Аннотация 2
Введение 8
Глава I Американо-турецкие отношения в 1945-2016 гг. 18
1.1 Динамика экономических отношений США и Турции 1945-2016 гг. 19
1.2 Динамика военно-политических отношений США и Турции в 1945-2016 гг 27
Глава II Американо-турецкие отношения при Д. Трампе (2017-2020 гг.) 43
2.1 Военно-политические отношения США и Турции при Д. Трампе (2017-2020 гг.) ....43
2.2 Торгово-экономические отношения США и Турции при Д. Трампе (2017-2020 гг.) 52
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Вторая мировая война привела к изменению межгосударственных отношений многих стран. Государства, ранее активно сотрудничавшие друг с другом и имевшие дружественные отношения, становились противниками. Серьезные изменения в характере и уровне отношений в военный и послевоенный период произошли между Турцией и США. До начала Второй мировой войны Турция активно сотрудничала с СССР, однако советская политика по отношению к Турции и планы по ее разделу со стороны советского правительства, вынудили Турцию искать других союзников и партнеров. Одними из них и стали Соединенные Штаты. Практически сразу после окончания Второй мировой войны США и СССР начали новое противостояние - «холодную» войну, которая стала основой нового мироустройства почти до конца XX в. Мир буквально разделился на два лагеря, и СССР, и США были нужные верные союзники, которые будут поддерживать их идеи и помогать в их распространении на другие страны. У Турции и США были общие интересы для сотрудничества: США получали дружественную страну на Ближнем Востоке, а Турция получала защиту от советской угрозы. После завершения ВМВ отношения между данными странами перешли на новый уровень военно-политического и экономического сотрудничества.
Распад Советского Союза в 1991 г. привел к окончанию «холодной» войны и очередному изменению миропорядка. Изменился внешнеполитический баланс сил, подходы к взаимодействию между странами. Государства, ранее нуждавшиеся в поддержке со стороны более сильных стран, уже окрепли и стремились проводить более независимую политику, чем ранее, иногда даже наперекор своим союзникам. За это время отношения США и Турции не раз проверялись на прочность. Особенно сильные разногласия вызывали проблема курдов в Турции, кипрский вопрос, война в Сирии. Страны так и не смогли прийти к решению по данным вопросам, что негативно отражалось на их отношениях. Сотрудничество Турции и США долгие годы было важнейшей частью внешней политики обеих стран и оказывало существенное влияние и на внутреннюю политику. Уровень отношений между США и Турцией влиял и на их международные действия в каких-либо событиях. Исходя из всего вышеизложенного, актуальность исследования обуславливается необходимостью изучения текущего уровня американо-турецких отношений, оказывающих большое влияние на трансформационные процессы, происходящие в ближневосточном регионе, и на международные отношения в мире в целом.
Цель данного исследования - определить особенности американо-турецких отношений в периода президентства Д. Трампа (2017-2021 гг.)
Задачи:
4. Выявить особенности американо-турецких отношений от окончания Второй мировой войны до президентства Д. Трампа;
5. Выявить изменения в характере и динамике американо-турецких политических отношений в период президентства Д. Трампа;
6. Определить особенности американо-турецких отношений в период президентства Д. Трампа.
Объект исследования - американо-турецкие отношения.
Предмет исследования - военно-политические и экономические отношения США и Турции в период президентства Д. Трампа (2017-2021 гг.).
Территориальные рамки данного исследования включают в себя территории Турции и США, также затрагиваются страны Ближнего Востока и Кипр.
Хронологические рамки данного исследования - 1945-2021 гг. Хронологические рамки данного исследования определяются периодом наиболее активного взаимодействия Турции и США. Нижней границей будет являться 1945 г. - год окончания Второй мировой войны и начало активного сотрудничества Соединенных Штатов и Турции. Верхней границей станет 2021 г. - год завершения президентского срока Д. Трампа.
Нижняя граница изучаемого периода определена по причине того, что именно после Второй мировой войны Турция начала наиболее активно контактировать с Соединенными Штатами Америки и странами Европы, что позволяло ей быть одним из важных игроков на мировой арене, вступая в различные союзы и получая льготы. Активное сотрудничество данных стран шло на протяжении всего изучаемого периода времени, уровень отношений между странами нередко менялся по причине наличия разногласий по некоторым вопросам. Верхняя граница изучаемого периода была определена по последнему году президентства Д. Трампа. Его преемником на посту президента США стал Джо Байден, который находится у власти чуть более года, поэтому сейчас дать адекватную оценку американо-турецким отношениям при его управлении не представляется возможным.
