:000846740
11. Влах Надежда Ивановна. "Эмоциональное выгорание у представителей «Помогающих» профессий" Психология. Психофизиология, vol. 8, no. 1, 2015, pp. 96-103.
12. Водопьянова Н. Е. В62 Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»). ISBN 978-5-388-00542-7
13. Водопьянова Наталия Евгеньевна, Старченкова Елена Станиславовна, and Наследов Андрей Дмитриевич. "Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий" Вестник Санкт- Петербургского университета. Социология, no. 4, 2013, pp. 17-27.
14. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait-ru.ez.lib.tsu.ru/bcode/514558(дата обращения: 14.05.2024).
15. Вохрина А.В. ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Вестник науки. 2022. №3 (48). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-emotsionalnogo-vygoraniya-v-psihologicheskih- issledovaniyah(дата обращения: 17.05.2024).
16. Гофман О. О., Водопьянова Н. Е., Джумагулова А. Ф., Никифоров Г. С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2023. Т. 13. № 1. С. 117-144. URL:http://orgpsyjournal.hse.ru
17. Давыденко А. А. К вопросу об эмоциональном выгорании участников образовательного процесса в период пандемии COVID-19 / А. А. Давыденко // Трансдисциплинарные измерения в современной науке и образовании : материалы V Молодежного Сибирского психологического форума. Томск, 2022. С. 28-30. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001008940
18. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно - историческая психология. 2010. № 1. С. 27-39.
19. Ефремова, П. Р. Организационные и личностные факторы выгорания у психологов-консультантов / П. Р. Ефремова // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, №
2. - С. 39-53. - DOI 10.31857/S020595920008535-4. - EDN UBDLWC.
20. Красненкова Светлана Александровна, Гридяева Людмила Николаевна. "Социально-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания психологов разных профессиональных сфер деятельности" Прикладная юридическая психология, no.
3, 2017, pp. 60-64.
21. Куваева И. О. Исследование синдрома выгорания у персонала контакт- центров / И. О. Куваева // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 9. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. — С. 288-293.
22. Лисова, Е. Н. Профессиональное выгорание сотрудников, работающих дистанционно / Е. Н. Лисова, А. В. Сорокина // Вестник Прикамского социального института. - 2021. - № 1(88). - С. 142-148. - EDN ZNNCRT.
23. Макаренко, В. А. Организационный стресс и профессиональное выгорание сотрудников с удаленной формой занятости / В. А. Макаренко // Актуальные исследования. - 2023. - № 25-2(155). - С. 89-92. - EDN QORAOB.
24. Международная классификация болезней 11 пересмотра / Глобальный стандарт для диагностической информации о здоровье. - 2022. URL: https://icd.who.int/ru(дата обращения: 28.05.2024).
25. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» ПСИХОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: АКТУАЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых факультета психологии и социальной работы Тверь 2012 //Миляева П.А. Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра // URL: https://studfile.net/preview/9372709/page:25/ (дата обращения 10.05.2024)
26. Муравьева О. И. Профессиональное выгорание программистов:
специфичность феномена / О. И. Муравьева, К. В. Козлова // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 98-110. URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000666710
27. Орёл В.Е.. "Синдром «Психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала" // Сибирский психологический журнал, no. 23, 2006, pp. 33-39.
28. Паравян Сергей Эдуардович. "Факторы стрессоустойчивости у врачей и медсестер наркологической больницы" // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, no. 4-7 (72), 2017, pp. 47-54.
29. Петров А.П.. "Организационные факторы синдрома эмоционального
выгорания"// Вестник Московского университета МВД России, no. 12, 2013, pp. 232-233.
30. Проничева Мария Михайловна, Булыгина Вера Геннадьевна, and Московская Мария Станиславовна. "Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы"// Социальная и клиническая психиатрия, vol. 28, no. 4, 2018, pp. 100-105.
31. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журн. 2002. № 3. С. 85-95.
32. Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 107-121. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.212
33. Рочев Валерий Павлович, and Рочева Елена Валерьевна. "СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВУЗОВ" // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования, no. 5, 2022, pp. 21-27.
34. Самохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. № 4. С. 20-23.
35. Сержанова, К. И. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников контактных центров / К. И. Сержанова // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 1, № 52. - С. 123-127
36. Султанова, А. Н. Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у сотрудников call-центра / А. Н. Султанова, М. Г. Чухрова, К. А. Заболотная // Медицина Кыргызстана. - 2020. - № 4. - С. 53-55. - EDN XPVCKR.
37. Сытник, А. А. Понятие и причины профессионального выгорания сотрудников организации / А. А. Сытник // Материалы Афанасьевских чтений. - 2022. - № 1(38). - С. 84-87. - EDN CHMSPM.
38. Тарабакина Л. В., Звонова Е. В., and Тарасова В. А.. "Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у молодых работников" Вестник университета, no. 9, 2020, pp. 177-184
39. Усманова Эльмира Зиядовна, Райков Александр Вадимович, and Махмуджанова Малика Джамшиддиновна. "Взаимосвязь между профессиональным выгоранием, социальнопсихологическими установками и качествами Темной триады у медиков с различным профессиональным стажем" Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, no. 4, 2017, pp. 68-84.
40. Целевич Татьяна Ивановна, and Морозова Оксана Багизовна. "СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ФАКТОР ДЕМОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ" Гуманизация образования, no. 6, 2019, pp. 180-192. doi:10.24411/1029-3388-2019-10079
41. Чувашова Ирина Александровна ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ПСИХОДИАГНОСТИКА // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. №1 (17). с. 75-85
42. Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. - М. ; МЕДпрессинформ, 2013. - 256 с. ISBN 978-5-98322-956-3
43. Freudenberger H. J. (1980) The High Cost of High Achievement. Anchor Press,
New York, 214 p. ISBN-13:978- 0385156646 // URL:
https://archive.org/details/bumouthighcosto00freu/page/n11/mode/2up(дата обращения: 20.05.2024)
44. I’m not working from home, I’m living at work”: perceived stress and work- related burnout before and during COVID-19 / S. W. Hayes, J. Priestley, H. Ray, N. Ishmakhametov // Stress and WorkRelated Burnout during COVID-19. Kennesaw, 2020. P. 2¬26.
45. PHENOMENOLOGY OF BURNOUT SYNDROME: A LONG JOURNEY FROM BURNING OUT TO RECOVERY KLASTOVA PAPPOVA P. Paneuropean University Язык: английский Номер: 4 Год: 2021 Страницы: 65-72