Теоретическая часть. Теоретические основы конкурентоспособности 8
1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности 8
1.2 Методы и принципы конкурентоспособности 14
1.3 Формирование конкурентоспособности торговых предприятий 24
2 Аналитическая часть. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия ООО «Торговый дом Саяны» 30
2.1 Характеристика предприятия ООО «Торговый дом Саяны» 30
2.2 Анализ финансовых показателей 33
2.3 Оценка конкурентных преимуществ предприятия 50
2.4 Заключительная оценка деятельности предприятия 55
2.5 Вопросы экологии 57
3 Проектная часть. Разработка мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Торговый дом Саяны» 60
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности 60
3.2 Расчет основных показателей и затрат 63
3.3 Эффективность от предложенных мероприятий 70
Заключение 72
Список сокращений 74
Список использованных источников 75
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Таким образом, актуальность работы обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.
Цель работы заключается в проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия ООО «Торговый дом Саяны» и разработке рекомендаций по повышению его конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрытие сущности конкурентоспособности предприятия ;
- рассмотрение методов и принципов конкурентоспособности предприятия;
- проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия;
- расчет финансовых коэффициентов для оценки ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;
- проведение заключительной оценки экономической эффективности ООО «Торговый дом Саяны»
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Саяны».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является повышение конкурентоспособности ООО «Торговый дом Саяны».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. В теоретической части рассматриваются теоретические основы анализа финансовой устойчивости предприятия. В аналитической части проводится анализ хозяйственной деятельности исследуемого предприятия и дается оценка экономической эффективности предприятия. В третьей части проводится разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия и оценивается их эффективность.
Для написания выпускной квалификационной работы использованы различные источники. В первую очередь - это нормативные акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятий.
Кроме того использованы научные литературные источники в виде учебной литературы, монографий и статей в периодической печати, посвященных вопросам конкурентоспособности предприятий.
Информационным источниками для расчета показателей и проведения анализа финансовой устойчивости ООО «Торговый дом Саяны» служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность за период 2014 - 2016г. г.:
-форма 1 «Бухгалтерский баланс»;
-форма 2 «Отчет о финансовых результатах».
В ходе исследования, было установлено, что управление конкурентоспособностью означает обеспечение оптимального соотношения ее составляющих и элементов. Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в будущем. Конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности.
Проведя анализ хозяйственной деятельности ООО «Торговый дом Саяны» установлено, что за отчетный год финансовая ситуация на предприятии заметно улучшилась. Повысились темпы роста реализации продукции, а также темпы роста балансовой и чистой прибыли. В структуре активов предприятия значительно увеличилась доля оборотных средств, что само по себе неплохо, так как в результате этого ускоряется оборачиваемость совокупного капитала. За анализируемый период валюта баланса увеличилась в абсолютном выражении на 2521 тыс. руб. (6,4 %).
Следует отметить, что происходит ускорение оборачиваемости средств организации, повышается эффективность использования капитала, растёт выручка от реализации, следовательно, растет ее деловая активность. В отчётном 2016 году предприятие получило чистую прибыль, в размере на 5168 тыс. рублей, что на 88% больше чем в предыдущем, что свидетельствует о росте деловой активности организации и является положительным моментом его деятельности.
Исследование оборотных активов уже обнаружило внешние признаки неоптимального размещения капитала в дебиторской задолженности. В структуре оборотных активов преобладает дебиторская задолженность - 51,7 %, которая увеличилась на 22 % за счет задолженности покупателей и заказчиков в основном за пользование электроэнергией местными жителями. Значительная доля дебиторской задолженности отвлечена покупателям и заказчикам (53,7 %), а также поставщиками в виде авансов 11,3 %, выданных им под будущие поставки продукции. Фирма тем самым поставлена в невыгодные условия, т.к. капитал отвлечен из оборота. В связи с этим можно сделать вывод, что бухгалтерская служба работает не эффективно.
В целях повышения конкурентоспособности были предложены следующие мероприятия:
- применение системы скидок, при реализации продукции предприятия;
- проведение среди персонала мероприятий по улучшению качества обслуживания;
- создание положительного имиджа компании.
Оценивая их эффективность, можно выделить то, что:
- товарооборот предприятие после внедрения всех мероприятий увеличится на 7085,1 тыс. руб.;
- чистая прибыль предприятия увеличится на 576 тыс. руб.
- показатель рентабельности увеличился на 1% в сравнении с 2016 годом.
Таким образом, цели выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев. — M. : Финансы и статистика. 2009. —529 с.
2. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие; рекомендовано УМО по образованию в области природообустройства и водопользования / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. — 3— е изд., испр. и доп. — [б. м.], 2010. — 336 с.