Методология исследования включает в себя использование общенаучных и специальных методов исследования:
Общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция.
Специальные методы: историко-описательный метод, историко-генетический метод.
Исследование базируется на системном подходе, позволяющем вписать американо-турецкие отношения в более широкую рамку трансформации системы международных отношений.
Историко-описательный метод задействован, в основном, при анализе предыстории американо-турецких отношений.
Смысл историко-генетического метода заключается в исследовании
происхождения и развития каких либо исторических процессов или явлений, а также в поиске и анализе причин данных изменений . В данной работе этот метод будет использоваться для последовательного изучения конфликтных ситуаций между США и Турцией, начиная с причин и первых моментов их возникновения, развития, пика и завершения, если оно имело место быть.
Системный подход предполагает уделение внимания исследователя к системному характеру общественно-исторического развития. Иными словами, все происходящие процессы и явления, не только причинно объяснены, но и связаны между собой . Использование данного метода позволит рассматривать американо-турецкие отношения не как изолированный феномен, а в рамках особенностей развития мирового сообщества и влияния происходящих событий.
Источниковая база данного исследования включает в себя разные виды источников.
Первую группу источников составляют международные договоры и соглашения, которые ложились в правовую основу американо-турецких отношений. Одним из таких документов было Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики 1980 г., которое было подписано для создания более четких условий для многостороннего партнерства между США и Турцией в военной и экономической сферах . Еще одним важным договором стало Соглашение об оказании финансовой помощи Турции 1981 г., которое конкретизировало условия оказания финансовой помощи со стороны США . Для создания и развития благоприятных условий сотрудничества между турецким и американским бизнесами было подписано Соглашение по взаимной поддержке и защите инвестиций 1985 г. ).
Второй группой источников стали законодательные акты США, показывающие особенности американо-турецких отношений в определенный период. Одним из таких актов стал Закон об оказании экономической помощи Турции и Греции, предусматривающий меры финансовой поддержки данных стран .
Третьей группой источников стали резолюции Совбеза ООН, которые использовались для характеристики стратегии США относительно участия Турции в конфликте на Кипре в 1960-х гг., т.к. содержали информацию о попытках урегулирования кризиса на Кипре .
Четвёртой группой источников стали заявления и речи государственных и политических деятелей США. Например, выступление президента США Г. Трумэна перед американским Конгрессом с просьбой оказания военно-экономической помощи Турции по причине постоянно нарастающей советской угрозы . Также была использована речь заместителя госсекретаря США А. Холмса 1980 г., в которой он сообщал о необходимости увеличения объемов экономической и военной помощи для Турции из-за событий, происходящих в Афганистане .
Пятой группой источников исследования стали внешнеполитические доктрины США, например, доктрина Трумэна, которая стала основой для оказания экономической помощи Турции и определила основные принципы внешней политики США по отношению к Турции после Второй мировой войны . Была использована и доктрина Эйзенхауэра, утверждавшая об усилении угрозы для Турции со стороны СССР, и необходимости оказания ей помощи для защиты от коммунизма .
Шестой группой источников стали материалы периодической печати. Данный материал позволил узнать не только некоторые факты, но и выявить оценку происходящих событий со стороны СМИ, что позволяет увидеть другую, неофициальную точку зрения на происходящие события .
Степень изученности темы. Тема американо-турецких отношений достаточно хорошо изучена как в российской, так и в зарубежной историографии. Вопросы взаимодействия США и Турции в разных сферах общественной жизни были предметом интереса для турецких, американских, советских и постсоветских исследователей.
Среди трудов советских ученых, посвященных американо-турецким отношениям, стоит выделить работу Б.М. Поцхверии под названием «Внешняя политика Турции после Второй мировой войны» . На основе большого количества материала автор рассматривает основные направления внешней политики Турции после Второй мировой войны, выявляя основные причины начала сотрудничества со странами Европы и США, причины изменений во внешней политике страны с ходом времени. Изучается взаимодействие Турции с Соединенными Штатами, Советским Союзом, европейскими странами, странами Ближнего Востока, определяются позиции Турции по различным международным вопросам.
Изучению экономического взаимодействия Турции и США посвящена работа Т.В. Коняхиной . В исследовании делается попытка оценить влияние экономической помощи со стороны Соединенных Штатов на развитие и укрепление экономики Турции. По ее мнению, целью США было желание не стабилизировать и улучшить состояние турецкой экономики, а создать хорошие условия для привлечения капитала, чтобы иметь доступ к турецкому рынку.
Внимание уделялось и реакции США и Турции на мировые события. Здесь можно выделить работу В.С. Шеина под названием «Конгресс и американо-турецкие отношения» . Данное исследование посвящено оценке попытки американского Конгресса контролировать внешнюю политику Турции. Анализ источников позволяет автору утверждать о том, что между странами нередко возникали разногласия относительно происходящих внешних событий. Данные разногласия значительным образом влияли на американо-турецкие отношения, нередко приводя к различным санкциям по отношению друг к другу.
Вопросу экономической зависимости Турции от США посвящена работа Д. Мамедова . Автор рассматривает вопросы и условия получения военной и экономической помощи Турцией. По мнению автора, США пытались заставить Турцию выступить в роли охранника американских интересов в ближневосточном регионе. Турция находилась в сильной экономической зависимости от Соединенных Штатов, что позволяло США оказывать влияние на политику, проводимую Турцией по отношению к другим государствам.
Таким образом, можно говорить о том, что после Второй мировой войны произошло значительное усиление американо-турецких отношений по наиболее приоритетным направлениям - в области военно-политического и экономического сотрудничества. При помощи оказываемой финансовой поддержки США удавалось поставить Турцию в подчиненное положение и оказывать свое влияние на ее внешнюю политику и отношения с другими странами. Однако Турция все же стремилась сохранить независимое мнение относительно внешних событий, что приводило к появлению разногласий между Турцией и США, что время от времени приводило к ухудшению отношений и принятию карательных мер по отношению друг к другу.
Интерес к американо-турецким отношениям среди российских исследователей не пропал и после распада СССР. Более того, были рассекречены и российские, и иностранные архивы, что дало возможность более детально изучить все направления американо¬турецкого сотрудничества. Теме разногласий между США и Турцией посвящена работа А.А. Гурьева . По мнению автора, в конце XX - начале XXI вв. Турция по-прежнему считала США своим главным стратегическим партнером в политической, экономической, военной областях. Причиной этому была зависимость Турции от американских поставок вооружений и военной техники, экономической поддержки, защиты администрацией США интересов Турции для ее интеграции в Европейский Союз. Однако отношения между странами уже значительно осложнились. Турция с течением времени стала проводить более независимую политику, чем раньше, что не устраивало США.
Вопросам экономического сотрудничества между Турцией и США посвящено исследование М.П. Гучанина . В нем рассматривается экономического сотрудничества Турции с Соединенными Штатами от окончания Второй мировой войны до начала XX в. Особое внимание в работе было посвящено 1990-х гг. и сотрудничеству двух стран в сфере оборонной промышленности. Помимо этого, автор изучает взаимоотношения Турции со странами Европы, которые происходили при помощи США, рассматриваются и военные отношения между странами.
Современные российские исследователи уделяли внимание изучению американо-турецкого сотрудничества на территории Ближнего Востока. Данному вопросу посвящено исследование И.М. Мурадяна под названием «Региональные проблемы турецко-американских отношений» . Автор рассматривает вопрос влияния событий, происходящих на Ближнем Востоке, на уровень американо-турецких отношений. По его мнению, отсутствие согласия во взглядах на происходящие события, а также разные точки зрения на роль Турции в данном регионе способствовали серьезному ухудшению отношений между странами на политическом уровне, что приводило к различным экономическим санкциям, что в свою очередь ослабляло торговые связи между американским и турецким рынками.
Значительное внимание в российской историографии уделяется и «курдскому» вопросу в американо-турецких отношениях. Данная проблема поднимается в работе Н.З. Мосаки . По его мнению, «курдский» вопрос стал одной из главных причин ухудшения американо-турецких отношений в конце XX-начале XXI вв. Соединенные Штаты долгое время пытались оказать воздействие на турецкое правительство с целью решения проблемы курдов в Турции. По мнению США, в Турции систематически нарушались гражданские права курдов, однако правительство Турции имело другое мнение на этот счет. Более того, Соединенные Штаты поддерживали курдские вооруженные формирования и оказывали им военную помощь, в то время как в Турции эти группировки считались террористическими организациями. Поддержка курдов со стороны США еще больше ухудшала американо-турецкие отношения.