3. Бочаров, В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2 — е изд.- СПб. : Питер, 2009. - 240 с.
4. Белоножкова, Е. Ю., Игнатенко, А. А. Управление дебиторской задолженностью [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 88 — 90.
5. Бутенко, Я. А. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — N 4. — С. 126 — 133.
6. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. — 4 — е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Дело и Сервис», 2011. — 368 с.
7. Емельяненко, И. С. Повышение конкурентоспособности
предприятий розничной торговли [Текст] // Актуальные вопросы
экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 72 — 75.
8. Карасева, И. М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И. М. Карасева, М. А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. - М.: ОМЕГА — Л, 2009. — 335 с.
9. Касатов, Д. А. Построение модели оценки
конкурентоспособности предприятия // Экономические науки. - 2009. — N 4.
— С. 113 — 118.
10. Кислинская, М. В. Роль систем управления и их оценивания в повышении конкурентоспособности предприятий // Экономические науки. -
2010. — N 12. — С. 189 — 194.
11. Леонов, Ю.Е. Основные элементы формирования стратегии конкурентного поведения / Ю. Е. Леонов, Ю. В. Мячин // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. — 2012. — Вып. 1 (52). — С. 289 — 293.
12. Лытнева, Н. А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / Н. А. Лытнева, Е. А. Кыштымова, Н. В. Парушина. — Рн / Д : Феникс, 2011. - 604с
13. Мельник, М. В. Анализ финансово — хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова.
— М. : Форум: ИНФРА — М, 2008. — 192 с.
14. Оленева, О. С. Маркетинговый подход к выбору эффективного рынка сбыта готовой продукции с целью укрепления конкурентной позиции фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. — N 2. —С. 16 — 23.
15. Петров, А.М. Учет и анализ: Учебник / А.М. Петров, Е.В. Басалаева, Л.А. Мельникова. — М. : КУРС, НИЦ ИНФРА — М, 2013. — 512 c.
16. Политический журнал по управлению финансами компании [Электронный ресурс] // Финансовый директор — Электрон. дан — Режим доступа: http://www.fd.ru — Загл. с экрана.
17. Портер, М. Ю. Конкурентная стратегия : Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Ю. Портер. - Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер , 2016. - 456 с.
18. Портер, М. Ю. Конкурентное преимущество : Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Ю. Портер. - Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 716 с.
19. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник/Г.В. Савицкая. — Минск: ООО «Новое знание», 2010. — 688 с.
20. Сорокина, И. Э. Методы оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. — N
4. — С. 63 — 74.
21. Сысоева, Е. Типология конкурентных стратегий предприятия // Предпринимательство. — 2011. — № 2. — С. 85 — 91.
22. Финансовые показатели, актуальные для целей анализа финансового состояния предприятия. Статья Гончаров, Д. С., Горожанкин, А. Ю. [Электронный ресурс]. — [2003] — Режим доступа: http://www.sunit.ru/pc_art1.shtml
23. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной
деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. — М. : ИНФРА — М, 2011. — 415 с.
24. Шихкеримова, И. А. Ключевые показатели
конкурентоспособности : методика оценки конкурентоспособности компаний на основе сбалансированной системы показателей // Российское предпринимательство. — 2010. — N 1, вып. 2. — С. 62 — 68.
25. Финансовые показатели, актуальные для целей анализа финансового состояния предприятия. Статья Гончаров Д.С., Горожанкин А.Ю. [Электронный ресурс]. — [2003] — Режим доступа: http://www.sunit.ru/pc art1.shtml
26. Уровень инфляции в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — [2017]. — Режим доступа: http://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn-- p1ai/
27. Черненко, А. Ф. Учет и анализ для бакалавров менеджмента: Учебное пособие / А. Ф. Черненко, Н. Ю. Черненко, А. В. Башарина. — Рн / Д: Феникс, 2012. — 474 c.
28. Чипуренко, Е. В. Налоговая среда и цели налогового планирования организации // Международный бухгалтерский учет. 2011.
№ 13. URL: http://cyberlenrnka.ru/article/n/nalogovaya-sreda-i-tseli-nalogovogo- planirovaniya-organizatsii (дата обращения: 14.05.2017).
29. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной
деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. — М.: ИНФРА — М, 2011. — 415 с.
30. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебник / А. Д. Шеремет. — М. : ИНФРА — М, 2011. - 456 с.
31. Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Стандарты и качество, 2013. - 464 c.
32. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия / Т. А. Шихабахов [и др.] // Экон. науки. — 2012. — № 1 (86). — С. 157 — 161
33. Философова, Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити — Дана — Москва, 2011. — 296 c.