Таким образом, можно говорить о том, что современные российские исследователи сходились в мнении о наличии проблем и разногласий в американо-турецких отношениях. С течением времени Турция стремилась иметь все более независимую внешнюю политику от США, чем ранее. Турция переставала оправдывать ожидания США, между странами появлялось все больше противоречий.
Тема американо-турецких отношений была популярна и в американской историографии. Данной теме посвящено исследование Н. Дэнфорта . Автор изучал американо-турецкие отношения после окончания Второй мировой войны и до начала XXI в., при этом особое внимание уделялось периоду 1990-х гг. По его мнению, в этот промежуток времени в отношениях Турции и США произошли радикальные изменения, которые было практически невозможно исправить. Причиной этому стали события в мире, произошедшие в последнее десятилетие XX в. - распад СССР, войны на Ближнем Востоке, война в Ираке, конфликты в Каспийском регионе и т.д. США и Турция имели разные точки зрения на происходящие события, что отражалось на уровне их взаимоотношений.
Экономическим отношениям Турции и США посвящено исследование У.Ф. Лафебера . По мнению автора, после начала «холодной войны» с СССР Соединенные Штаты решили заполучить влияние в других регионах посредством оказания экономической помощи другим странам и подчиняя их таким образом своему влиянию. Одной из таких стран и была Турция. Она оказалась одним их самых сильных государств в ближневосточном регионе, поэтому США были достаточно заинтересованы в сотрудничестве с данной страной, чтобы иметь сферы влияния и проводить свою политику при помощи Турции.
Сотрудничеству Турции и США посвящено исследование Я.О. Лессера и С.Ф. Ларрэби . По мнению авторов, с момента окончания холодной войны и, возможно, даже с первых дней существования Турецкой Республики стало возникать много открытых вопросов относительно роли Турции в мире. Турция сталкивалась с огромным политическим, экономическим и социальным давлением внутри страны, что, в свою очередь, влияло на внешнюю политику страны и политику безопасности. Особое внимание исследователи уделили стратегическим вопросам и проблемам безопасности, стоящим перед Турцией, в том числе ряду новых проблем, возникших в результате террористических актов в сентябре 2001 г. и последующей международной реакции.
Вопросы американо-турецкого сотрудничества затрагивались и в турецкой историографии. Изучению данной темы посвящено исследование А. Аяты и М. Эркана . По их мнению, отношения с США являются важнейшим элементом внешней политики Турции, т.к. Турция имеет большую потребность в тех гарантиях, которые обеспечивает ей США. Все другие внешнеполитические отношения и даже внутренняя политика Турции зависят от этого. Однако сейчас в американо-турецких отношениях происходит кризис, который оказывает серьезное влияние на внутреннее состояние Турции. Данный кризис связан с курдами и войной в Ираке. По мнению авторов, для любой страны совершенно естественно пытаться сохранить свое существование и целостность. Угроза целостности Турции, создаваемая возникновением курдского государства в Северном Ираке, имеет все основания на существование. Несмотря на все визиты на высоком уровне и стратегические документы, рестабилизация турецко-американских отношений возможна. Отношения Турции и США могут вернуться в прежнее состояние, если США своими действиями покажут иракским курдам, что они должны переместится в Ирак.
Отношениям США и Турции во время «холодной войны» посвящена работа З. Доган . По мнению автора, США и Турция сблизились на основе «общего интереса» и «общей угрозы» со стороны СССР, создав тем самым основу для исторического союза. Членство Турции в НАТО, ставшее возможным при помощи США, сделало отношения между двумя странами постоянными и институционализированными. Однако союзнические отношения между этими двумя странами развивались асимметрично, а не симметрично, в соответствии с тем фактом, что США является мировой державой, а Турция - региональной державой, к тому же Турция имела зависимость от военной и экономической помощи Соединенных Штатов. Хотя эта асимметрия в союзнических отношениях не вызвала серьезных проблем в отношениях в биполярном порядке периода «холодной войны», она значительно разрушила отношения между двумя странами в новом мировом порядке после «холодной войны». Снижение степени общих интересов в новый период затрудняют сохранение прежнего уровня отношений. Автор считает, что хоть и обе стороны продолжают стараться поддерживать свои отношения, между ними часто возникают недопонимания. Например, США не полностью разделяют восприятие Турцией угроз, исходящих от террористических организаций, таких как PKK/YPG и FETO. Более того, США даже поддерживает YPG. Эти партнерские отношения США затрудняют стратегическое партнерство с Турцией, они наносят ущерб существующему историческому союзу.
Тема отношений Турции и США поднимается в исследовании М. В. Гурбуз . Автор пишет о том, что несмотря на то, что началом к турецко-американского союзу стало стремление Турции обеспечить безопасность против Советского Союза, главной отправной точкой этого союза со стороны Турции было то, что она видела себя близкой к Западу и перенимала или пыталась перенять основные ценности запада в республиканское управление. Однопартийное правительство в Турции находилось в кризисе и искало пути выхода. После Второй мировой войны стремительное развитие Турции во всех сферах было связано с помощью со стороны США. Турция увидела в Соединенных Штатах Америки важнейшего партнера для внешней поддержки. Формирование турецко¬американского союза добавило политической власти США, и начало союза двух стран было прочным и почти не имело проблем. Однако со временем развитие отношений не было таким гладким, как вначале. США относились к Турции как к младшему партнеру и использовали как военную базу против СССР, что создало значительные проблемы в отношениях. По мнению автора, проблема доверия в отношениях, начавшаяся с 1960-х годов и дошедшая до современности, может быть преодолена, если обе страны заинтересованы в поддержании хороших отношений. Для этого Соединенным Штатам следует отказаться от своих привычек времен холодной войны и проявить чуткость к приоритетам Турции, особенно к национальной безопасности Турции. Автор считает, что продолжение турецко-американского союза очень важно для международного порядка после окончания холодной войны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что зарубежная историография также признавала наличие проблем в американо-турецких отношениях. По мнению большинства исследователей, отношения двух стран постепенно оказались в кризисе из-за происходящих внешних событий, однако обе стороны должны быть заинтересованы в их нормализации, так как данные отношения являются важной частью современного миропорядка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. Каждая глава состоит из двух параграфов.
После окончания Второй мировой войны Турция заняла одно из самых ключевых мест во внешнеполитической стратегии США. Одной из причин для этого стало ее выгодное географическое расположение на территории Ближнего Востока. Оказавшись в экономической зависимости от Соединенных Штатов, а также опасаясь советской угрозы, Турция подчинялась и поддерживала внешнюю политику, проводимую США. Первые два послевоенных десятилетия оказались достаточно плодотворными для американо-турецких отношений. Между странами было заключено большое количество различных договоров и соглашений, как экономического, так и военного характера. Большая часть этих договоров была направлена на оказание помощи Турции, вследствие чего она оказывалась в серьезной зависимости от США. Это влияло и определяло внешнеполитический прозападный курс Турции. Кроме того, США способствовали и укреплению связей Турции с европейскими странами, что проявлялось в содействии США при вступлении Турции в НАТО и СЕНТО.
Однако в середине 1960-х гг. в отношениях Турции и США стали возникать разногласия. Причиной этого стало кипрский вопрос, суть которого заключалась в конфликте между проживающими на о. Кипр турками и греками. Между ними происходили этнические столкновения, и Турция выступала с желанием защитить местных турок и даже готовила войска к отправке. Однако Соединенные Штаты не позволили этого сделать. Это привело к ухудшению американо-турецких отношений и стало первым из последующих разногласий между странами. В Турции произошел рост недоверия к США, и даже происходили антиамериканские демонстрации.
Несмотря на нерешенность кипрского вопроса США пытались сохранить хорошие отношения с Турцией, чтобы сохранить свое влияние на территории Ближнего Востока. Для этого Соединенные Штаты увеличивали экономическую помощь для Турции, также постоянно напоминая турецкому правительству о наличии советской угрозы. Кроме этого США говорили о том, что именно Турция должна стать новым лидером на Ближнем Востоке после Исламской революции в Иране в 1979 г., проводя для этого американские идеи. В целом, несмотря на нерешенные проблемы, в американо-турецких отношениях до конца XX в. была положительная динамика. Разногласия оказывали свое влияние на отношения, они то улучшались, то ухудшались, однако преобладал все же позитивный характер.
Начало XXI в. оказалось серьезной проверкой на прочность для американо-турецких отношений. Все чаще между странами стали происходить конфликты, которые были вызваны разными точками зрения на одни и те же события, а также нежеланием Турции подчиняться требованиям США. Внешняя политика Турции становилась все более независимой, что вызывало недовольство со стороны Соединенных Штатов. К уже существующим нерешенным вопросам между странами добавлялись новые, что еще больше накаляло отношения. Война в Сирии также ухудшила отношения между США и Турцией. Соединенные Штаты начали помогать курдским вооруженным формированиям, которые в Турции считались террористическими организациями. Серьезным ударом по американо-турецким отношениям стала попытка государственного переворота в Турции в 2016 г. Один из главных подозреваемых в организации переворота, Ф. Гюлен, укрылся от преследования в США, и американское правительство отказалось выдать его Турции. Перед началом президентства Д. Трампа в американо-турецких отношениях было уже много крупных проблем - кипрский вопрос, курдский вопрос, нарушение гражданских прав в Турции, война в Сирии, отказ от выдачи Ф. Гюлена и т.д. При этом непокорность Турции в некоторых вопросах США наказывали экономическими санкциями, что также значительно ухудшало американо-турецкие отношения.
Начало президентства Д. Трампа в Турции встретили с надеждой на изменения в американской политике по отношению к Турции. Д. Трамп обещал изменить все, что сделал его предшественник, Б. Обама, поэтому турецкое правительство надеялось на разрешение хотя бы части конфликтов между странами и улучшение отношений. Однако действия Д. Трампа также не оправдали их ожиданий. США продолжали поддерживать курдов, отказывались выдавать Ф. Гюлена, Турция оказывалась менять свою внутреннюю политику, несмотря на обвинения в нарушении гражданских прав со стороны Соединенных Штатов. Помимо уже существующих разногласий, которые страны так и не могли решить, возникали новые. Самым серьезным из них стал конфликт из -за закупки Турцией российских ЗРК, а также общая положительная динамика отношений Турции и России. Соединенные Штаты пытались не допустить улучшения российско-турецких отношений и при помощи давления пытались заставить Турцию отказаться от сотрудничества с Россией. Однако данные действия не имели успеха, и происходящее вызывало очередное серьезное охлаждение отношений между США и Турцией. К концу президентства Д. Трампа между США и Турцией практически не осталось общих точек соприкосновения, по которым страны бы не имели конфликтов и разногласий.
Разлад в политических отношениях влиял на состояние и военных, и экономических отношений. Вследствие того, что Турция переставала выполнять указания США и проводила более независимую внешнюю политику, США изменили свою экономическую политику по отношению к Турции на более жесткую. Турция лишалась финансовой помощи, таможенных льгот, облагалась экономическими санкциями. Турецкая экономика достаточно болезненно реагировала на это, поэтому турецкое правительство приняло решение отказаться от доллара и перейти на расчеты в национальной валюте. Все это негативно сказывалось на отношениях между американским и турецким рынками. Американские бизнесмены и инвесторы уменьшали свои вложения в турецкое производство, отдавая предпочтения странам, с которыми США имели более устойчивые отношения, количество американских товаров на турецком рынке и наоборот уменьшалось. Торговые и экономические связи между США и Турцией ослабли. Военные отношения стран также ухудшались. Турция переключилась на военное сотрудничество с Россией - одного из самых главных конкурентов США в мировой политике. Данные события, как уже было сказано выше, были крайне отрицательно восприняты со стороны США. Ответом на это стало сокращение военного сотрудничества с Турцией, закрытие части баз, вывоз оборудования, отказы в продаже и доставке американской военной техники, даже той, что была уже оплачена, отмена совместных обучений американских и турецких военных. Сокращение военного сотрудничества с Турцией стало ответом США на турецкое сближение с Россией.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что американо-турецкие отношения после президентства Д. Трампа находятся в серьезном кризисе. Между странами еще сохраняется сотрудничество, но только в отдельных вопросах, преимущественно связанных с войной в Сирии, глобального сотрудничества, как было ранее, больше не наблюдается. Турция отказалась от исключительно прозападного курса и стала проводить гораздо более независимую внешнюю политику. Текущее состояние отношений США и Турции нельзя охарактеризовать положительно из -за ряда неразрешенных конфликтов и разногласий по большому числу важных вопросов, которые стоят на повестке дня не только для этих стран, но и для всего мирового сообщества в целом. Какое-либо улучшение возможно лишь при осуществлении взаимных уступок, которые пока не предвидятся. Более того, страны отдаляются друг от друга, переключившись на сотрудничество с другими партнерами: Турция - с Ираном и Россией, США - с Израилем и странам ЕС.
1. 112th Congress, 2nd Session. May 31, 2012. Vol. 158. № 80 [Electronic resource] // Available at: https://www.congress. gov/congressional-record/2012/5/31/extensions-of-remarks- section/article/e924-3?q=%7B%22search%22%3A %5B%22Armenian+%5C%22genocide%5C%22%22%5D%7D&r=62 (access date: 15.05.2022).
2. 15 Temmuz'u soyleyen Rus' TBMM'deydi [Elektronik kaynak] // gazete duvaR. URL: https://www.gazeteduvar.com.tr/gundem/2016/11/09/15-temmuzu-soyleyen-rus-tbmmdeydi (tedavul tarihi: 29.05.2022).
3. 72 percent of Turkish citizens see US as security threat [Electronic resource] The Hurriyet Daily News, 02.08.2017. URL: https://www.hurriyetdailynews.com/72-percent-of- turkish-citizens-see-us-as-security-threat--116272 (access date: 30.05.2022).
4. ABD Ba§kani Trump: Turkiye artik geli§mi§ ulke, destek listesinden gikaralim
[Elektronik kaynak] // Anadolu Ajansi. URL: https://www.aa.com.tr/tr/dunya/abd-baskani- trump-turkiye-artik-gelismis-ulke-destek-listesinden-cikaralim/1409211 (tedavul tarihi:
02.06.2022).
5. ABD Savunma Bakani Mattis'ten 'Turkiye' agiklamasi [Elektronik kaynak] // Anadolu
Ajansi. URL: https://www.aa.com.tr/tr/dunya/abd-savunma-bakani-mattisten-turkiye-
aciklamasi/1215925 (tedavul tarihi: 02.06.2022).
6. ABD'nin Turkiye'ye CAATSA yaptirimlari: 'Savunma [Elektronik kaynak] // BBC. URL: https://www.bbc.com/turkce/haberler-dunya-55341918 (tedavul tarihi: 02.06.2022).
7. Agreement between the United States and Turkey Supplementing and Extending the Agreement of March 29, 1980 for Cooperation on Defense and Economy. Effected by Exchange of Letters at Washington, March 16, 1987. 121 p.
8. Agreement is the Defense of 1969 [Electronic resource] // Gerald R. Ford Presidential Library. URL: https://www.fordlibrarymuseum.gov/library/document/0398/1982289.pdf (access date: 10.05.2022).
9. Agreements for cooperation for mutual defense purposes : Hearings before the Subcommittee on Agreements for Cooperation of the Joint Committee on Atomic Energy, Congress of the United States, Eighty-sixth Congress, first session, on the exchange of military information and material with the United Kingdom, France, Canada, the Netherlands, Turkey, Greece, and the Federal Republic of Germany [Electronic resource] // Stanford libraries. URL: https://exhibits.stanford.edu/atomic-energy/catalog/cy060zh4392. (access date: 05.05.2022).
10. Aid to Greece and Turkey // The Department of State Bulletin. Supplement. 1947. May 4. Vol. XVI, № 409A. 987 p.
11. America Is Obstructing Turkey’s Geostrategic Destiny [Electronic resource] //
Hoover Institution. URL: https://www.hoover.org/research/america-obstructing-turkeys-
geostrategic-destiny (access date: 02.06.2022).
12. Amerika Birle§ik Devletleri’nin Di§ Ticaret Politikasinda Serbest Ticaret
Aniasmaiarinin Yeri [Elektronik kaynak] // Turkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi. URL: https://www.mfa.gov.tr/amerika-birlesik-devletleri_nin-dis-ticaret-politikasinda-serbest-ticaret- anlasmalarinin-yeri- .tr.mfa (tedavul tarihi: 02.06.2022).
13. An Act to Provide for Assistance to Greece and Turkey. Public Law. 80th Congress. Senate. First Session. Chapter 81. 1098 p.
14. Angel R., Larrabee F. S. The Rise of Political Islam in Turkey [Electronic resource] //
Prepared for the Office of the Secretary of Defense by Rand National Defense Research Institute. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monographs/2008/RAND_MG726.pdf
(access date: 30.05.2022).
15. Assistance Agreement Between the United States of America and the Government of the Republic of Turkey. November 20, 1981. URL: turkey.usembassy.gov/treaty_websites.html. (access date: 09.06.2022)... 182